Файл: Вопросы по курсу Психотехнологии коммуникативного менеджмента.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 631
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Показатели эффективности каналов
1. Охват (сколько человек воспримет ваше сообщение)
2. Частота (количество в единицу времени)
3. Количество предъявлений (простая математика. Частота умножается на трансляцию (время) – 15 (мин) * 30 (дней) = 450
4. Цена контента (принятие решения или не принятия)
Постправда – это механизм стирания границ между правдой и вымыслом. Ситуация постправды возникает, когда «объективные факты менее влияют на формирование общественного мнения, чем эмоции или личные убеждения» с помощью СМИ. Постправда стала универсальным оправданием любого радикального или просто безумного акта, поскольку не требовала помимо эмоциональной убежденности ее носителя какого-либо обоснования. В логике постправды истина становится культурно-историческим конструктом или зачастую симулякром.
Цель постправды – манипулировать общественным сознанием
4 из 5 человек не будут смотреть материал, что Китай ввел санкции против США
Психологические источники:
1. «Принцип Поллианны»
Принцип Поллианны — психологический феномен, согласно которому люди склонны соглашаться в первую очередь с положительными утверждениями, которые относятся к ним же самим.
История о бедной 11-летней сиротке растопила не одно черствое сердце. Роман Элинор Портер «Поллианна» давно стал классикой детской литературы. По нему даже сняли одноименный фильм. Сюжет мелодраматичен. Поллианна переезжает к тете после смерти отца. Та не рада девочке – она терпит ее лишь из чувства долга. Тяжело жить, когда тебя никто не любит. Но отец научил Поллианну необычной «игре в радость». Поэтому девочка способна радоваться тому, что другие могли бы посчитать наказанием, и даже в самых печальных событиях находит повод для благодарности судьбе. Вместо куклы прислали костыли – хорошо, что они не понадобятся… Это и есть принцип позитивного отношения к жизни, который стал краеугольным камнем американской популярной философии ХХ века.
Во что хотим – в то и верим!
2. Когнитивное (рациональное) подтверждение аффекта
Аффект - особое эмоциональное состояние человека, представляющее собой чрезвычайно сильное кратковременное эмоциональное возбуждение, вспышку таких эмоций, как страх, гнев, ярость, отчаяние, бурно протекающая и характеризующееся внезапностью возникновения, кратковременностью протекания, значительным характером изменений сознания
Людям свойственно формировать эмоциональное отношение к явлению, а потом находить рациональное обоснования своему отношению (реакции)
- Она нравится мне!
- Почему?
- Она красивая, умная, клевая (придумывает)
Механизмы постправды:
1. «Журналистика мнений»
а) Матанис заявила
б) Путин сказал
в) Трамп прокомментировал
г) производители ответили
д) Мелания Трамп упрекнула
2. Выборочное восприятие
Мы видим, что хотим, а что нет, то слепое пятно
То, что увидели, то и создаст нам всю картину
3. Демонизация противника
Верим всему плохому и не верим всему хорошему
4. Альтернативные факты
Не вранье, а альтернативный факт!
Для вегетарианцев и больных целиакией открытие киноа было сродни чуду. Безглютеновый злак, богатый магнием и железом, самый белковый среди всех, содержащий все важнейшие аминокислоты, которые наш организм не может продуцировать сам. NASA увидело в киноа практически идеальный баланс питательных веществ и сочло эту еду оптимальной для астронавтов.
Возделываемое в Андах, киноа связано с легендой, очаровавшей западного потребителя: будто бы инки ценили эту культуру столь высоко, что считали священной и звали матерью зерна, а весной первую горсть киноа с помощью особых золотых орудий бросал в землю сам император.
Но скоро поклонников киноа ждало неприятное открытие. Между 2006 и 2013 г. цены на киноа в Боливии и Перу выросли втрое. Сначала рост цен одобряли, поскольку одновременно с этим поднимался и уровень жизни бедных андских земледельцев. Но скоро поползли слухи, будто из-за неутолимого спроса Европы и Северной Америки местные жители уже не могут себе позволить эту традиционную еду. Газета The Independent в 2011 г. предупреждала, что потребление киноа в Боливии «упало за последние пять лет на 34%, поскольку местному населению его бывшая повседневная еда, ставшая модной, уже не по карману». The New York Times ссылалась на ученых, установивших, что в районах возделывания киноа растет число недоедающих детей. История разлетелась по миру, вызвав у адептов здорового питания муки совести.
