Файл: Вопросы по курсу Психотехнологии коммуникативного менеджмента.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 556

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Формула» игры.

Наживка – слабинка – переключатель – недоумение (выигрыш) для кого как.

  1. Наживка. Слепи кулич (Слушай, купи стиральную машинку. Очень надо)

  2. Слабинка. Да, я могу слепить. (Ладно, раз очень, то куплю)

  3. Переключатель. Фу, у тебя грязные руки. (Ой, а что такую. Индезита что ли не было?!)

  4. Недоумение, выигрыш.

Бессознательные роли.

В большинстве случаев роли в игре и сама игра не осознается, и подтекст игры выявляется только при осознании парадоксальных эмоций в конце.

  1. Треугольник Карпмана. Игра в «Нарушителя».

Треугольник Карпмана.


и


Треугольник Карпмана

  • Жертва провоцирует окружающих, чтобы кто-то выступил в роли Преследователя. Вариант: Преследователь находит того, кто в чем-то виноват, и начинает Жертву преследовать: обвинять, требовать, наказывать.

  • Далее Жертва доказывает, что она здесь ни при чем, что во всем виноваты все другие, включая самого Преследователя, и ищет своего Спасителя, демонстрируя свои страдания и свою беспомощность.

  • Спасатель включается в игру, старается помочь Жертве и защитить ее от Преследователя, но, поскольку это только игра в спасание, он ничего не добивается.

  • За это Жертва обвиняет Спасителя, после чего он превращается в Жертву преследования, а он в Преследователя.

Треугольник Карпмана - типичная связь трех основных проблемных ролей в человеческих отношениях. Она сведена к трем основным ролям: Преследователя виноватых, Жертвы преследования и Спасателя.

Примером треугольника Карпмана: может послужить воспитание ребенка в семье. Родитель-Преследователь является приверженцем строгости, а родитель-Спасатель жалеет и балует своего малыша. Ребенок в данном случае занимает позицию Жертвы. Не желая следовать строгим правилам, он стравливает Преследователя и Спасателя. Решив таким образом свою проблему, он уходит в тень, а конфликт между родителями продолжает развиваться.

Болванчик и Кипятильник - второстепенные роли. Их может и не быть. Болванчик – это тот, ради кого жертва нарывается на неприятности: нравится девочка, перед друзьями. Кипятильник, подстрекатель, накаляет обстановку.

Роль Жертвы

Интересен факт, что в своем Треугольнике Карпман отводит основную роль Жертве. По его мнению, все 3 личности делают все возможное, чтобы не быть ответственными за ситуации, происходящие в их жизни.


Жертва стремится вызвать сочувствие у окружающих и обратить на себя внимание. Кроме этого, в некоторых случаях она может провоцировать Преследователя и Спасателя. Добившись своего, она начинает воздействовать на них, желая получить какую-либо компенсацию.

Позже Жертва может сама превратиться в одного из противоположных персонажей. Однако войдя в новый образ, она по-прежнему будет стараться не менять своих взглядов и избегать ответственности за свои поступки.

Кроме этого, Жертва должна понять, что изменить свою жизнь она сможет только тогда, когда будет сама отвечать за свои действия.

Почему роль Жертвы опасна? Потому что наша Жертва притягивает к себе отрицательные события, её это устраивает (иначе как же продолжать жаловаться на свою судьбинушку?). Жертва, избавляясь от одного негатива (переезд от жестоких родителей), находит себе другой (выходит замуж за мужа-тирана), и так далее и тому подобное.

Роль Преследователя

Преследователь представляет собой личность, которая делает все для того, чтобы господствовать над окружающими. Любопытно, что, стараясь воздействовать на Жертву, Преследователь всячески оправдывает свои действия.

Если Жертва начинает оказывать сопротивление своему Преследователю, он пытается подавить протест. Если это ему удается, он получает удовлетворение и самоутверждается. В результате, угнетение и манипуляция окружающими становятся для Преследователя основной потребностью.

