Файл: Вопросы по курсу Психотехнологии коммуникативного менеджмента.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 672
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Животные из Йеллоустонского парка бегут, потому что скоро будет извержение вулкана (2014-2016,2018)
Майкл Джексон жив
Эбола – выпейте 2 литра соленой воды – не заболеете
2 июня 1897 года в "Нью-Йорк Джорнэл" под заголовком "Марк Твен умер" появилась статья под псевдонимом Фрэнк Маршалл Уайт. (Ложь – Марк Твен написал, что «Сообщение о моей смерти было преувеличением»
Весной 1917 года, когда Первая Мировая война бушевала по всей Европе, и Times, и Daily Mail в Лондоне опубликовали отчеты из "анонимных источников", которые утверждали, что они посетили фабрику "Кадавер" под названием Kadaververwertungsanstalt в Германии. Эта фабрика, как говорили, извлекала глицерин из трупов павших, чтобы сделать мыло и маргарин.
-
Кликбейт: концепция и примеры. Признаки кликбейтной информации.
Кликбейт (англ. Clickbait, от click — щелчок и bait — наживка) — уничижительный термин, описывающий веб-контент, целью которого является получение дохода от онлайн-рекламы, особенно в ущерб качеству или точности информации.
1. Web -контент
2. Побуждает перейти на страницу
3. В ущерб качеству материалу
Заголовки не соответствуют тексту в документе
Ключевой принципы:
-
это интрига, недоговоренность -
построение заголовка таким образом, чтобы заинтриговать читателя, но не раскрывать суть информационного повода -
использование указательных местоимений («этот», «эта», «эти») для создания ощущения диалога с читателем -
обращение к читателю на «ты» -
противоречие, стремящееся вызвать недоумение или эмоциональный отклик читателя -
использование конструкций, бросающих вызов читателю («Ты не поверишь!», «Ты ни за что не угадаешь…» и т. д.) -
немотивированное использование многоточий, вопросительных и восклицательных знаков -
обилие ярких эпитетов -
гиперболизация, преувеличение значимости описанного -
включение в заголовок фразеологизмов, выражений из повседневной речи -
неполные предложения, обычно передающие удивление или восторг -
повелительное наклонение -
использование привлекательных или шокирующих фотографий в превью -
ложные упоминания о смерти или несчастьях, якобы произошедших с известной личностью -
обещание наживы: лёгкого заработка, бесплатных либо непривычно дешёвых товаров, крупной экономии -
обещание поделиться неким секретом, знание которого сулит определённую выгоду
-
Фактчекинг, концепция и конкретные приемы.
Проверка фактов или факт-чекинг (англ. fact checking) — проверка достоверности сведений, описанных в текстах научно-популярного и публицистического стиля.
Эмоции – опасный враг фактчекера (отметим в скобках, что при этом они часто лучший друг журналиста). В нашей работе часто присутствует соблазн поддаться общему настроению и выдать желаемое за действительное, идя на поводу «сенсаций». Некоторые медиа с удовольствием выпускают фактоиды, ведь они популярны у аудитории. Рядом с эмоциями часто идёт небрежность, желание побыстрее и первым поведать миру громкую новость. Здесь часто кроется опасность опубликовать ложь.
Профессионалы советуют, например, давать срочные и непроверенные сообщения сначала в соцсетях, подчеркивая их сомнительность. Таким образом, выигрывая не только внимание аудитории, но и возможность с её же помощью проверить и уточнить информацию.
Гораздо чаще люди сами поддерживают истерию, не пытаясь разобраться в ситуации, косвенно вынуждая медиа раскручивать маховик «горячей» новости. Не так давно министерство обороны Швеции искало русскую подлодку возле своих берегов, ссылаясь то на публикации в СМИ, то на размытые фотоснимки (в духе лох-несского чудовища), опять же, взятые из медиа. В итоге ничего не нашли и пришлось извиняться перед налогоплательщиками за растраты.