Утверждение, что цены на киноа, взлетевшие по воле глобального спроса, ухудшили положение местного населения в Перу и Боливии, выглядело правдоподобным и многих убедило. Но оно не казалось верным экономистам Марку Бельмару, Сету Гиттеру и Джоанне Фахардо-Гонсалес. Экономисты взяли цифры хозяйственных расходов перуанских семей и разделили семьи на те, которые киноа выращивают и едят, едят, но не выращивают, и те, которые и пальцем его не касались. Оказалось, что в период 2004–2013 гг. уровень жизни вырос у всех трех групп, но быстрее всего росли доходы у фермеров, возделывающих киноа. Домохозяйства, где киноа ели, но не выращивали, были в среднем в два раза обеспеченнее фермерских, то есть несколько более платежеспособны. И это неудивительно: из домашних трат перуанцев на покупку киноа приходится лишь около 0,5%. Траты на киноа никогда не составляли у них существенной части домашнего бюджета. – Альтернативный факт
5. Уверенность без доказательств
Нам не нужны доказательства, нам и так все известно
В Сибири получают много денег, Россия – плохая, Америка – хорошая
6. Двойные стандарты
Один и тот же человек для кого-то плохой, для кого-то хороший.
Фактоид – это изначально несуществующий факт, который, будучи опубликованным в медиа, получает живую реакцию и оценку. А они, в свою очередь, влияют на картину мира и действия людей. Не так уж важна истина на самом деле, если эффект реален.
Американский писатель Норман Мейлер ввел термин «фактоид» в 1973 году и дал ему определение как «факт, который не существовал до того, как о нем написали газеты и журналы»
Это очень напоминает эпизод мультфильма про следователей-колобков, где злобный торговец животными Карбофос покупает у старьевщика фарфорового слона, получает на него справку, разбивает теперь уже ненужную побрякушку и изрекает: «Слон – плохой, справка – хороший!» После чего по этой справке проводит через границу живого слона. Простоватый пограничник тупо смотрит в справку, соотносит написанное в ней с тем, что видит, и пропускает животное через границу.
В странах Центральной Азии реализуется очень полезный проект по медиаграмотности — «Три точки». Следующая информация от них. Фактоид — это ложь, которая очень похожа на факт из-за широкого освещения в СМИ.
Ровно 80 лет назад, 30 октября в эфир вышла легендарная радиопостановка Орсона Уэллса «Война миров» по одноименному роману Герберта Уэллса. Эту историю часто приводят в качестве примера фактоида. По сюжету драмы, на Землю вторгаются марсиане и отравляют всех ядовитым газом. В постановке описывают облака газа и светящиеся летающие объекты в небе над Нью Джерси. На следующий день после трансляции американские газеты стали писать о том, что постановка создала панику в США особенно в восточных штатах, у кого-то даже случился сердечный приступ.
Спустя несколько десятилетий миф о панике из-за радиодрамы опровергли. Журналисты выяснили, что никто на улицу не выбегал, а количество слушателей было сильно преувеличено.
Откуда же тогда появился этот миф? Газеты. В те годы была жесткая конкуренция между радио и газетами: радио отобрали у печатных изданий большую часть прибыли от рекламодателей. Поэтому газеты выдумали миф о панике, вызванной радиопередачей, чтобы дискредитировать радио, как источник информации.
Симулякр – это (от лат. simulacrum < simulo — «изображение» от «делать вид, притворяться») «копия», не имеющая оригинала в реальности.
Оно впервые было введено в оборот французским философом, социологом, писателем Жоржем Батаем. Он занимался исследованием иррациональных процессов, происходивших в обществе. Но в профессиональный оборот его ввел французский философ-постмодернист и социолог Жан Бодрийяр.
Иными словами, у каждого из нас есть в сознании представления (копии) о тех или иных вещах, отношениях и т.п. которые существуют в нашем мире. Как правило, большая их часть отличается от реальности, в которой они существуют. Отличаются они потому, что эти реальные вещи и т.п., человек не видел в реальности, а узнал о них из каких-то источников.
