Файл: Вопросы по курсу Психотехнологии коммуникативного менеджмента.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 636
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Примеры:
-
Купите наш продукт, ведь вы этого достойны. -
Любящие родители покупают своим детям шоколад/воду/игрушки/сметану нашего бренда. -
Настоящие лидеры уже подписались на наш канал/прочитали новую книгу. -
Хорошие хозяйки пользуются нашим средством для мытья полов/печки/стекол. -
Эта книга настоящий бестселлер, неужели вы еще ее не читали.
Фрустрация
Фрустрация – это такое особенное психическое состояние, возникающее в случаях, когда человек не смог достичь цели, удовлетворить потребность из-за непреодолимых препятствий, вызванных внешними обстоятельствами или внутренними причинами.
Обычно это такие эмоции как агрессия, злость, гнев.
Например, 1. жена рассказывает мужу о платье, которое она увидела в магазине, которое она хочет купить. Муж слушает ее, но ничего не говорит, он думает о своем. Жена внезапно сильно раздражается и начинает злиться на него. Произошло то, что у жены не удовлетворилась какая-то потребность во время этого разговора. Возможно, она хотела поддержки от мужа, а он ничего не сказал. Именно это и вызвало состояние фрустрации. Фрустрация спровоцировала злость.
2. Во вторник, я проснулся поздно, проспал, будильник не сработал.
3. Время вечер, я устал, уже нет сил садиться медитировать, читать молитвы или заниматься йогой. Я просто ложусь спать. Но засыпая, я немного взволнован. Я не чувствую ощущения спокойствия за хорошо прожитый день. Почему? Потому что я не сделал то, что для меня очень важно, а именно мои духовные практики. (сестра)
-
Основные стратегии реагирования личности на когнитивный диссонанс и фрустрацию.
Личность старается избежать когнитивного диссонанса либо каким-то образом выйти из состояния фрустрации. Для этого есть 3 традиционных варианта:
-
Принять реальность в ее противоречивости; -
Изменить реальность; -
Включить те или иные психологические защиты.
Пример:
Человек - заядлый курильщик. Он получает информацию о вреде курения - от врача, знакомого, из газеты или из другого источника. У него возникает когнитивный диссонанс, выйти из которого можно тремя путями:
-
Принять реальность в ее противоречивости, то есть бросить курить; -
Изменить реальность, то есть убедить себя, что все рассуждения о вреде курения как минимум преувеличивают опасность, а то и вовсе недостоверны; -
Включить те или иные психологические защиты (игнорировать) информацию о вреде курения.
Я – хороший, но стащил на работе пачку бумаги. Я хороший – я вор, что мне делать?
-
Принять реальность в ее противоречивости, я – вор. -
Изменить реальность, пойду куплю новую пачку бумаги и положу обратно. -
Включить те или иные психологические защиты, ничего страшного в этом нет. В офисе и так много бумаги, которая просто так валяется.
-
«Вера в справедливый мир» и «синдром обвинения жертвы».
1. Род мира — это оценка содержания мира с позиции общечеловеческих принципов, норм и интересов.
2. В соответствии с этим различают два рода мира:
А. мир справедливый;
Б. мир несправедливый.
Справедливый мир — это такое состояние общества, когда отсутствует вооруженная борьба, а в других сферах общественной жизни доминирует сотрудничество, дружба.
Несправедливый мир — это такое состояние общества, когда в череде войн наступает временная передышка, вся жизнь общества подчинена силовой политике. При этом широко используются невооруженные средства и способы насилия, возникают региональные конфликты, акции «усмирения», «ядерный шантаж», государственный терроризм и т.п.
Концепция «справедливого мира» выдвинул социальный психолог Мелвин Лернер (Melvin Lerner). Она объясняет, почему люди склонны в произошедшем несчастье обвинять не злодея, а жертву злодеяния: «раз мир справедлив – значит, каждый в нем заслуживает своей участи».
Проявления этой гипотезы есть и в языке многих народов, например в таких выражениях, которые имеют негативный подтекст: «Получил, на что напрашивался», «Что посеешь, то пожнешь» и другие.
