Файл: Вопросы по курсу Психотехнологии коммуникативного менеджмента.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 632

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
кассирша сместила свою агрессию на нас, покупателей.

Рационализация – искажение реальности для защиты самооценки. Это возможность нашего ума находить объяснения для внешних, как правило, негативных событий для того, чтобы успокоить наше сознание, и каким – то образом оправдать себя в конкретной ситуации.

Главный минус рационализации в том, что она закрывает человеку возможность к объективной рефлексии ситуации, а значит мешает реально изменить свою жизнь.

«Рациональный» человек очень быстр в объяснениях, ничто его не может озадачить, удивить, он легко раздает оценки, легко дает советы, ему все понятно, как есть на самом деле. В его мире не остается места удивлению, человек попросту остается глух и слеп ко всему, что не поддается логическим объяснениям.
Рационализация осуществляется разными способами – это

  1. «Зеленый виноград» - а не очень, то хотелось;

  2. «Сладкий лимон» - преувеличение ценности того, что имеешь;

  3. «Поляризация картины мира» - все такие!

Пример рационализации «зеленый виноград»

Знаменитый пример рационализации — басня «Лисица и виноград». Лисица никак не может получить виноград и отступает, рационализируя это тем, что виноград «зелёный». Такое вот самооправдание и самообман.

Мой друг Николай, в этом году хотел поступить в университет, исключительно на бюджет, на конкретную специальность (биотехнология), при этом он не рассматривал другие варианты, подав заявления только на одну специальность в один ВУЗ. У него был четкий критерий, которым он следовал, но итог не утешителен - он не поступил в этом году в ВУЗ, так как ему не хватило двух баллов для того, чтобы поступить на бюджет. Николая — это расстроило, но поскольку он не хотел выносить в себе какие-то негативные переживания на этот счет и выслушивать от других обидные слова в свой адрес. В себе он рационализировал это дело так: что значит не время, значит нужно еще подумать, а действительно ли мне нужна такая специальность? А действительно ли я иду в тот университет? И вообще нужно ли мне эта профессия? Как бы этими вопросами он начал искать плюсы, говоря себе, что не очень, то и хотелось идти туда.

Его сознание при этом удовлетворилось данными оправданиями
, и он остался в более - менее спокойном состоянии. Он не стал себя корить, унижать, говорить: «Лошара, что же ты не подал заявления в…», можно сказать, что он скрутил это все в комочек и выбросил. Теперь, когда я ему задаю вопрос: «Что делать будешь?» он отвечает мне, что в действительности не хотел идти в этот ВУЗ и подумает об этом в следующем году.

Пример рационализации «сладкий лимон»

У автора, Виктора Драгунского есть цикл рассказов под названием «Денискины рассказы». В одной из такой истории рассказывается, как Дениска, сияя, пришел из бассейна домой и начал рассказывать родителям, что по плаванию в стиле баттерфляй занял 3 место. Отец обрадовался и спросил: «А кто же первое?», «Второе?», «Четвертое?», когда же вопрос дошел до 4 – ого, то Денис ответил «Четвертое место никто не занял. Мы все третье… Все восемнадцать человек…Так инструктор сказал!»

Из этого отрывка мы можем сделать вывод, что Дениска повысил ценности своего совершённого поступка, а именно полученного результата.

Пример рационализации (поляризация картины мира)

Но бываю ситуации, которые намного больше выводят нас из калии, например, потеря близкого человека. Недавно у друга была такая ситуация, он потерял близкого человека и довольно – таки спокойно воспринял это, рационализируя себя на каждом этапе, каких – то похоронных действий и связанных с этим поминками и т.д.

