Файл: Вопросы по курсу Психотехнологии коммуникативного менеджмента.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 631

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Показатели эффективности каналов

1. Охват (сколько человек воспримет ваше сообщение)

2. Частота (количество в единицу времени)

3. Количество предъявлений (простая математика. Частота умножается на трансляцию (время) – 15 (мин) * 30 (дней) = 450

4. Цена контента (принятие решения или не принятия)


  1. Эпоха постправды в коммуникации. Фактоиды и симулякры. Определение и психологические источники постправды.

Постправда – это механизм стирания границ между правдой и вымыслом. Ситуация постправды возникает, когда «объективные факты менее влияют на формирование общественного мнения, чем эмоции или личные убеждения» с помощью СМИ. Постправда стала универсальным оправданием любого радикального или просто безумного акта, поскольку не требовала помимо эмоциональной убежденности ее носителя какого-либо обоснования. В логике постправды истина становится культурно-историческим конструктом или зачастую симулякром.

Цель постправды – манипулировать общественным сознанием

4 из 5 человек не будут смотреть материал, что Китай ввел санкции против США

Психологические источники:

1. «Принцип Поллианны»

Принцип Поллианны — психологический феномен, согласно которому люди склонны соглашаться в первую очередь с положительными утверждениями, которые относятся к ним же самим.

История о бедной 11-летней сиротке растопила не одно черствое сердце. Роман Элинор Портер «Поллианна» давно стал классикой детской литературы. По нему даже сняли одноименный фильм. Сюжет мелодраматичен. Поллианна переезжает к тете после смерти отца. Та не рада девочке – она терпит ее лишь из чувства долга. Тяжело жить, когда тебя никто не любит. Но отец научил Поллианну необычной «игре в радость». Поэтому девочка способна радоваться тому, что другие могли бы посчитать наказанием, и даже в самых печальных событиях находит повод для благодарности судьбе. Вместо куклы прислали костыли – хорошо, что они не понадобятся… Это и есть принцип позитивного отношения к жизни, который стал краеугольным камнем американской популярной философии ХХ века.

Во что хотим – в то и верим!

2. Когнитивное (рациональное) подтверждение аффекта

Аффект - особое эмоциональное состояние человека, представляющее собой чрезвычайно сильное кратковременное эмоциональное возбуждение, вспышку таких эмоций, как страх, гнев, ярость, отчаяние, бурно протекающая и характеризующееся внезапностью возникновения, кратковременностью протекания, значительным характером изменений сознания


Людям свойственно формировать эмоциональное отношение к явлению, а потом находить рациональное обоснования своему отношению (реакции)

- Она нравится мне!

- Почему?

- Она красивая, умная, клевая (придумывает)

Механизмы постправды:

1. «Журналистика мнений»

а) Матанис заявила

б) Путин сказал

в) Трамп прокомментировал

г) производители ответили

д) Мелания Трамп упрекнула

2. Выборочное восприятие

Мы видим, что хотим, а что нет, то слепое пятно

То, что увидели, то и создаст нам всю картину

3. Демонизация противника

Верим всему плохому и не верим всему хорошему

4. Альтернативные факты

Не вранье, а альтернативный факт!

Для вегетарианцев и больных целиакией открытие киноа было сродни чуду. Безглютеновый злак, богатый магнием и железом, самый белковый среди всех, содержащий все важнейшие аминокислоты, которые наш организм не может продуцировать сам. NASA увидело в киноа практически идеальный баланс питательных веществ и сочло эту еду оптимальной для астронавтов.

Возделываемое в Андах, киноа связано с легендой, очаровавшей западного потребителя: будто бы инки ценили эту культуру столь высоко, что считали священной и звали матерью зерна, а весной первую горсть киноа с помощью особых золотых орудий бросал в землю сам император.

Но скоро поклонников киноа ждало неприятное открытие. Между 2006 и 2013 г. цены на киноа в Боливии и Перу выросли втрое. Сначала рост цен одобряли, поскольку одновременно с этим поднимался и уровень жизни бедных андских земледельцев. Но скоро поползли слухи, будто из-за неутолимого спроса Европы и Северной Америки местные жители уже не могут себе позволить эту традиционную еду. Газета The Independent в 2011 г. предупреждала, что потребление киноа в Боливии «упало за последние пять лет на 34%, поскольку местному населению его бывшая повседневная еда, ставшая модной, уже не по карману». The New York Times ссылалась на ученых, установивших, что в районах возделывания киноа растет число недоедающих детей. История разлетелась по миру, вызвав у адептов здорового питания муки совести.