В одном из экспериментов испытуемые наделяли позитивными чертами тех, кто выиграл в лотерею. Многие люди просто не могут поверить в случайную удачу и выдвигают разные фантастические гипотезы, включая и мои заслуги, за которые «выбрали» именно меня (интересно, что даже если эти заслуги и впрямь существуют, то устроителям лотереи о них никак не могло быть известно – эти сведения не включались в пункты анкеты, а подозревать их в том, что они нанимали частных детективов для их выявления, будет наверное занудно даже для тех, кто верит в справедливый мир :)). В другом эксперименте Лернера участникам показывали видеозапись (фальшивую, с актёрами, но испытуемые об этом не знали) процесса обучения, при котором за ошибки людей довольно жестоко наказывали - били током. Оказалось, что, если у обучаемого таким способом человека не было возможности прервать урок и уйти, отношение к нему наблюдателей было гораздо хуже, чем когда такая возможность была и обучаемый ею воспользовался. Как написал сам Лернер: "один только вид невинного человека, страдающего без возможности награды или компенсации, мотивирует людей оценивать его ниже, дабы гармонизировать его характер и судьбу." Опросы, проведённые исследователями по имени Зик Рабин и Летиция Энн Пеплау (Zick Rubin and Letitia Anne Peplau), показали, что те люди, у которых вера в справедливый мир особенно сильна, бывают обычно более религиозными, авторитарными и консервативными. Они же склонны поклоняться политическим вождям и одобрять существующие социальные институции, а вот на дискриминируемых, бедных и обездоленных смотрят свысока. Ну, и понятно, не очень стремятся к изменению существующих порядков или облегчению участи социальных изгоев.
Примеры:В классическом эксперименте Линды Карли двум группам людей давали прочитать один и тот же рассказ, но с разными концовками. В рассказе женщина и ее начальник-мужчина вместе обедали, а потом шли к нему домой и выпивали по бокалу вина. В одной концовке босс после этого предлагал женщине руку и сердце. В другой – насиловал ее. Те, кто читал первую концовку, с замужеством, хвалили и женщину, и босса за безупречное поведение. А читатели второго варианта говорили, что женщина была сама виновата в изнасиловании. Но история-то была одна и та же. Просто, когда она заканчивалась изнасилованием, читатели задним числом находили «ошибки» в поведении женщины – и не находили никаких «ошибок», когда конец был хорошим.
Один из самых ярких примеров виктимблейминга последних лет — история Дианы Шурыгиной. Общественность считала 17-летнюю девушку виноватой в том, что ее изнасиловали, потому что она была в состоянии алкогольного опьянения. В защиту обвиняемого Сергея Семенова создавали паблики с десятками тысяч участников и подписывали петиции. Про Шурыгину же делали мемы и издевательски использовали ее образ в рекламе. Для Дианы – мир несправедливый.
Есть старая русская поговорка «Плохо не клади, вора в грех не вводи»
После пожара в клубе «Хромая лошадь» в Рунете стали обвинять погибших в том, что они сами виноваты в своей смерти. Дескать, «нормальный человек не будет шляться по клубам» и т. п. Одна из причин такого отношения - репутация заведения как «модного клуба для богачей» и соответствующего контингента.
Аналогично и после пожара в ТЦ «Зимняя вишня»: смотрели нехорошие западные фильмы/мультики, ещё и детей привели — вот и получили от мироздания.
-
Групповые защиты, «огруппление мышления». Исторические примеры огруппления мышления.
Психологические защиты, искажающие реальность, могут быть не только индивидуальными, но и групповыми. В этом случае люди склонны отказываться от своего мнения и принимать мнение группы, чтобы снизить силу когнитивного диссонанса.
Групповая защитная активность — поведение группы, направленное на поддержание позитивного состояния групповой реальности и сохранение групповой целостности.
Социальная группа выступает субъектом защитной активности. Группа как целое, как система, имеет те свойства, которые не имеют ее участники по отдельности. Поэтому для отстаивания своей целостности в ответ на угрозу распада и для поддержания позитивного Мы-образа она использует такие защитные механизмы, которые не свойственны отдельным индивидам.
Защитные способы действования в ситуации обнаружения угрозы воспринимаются членами группы как осмысленные, разумные, рациональные, соответствующие ситуации. Они становится нормой поведения для членов группы. Активизация групповых защитных механизмов помогает противостоять разрушающему воздействию, поступающему извне и изнутри, однако неадекватно высокий уровень защитной активности может приводить к снижению эффективности деятельности группы.
