Файл: Вопросы по курсу Психотехнологии коммуникативного менеджмента.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 553
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Адлер выделил три причины, способствующие развитию негативной гиперкомпенсации в раннем детстве:
-
Физические недостатки. При неверных установках родителей или общества ребенок начинает воспринимать физические недостатки как препятствия. Даже добившись успеха в жизни, такой человек может продолжать негативно воспринимать окружающий мир, так как считает, что общество считает его неполноценным. -
Излишняя опека со стороны родителей. В детстве родители могут проявлять излишне много заботы и любви к своему ребенку, вследствие чего у него может развиться завышенная самооценка. Когда такой ребенок впервые сталкивается с реальным миром, он чувствует себя «изгнанным из рая», так как общество не оказывает ему сверх внимания и почета. -
Жесткое воспитание. Директивное воспитание приводит к развитию бессердечности. Ребенок, воспитанный подобным образом, во всех видит врагов и брезгливо относится к людям.
2. Компенсация – когда человек совершенствуется в другой области, не там, где чувствует неполноценность (Диана Гурцкая – слепая певица и т.п.).
Пример (компенсация): у человека не ладятся отношения с людьми. Он заводит себе собаку и все время проводит с ней. Наступила определенная компенсация. Собака, конечно, к нему очень хорошо относится, но, общаясь только с ней, он теряет последние навыки общения с людьми и остается одиноким.
Например, хилый подросток вместо того, чтобы развить свои физические данные, начинает интенсивно заниматься шахматами, где у него выявились неплохие способности.
Адлер предположил, что великие люди добивались своих результатов, в том числе в творчестве, в процессе преодоления собственного чувства недостаточности.
Однако, иногда человек преодолевает чувство недостаточности с помощью патологических механизмов. Например, мнимой компенсации, когда комплекс неполноценности компенсируется болезнью, ложившимися обстоятельствами или другими факторами, независящими от субъектов. В этом случае чувство недостаточности фиксируется и превращается в комплекс неполноценности, который становится основным мотивом его личности.
-
«Отцовский» и «материнский» типы любви по Э.Фромму. Развитие в отсутствии чувства недостаточности. «Комплекс неполноценности».
«Отцовский» и «материнский» типы любви.
Это разделение ввел в психологию еще один последователь Фрейда Эрих Фромм.
… Все эти переживания кристаллизуются и объединяются в одном переживании: я любим. Я любим, потому что я – ребенок своей матери. Я любим, потому что я беспомощен. Я любим, потому что я прекрасен, чудесен. Я любим, потому что мать нуждается во мне. Это можно выразить в более общей форме: Я любим за то, что я есть, или по возможности еще более точно: Я любим, потому что это я. Это переживание любимости матерью –пассивное переживание. Нет ничего, что я сделал для того, чтобы быть любимым – материнская любовь безусловна. Все, что от меня требуется, это быть – быть ее ребенком. Материнская любовь – это блаженство, это покой, ее не нужно добиваться, ее не нужно заслуживать. Но есть и негативная сторона в безусловной материнской любви. Ее не только не нужно заслуживать – ее еще и нельзя добиться, вызвать, контролировать. Если она есть, то она равна блаженству, если же ее нет, это все равно, как если бы все прекрасное ушло из жизни – и я ничего не могу сделать, чтобы эту любовь создать.
…Отцовская любовь — это обусловленная любовь. Ее принцип таков: «Я люблю тебя, потому что ты удовлетворяешь моим ожиданиям, потому что ты исполняешь свои обязанности, потому что ты похож на меня». В обусловленной отцовской любви мы находим, как и в безусловной материнской, отрицательную и положительную стороны. Отрицательную сторону составляет уже тот факт, что отцовская любовь должна быть заслужена, что она может быть утеряна, если человек не сделает того, что от него ждут. В самой природе отцовской любви заключено, что послушание становится основной добродетелью, непослушание – главным грехом. И наказанием за него является утрата отцовской любви. Важна и положительная сторона. Поскольку отцовская любовь обусловлена, то я могу что-то сделать, чтобы добиться ее, я могу трудиться ради нее; отцовская любовь не находится вне пределов моего контроля, как любовь материнская.
Эрих Фромм «Искусство любить»
М атеринская – любит не за что
Одновременно, лучше всего.