Интересен факт, что всем своим поступкам Преследователь находит разумные с его точки зрения обоснования. Если же этого не удается сделать – убеждения Преследователя могут быть разрушены.

В то же время, когда Жертва начинает оказывать сопротивление, для Преследователя это может послужить дополнительным стимулом, чтобы продолжать оказывать на нее давление.

Роль Спасителя

Спаситель является весьма сложным персонажем в Треугольнике Карпмана. Ему присуща склонность к враждебности, которую он всячески старается подавить.

Поскольку по ряду причин он не может стать Преследователем, ему приходится искать иные способы реализовать свои скрытые потребности. В результате он находит собственное предназначение, которое заключается в помощи Жертве.

При этом нельзя сказать, что он изо всех сил пытается ей помочь, поскольку тогда он рискует утратить возможность для своей самореализации.


Состоит эта самореализация в том, что Спаситель, под прикрытием помощи Жертвы, проявляет незаметную для других враждебность в отношении Преследователя. Следовательно, на самом деле он не заинтересован в выходе Жертвы из Треугольника Карпмана.
Игра в «Нарушителя».

Примеры:



В семье Ивановых проблема. Их сын постоянно балуется и не уважает родителей. Чтобы найти выход из ситуации, Ивановы обращаются к семье Петровых, чтобы те дали им какой-либо совет.

Согласно Треугольнику Карпмана, 2 роли уже определились: мальчик – Преследователь, отец и мать – Жертва. Петровы, выступившие в роли Спасателя, рекомендуют Ивановым выпороть ребенка, чтобы он стал послушным.

После порки мальчик решает убежать из дома. Ивановы начинают искать виновных в случившемся. Разумеется, главными виновниками, по их мнению, являются Петровы.

Затем Ивановы начинают жаловаться соседям и знакомым, причитая: «Вы только представьте, что Петровы нам посоветовали?».



Ваша знакомая собирается купить себе куртку и просит вас помочь ей в выборе. Вы советуете ей приобрести белую куртку, ориентируясь на свой вкус.

В скором времени выясняется, что в семье подруги произошел скандал. Оказалось, что муж не любит одежду белого цвета, поскольку она часто пачкается. Подруга плачет и жалуется на то, что деньги выброшены на ветер.

Но кто же в этом виноват? Конечно, не она, а вы! Подруга начнет обзванивать знакомых и рассказывать им, какой вы дурной совет ей дали. Стоит учитывать, что чем больше будет стоимость вещи, тем больше будет претензий к вам.



В школе проходит контрольная работа по химии. Одна из учениц легко и быстро справляется со всеми задачами, в результате чего у нее остается много свободного времени.

Вследствие этого девочка решает помочь своим одноклассникам и начинает выполнять их задания (выступая в роли Спасателя). Подобная ситуация происходит несколько раз.

Когда учитель замечает это, он дает ученице более сложную задачу, для решения которой требуется значительно больше времени. Тем не менее, одноклассники по-прежнему продолжают просить ее о помощи. Разумеется, девочка отказывает им и даже возмущается их наглости (в этот момент она становится Преследователем).

Однако в образе Преследователя она находится недолго. Уже на следующей перемене школьница слышит в свой адрес со стороны товарищей много упреков и даже оскорблений. Таким образом, ученица быстро становится Жертвой.



  1. Жизненные позиции в транзактном анализе (ОК-структура). Варианты взаимодействия людей с различными жизненными позициями.

Берн выдвинул идею о том, что еще на раннем этапе формирования сценария маленький ребенок уже имеет представление о себе и окружающих, которые сводятся к следующим вариантам:

  1. - Я – О’К; Ты–О’К;

  2. - Я – не О’К; Ты – О’К;

  3. - Я – О’К; Ты – не О’К;

  4. - Я – не О’К; Ты – не О’К

Если объединить эти положения во всех возможных комбинациях, получается следующая матрица:



Выбор одной из таких позиций становится основой формирования жизненного сценария.