Групповое мышление (англ. Groupthink) — психологический феномен, возникающий в группе людей, внутри которой желание социальной гармонии приводят к некорректному или нерациональному принятию решений. Члены группы пытаются минимизировать конфликт и достичь единого решения без достаточной критической оценки альтернативных точек зрения, активно пресекая отклоняющиеся мнения и изолируя себя от внешнего влияния. В такой ситуации единомыслие приобретает большую ценность, чем следование логике и рациональному мышлению.
Автор этой теории Ирвинг Джейнис идентифицировал 8 симптомов, которые могут свидетельствовать о групповом мышлении:
Тип I: Преувеличение полномочий группы и уровня её морали:
-
Иллюзия непогрешимости (все делается верно и без меня!), создающая неоправданный оптимизм и побуждающая к принятию высокого уровня риска -
Иллюзия неуязвимости или не подвергающаяся сомнению вера (мы - правы!) в высокий морально-нравственный уровень группы, и как следствие игнорирование членами группы последствий своих действий
Тип II: Закрытость от внешней среды:
-
Рационализация или игнорирование сигналов извне (игнор. предупреждения), которые могут поставить под сомнение заключения, сделанные группой -
Негативная стереотипизация (враги – глупы) оппонентов группы как слабых, предвзятых, злобных и глупых
Тип III: Стремление к единогласию:
-
Самоцензура (преуменьшают свои сомнения внутри себя) каждым членом группы своих собственных идей, которые могут противоречить общему мнению группы -
Иллюзия единогласия (молчит, значит согласен), молчание принимается как знак согласия -
Прямое давление группы (погашают все высказывания), обвинение в нелояльности любого члена группы, который подвергает сомнению её решения -
«Контролеры мышления» — само назначенные члены группы, которые ограждают группу от информации, противоречащей общему мнению группы
Подсказка – НЕУЯЗВИМОСТЬ2 ЕДИНОГЛАСИЯ6, РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ3 в НЕПОГРЕШИМОСТЬ1 СТЕРЕОТИПОВ4: ДАВЛЕНИЕ7, САМОЦЕНЗУРА5 и КОНТРОЛЕРЫ8.
Примеры:
1. Вьетнамская война. Инициаторами этой войны, длившейся с 1964 по 1967 г. [США участвовали во вьетнамской войне с 1965 (год введения войск США на территорию Вьетнама) по 1973 г. — Прим. ред.], стали президент Линдон Джонсон и его политические советники, входившие в так называемую «группу ланча по вторникам» и полагавшие, что бомбардировки, обработка джунглей дефолиантами [Дефолианты — химические вещества, вызывающие искусственное старение листьев — листопад. — Примеч. перев.] с воздуха и карательные акции в сочетании с поддержкой со стороны Южного Вьетнама заставят правительство Северного Вьетнама сесть за стол переговоров. Война продолжалась, несмотря на предупреждения со стороны правительственных разведывательных служб и едва ли не всех союзников США. Эта военная авантюра стоила жизни 58 000 американцев и 1 миллиону вьетнамцев, вызвала поляризацию в американском обществе, лишила президента его поста и создала колоссальный бюджетный дефицит, который в 1970-е гг. привел к неконтролируемой инфляции.
2. Роберт Хелмрих, социальный психолог, изучающий работу летных экипажей, пишет о том, что порочная групповая динамика очевидно проявилась в тот зимний день 1982 г., когда самолет авиакомпании Air Florida вылетел из Национального аэропорта Вашингтона-(Тампа-прибытие) (Helmrich, 1997). Датчики, в которых образовался лед, сигнализировали о превышении скорости, и капитан корабля снизил подачу топлива в двигатель набиравшего высоту лайнера… Капитан ошибся, а пассивность первого пилота привела к тому, что самолет, не набрав высоты, врезался в мост через реку Потомак. В живых остались лишь пять человек.
3. «Челленджер»: обреченный полет
С трагической очевидностью огруппленное мышление проявилось в принятии НАСА решения о запуске космического челнока «Челленджер» в январе 1986 г. (Esser & Lindoerfer, 1989). Инженеры из компаний Morton Thiokol, создавшей твердотопливный ускоритель, и Rockwell International, изготовившей сам челнок, возражали против запуска, ибо считали, что при минусовых температурах воздуха оборудование не может функционировать нормально.