1. Ищем первоисточники (Кто первый)
2. Опирайтесь не на один, а на несколько независимых источников (не очень работает)
3. Спросите противоположенную сторону (Спросить не только жертву, но и виновного)
4. Опирайтесь на официальные документы (экспертизы, договоры)
5. Разделяйте факты и оценки (плохой человек не может сделать что-то хорошее – это не правда)
6. Ищите противоречия
Wan-IFRA (проверка источников)
Культурологический подход в коммуникации
-
Культурные модели как карты реальности. Взаимоотношения носителей разных карт. Толерантность в современном мире: успехи и противоречия.
У всех вещах, есть сакральная и профанная сторона объекта!
-
Гендерные модели в сегодняшнем мире. Трансформация гендерной идентичности.
-
Категория сакрального. Мир сакрального и мир профанного. Категория «маны».
Сакральное – научное название для священного, духовного, чудесного, волшебного, божественного, обладающего необъяснимой силой, достойного преклонения.
Сакральное невозможно в нашем мире, и поэтом оставляет за собой отпечаток некоего иного мира, более истинного, высокого, могучего, наполненного силой и энергией. Сакральные предметы – больше, чем просто предметы, это точка связи, точка перехода в иной мир, его отражение, точка взаимодействия с духовными или божественными сущностями.
Таким образом, семантика категории сакрального включает в себя несколько ключевых сем:
1. Отличие (иное, чудесное, необычное)
2. Иной мир (идеальный мир, духовная составляющая)
3. Сила (заряженность энергией)
Сила
Сакральные предметы вызывают преклонение во многом потому, что в субъективной реальности людей они воспринимаются как «заряженные» некоей чудесной энергией. В англоязычной литературе устоялось название, принятое среди народов Меланезии и Полинезии – мана
Мана – источник любых изменений, роста, творчества.
Все яркое, сильное, превосходящее других, действенное является таковым только потому, что содержит в себе больше мана, чем все остальное.
«Лодка быстроходна, только если содержит мана, и то же относится к сети для ловли рыбы и к стреле, наносящей смертельную рану. Все, обладающее бытием в превосходной степени, все, иначе сказать, представляющееся человеку действенным, динамичным, плодотворным, совершенным, заключает в себе мана».
Мана можно накапливать, расходовать и передавать другим. Индуистские аскеты, накапливающие тапас. Старцы-столпники.
Амулеты – своего рода «аккумуляторы» для накопления и направленного использования мана.
Вливая мана в организм или предмет, человек повышает уровень содержащейся в них мана и таким образом изменяет его. Так, в средние века известность получают истории, когда будущий король должен совершить деяние, недоступное другим (выдернуть меч из скалы), доказав таким образом, что уровень его мана гораздо выше, чем у его потенциальных подданных.
«Считалось, что французские и английские короли простым прикосновением руки, совершенным в соответствии с традиционным обрядом, могут исцелять людей, больных золотухой».
Однако, если мана передается человеку с очень низким энергетическим уровнем, он может «сгореть» от ее избытка. Отсюда убеждение, что прикосновение вождя к обычному члену племени может привести к его смерти. Как следствие – убеждение, что расстояние между людьми должно соответствовать разнице их уровней мана. Рядом с вождем может стоять только его приближенный, но никак не рядовой член племени. (Сравнить с рассадкой на совещаниях и ректорате!)
-
Этапы развития сакральной картины мира в человеческой истории.
1. Анимизм
В глубокой древности ощущение заряженности всего магической энергией трансформировалось в признание одухотворенности природы, наличия у нее единой души. Этот этап восприятия сакральности получил в науке название анимизма (лат. anima - душа и animus – дух). Анимизм подразумевает переживание единства всего сущего за счет одухотворенности, наличия у природных объектов единой души.
В свою очередь, «душа мира» ассоциировалась у древних с женским началом.
1.1. Фетишизм (слюна-плевок)
Любая вещь перезаряжена маной. Амулеты – возьмешь меч великого воина – станешь воином. Предметы – это личность
1.2. Тотемизм
Сила племени часто воспринималась персонифицированной в тотеме. Термин этот, впервые употреблённый английским путешественником Дж. Лонгом в 1791 году, заимствован у североамериканского племени оджибва, на языке которых totem означает название и знак, герб клана, а также название животного, которому клан оказывает специальный культ.
