Файл: Вопросы по курсу Психотехнологии коммуникативного менеджмента.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 554

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отрезаем огромное кол-во комплексов (сексуальность, свободу, агрессию)

НУЖНО ПРИНЯТЬ СВОЮ ТЕНЬ (ПРИМЕР, МАЛЬЧИК ГЕТТ И ЕГО ТЕНЬ) (https://www.psysovet.ru/threads/3773/)

  1. «Анима», «Анимус» и «Самость» в юнгианской концепции.

- Анима ( внутреннего женского начала в мужской психике) и Анимус (внутреннего мужского начала – в женской) - это архетипы, определяющие соответственно женскую или мужскую половую идентичность. (https://www.psysovet.ru/threads/3774/)
- Самость – (все в себе признали. Кто мы в действительности – стало известно) Сравнил с бабочкой, которая залетела в его окно (в куколке и с расправившимися крыльями). Центр личности, вокруг которого формируются остальные системы. Она удерживает эти системы и архетипы вместе, обеспечивает личностное единство, равновесие и стабильность. Самость включает в себя как сознательное, так и бессознательное. (https://www.psysovet.ru/threads/3781/)

Пример (самости): допустим, человек попал в аварию – это ему типа подсказка, что нужно соблюдать скоростной̆ режим. Юнг считал, что если Эго не вполне слышит зов Самости, то у нас имеются и слабые поправки этого в виде «подсказок», хороших или не очень. Где-то мы потеряли ключи, где-то не завелась машина, где-то сдох планшет с важной̆ презентацией̆. Человек должен подмечать эти «пятнышки» и осознавать их глубокий̆ смысл. Проблемы, которые «подкидывает» человеку Самость необходимы для развития его Эго.

  1. Категория архетипа. Три вида архетипических структур.

Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых, архетипы — врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе, религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам.


https://womanadvice.ru/arhetip-primery-arhetipov-po-yungu-i-kak-nayti-svoy-arhetip (понятие архетипов и примеры)
Вот подробное (слишком) описание концепции архетипа: https://www.psysovet.ru/threads/3770/

Архетип – структура психики, которая позволяет человеку формировать ее содержание. Юнг, объясняя идею архетипа, использовал метафору магнита и железных стружек. Если рассыпать стружки по столу и поднести под столешницу магнит, стружки выстроятся по определенным линиям. Эти линии нам видны, хотя сам магнит – нет. Магнит – архетип, он не виден в глубинах коллективного бессознательного. А линии, которые выстраиваются под его структурирующим воздействием – это архетипические идеи, образы и сценарии, которые мы можем осознать.

Архетипические – ИДЕИ, ОБРАЗЫ, СЦЕНАРИИ.

Эти идеи, образы и сценарии повторяются у всех людей и народов: https://www.psysovet.ru/threads/3771/

Архетип – одна из основных идей в коммуникации. Вот как, например, идея архетипических образов реализуется в рекламе и маркетинге:

ВАЖНО! http://art-pobeda.com/arhetipyi-brendov-segmentatsiya-biznesa

А здесь без картинок, но подробно: http://nekele.ru/forum/index.php?topic=1768.0

  1. Архетипы и сценарии жизни. Типология личностных сценариев. Влияние сценария на жизненный путь личности.

Архетипы и сценарии жизни.

Архетип – это структурная единица коллективного бессознательного, которая направляет психические процессы. Юнг пользуется в своей теории символами, которые являются отражением архетипов (образы героев, которые встречаются в мифах, преданиях, образы сюжетов, встречающиеся в преданиях, сказках).

Архетип в теории Юнга может существовать в разных проявлениях. Архетипов вообще может быть бесконечное множество, но важнейшими из них являются архетип «Я», архетип «матери» (это не реальные образ матери, а собирательный, который складывается из образа реальной женщины и вымышленной. Пример: Родина, Дева Мария, Баба Яга, Анна Иоанновна), архетип «отца» (может иметь проявления власти. Пример: Бог, правитель).