В наш век информационных технологий, это особенно актуально, т.к. мы являемся носителями массы информации, знаний, полученных не из непосредственной реальности, а из копий этих реальностей.
То есть, мы имеем определенное мнение, считаем его правильным, но оно основано не на реальном событии, объекте, а на его копии.
Например: фотография в социальных сетях является симулякром, т.к человек на фото и в реальности может выглядеть по разному. Так случаются конфликтные ситуации при знакомстве. Люди в социальных сетях познакомились, решили встретиться, но когда увидели друг друга в реальности, поняли что этот человек им не подходит.
Симулякры используются в современном мире везде – от политики и рекламы, до социальных сетей и психотерапии.
Например: в политике, могут приукрасить факты, или их придумать, чтобы создать картинку и начать войну. Как писал Жан Бодрийяр, в своей знаменитой книге «Войны которой не было» о войне в Ираке, это война симулякр, где СМИ придумали не существующие факты о химическом оружии, чтобы общество поддержало войну. Или симулякром могут быть предвыборные обещания политика.
В рекламе может создаваться образ продукта, например колбасы где есть мясо. Хотя в большинстве колбас практически мяса нет. Но человек, покупающий колбасу, верит своему симулякру и покупает, и ест продукт, в котором он думает, что есть мясо.
Симулякр есть некая поддельная сущность, тень несуществующего предмета или события, которая приобретает качество реальности в трансляции. […] Словом, симулякр — это подтасовка перед глазами зрителя, которая заставляет его включить в реальный пейзаж некие облако, озеро или башню, которые на самом деле вырезаны из бумаги и хитро поднесены к самому его глазу.
«И пусть зритель знает — а на ином уровне он это знает всегда, — что он не непосредственно присутствует при этой сцене, которую предварительно для него засняла камера, вынудив его, в каком-то смысле, занять это место; он знает, что это изображение плоско, эти цвета не реальны, а представляют собой двухмерный симулякр, нанесённый с помощью химикатов на плёнку и проецируемый на экран». Жак Омон, Ален Баргала, Мишель Мари, Марк Верне, «Эстетика фильма».
Происхождение выражения связывают с бельгийцем Робертом Корнелиссеном, который в 1815 году вздумал испытать степень легковерности публики и опубликовал в одном из журналов заметку о прожорливости уток. В ней он описал, как одна утка съела девятнадцать своих сородичей, предварительно порубленных на кусочки. После выхода в свет этой истории все только и говорили о невероятном феномене. Однако через некоторое время автор всё-таки рассказал о своём розыгрыше. С тех пор любую недостоверную информацию, появившуюся в печати, принято называть газетной уткой
Структура (основа недостоверной информации):
1. Приходит от людей с похожей картой реальности и используемая для ее подтверждения
2. Соответствующее ожидание
3. Элемента гиперболизации – шокирующий уровень – это маяки
4. Имеет вирусный характер (перепосчиваться должны)
Способ манифестации (проявление, публичное выражение мнения) себя в мире. Это способ само… (выражение). Мы перепосчиваем то, что нас зацепило, что нам нужно. Это способ жить в современном мире и находить единомышленников.
Как производятся?
ТЕМА – ОЖИДАНИЕ – ГИПЕРБОЛА – ПРОИЗВОДСТВО
Дипфейк
Дипфейк – глубокий фейк. Это тренд нашего дня! Фото, видео, цитаты заимствований, фейковые очевидцы)
Фейковаой средой являются нейросети (обучаемые программы). Они принимают решения и анализируют те новости, которые мы смотрим и предоставляют похожие. Нейросети создают реальность! Нужны только клики, а клики – это деньги
Дипфейк, созданный нейросетью к 115-летию со дня рождения Сальвадора Дали (Якобы он жив)
Примеры:
В ежедневной газете Китая появилась статья о том, что Ким Чен Ын – самый сексуальный мужчина в мире (2012 г.)
В соцсетях распространили новость о смерти Дуэйна «Скалы» Джонсона, якобы из-за неудачного трюка (2019 г.)