По сути тотем – архетип животного, с которым ассоциируется племя, сакральный первопредок всех членов племени и какого-то вида животного, с которым племя таким образом состоит в родстве.
Сегодня роль тотема в иррациональной картине мира часто выполняет БРЕНД компании для лояльных пользователей, футбольная команда для фанатов, медийная звезда для своих поклонников и т.п.
Тотемный столб – символическая антенна.
Тотем – это не предмет, это первопредок этого народа). Начало нашего племя, рода (Мы от волков. Они наши братья)
1.3. Шаманизм
Шаманизм – следующий этап развития иррациональной картины мира. На этом этапе одухотворенный мир человека раскалывается отдельных на духов. У всего – у камней, рек, растений, животных и людей есть свой дух.
Шаманы – люди, которые общаются с духами
«Шаманское путешествие» - дух выходит из шамана и идет в сакральное, мир духов.
Духи живут в мире духов, периодически появляясь в нашем мире. Контактируют с ними прежде всего шаманы, которые путешествуют по миру духов с помощью шаманского путешествия. Погружаясь в состояние транса, шаман может призвать духа-союзника на охоте, изгнать духа болезни, пообщаться с духами предков и узнать будущее (мир духов не имеет времени, поэтому будущее известно духам предков так же хорошо, как и прошлое).
2. Античность
Главный Платон
(мир вещей и идей разделил)
Идеи – архетипы (коллективное бессознательное)
Красивая вещь – прекрасная вещь – самая прекрасная вещь – скачок – ИДЕИ ПРЕКРАСНОГО
3. Политеизм
Дух превращается в Бога (это дух идеи)
Битва Богов – проигравшие превращаются в демонов
Титаномахия – Титаны проиграли, Боги во главе
Черти – это фольклорные персонажи опустившие, бомжеватые фавны – которые бегали по полям и лугам . Был главный титан Пан. Если он выходил из себя, то начиналась паника)
Пр.: у войны есть свой дух, у меча есть свой дух, но есть дух всей войны (Марс, Арес)
Третий этап развития сакральной картины мира начинается тогда, когда духи предметов становятся духами понятий и превращаются в богов. Дух грома и молнии превращается в Бога Зевса. Богиня Афина воплощает в себе и дух очага, и тотем совы, и дух крепости. Афина – богиня, которая воплощается в очаге, крепости, сове, честности и надежности.
Аватары – персонажи, в которых проявляется божественная сущность.
Чудовища – боги прошлого и побежденных народов. Рефрейминг знака божественной маны. Горгона Медуза сначала заставляла каменеть юношей от любви, а после поражения в магическом поединке с Афиной стала буквально взглядом превращать людей в камень. История Горгоны Медузы:
Герои – мессии, призванные очистить землю от чудовищ. Рождены от близости бога и земной женщины. В них течет божественная кровь, что дает им ману для уничтожения негативных божественных сущностей.
4. Единобожие
Самая главная тайна Христа – таинство великой троицы (Бог-отец, Бог-сын, Бог-духа святого)
-
Иррациональное пространство в картине мира первобытного и современного человека. Сакральное время.
Пространство:
«Гора, дерево, лабиринт» - М.Элиаде
Печь, Алтарь, столб, отверстия в юрте, дом(квартира) - порог
Должна быть точка, центр
http://www.hist.msu.ru/Labs/UkrBel/hierotopy_round.htm
Время:
Профанное: линейное (раньше, позже)
Сакральное: космология (день-начинается жизнь, праздник – перерождение) Все идет по кругу (мы возвращаемся к Богам, мы хотим понимать животных – хотим в идеальный мир (до грехоподения)).
https://www.b17.ru/blog/sakralnoe_vremia_novogo_goda/
-
Магия и магическое мышление у современного человека.
Симпатическая магия — форма колдовства, основывающаяся на идее о том