Утверждение, что цены на киноа, взлетевшие по воле глобального спроса, ухудшили положение местного населения в Перу и Боливии, выглядело правдоподобным и многих убедило. Но оно не казалось верным экономистам Марку Бельмару, Сету Гиттеру и Джоанне Фахардо-Гонсалес. Экономисты взяли цифры хозяйственных расходов перуанских семей и разделили семьи на те, которые киноа выращивают и едят, едят, но не выращивают, и те, которые и пальцем его не касались. Оказалось, что в период 2004–2013 гг. уровень жизни вырос у всех трех групп, но быстрее всего росли доходы у фермеров, возделывающих киноа. Домохозяйства, где киноа ели, но не выращивали, были в среднем в два раза обеспеченнее фермерских, то есть несколько более платежеспособны. И это неудивительно: из домашних трат перуанцев на покупку киноа приходится лишь около 0,5%. Траты на киноа никогда не составляли у них существенной части домашнего бюджета. – Альтернативный факт



5. Уверенность без доказательств

Нам не нужны доказательства, нам и так все известно

В Сибири получают много денег, Россия – плохая, Америка – хорошая

6. Двойные стандарты

Один и тот же человек для кого-то плохой, для кого-то хороший.



Фактоид – это изначально несуществующий факт, который, будучи опубликованным в медиа, получает живую реакцию и оценку. А они, в свою очередь, влияют на картину мира и действия людей. Не так уж важна истина на самом деле, если эффект реален.

Американский писатель Норман Мейлер ввел термин «фактоид» в 1973 году и дал ему определение как «факт, который не существовал до того, как о нем написали газеты и журналы»

Это очень напоминает эпизод мультфильма про следователей-колобков, где злобный торговец животными Карбофос покупает у старьевщика фарфорового слона, получает на него справку, разбивает теперь уже ненужную побрякушку и изрекает: «Слон – плохой, справка – хороший!» После чего по этой справке проводит через границу живого слона. Простоватый пограничник тупо смотрит в справку, соотносит написанное в ней с тем, что видит, и пропускает животное через границу.

В странах Центральной Азии реализуется очень полезный проект по медиаграмотности — «Три точки». Следующая информация от них. Фактоид — это ложь, которая очень похожа на факт из-за широкого освещения в СМИ.

Ровно 80 лет назад, 30 октября в эфир вышла легендарная радиопостановка Орсона Уэллса «Война миров» по одноименному роману Герберта Уэллса. Эту историю часто приводят в качестве примера фактоида. По сюжету драмы, на Землю вторгаются марсиане и отравляют всех ядовитым газом. В постановке описывают облака газа и светящиеся летающие объекты в небе над Нью Джерси. На следующий день после трансляции американские газеты стали писать о том, что постановка создала панику в США особенно в восточных штатах, у кого-то даже случился сердечный приступ.

Спустя несколько десятилетий миф о панике из-за радиодрамы опровергли. Журналисты выяснили, что никто на улицу не выбегал, а количество слушателей было сильно преувеличено.

Откуда же тогда появился этот миф? Газеты. В те годы была жесткая конкуренция между радио и газетами: радио отобрали у печатных изданий большую часть прибыли от рекламодателей. Поэтому газеты выдумали миф о панике, вызванной радиопередачей, чтобы дискредитировать радио, как источник информации.

Симулякр – это (от лат. simulacrum < simulo — «изображение» от «делать вид, притворяться») «копия», не имеющая оригинала в реальности.


Оно впервые было введено в оборот французским философом, социологом, писателем Жоржем Батаем. Он занимался исследованием иррациональных процессов, происходивших в обществе. Но в профессиональный оборот его ввел французский философ-постмодернист и социолог Жан Бодрийяр.

Иными словами, у каждого из нас есть в сознании представления (копии) о тех или иных вещах, отношениях и т.п. которые существуют в нашем мире. Как правило, большая их часть отличается от реальности, в которой они существуют. Отличаются они потому, что эти реальные вещи и т.п., человек не видел в реальности, а узнал о них из каких-то источников.