Отцовская – любит за что – то
Итак, материнская любовь – вечная, ее не надо ждать, требовать или просить. Она – безусловна на подсознательном уровне. Отцовские чувства вызваны не эмоциями, а поступками, поведением и послушанием. Мужчина любит ребенка «за что‑то», а не «вопреки», до тех пор (дочери), пока не появится другой мужчина в ее жизни, который похож на отца.
«Я не мать – сюсюкаться не буду»
Развитие в отсутствии чувства недостаточности.
Отсутствие чувства недостаточности – это отсутствие мотивации к развитию. Избыточность материнского типа любви («я прекрасен уже потому, что живу») приводит к разным вариантам выученной беспомощности при спокойном отношении к собственным неудачам («да, я ничего не достиг, но так ли это важно, если я и так себя люблю?»)
«Комплекс неполноценности».
Когда человек фиксируется на переживании своей недостаточности, оно превращается в комплекс неполноценности. Человек постоянно погружен в свои компенсации и гиперкомпенсации, но, сколько бы ни старался, ничего не может изменить.
В качестве примера – т.н. «комплекс Наполеона» (https://ru.wikipedia.org/wiki/Комплекс_Наполеона)
Комплекс неполноценности – невроз, без лечения не исчезает
Это совокупность психоэмоциональных ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности по сравнению с окружающими людьми. Понятие ввел в оборот немецкий психоаналитик Альфред Адлер. Симптомами комплекса неполноценности обычно являются постоянные попытки привлечь внимание к своим страданиям, выставление напоказ роли Мученика и Жертвы, недостаточность контактов, боязнь людей, боязнь сделать ошибку, постоянное напряжение, иногда дефекты речи. У молодых мужчин для маскировки ощущения неполноценности часто наблюдаются повышенная агрессивность и потребление алкоголя, а также символы статуса, такие как спортивные автомобили, характерная одежда и т. п. Чрезмерное высокомерие также может свидетельствовать о внутренне нарушенном чувстве собственного достоинства. Психотерапевты говорят о комплексе неполноценности только в случае тяжелых, запущенных клиентов с серьезно заниженной самооценкой. У многих пациентов на его почве развиваются депрессии, за которыми в тяжёлых случаях может последовать опасность самоубийства.
-
Карл Густав Юнг, основные вехи жизни и представления о личности человека.
Юнг разработал собственное учение, которое назвал аналитической психологией, в противовес психоанализу.
Суть развития личности по Юнгу – процесс индивидуализации, принятия своего внутреннего мира, идентификация с Самостью – своей истинной сущностью и получение доступа к ресурсам коллективного бессознательного, где сосредоточен творческий потенциал всего человечества
Карл Юнг (https://ru.wikipedia.org/wiki/Юнг,_Карл_Густав)
Карл Густав Юнг (26 июля 1875 г. - 6 июня 1961 г.) (86) швейцарский психиатр и педагог, создатель концепции коллективного бессознательного |
Родился в Кесвиле (Швейцария). Юнг родился в семье пастора швейцарской реформаторской церкви в Кесвиле в Швейцарии. Дед и прадед со стороны отца были врачами. Карл Густав Юнг закончил медицинский факультет университета в Базеле. С 1900 по 1906 год работал в психиатрической клинике в Цюрихе в качестве ассистента известного психиатра Э. Блейлера. В 1909—1913 годах сотрудничал с Зигмундом Фрейдом, играл ведущую роль в психоаналитическом движении: был первым президентом Международного психоаналитического общества, редактором психоаналитического журнала, читал лекции по введению в психоанализ. 14 февраля 1903 года Юнг женился на Эмме Раушенбах. Скоро он стал главой большого семейства. В 1904 году у них родилась дочь Агата, в 1906-м — Грета, в 1908-м — сын Франц, в 1910-м — Марианна, в 1914-м — Хелена. В 1904 году познакомился и позже вступил в длительную внебрачную связь со своей пациенткой Сабиной Шпильрейн-Шефтель. В 1907—1910 годах Юнга в разное время посещали московские психиатры Михаил Асатиани, Николай Осипов и Алексей Певницкий. В 1914 году Юнг вышел из Международной психоаналитической ассоциации и отказался от техники психоанализа в своей практике (З.