1. Охват (сколько человек воспримет ваше сообщение)
2. Частота (количество в единицу времени)
3. Количество предъявлений (простая математика. Частота умножается на трансляцию (время) – 15 (мин) * 30 (дней) = 450
4. Цена контента (принятие решения или не принятия)
-
Эпоха постправды в коммуникации. Фактоиды и симулякры. Определение и психологические источники постправды.
Постправда – это механизм стирания границ между правдой и вымыслом. Ситуация постправды возникает, когда «объективные факты менее влияют на формирование общественного мнения, чем эмоции или личные убеждения» с помощью СМИ. Постправда стала универсальным оправданием любого радикального или просто безумного акта, поскольку не требовала помимо эмоциональной убежденности ее носителя какого-либо обоснования. В логике постправды истина становится культурно-историческим конструктом или зачастую симулякром.
Цель постправды – манипулировать общественным сознанием
4 из 5 человек не будут смотреть материал, что Китай ввел санкции против США
Психологические источники:
1. «Принцип Поллианны»
Принцип Поллианны — психологический феномен, согласно которому люди склонны соглашаться в первую очередь с положительными утверждениями, которые относятся к ним же самим.
История о бедной 11-летней сиротке растопила не одно черствое сердце. Роман Элинор Портер «Поллианна» давно стал классикой детской литературы. По нему даже сняли одноименный фильм. Сюжет мелодраматичен. Поллианна переезжает к тете после смерти отца. Та не рада девочке – она терпит ее лишь из чувства долга. Тяжело жить, когда тебя никто не любит. Но отец научил Поллианну необычной «игре в радость». Поэтому девочка способна радоваться тому, что другие могли бы посчитать наказанием, и даже в самых печальных событиях находит повод для благодарности судьбе. Вместо куклы прислали костыли – хорошо, что они не понадобятся… Это и есть принцип позитивного отношения к жизни, который стал краеугольным камнем американской популярной философии ХХ века.
Во что хотим – в то и верим!
2. Когнитивное (рациональное) подтверждение аффекта
Аффект - особое эмоциональное состояние человека, представляющее собой чрезвычайно сильное кратковременное эмоциональное возбуждение, вспышку таких эмоций, как страх, гнев, ярость, отчаяние, бурно протекающая и характеризующееся внезапностью возникновения, кратковременностью протекания, значительным характером изменений сознания
Людям свойственно формировать эмоциональное отношение к явлению, а потом находить рациональное обоснования своему отношению (реакции)
- Она нравится мне!
- Почему?
- Она красивая, умная, клевая (придумывает)
Механизмы постправды:
1. «Журналистика мнений»
а) Матанис заявила
б) Путин сказал
в) Трамп прокомментировал
г) производители ответили
д) Мелания Трамп упрекнула
2. Выборочное восприятие
Мы видим, что хотим, а что нет, то слепое пятно
То, что увидели, то и создаст нам всю картину
3. Демонизация противника
Верим всему плохому и не верим всему хорошему
4. Альтернативные факты
Не вранье, а альтернативный факт!
Для вегетарианцев и больных целиакией открытие киноа было сродни чуду. Безглютеновый злак, богатый магнием и железом, самый белковый среди всех, содержащий все важнейшие аминокислоты, которые наш организм не может продуцировать сам. NASA увидело в киноа практически идеальный баланс питательных веществ и сочло эту еду оптимальной для астронавтов.
Возделываемое в Андах, киноа связано с легендой, очаровавшей западного потребителя: будто бы инки ценили эту культуру столь высоко, что считали священной и звали матерью зерна, а весной первую горсть киноа с помощью особых золотых орудий бросал в землю сам император.
Но скоро поклонников киноа ждало неприятное открытие. Между 2006 и 2013 г. цены на киноа в Боливии и Перу выросли втрое. Сначала рост цен одобряли, поскольку одновременно с этим поднимался и уровень жизни бедных андских земледельцев. Но скоро поползли слухи, будто из-за неутолимого спроса Европы и Северной Америки местные жители уже не могут себе позволить эту традиционную еду. Газета The Independent в 2011 г. предупреждала, что потребление киноа в Боливии «упало за последние пять лет на 34%, поскольку местному населению его бывшая повседневная еда, ставшая модной, уже не по карману». The New York Times ссылалась на ученых, установивших, что в районах возделывания киноа растет число недоедающих детей. История разлетелась по миру, вызвав у адептов здорового питания муки совести.
