Файл: Вопросы по курсу Психотехнологии коммуникативного менеджмента.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 635

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
action – "действие"), лежащих в основе межличностных отношений. Некоторые виды трансакций, имеющие в себе скрытую цель, он называет играми. Берн рассматривает три эго-состояния ("Я"-состояния): взрослый, родитель и ребенок. Вступая в контакт с окружающими людьми, человек, по мнению Берна, всегда находится в одном из этих состояний.

Согласно Э. Берну, все эти три состояния личности формируются в процессе общения и человек приобретает их независимо от своего желания. Самый простейший процесс общения – это обмен одной трансакцией, он происходит по схеме: "Стимул" первого собеседника вызывает "реакцию" второго, который, в свою очередь, направляет "стимул" первому собеседнику, т.е. почти всегда "стимул" одного становится толчком для "реакции" второго собеседника. Дальнейшее развитие разговора зависит от текущего состояния личности, используемого в трансакциях, а также их комбинациях. Таким образом, трансакционный анализ представляет собой психологическую модель, служащую для характеристики и анализа поведения человека, – как индивидуально, так и в составе групп. Данная модель включает методы, позволяющие людям понять самих себя и особенность своего взаимодействия с окружающими.

Очень подробно: http://praktiks.com/ego-sostoyaniya_ _i_upravlyat/

Источники формирования эго-состояний.

Эго-состояния Родителя и Дитя формируются в детстве и являются фактически «поведенческой матрицей» того, как вели себя с нами наши родители и как вели себя мы сами в этом возрасте. Эго-состояние Взрослого.

Структура личности с доминирующими и «вычеркнутыми» эго-состояниями.

Личность находится в гармонии, когда в ней представлены все эго-состояния. Если какое-то возникает редко, то человек теряет все ресурсы, связанные с этим состоянием. Если «вычеркивается» состояние родителя, человек начинает обращать мало внимания на этические нормы, Взрослого – поведение становится слишком эмоциональным, Ребенка – наоборот, человек теряет непосредственность, эмоциональность и способность радоваться жизни.

Ребенок

Если в личности мало ребенка, то она не испытывает спонтанных желаний, радости, эмоций. Ребенок — это частичка детства, которая остается с индивидом на всю жизнь.

Берн считает, что данная сторона является наиболее ценной. Она позволяет оставаться непосредственным, восторгающимся, развивать творческий потенциал.


Выраженная сторона ребенка, напротив, делает индивида безответственным, недисциплинированным, неспособным достичь цели. Он хочет только играть, получать, но не отдавать.

Если эго-ребенок сильно доминирует, то это становится серьезной проблемой. Человек склонен винить в неудачах других людей, не делает выводов из своих ошибок, накапливает обиды. Эти обиды и разочарования приводят к депрессии, подавленности, суицидальным мыслям.

Родитель

обычно занудный, брюзжащий, поучающий человек.

Он не признает чужого мнения, критикует. В отношении к себе и к окружающим выражает завышенные требования, то есть является перфекционистом.

Эго-родитель пытается постоянно контролировать ситуацию, винит себя в неудачах. Слишком выраженная данная сторона личности нередко становится причиной психических расстройств. Этого можно избежать, если осознанно переделать предписанный в детстве сценарий.

Взрослый

Проблема взрослого заключается в том, что эта сторона проявляется слишком редко. Не каждый способен адекватно оценить реальность, принять нужное решение, воспринять конструктивную критику, пойти на компромисс.

Правда, состояние взрослого можно и нужно развивать и увеличивать. Например, человек в результате конфликта испытывает обиду. Ему следует проанализировать ситуацию и понять, на самом ли деле собеседник хотел его обидеть или это эго-ребенок было задето эмоционально.

Часто умелые манипуляторы пытаются вызвать эмоции ребенка, чтобы достичь своей цели. Таким образом, зрелым человек может считаться, если достигнут баланс между тремя сторонами эго. Незрелость одной из сторон, а доминирование другой становятся источником психологических проблем.

  1. Категория транзакции. Виды транзакций: параллельные и пересекающиеся, открытые и скрытые, внешние и внутренние.

Категория транзакции.

Транзакция — это единица общения, которая состоит из стимула и реакции. Например, стимул: «Привет!», реакция: «Привет! Как дела?». Во время общения (обмена транзакциями) наши эго-состояния взаимодействуют с эго-состояниями нашего партнёра по общению.