Варианты взаимодействия людей с различными жизненными позициями

  1. Позиция «Я – ОК, ты – ОК» является здоровой и заключается в сотрудничестве с другими людьми в решении жизненных проблем. При этом человек действует с целью достичь желаемых результатов, и эта позиция – единственная, основанная на реальности

  2. Если в детстве человек принял позицию «Я – не ОК, ты – ОК», то скорее всего он будет проигрывать свой сценарий в основном из депрессивной позиции, чувствуя себя ниже других людей.

  3. Позиция «Я – ОК, ты – не ОК» означает, что человек в основном проживает свой сценарий из оборонительной позиции, стараясь возвыситься над другими людьми.

  4. Если в младенчестве человек избрал основную позицию «Я – не ОК, ты – не ОК», то сценарий будет проигрываться из бесплодной позиции. В этом случае он будет полагать, что весь мир и все люди в нем плохи, как, впрочем, и я сам.

В классической статье «Классификация позиций», опубликованной в Бюллетене Трансактного анализа в 1962г., Эрик Берн представил четыре жизненные позиции и обрисовал психологические процессы, которые свойственны каждой из них.

  • Я – ОК, Ты – ОК - здоровая позиция;

  • Я – не ОК, Ты – ОК - депрессивная позиция;

  • Я – ОК, Ты – не ОК - параноидная позиция;

  • Я – не ОК, Ты – не ОК - шизоидная позиция.

Когнитивистский подход в коммуникации


  1. Когнитивный диссонанс – понятие и примеры. Категория фрустрации.

Когнитивный диссонанс – состояние дискомфорта (фрустрации), вызванное одновременной актуализацией в сознании человека противоречащих друг другу ценностей, установок, идей и вариантов поведения.

Когнитивный диссонанс – это психологическое напряжение при несоответствии ожиданий и реальной жизни.

Категория, предложенная психологом Леоном Фестингером в 1957 году.

Примеры:

        1. Вы хорошо знакомы с одним человеком и даже не подозреваете, что у него есть брат-близнец. Но вот в один прекрасный день вы встречаетесь с ним, здороваетесь за руку и вдруг обнаруживаете рядом еще одного, точного такого же человека. От неожиданности (ведь вы не знали о близнеце) у вас возникает острое противоречие внутри. Именно это психическое состояние и называется когнитивным диссонансом.

        2. Вы познакомились с человеком, который показался вам чрезвычайно добрым, тихим и спокойным. Он никогда не повышает голос на окружающих и ведет себя со всеми кротко, как ягненок. Мы расположены к нему именно потому, что воспринимаем его добрым и хорошим.

Но вот вы случайно встречаете его в парке, идущим с женой. Он еще нас не увидел, поэтому ведет себя предельно естественно. И тут вы с ужасом замечаете, что он кричит на свою супругу, при этом обзывает ее крайне дурными словами и делает это весьма агрессивно, размахивая руками и искажая лицо неподдельной злобой.

Вы, зная его кротким тихоней, испытываете самый настоящий когнитивный диссонанс, так как его теперешнее поведение полностью противоречит тому представлению, которое сложилось о нем ранее.

        1. Я – хороший, но стащил на работе пачку бумаги. Я хороший – я вор, что мне делать?

        2. Когда на хурме – написано персик и мн. др.

Зная такую особенность человеческой психики, политики, духовные лидеры, рекламщики, продавцы используют ее для манипуляций. Как это работает? Когнитивный диссонанс вызывает не только дискомфорт, но и сильные эмоции. А эмоции являются мотиваторами, вынуждающими человека совершить определенный поступок: купить, проголосовать, вступить в организацию, пожертвовать. Поэтому социальные агенты из нашего окружения постоянно провоцируют когнитивный диссонанс в нашем мозгу, чтобы повлиять на наше мнение и поведение.