Фрейда). Он разработал собственную теорию и терапию, названную им «аналитической психологией». Юнг считал, что бессознательное имеет не биологическую природу, как заявлял Фрейд, а символическую. Термин "коллективное бессознательное" был введён Юнгом в 1916 году в статье «Структура бессознательного» и является центральным понятием аналитической психологии. В 1922 году Юнг приобрел поместье в Боллингене на берегу Цюрихского озера (неподалеку от своего дома в Кюснахте) и на протяжении многих лет строил там так называемую Башню. Имея в первоначальной стадии вид примитивного круглого каменного жилища, после четырёх этапов достройки к 1956 году Башня приобрела вид небольшого замка с двумя башнями, кабинетом, огороженным двором и причалом для лодок. В мемуарах Юнг описывал процесс строительства как воплощённое в камне исследование структуры психики. В 1935 году Юнг был назначен профессором психологии Швейцарской политехнической школы в Цюрихе. Тогда же он стал основателем и президентом Швейцарского общества практической психологии. С 1933 по 1942 год вновь преподавал в Цюрихе, а с 1944 года — в Базеле. С 1933 по 1939 год издавал «Журнал по психотерапии и смежным областям», который поддерживал национальную и внутреннюю политику нацистов по очищению расы, а выдержки из «Mein Kampf» стали обязательным прологом к любой публикации. После войны Юнг объяснял политику журнала требованиями времени. В интервью Кароль Бауман 1948 г. Юнг отметил, что «среди его коллег, знакомых и пациентов в период с 1933 по 1945 было много евреев». Некоторые историки упрекают Юнга в сотрудничестве с нацистским режимом, но он никогда не был осуждён официально и, в отличие от Хайдеггера, продолжил преподавание в университете. В апреле 1948 года в Цюрихе был организован Институт К. Г. Юнга. Институт вёл подготовку на немецком и английском языках. Юнг является автором ассоциативного теста, в ходе которого испытуемому предъявляют ряд слов и анализируют скорость реакции при назывании свободных ассоциаций к этим словам. Анализируя результаты тестирования людей, Юнг предположил, что некоторые сферы опыта у человека приобретают автономный характер и не подчиняются сознательному контролю. Эти эмоционально заряженные части опыта Юнг назвал комплексами. В основе комплекса, по его предположению, всегда может быть обнаружено архетипическое ядро. Юнг предполагал, что часть комплексов возникает в результате психотравмирующих ситуаций. Как правило, это моральный конфликт, целиком проистекающий из невозможности полного включения сущности субъекта. Но доподлинно природа возникновения и развития комплексов неизвестна. Карл Густав Юнг умер в своём доме 6 июня 1961 года в Кюснахте. Похоронен на кладбище протестантской церкви города. |
-
Трехуровневая структура личности в юнгианской традиции. Основные структурные элементы личности.
Трехуровневая структура личности в юнгианской традиции.
-
Сознание -
Индивидуальное бессознательное -
Коллективное бессознательное
Основные структурные элементы личности.
Айра Прогофф предложил метафору, которая описывает представления Юнга о личности. Личность – это колодец. Видимая часть (сруб) – это Персона, основное содержание сознания человека. Дальше идет сам колодец – индивидуальное бессознательное человека, которое содержит комплексы и Тень. И в конце концов – вода коллективного бессознательного, которая питает, связывает между собой все колодцы.
-
«Персона» и «Тень», их соотношение.
- Персона - социальные роли, предписанная личности обществом или внутренними потребностями, «публичное» лицо человека, маска, надеваемая в ответ на социальные требования, и она противоположна ее истинной сущности.
Персона – архетип, владеющий сознанием человека и одновременно наиболее поверхностный и доступный разумной оценке, относится к социальному образу человека. Персона отражает социальное лицо человека: образ личности с точки зрения общества. Маска – это функциональный комплекс, возникающий для удовлетворения потребности в адаптации или для обеспечения некоторых других удобств, но отнюдь не идентичный личности как таковой. (https://www.psysovet.ru/threads/3772/)
- Тень (темная, животная сторона личности, то, что человек скрывает)
Тень (ИБ) - архетип, представляющий собой относительно автономную часть личности, складывающуюся из личностных и коллективных психических установок, которые не могут быть принятыми личностью из-за несовместимости с сознательным представлением о себе. В сновидениях Тень проявляется в виде человека одного пола со сновидцем, вызывающего неприятие и раздражение. Тень является частью Эго, но выходит из бессознательного.
Чем больше тень – тем нужно больше сил для удержания