Виды транзакций: параллельные и непараллельные, открытые и скрытые, внешние и внутренние.

Транзакции бывают трёх видов:

    1. Дополняющие, или параллельные, (reciprocal/complementary) — это транзакции, при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. Например, стимул: «Который сейчас час?», реакция: «Без четверти шесть». В данном случае взаимодействие происходит между людьми в одинаковых эго-состояниях (Взрослого).


Примеры:

Родитель-Родитель

— Да, Петр Иванович, не тот студент нынче пошел, не тот…

— И не говори, Иван Петрович! Вот в наши времена как мы учились!

Ребенок-Ребенок

Мама, догони меня!

— Сейчас догоню! Ха-ха-ха!

Взрослый-Взрослый

— Сынок, не ходи в лужу, ты можешь промочить ноги!

— Хорошо, мамочка, я постою на самом краю, и посмотрю, как поплывёт мой кораблик.

Ребенок-Родитель

— Мам, я не могу обуть ботинки.

— Не плач, я тебе помогу!

Родитель-Ребенок

­— Никита, иди чистить зубы.

— Хорошо, мамочка

    1. Пересекающиеся (crossed) — направления стимула и реакции пересекаются, данные трансакции являются основой для скандалов. Например, муж спрашивает: «Где мой галстук?», жена с раздражением отвечает: «Я всегда у тебя во всём виновата!». Стимул в данном случае направлен от Взрослого мужа к Взрослому жены, а реакция происходит от Ребёнка к Родителю.

Примеры:

Взрослый-Взрослый (задается вопрос)

Родитель-Ребенок (ответ)

— Мне звонили из хозотдела?

— Реже нужно устраивать перекуры, тогда не будет вопросов.
— Извините, в какую цену этот сыр?

— У вас что, глаз нет?

После пересекающейся трансакции коммуникация временно разрушается.

Партнеры при пересекающихся трансакциях говорят мимо друг друга.



    1. Скрытые (duplex/covert) трансакции имеют место, когда человек говорит одно, но при этом имеет в виду совсем другое. В этом случае произносимые слова, тон голоса, выражение лица, жесты и отношения часто не согласуются друг с другом. Скрытые трансакции, являются почвой для развития психологических игр.


Примеры:

Когда школьник просится у мамы пойти к другу, чтобы вместе учить уроки, то он аргументирует это тем, что его товарищ лучше учится и в чём-то ему поможет. Внешне это выглядит как трансакция Взрослый-Взрослый. «Мама, я хочу пойти на ночь к однокласснику. Нам нужно подготовиться к контрольной по математике!» На самом же деле ребёнок просит об этом таким тоном, что маме сразу становится понятно – уроки здесь ни при чём. Мама считывает скрытую трансакцию Ребёнок – Родитель. «Мама, отпусти меня к другу на ночь. У него есть компьютер и нам хочется поиграть с ним в игры». Но мама знает, что у друга её сына родителей не будет дома, и она опасается, что дети там будут заниматься чем-то нехорошим. Сказать же об этом сыну маме стыдно. Поэтому она поддерживает социальный уровень трансакции. «Нет, нельзя. Незачем его отвлекать. Лучше давай я сама помогу тебе разобраться с уроками». Как будто она тоже дала реакцию из Взрослого эго-состояния. На самом деле это было сказано таким тоном, что подспудно оказалась пересекающаяся трансакция Ребёнок-Родитель. «Ишь, чего надумали! Я-то знаю, чем вы там будете заниматься!» Но сказать, что она не отпускает сына из-за опасения недозволенных развлечений, мама не решилась. Поэтому и ей тоже пришлось прибегнуть к скрытой трансакции.


— Он: «Как насчет попить чайку, я тут совсем один, да и недалеко живу?»

— Она: «Идея блеск. Я промокла, да и продрогла до костей».




  1. «Восьмерка конфликта»: внутренние транзакции и «вычеркивание» эго-состояния взрослого. Ключевые механизмы развития бытового скандала.

Взрослый вмешивается – конфликт завершается.

Восьмерка:



Р одитель

Р одитель

Взрослый

Взрослый

Дитя

Дитя

— Ты поздно пришла домой!

— А что ты на меня орешь?

— Ты как со мной разговариваешь?

— Как взрослая!


Механизмы развития бытового скандала:

Триггер –это «спусковые крючки», которые вызывают какую-либо психоэмоциональную реакцию у человека, и запускают непреодолимое желание совершить то или иное действие.

