Файл: Вопросы по курсу Психотехнологии коммуникативного менеджмента.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 543

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Животные из Йеллоустонского парка бегут, потому что скоро будет извержение вулкана (2014-2016,2018)

Майкл Джексон жив

Эбола – выпейте 2 литра соленой воды – не заболеете

2 июня 1897 года в "Нью-Йорк Джорнэл" под заголовком "Марк Твен умер" появилась статья под псевдонимом Фрэнк Маршалл Уайт. (Ложь – Марк Твен написал, что «Сообщение о моей смерти было преувеличением»

Весной 1917 года, когда Первая Мировая война бушевала по всей Европе, и Times, и Daily Mail в Лондоне опубликовали отчеты из "анонимных источников", которые утверждали, что они посетили фабрику "Кадавер" под названием Kadaververwertungsanstalt в Германии. Эта фабрика, как говорили, извлекала глицерин из трупов павших, чтобы сделать мыло и маргарин.

  1. Кликбейт: концепция и примеры. Признаки кликбейтной информации.

Кликбейт (англ. Clickbait, от click — щелчок и bait — наживка) — уничижительный термин, описывающий веб-контент, целью которого является получение дохода от онлайн-рекламы, особенно в ущерб качеству или точности информации.

1. Web -контент

2. Побуждает перейти на страницу

3. В ущерб качеству материалу

Заголовки не соответствуют тексту в документе
Ключевой принципы:

  • это интрига, недоговоренность

  • построение заголовка таким образом, чтобы заинтриговать читателя, но не раскрывать суть информационного повода

  • использование указательных местоимений («этот», «эта», «эти») для создания ощущения диалога с читателем

  • обращение к читателю на «ты»

  • противоречие, стремящееся вызвать недоумение или эмоциональный отклик читателя

  • использование конструкций, бросающих вызов читателю («Ты не поверишь!», «Ты ни за что не угадаешь…» и т. д.)

  • немотивированное использование многоточий, вопросительных и восклицательных знаков

  • обилие ярких эпитетов

  • гиперболизация, преувеличение значимости описанного

  • включение в заголовок фразеологизмов, выражений из повседневной речи

  • неполные предложения, обычно передающие удивление или восторг

  • повелительное наклонение

  • использование привлекательных или шокирующих фотографий в превью

  • ложные упоминания о смерти или несчастьях, якобы произошедших с известной личностью

  • обещание наживы: лёгкого заработка, бесплатных либо непривычно дешёвых товаров, крупной экономии

  • обещание поделиться неким секретом, знание которого сулит определённую выгоду


  1. Фактчекинг, концепция и конкретные приемы.

Проверка фактов или факт-чекинг (англ. fact checking) — проверка достоверности сведений, описанных в текстах научно-популярного и публицистического стиля.

Эмоции – опасный враг фактчекера (отметим в скобках, что при этом они часто лучший друг журналиста). В нашей работе часто присутствует соблазн поддаться общему настроению и выдать желаемое за действительное, идя на поводу «сенсаций». Некоторые медиа с удовольствием выпускают фактоиды, ведь они популярны у аудитории. Рядом с эмоциями часто идёт небрежность, желание побыстрее и первым поведать миру громкую новость. Здесь часто кроется опасность опубликовать ложь.

Профессионалы советуют, например, давать срочные и непроверенные сообщения сначала в соцсетях, подчеркивая их сомнительность. Таким образом, выигрывая не только внимание аудитории, но и возможность с её же помощью проверить и уточнить информацию.

Гораздо чаще люди сами поддерживают истерию, не пытаясь разобраться в ситуации, косвенно вынуждая медиа раскручивать маховик «горячей» новости. Не так давно министерство обороны Швеции искало русскую подлодку возле своих берегов, ссылаясь то на публикации в СМИ, то на размытые фотоснимки (в духе лох-несского чудовища), опять же, взятые из медиа. В итоге ничего не нашли и пришлось извиняться перед налогоплательщиками за растраты.
1. Ищем первоисточники (Кто первый)

2. Опирайтесь не на один, а на несколько независимых источников (не очень работает)

3. Спросите противоположенную сторону (Спросить не только жертву, но и виновного)

4. Опирайтесь на официальные документы (экспертизы, договоры)

5. Разделяйте факты и оценки (плохой человек не может сделать что-то хорошее – это не правда)

6. Ищите противоречия

Wan-IFRA (проверка источников)

Культурологический подход в коммуникации


  1. Культурные модели как карты реальности. Взаимоотношения носителей разных карт. Толерантность в современном мире: успехи и противоречия.