То есть его осознание оставалось примерно в таком спокойном состоянии, отчужденном несколько и он находил себе слова, находил для себе какие – то умозаключения, которые бы уговорили его на то что бы он не испытывал сильных эмоций. Это были такие слова, вроде «Ну, все умирают, и я когда – то умру, как бы ничего в этом нет. Просто, да, это был твой близкий человек. Тебе его будет не хватать, ну что же поделать?!» и многое другое, тем не менее, он запихал свои возможные переживания, то есть отделил эту ситуацию на интеллектуальную, которую затем задавил другими аргументами (контраргументами) и эмоциональную, которую затем подавил, то есть она ушла в бессознательное.

Адекватная и неадекватная защиты.

Естественно, психологическая защита личности – важный позитивный механизм сохранения психологического здоровья и благополучия личности. Если бы мы осознавали все свои личностные конфликты и фрустрации, жизнь превратилась бы в ад. Это – адекватный уровень защиты.

Однако, когда человек начинает вытеснять слишком много информации и включает слишком много защит, он начинает жить в полностью иллюзорном мире, и психологическая защита становится

неадекватной.

  1. Адекватная защита - разумная, соответствующая ситуации.

Если человек не отстает, а вы подготовлены физически, то в ответ на удар поставить блок, сделать захват и уложить нападающего с болевым приемом - защита адекватная. Ломать ему руки и ноги - уже нет.

  1. Неадекватная защита - странная, нецелесообразная, не решающая ваши задачи и неудобная для других людей.

Держать в себе кипящие эмоции - вредно для здоровья, но срываться на домашних, потому что на вас срывались на работе - неадекватный способ защиты своей психики

Адекватность защиты и «сила эго».

Патология личности возникает в момент, когда мы вытесняем слишком много негативной информации. В результате включаются психологические защиты, искажая реальность и погружая человека в иллюзорный мир.

Значит ли это, что достаточно заставить человека осознать то, что он держит в бессознательном, и проблема исчезнет? Конечно нет. Информация вытесняется не просто так, а именно потому, что она вызывает напряжение, фрустрацию и внутренний конфликт. Эго человека слишком слабое, чтобы принять реальность, как она есть, и человек пытается исказить реальность, чтобы снять противоречия. Выход – укрепление эго, воспитание силы личности, способной переживать фрустрацию, не вытесняя породившую ее информацию.

Даже достигнув физической зрелости, люди существенно различаются между собой в формах и эффективности деятельности эго. Это важное качество было названо Фрейдом «силой эго». Человеку с «сильным Эго» свойственны следующие характеристики: он объективен в своих оценках окружающего мира и себя; его деятельность организована на протяжении более долгого времени, так что возможны планирование и распорядок; он способен выполнить принятые решения и, не колеблясь, выбирать из имеющихся альтернатив; он не подчиняется слепо своим устремлениям и может направлять их в общественно полезное русло; он способен противостоять непосредственному давлению со стороны физического и социального окружения, обдумывая и выбирая собственный курс. С другой стороны, индивид со «слабым Эго» более схож с ребёнком: его поведение импульсивно и определяется моментом; восприятие действительности и себя искажено; он достигает меньшего успеха в продуктивной работе, поскольку его энергия тратится на защиту искажённых и нереалистических представлений о себе; он может страдать от невротических симптомов. «Сила эго», оно подразумевает
способность личности к восприятию реальности, даже когда она чрезвычайно неприятна, не прибегая к более примитивной защите, подобной отрицанию.


  1. Альфред Адлер. «Чувство недостаточности» как источник развития личности. Компенсация и гиперкомпенсация как реакция на собственную недостаточность.

Альфред Адлер — выдающийся австрийский врач, невропатолог, психиатр и психолог. Работал вместе с Зигмундом Фрейдом над основами психоанализа. Человека Адлер рассматривал с точки зрения его индивидуальности, считая личность цельной системой, потому-то его подход и получил название индивидуальной психологии.

Альфред Адлер (https://ru.wikipedia.org/wiki/Адлер,Альфред)

Альфред Адлер (7 февраля 1870 г. - 28 мая 1937 г.) (67)

австрийский психолог, психиатр и мыслитель, создал систему индивидуальной психологии.