В древнем Риме была известна небольшая палочка-стик с металлическим наконечником, которая заставляла буйвола идти быстрее, и помогала погонщику управлять этой грудой мяса. Метод «кнута и пряника», практически, в действии

Бытовой скандал – межличностный вариант конфликта с высокой степенью эмоциональной эскалации. Среди механизмов развития бытового конфликта основными являются:

    1. Установка на конфликт («самореализующееся пророчество») – ожидание агрессии, готовность воспринимать любые действия другой стороны как агрессивные

    2. Конфликтное искажение восприятие – восприятие чужих действий как агрессивных, а своих – как миротворческих

    3. Обмен «горячей картошкой» с процентами – попытка отплатить обидчику «с процентами»

    4. Укоренение предмета конфликта в прошлое – высказывание претензий по поводу событий, все более и более отдаленных во времени

    5. Погружение в личность – претензии не к поведению, а к личностным свойствам партнера.


Механизмы развития скандала не дают ему прекратиться даже при обоюдном желании партнеров закончить скандал миром.

3 исхода бытового скандала:

  1. Первый уходит из ситуации

  2. Второй уходит из ситуации

  3. Оба выходят

1. Установка на конфликт (когнитивная карта сформировалась)

Установка – действовать определенным образом

2. Конфликтное искажение восприятия

3. Обмен горячей картошкой с процентами

4. Укаренение конфликтов в прошлое

  1. Категория игры в транзактном анализе. Примеры игр. Признаки игры. «Формула» игры. Бессознательные роли.

Игра – это серия двухуровневых транзакций, с тенденцией к повторяемости и четко определенным психологическим платежом

Транзактный анализ – анализ взаимоотношений людей во время их общения



Признаки игры.

    1. Игроки обмениваются скрытыми транзакциями (боится, но понарошку. В действительности же нет, а в игре да).

    2. Постоянно повторяется (Время от времени каждый человек играет в свою любимую игру, при этом игроки и обстоятельства могут меняться, однако паттерн игры всегда остается одним и тем же). Пример: я поплачусь и меня кто-то пожалеет.

    3. Проигрывается вне сознания взрослого.

    4. Заканчиваются двойственными чувствами.

    5. Момент удивления и смущения по поводу внезапной смены ролей.

Виды игр.


Игра

Контекст

Схема

«Динамо»

Эротический

Попросить помощи/внимания – дождаться реакции – обесценить (Пр.: Диана Шурыгина «на донышке»)


«Калека»


Терапевтический

Попросить совета – не соглашаться ни с каким вариантом, пока советчик не «опустит руки» - «ну вот, я так и знал, что вы не сможете!»


Подарок


Ухаживание

«Мой подарок тебя ни к чему не обязывает» - «Я вложил в тебя столько, а ты!..»


Много видов игр по Э. Берну (http://follow.ru/article/23/7)

«Ты умнее, тебе решать»

Когда не знаете, как поступить лучше, а отвечать за последствия не хочется, можно переложить проблему на шею партнера. Тогда в случае неудачи сохранится возможность выйти из игры чистеньким, обвинив во всех проблемах другого. И некоторые супруги, которые терпеть не могут ответственных моментов, любят воспользоваться этой хитростью. Они говорят: «твой ребенок – ты и разбирайся», «тебе надо, вот и делай», «меня устроит любое решение, выбирай сама». И если все пойдет по плану – вам и слова не скажут, но, если ситуация выйдет из-под контроля, манипулятор первым набросится с обвинениями, ведь решение принимали вы. Как удобно…

«Не мое желание, а твое»

Яркий пример этого типа игры отчетливо виден, когда один партнер пытается навязать свое желание другому, чтобы тот все сделал за него. Например, супружескую пару пригласили на благотворительный вечер, на который мужчине идти не хочется. Чтобы не расстраивать жену, он говорит что-то вроде: «Завтра трудный день, а недосып плохо скажется на твоей внешности. Может, не стоит тратить выходной на какую-то благотворительность?» И жена соглашается, думая, что это полностью ее решение. Другой пример более изощренный, когда родители навязывают детям собственные мечты, чтобы те осуществили цели, которые они сами не смогли достичь.

«Да, но …»

Поедем в магазин? – Да, но через час!

Купим платье? – Да, но не за такую цену

Будем есть чипсы? – Да, но не сегодня