В наш век информационных технологий, это особенно актуально, т.к. мы являемся носителями массы информации, знаний, полученных не из непосредственной реальности, а из копий этих реальностей.

То есть, мы имеем определенное мнение, считаем его правильным, но оно основано не на реальном событии, объекте, а на его копии.

Например: фотография в социальных сетях является симулякром, т.к человек на фото и в реальности может выглядеть по разному. Так случаются конфликтные ситуации при знакомстве. Люди в социальных сетях познакомились, решили встретиться, но когда увидели друг друга в реальности, поняли что этот человек им не подходит.

Симулякры используются в современном мире везде – от политики и рекламы, до социальных сетей и психотерапии.

Например: в политике, могут приукрасить факты, или их придумать, чтобы создать картинку и начать войну. Как писал Жан Бодрийяр, в своей знаменитой книге «Войны которой не было» о войне в Ираке, это война симулякр, где СМИ придумали не существующие факты о химическом оружии, чтобы общество поддержало войну. Или симулякром могут быть предвыборные обещания политика.

В рекламе может создаваться образ продукта, например колбасы где есть мясо. Хотя в большинстве колбас практически мяса нет. Но человек, покупающий колбасу, верит своему симулякру и покупает, и ест продукт, в котором он думает, что есть мясо.
Симулякр есть некая поддельная сущность, тень несуществующего предмета или события, которая приобретает качество реальности в трансляции. […] Словом, симулякр — это подтасовка перед глазами зрителя, которая заставляет его включить в реальный пейзаж некие облако, озеро или башню, которые на самом деле вырезаны из бумаги и хитро поднесены к самому его глазу.


«И пусть зритель знает — а на ином уровне он это знает всегда, — что он не непосредственно присутствует при этой сцене, которую предварительно для него засняла камера, вынудив его, в каком-то смысле, занять это место; он знает, что это изображение плоско, эти цвета не реальны, а представляют собой двухмерный симулякр, нанесённый с помощью химикатов на плёнку и проецируемый на экран». Жак Омон, Ален Баргала, Мишель Мари, Марк Верне, «Эстетика фильма».


  1. Фейк-ньюз, понятие и роль в коммуникации. История, примеры наиболее известных фейковых новостей. Психологическая структура и экзистенциальный смысл фейк-ньюз. Этапы производства. Концепция deepfake.

Происхождение выражения связывают с бельгийцем Робертом Корнелиссеном, который в 1815 году вздумал испытать степень легковерности публики и опубликовал в одном из журналов заметку о прожорливости уток. В ней он описал, как одна утка съела девятнадцать своих сородичей, предварительно порубленных на кусочки. После выхода в свет этой истории все только и говорили о невероятном феномене. Однако через некоторое время автор всё-таки рассказал о своём розыгрыше. С тех пор любую недостоверную информацию, появившуюся в печати, принято называть газетной уткой

Структура (основа недостоверной информации):

1. Приходит от людей с похожей картой реальности и используемая для ее подтверждения

2. Соответствующее ожидание

3. Элемента гиперболизации – шокирующий уровень – это маяки

4. Имеет вирусный характер (перепосчиваться должны)

Способ манифестации (проявление, публичное выражение мнения) себя в мире. Это способ само… (выражение). Мы перепосчиваем то, что нас зацепило, что нам нужно. Это способ жить в современном мире и находить единомышленников.

Как производятся?

ТЕМА – ОЖИДАНИЕ – ГИПЕРБОЛА – ПРОИЗВОДСТВО
Дипфейк

Дипфейк – глубокий фейк. Это тренд нашего дня! Фото, видео, цитаты заимствований, фейковые очевидцы)

Фейковаой средой являются нейросети (обучаемые программы). Они принимают решения и анализируют те новости, которые мы смотрим и предоставляют похожие. Нейросети создают реальность! Нужны только клики, а клики – это деньги

Дипфейк, созданный нейросетью к 115-летию со дня рождения Сальвадора Дали (Якобы он жив)

Примеры:

В ежедневной газете Китая появилась статья о том, что Ким Чен Ын – самый сексуальный мужчина в мире (2012 г.)

В соцсетях распространили новость о смерти Дуэйна «Скалы» Джонсона, якобы из-за неудачного трюка (2019 г.)