Родился в Рудольфсхайме (Вена).

Альфред был третьим из шести детей в небогатой еврейской семье.

В детстве Адлер несколько раз был близок к смерти. Когда Альфреду было 3 года, его младший брат умер в кроватке, где они спали вместе. Кроме того, дважды Адлер едва не был убит в уличных происшествиях, а в пять лет переболел тяжелой пневмонией. Семейный врач считал случай безнадежным, но другому доктору удалось спасти мальчика. После этой истории Адлер решил стать врачом.

В 18 лет Адлер поступил в Венский университет на отделение медицины. В университете он заинтересовался идеями социализма и участвовал в нескольких политических собраниях. На одном из них он встретил свою будущую жену Раису Эпштейн, русскую студентку, которая училась в университете. К концу обучения Адлер стал убеждённым социал-демократом. В 1895 году Адлер получил медицинскую степень. Он начал практику сперва как офтальмолог, затем в качестве врача общего направления. Позже, по причине его растущей заинтересованности функциями нервной системы и адаптацией, профессиональные устремления Адлера переместились в сторону неврологии и психиатрии.

В 1901 году Адлер, подающий надежды молодой врач, активно защищал в печати новую книгу Фрейда «Толкование сновидений». Хотя Фрейд раньше не был знаком с Адлером, он был глубоко тронут смелой защитой Адлером его работы и прислал ему письмо с благодарностью и приглашением участвовать в только что сформированной дискуссионной группе по психоанализу. Будучи врачом-практиком, Адлер в 1902 году примкнул к кружку Фрейда. Тем не менее Адлер никогда не был сторонником фрейдистского тезиса об универсальной роли детской сексуальности в развитии человеческой психики.

В 1907 году Адлер опубликовал книгу «Исследование неполноценности органов», в которой изложил свои взгляды на формирование человеческой психики, что вызвало негативную реакцию Фрейда. Адлер заявил о том, что «психоанализ не должен быть ограничен только одним способом», в ответ на это Фрейд резко высказался о «своеволии отдельных психоаналитиков».

В 1910 году Адлер был избран президентом Венского психоаналитического общества. Тем временем отношения между Фрейдом и Адлером резко ухудшились. Фрейд, ещё в ноябре 1910 года в своих письмах к Юнгу называвший Адлера «вполне приличным и очень умным человеком», к концу года объявил его «параноиком», а его теории — «непонятными».

Фрейд часто называл своих врагов «параноиками» (бредовые идеи). Он считал, что причиной паранойи являются подавленные гомосексуальные чувства. Фрейд сделал ретроспективный анализ применительно к своему утраченному другу, Вильгельму Флису, и назвал Адлера «маленьким рецидивом Флиса».

В июне Адлер покинул Венское психоаналитическое общество. В октябре того же года оставшиеся последователи Адлера получили приказ выбрать один из двух лагерей. Всего вместе с Адлером ушли десять членов движения, которые решили образовать свой собственный кружок — «Общество свободных психоаналитических исследований», впоследствии переименованный в «Ассоциацию индивидуальной психологии».

Согласно Юнгу - А.Адлер являлся учеником З.Фрейда (в своей книге «Проблемы души нашего времени» Карл Г. Юнг называет его первым учеником Фрейда), с чем многие не согласны, так как они не продолжали свое фрейдовское учение. Что Юнг, что Адлер пришли к З.Фрейду уже сформировавшимися в психологии личностями.

В 1912 году Адлер опубликовал работу «О нервном характере», обобщавшую основные концепции индивидуальной психологии. В том же году Адлер основал «Журнал индивидуальной психологии», выпуск которого вскоре был прерван Первой мировой войной. В течение двух лет Адлер служил военным врачом на русском фронте, а вернувшись в 1916 году в Вену, возглавил военный госпиталь. В 1919 году при поддержке австрийского правительства Адлер организовал первую детскую реабилитационную клинику. Через несколько лет в Вене было уже около тридцати таких клиник, в которых работали ученики Адлера. Персонал каждой клиники состоял из врача, психолога и социального работника.