Утверждение, что цены на киноа, взлетевшие по воле глобального спроса, ухудшили положение местного населения в Перу и Боливии, выглядело правдоподобным и многих убедило. Но оно не казалось верным экономистам Марку Бельмару, Сету Гиттеру и Джоанне Фахардо-Гонсалес. Экономисты взяли цифры хозяйственных расходов перуанских семей и разделили семьи на те, которые киноа выращивают и едят, едят, но не выращивают, и те, которые и пальцем его не касались. Оказалось, что в период 2004–2013 гг. уровень жизни вырос у всех трех групп, но быстрее всего росли доходы у фермеров, возделывающих киноа. Домохозяйства, где киноа ели, но не выращивали, были в среднем в два раза обеспеченнее фермерских, то есть несколько более платежеспособны. И это неудивительно: из домашних трат перуанцев на покупку киноа приходится лишь около 0,5%. Траты на киноа никогда не составляли у них существенной части домашнего бюджета. – Альтернативный факт
5. Уверенность без доказательств
Нам не нужны доказательства, нам и так все известно
В Сибири получают много денег, Россия – плохая, Америка – хорошая
6. Двойные стандарты
Один и тот же человек для кого-то плохой, для кого-то хороший.
Фактоид – это изначально несуществующий факт, который, будучи опубликованным в медиа, получает живую реакцию и оценку. А они, в свою очередь, влияют на картину мира и действия людей. Не так уж важна истина на самом деле, если эффект реален.
Американский писатель Норман Мейлер ввел термин «фактоид» в 1973 году и дал ему определение как «факт, который не существовал до того, как о нем написали газеты и журналы»
Это очень напоминает эпизод мультфильма про следователей-колобков, где злобный торговец животными Карбофос покупает у старьевщика фарфорового слона, получает на него справку, разбивает теперь уже ненужную побрякушку и изрекает: «Слон – плохой, справка – хороший!» После чего по этой справке проводит через границу живого слона. Простоватый пограничник тупо смотрит в справку, соотносит написанное в ней с тем, что видит, и пропускает животное через границу.
В странах Центральной Азии реализуется очень полезный проект по медиаграмотности — «Три точки». Следующая информация от них. Фактоид — это ложь, которая очень похожа на факт из-за широкого освещения в СМИ.
Ровно 80 лет назад, 30 октября в эфир вышла легендарная радиопостановка Орсона Уэллса «Война миров» по одноименному роману Герберта Уэллса. Эту историю часто приводят в качестве примера фактоида. По сюжету драмы, на Землю вторгаются марсиане и отравляют всех ядовитым газом. В постановке описывают облака газа и светящиеся летающие объекты в небе над Нью Джерси. На следующий день после трансляции американские газеты стали писать о том, что постановка создала панику в США особенно в восточных штатах, у кого-то даже случился сердечный приступ.
Спустя несколько десятилетий миф о панике из-за радиодрамы опровергли. Журналисты выяснили, что никто на улицу не выбегал, а количество слушателей было сильно преувеличено.
Откуда же тогда появился этот миф? Газеты. В те годы была жесткая конкуренция между радио и газетами: радио отобрали у печатных изданий большую часть прибыли от рекламодателей. Поэтому газеты выдумали миф о панике, вызванной радиопередачей, чтобы дискредитировать радио, как источник информации.
Симулякр – это (от лат. simulacrum < simulo — «изображение» от «делать вид, притворяться») «копия», не имеющая оригинала в реальности.
Оно впервые было введено в оборот французским философом, социологом, писателем Жоржем Батаем. Он занимался исследованием иррациональных процессов, происходивших в обществе. Но в профессиональный оборот его ввел французский философ-постмодернист и социолог Жан Бодрийяр.
Иными словами, у каждого из нас есть в сознании представления (копии) о тех или иных вещах, отношениях и т.п. которые существуют в нашем мире. Как правило, большая их часть отличается от реальности, в которой они существуют. Отличаются они потому, что эти реальные вещи и т.п., человек не видел в реальности, а узнал о них из каких-то источников.