  • Мать – утешение, спокойствие;

  • Отец – мощь, сила, авторитет, власть;

  • Ребенок – невинность, тоска по детству и беззаботности, спасение, возрождение;

  • Мудрец – знания, мудрость, опыт;

  • Герой – спасатель, защитник, опора;

  • Враг – опасность, тревога.

Юнг выделяет символы для коллективного бессознательного (крест, звезда Давида, буддистское колесо жизни).

Типология личностных сценариев.

Одним из наиболее известных приверженцев теории сценариев был психолог и психиатр, создатель трансакционного анализа, Эрик Леннард Берн (1910—1970). Он изложил свои наблюдения и выводы по этому вопросу в своей книге «Люди, которые играют в игры».



  1. Пока не (Геракл)

Есть огромное количество разнообразных вариантов этого сценария, но, в общем, их сценарные директивы сводятся к мысли о том, что ничто хорошее не случится, пока что-то менее хорошее не закончится. Например: «Когда я выйду на пенсию, то смогу путешествовать», «В другой жизни мне воздастся по заслугам» и прочее.


  1. Никогда (Тантал)

Директиву, лежащую в основании этого сценария, можно сформулировать так: «Я никогда не получу того, чего больше всего хочу»


  1. После (Дамокл)

Сценарий «после» в каком-то смысле представляет собой сценарий «Пока не» наоборот. То есть, после чего-то хорошего должно обязательно приключиться что-нибудь плохое. Оно послужит своеобразной расплатой. Например: «Я могу радоваться сегодня, но завтра должен буду за это заплатить», «После женитьбы (или замужества) жизнь состоит только лишь из одних обязательств» и прочее


  1. Всегда (Арахна)

Данный сценарий порождает цепь событий, которая обычно именуется «полосой неудач» или «полосой невезения». Эрик Берн приводил по поводу этого сценария такой пример: человек, который застрял посреди шоссе, из-за того, что у него внезапно закончился бензин, за несколько дней до происшествия, сам не замечая того, начинает поглядывать на указатель


  1. Почти (Сизиф)

При объяснении сути этого сценария можно вспомнить миф о Сизифе. Этот знаменитый герой древнегреческих мифов прогневал богов и был обречён вкатывать на гору огромный камень. Когда Сизиф почти достигал вершины, камень выскальзывал у него из рук и катился к подножию. Нечто похожее происходит и в жизни человека, обладающего этим сценарием: он пытается что-то сделать, но редко ему удаётся довести дела до конца.
Победитель - достигает своей цели.

Проигравший – проходит массу мучений и при этом не достигает своей цели

Влияние сценария на жизненный путь личности.

Судьба – жизненный сценарий личности.

Жизненный сценарий – это моя будущая когнитивная карта, это план жизни, который составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается последующими событиями и завершается так, как было предопределено с самого начала. По содержанию сценарии могут быть: сценарий победителя, сценарий побеждённого и
сценарий не-победителя (проигравшего). Формируются жизненные сценарии на основе получаемых от родителей сценарных посланий, так называемых приказания. Чтобы выйти из сценария, необходимо обнаружить потребности, неисполненные в детском возрасте, и найти способы удовлетворения этих потребностей в настоящем.

Победитель - достигает своей цели.

Проигравший – проходит массу мучений и при этом не достигает своей цели

Понимание природы сценариев нужно для того, чтобы осознанно справится со связанными с ними проблемами. Но ошибочно думать, что следует исправить "плохой" сценарий, заменив какие-то его части более хорошими. Такие исправления будут лишь половинчатым решением. Истинной целью самореализации должно стать освобождение от сценария как такового, возможность стать автономной личностью, человеком, который сам (а не его сценарий) управляет собственной жизнью и судьбой.

  1. Первая и самая архаичная версия сценария — это первичный «протокол», который воспринимается сознанием ребенка в том возрасте, когда окружающий мир для него еще мало реален. Можно предположить, что родители являются ему гигантскими фигурами, наделенными магической властью, вроде мифологических титанов только потому, что они намного выше и крупнее его.