В 1926 году Адлер получил приглашение занять должность профессора Колумбийского университета в Нью-Йорке. В 1928 году он побывал в США, где читал лекции. Став сотрудником Колумбийского университета, Адлер проводил в Вене только летние месяцы, продолжая преподавательскую деятельность и лечение пациентов. Первая и наиболее известная экспериментальная школа, преподавание в которой осуществлялось согласно принципам индивидуальной психологии, основанная в 1931 году Оскаром Шпилем и Ф. Бирнбаумом, была закрыта после аншлюса Австрии в 1938 году. Тогда же был запрещён «Международный журнал индивидуальной психологии». В 1946 году, после окончания второй мировой войны экспериментальная школа открылась вновь, в то же время возобновилась и публикация журнала.

В 1932 году Адлер окончательно переезжает в США. В последние годы своей жизни он активно занимался лекционной деятельностью во многих высших учебных заведениях Запада. 28 мая 1937 года, приехав в Абердин (Шотландия) для чтения серии лекций, он неожиданно умер от сердечного приступа в возрасте 67 лет. Похоронен в Абердине.

У Альфреда было четверо детей: Валентина (1898), Александра (1901), Курт (1905) и Корнелия (1909). Александра и Курт стали, как и отец, психиатрами. Валентина была деятельницей Коминтерна, работала в издательстве Иностранных рабочих в Москве и была репрессирована за поддержку троцкизма.


«Чувство недостаточности» как источник развития личности.

Основная идея Адлера заключается в том, что человек в течение жизни испытывает чувство недостаточности, сравнивая себя с требованиями родителей, окружением, эталонами культуры. Это чувство, по сути, и является источником мотивации к развитию (человек, который полностью собой доволен, останавливается в своем пути).

Компенсация и гиперкомпенсация как реакция на собственную недостаточность.

Для преодоления чувства недостаточности используются 2 механизма:

1. Гиперкомпенсация – когда упорным трудом человек совершенствуется именно в той области, в которой он чувствует недостаточность. Так, физические недостатки зачастую стараются компенсировать усиленными тренировками. Например, Демосфен, заикавшийся с детства, стал одним из великих ораторов; Александр Суворов, который в детстве был слабым болезненным ребенком, стал великим полководцем, делавшим вместе со своими солдатами, казалось бы, невозможное (переход через зимние Альпы).

Пример (гиперкомпенсация): ребёнок старается развить те данные, которые у него слабо развиты. Например, хилый подросток идет в секцию борьбы и пытается стать драчуном, чтобы отомстить своим обидчикам. Пропорциональное развитие при этом также нередко искажается. Примером такой гиперкомпенсации может служить биография А.В.Суворова.

Александр Суворов – родился уже офицером

Не красивая – занимайся фитнесом.

Не хватает сил – качайся.

То, что тебе нужно, к тому ты и стремишься.

Ник Вуйчич (1982) родился без рук и ног, однако благодаря своему упорству и вере в свои силы научился плавать, пользоваться компьютером, играть в футбол, закончил университет, создал семью и стал первым в мире мотивационным оратором по теме «Психология успеха» с синдромом тетраамелии (очень редкое врождённое наследственное заболевание, характеризующееся отсутствием четырёх конечностей).

Данные примеры имеют позитивный эффект в развитии и самореализации человека, однако психология знает немало негативных последствий. Чаще всего они выражаются в негативном, ненавистном отношении к обществу и ощущении своего собственного превосходства. Подобная реакция гиперкомпенсации развивается в случае, когда желание доказать свою полноценность становится самоцелью – только унижая других, он может чувствовать свою значимость.