У всех вещах, есть сакральная и профанная сторона объекта!

  1. Гендерные модели в сегодняшнем мире. Трансформация гендерной идентичности.




  1. Категория сакрального. Мир сакрального и мир профанного. Категория «маны».

Сакральное – научное название для священного, духовного, чудесного, волшебного, божественного, обладающего необъяснимой силой, достойного преклонения.


Сакральное невозможно в нашем мире, и поэтом оставляет за собой отпечаток некоего иного мира, более истинного, высокого, могучего, наполненного силой и энергией. Сакральные предметы – больше, чем просто предметы, это точка связи, точка перехода в иной мир, его отражение, точка взаимодействия с духовными или божественными сущностями.
Таким образом, семантика категории сакрального включает в себя несколько ключевых сем:

1. Отличие (иное, чудесное, необычное)

2. Иной мир (идеальный мир, духовная составляющая)

3. Сила (заряженность энергией)
Сила

Сакральные предметы вызывают преклонение во многом потому, что в субъективной реальности людей они воспринимаются как «заряженные» некоей чудесной энергией. В англоязычной литературе устоялось название, принятое среди народов Меланезии и Полинезии – мана

Мана – источник любых изменений, роста, творчества.

Все яркое, сильное, превосходящее других, действенное является таковым только потому, что содержит в себе больше мана, чем все остальное.

«Лодка быстроходна, только если содержит мана, и то же относится к сети для ловли рыбы и к стреле, наносящей смертельную рану. Все, обладающее бытием в превосходной степени, все, иначе сказать, представляющееся человеку действенным, динамичным, плодотворным, совершенным, заключает в себе мана».

Мана можно накапливать, расходовать и передавать другим. Индуистские аскеты, накапливающие тапас. Старцы-столпники.

Амулеты – своего рода «аккумуляторы» для накопления и направленного использования мана.

Вливая мана в организм или предмет, человек повышает уровень содержащейся в них мана и таким образом изменяет его. Так, в средние века известность получают истории, когда будущий король должен совершить деяние, недоступное другим (выдернуть меч из скалы), доказав таким образом, что уровень его мана гораздо выше, чем у его потенциальных подданных.

«Считалось, что французские и английские короли простым прикосновением руки, совершенным в соответствии с традиционным обрядом, могут исцелять людей, больных золотухой».

Однако, если мана передается человеку с очень низким энергетическим уровнем, он может «сгореть» от ее избытка. Отсюда убеждение, что прикосновение вождя к обычному члену племени может привести к его смерти. Как следствие – убеждение, что расстояние между людьми должно соответствовать разнице их уровней мана. Рядом с вождем может стоять только его приближенный, но никак не рядовой член племени. (Сравнить с рассадкой на совещаниях и ректорате!)


  1. Этапы развития сакральной картины мира в человеческой истории.

1. Анимизм

В глубокой древности ощущение заряженности всего магической энергией трансформировалось в признание одухотворенности природы, наличия у нее единой души. Этот этап восприятия сакральности получил в науке название анимизма (лат. anima - душа и animus – дух). Анимизм подразумевает переживание единства всего сущего за счет одухотворенности, наличия у природных объектов единой души.

В свою очередь, «душа мира» ассоциировалась у древних с женским началом.

1.1. Фетишизм (слюна-плевок)

Любая вещь перезаряжена маной. Амулеты – возьмешь меч великого воина – станешь воином. Предметы – это личность

1.2. Тотемизм

Сила племени часто воспринималась персонифицированной в тотеме. Термин этот, впервые употреблённый английским путешественником Дж. Лонгом в 1791 году, заимствован у североамериканского племени оджибва, на языке которых totem означает название и знак, герб клана, а также название животного, которому клан оказывает специальный культ.