    1. Гордость за предков. Пациент констатирует факт: «Мои предки были ирландскими королями» или «Мой прапрадедушка был главным раввином в Люблине». Ясно, что этот человек запрограммирован идти по стопам своих предков, т.е. желает стать выдающейся личностью.

  1. Идеализация. Она может быть романтической или парадоксальной. Так, преуспевающий в жизни человек может сказать: «Моя бабушка была прекрасной хозяйкой», или «Мой дедушка дожил до 98 лет, сохранил все зубы и не имел ни одного седого волоска». Это ясно показывает: говорящий хочет повторить судьбу своих прародителей и исходит из нее в своем сценарии. Неудачники обычно прибегают к парадоксальной идеализации: «Моя бабушка была строгой, практичной женщиной, но в старости она сильно сдала». Здесь явно предполагается: хотя она и сдала, но была все же самой бодрой старушкой в доме престарелых. Скорее всего в этом же состоит и сценарий внучки: стать среди других старых людей самой бодрой старушкой.

  2. Соперничество. Ответ: «Дедушка всю жизнь своей личностью подавлял бабушку» или «Дедушка был такой бесхарактерный, что любой человек делал с ним все, что хотел». Подобные ответы часто представляют собой невротическую реакцию, которую психотерапевты интерпретируют как выражение желания ребенка быть сильнее своих родителей.





  1. Коллективные сценарии. Концепция и этапы «пути героя» по Д. Кемпбелу.

Как уже говорилось, Архетипы проявляются не только в общих для всех идеях и образах, но и в архетипических сценариях. Эти сценарии проявляются как в культурных текстах всех народов (сказках, историях, мифах), так и в форме жизненных сценариев людей. И если мы говорим, что человек реализует сценарий Золушки или Спящей Красавицы – вовсе не обязательно, что на него повлияла сказка, прочитанная в детстве. Просто он выбрал сценарий жизни, который в этой сказке представлен лучше всего.

Существует огромное количество классификаций сценариев, но проще всего делить их на Победителя, Непобедителя и Неудачника (забегаем вперед, в Транзактный анализ).

Подробнее здесь: http://www.transactional-analysis.ru/script/261-lifescript

Концепция и этапы «пути героя» по Д. Кемпбелу.

Джоозеф Джон Кэммпбелл — американский исследователь мифологии, наиболее известный благодаря своим трудам по сравнительной мифологии и религиоведению. Джозеф Кэмпбелл приобрёл большую популярность благодаря тому, что именно он со своей книгой «Герой с тысячью лицами», по словам Джорджа Лукаса, явился вдохновителем фильма «Звёздные войны».

В этой книге он доказал, что среди мифов всех культур, континентов и времен есть свои мифы о героях, и все они укладываются в одну и ту же схему. В ней 17 элементов, умещающихся в трёх фазах. Выглядят эти фазы примерно так:

    1. Сепарация (отделение) — герой покидает родной дом и добирается до границы обычного и неизведанного мира;

    2. Инициация — преодолев сопротивление «привратников» на границе миров, герой путешествует по «волшебному» миру, побеждает всех врагов, отгадывает все загадки и завладевает главным сокровищем;

    3. Возвращение — герой решает вернуться в родной дом, чтобы поделиться сокровищем с родными.

Интересно написано здесь: https://www.mirf.ru/book/tysyachelikij-geroj-campbell



Теперь давайте рассмотрим фазы и этапы Пути Героя в подробностях.
ФАЗА 1

Первая фаза путешествия героя — это разогрев, предыстория. В ней 5 элементов.

1. ЗОВ К СТРАНСТВИЯМ

Тут всё просто. Герою дают понять, что пора отправиться в путешествие.
2. ОТВЕРЖЕНИЕ ЗОВА

Себе и односельчанам герой кажется самым обыденным человеком, призыв к путешествию он считает явной ошибкой, так что пытается улизнуть от судьбы. Если отвержение зова — не минута слабости, а окончательное решение «героя», то он обрекает себя на прозябание в тесном мирке обыденности, скуку и мелкие страхи. В мифах такое происходит редко, в реальной жизни — намного чаще.