В наш век информационных технологий, это особенно актуально, т.к. мы являемся носителями массы информации, знаний, полученных не из непосредственной реальности, а из копий этих реальностей.
То есть, мы имеем определенное мнение, считаем его правильным, но оно основано не на реальном событии, объекте, а на его копии.
Например: фотография в социальных сетях является симулякром, т.к человек на фото и в реальности может выглядеть по разному. Так случаются конфликтные ситуации при знакомстве. Люди в социальных сетях познакомились, решили встретиться, но когда увидели друг друга в реальности, поняли что этот человек им не подходит.
Симулякры используются в современном мире везде – от политики и рекламы, до социальных сетей и психотерапии.
Например: в политике, могут приукрасить факты, или их придумать, чтобы создать картинку и начать войну. Как писал Жан Бодрийяр, в своей знаменитой книге «Войны которой не было» о войне в Ираке, это война симулякр, где СМИ придумали не существующие факты о химическом оружии, чтобы общество поддержало войну. Или симулякром могут быть предвыборные обещания политика.
В рекламе может создаваться образ продукта, например колбасы где есть мясо. Хотя в большинстве колбас практически мяса нет. Но человек, покупающий колбасу, верит своему симулякру и покупает, и ест продукт, в котором он думает, что есть мясо.
Симулякр есть некая поддельная сущность, тень несуществующего предмета или события, которая приобретает качество реальности в трансляции. […] Словом, симулякр — это подтасовка перед глазами зрителя, которая заставляет его включить в реальный пейзаж некие облако, озеро или башню, которые на самом деле вырезаны из бумаги и хитро поднесены к самому его глазу.
«И пусть зритель знает — а на ином уровне он это знает всегда, — что он не непосредственно присутствует при этой сцене, которую предварительно для него засняла камера, вынудив его, в каком-то смысле, занять это место; он знает, что это изображение плоско, эти цвета не реальны, а представляют собой двухмерный симулякр, нанесённый с помощью химикатов на плёнку и проецируемый на экран». Жак Омон, Ален Баргала, Мишель Мари, Марк Верне, «Эстетика фильма».
-
Фейк-ньюз, понятие и роль в коммуникации. История, примеры наиболее известных фейковых новостей. Психологическая структура и экзистенциальный смысл фейк-ньюз. Этапы производства. Концепция deepfake.
Происхождение выражения связывают с бельгийцем Робертом Корнелиссеном, который в 1815 году вздумал испытать степень легковерности публики и опубликовал в одном из журналов заметку о прожорливости уток. В ней он описал, как одна утка съела девятнадцать своих сородичей, предварительно порубленных на кусочки. После выхода в свет этой истории все только и говорили о невероятном феномене. Однако через некоторое время автор всё-таки рассказал о своём розыгрыше. С тех пор любую недостоверную информацию, появившуюся в печати, принято называть газетной уткой
Структура (основа недостоверной информации):
1. Приходит от людей с похожей картой реальности и используемая для ее подтверждения
2. Соответствующее ожидание
3. Элемента гиперболизации – шокирующий уровень – это маяки
4. Имеет вирусный характер (перепосчиваться должны)
Способ манифестации (проявление, публичное выражение мнения) себя в мире. Это способ само… (выражение). Мы перепосчиваем то, что нас зацепило, что нам нужно. Это способ жить в современном мире и находить единомышленников.
Как производятся?
ТЕМА – ОЖИДАНИЕ – ГИПЕРБОЛА – ПРОИЗВОДСТВО
Дипфейк
Дипфейк – глубокий фейк. Это тренд нашего дня! Фото, видео, цитаты заимствований, фейковые очевидцы)
Фейковаой средой являются нейросети (обучаемые программы). Они принимают решения и анализируют те новости, которые мы смотрим и предоставляют похожие. Нейросети создают реальность! Нужны только клики, а клики – это деньги
Дипфейк, созданный нейросетью к 115-летию со дня рождения Сальвадора Дали (Якобы он жив)
Примеры:
В ежедневной газете Китая появилась статья о том, что Ким Чен Ын – самый сексуальный мужчина в мире (2012 г.)
В соцсетях распространили новость о смерти Дуэйна «Скалы» Джонсона, якобы из-за неудачного трюка (2019 г.)