По сути тотем – архетип животного, с которым ассоциируется племя, сакральный первопредок всех членов племени и какого-то вида животного, с которым племя таким образом состоит в родстве.

Сегодня роль тотема в иррациональной картине мира часто выполняет БРЕНД компании для лояльных пользователей, футбольная команда для фанатов, медийная звезда для своих поклонников и т.п.

Тотемный столб – символическая антенна.

Тотем – это не предмет, это первопредок этого народа). Начало нашего племя, рода (Мы от волков. Они наши братья)

1.3. Шаманизм

Шаманизм – следующий этап развития иррациональной картины мира. На этом этапе одухотворенный мир человека раскалывается отдельных на духов. У всего – у камней, рек, растений, животных и людей есть свой дух.

Шаманы – люди, которые общаются с духами

«Шаманское путешествие» - дух выходит из шамана и идет в сакральное, мир духов.

Духи живут в мире духов, периодически появляясь в нашем мире. Контактируют с ними прежде всего шаманы, которые путешествуют по миру духов с помощью шаманского путешествия. Погружаясь в состояние транса, шаман может призвать духа-союзника на охоте, изгнать духа болезни, пообщаться с духами предков и узнать будущее (мир духов не имеет времени, поэтому будущее известно духам предков так же хорошо, как и прошлое).

2. Античность

Главный Платон
(мир вещей и идей разделил)

Идеи – архетипы (коллективное бессознательное)

Красивая вещь – прекрасная вещь – самая прекрасная вещь – скачок – ИДЕИ ПРЕКРАСНОГО

3. Политеизм

Дух превращается в Бога (это дух идеи)

Битва Богов – проигравшие превращаются в демонов

Титаномахия – Титаны проиграли, Боги во главе

Черти – это фольклорные персонажи опустившие, бомжеватые фавны – которые бегали по полям и лугам . Был главный титан Пан. Если он выходил из себя, то начиналась паника)

Пр.: у войны есть свой дух, у меча есть свой дух, но есть дух всей войны (Марс, Арес)

Третий этап развития сакральной картины мира начинается тогда, когда духи предметов становятся духами понятий и превращаются в богов. Дух грома и молнии превращается в Бога Зевса. Богиня Афина воплощает в себе и дух очага, и тотем совы, и дух крепости. Афина – богиня, которая воплощается в очаге, крепости, сове, честности и надежности.

Аватары – персонажи, в которых проявляется божественная сущность.

Чудовища – боги прошлого и побежденных народов. Рефрейминг знака божественной маны. Горгона Медуза сначала заставляла каменеть юношей от любви, а после поражения в магическом поединке с Афиной стала буквально взглядом превращать людей в камень. История Горгоны Медузы:

Герои – мессии, призванные очистить землю от чудовищ. Рождены от близости бога и земной женщины. В них течет божественная кровь, что дает им ману для уничтожения негативных божественных сущностей.

4. Единобожие

Самая главная тайна Христа – таинство великой троицы (Бог-отец, Бог-сын, Бог-духа святого)

  1. Иррациональное пространство в картине мира первобытного и современного человека. Сакральное время.

Пространство:

«Гора, дерево, лабиринт» - М.Элиаде

Печь, Алтарь, столб, отверстия в юрте, дом(квартира) - порог

Должна быть точка, центр

http://www.hist.msu.ru/Labs/UkrBel/hierotopy_round.htm

Время:

Профанное: линейное (раньше, позже)

Сакральное: космология (день-начинается жизнь, праздник – перерождение) Все идет по кругу (мы возвращаемся к Богам, мы хотим понимать животных – хотим в идеальный мир (до грехоподения)).

https://www.b17.ru/blog/sakralnoe_vremia_novogo_goda/

  1. Магия и магическое мышление у современного человека.

Симпатическая магия — форма колдовства, основывающаяся на идее о том