Файл: Вопросы по курсу Психотехнологии коммуникативного менеджмента.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 624

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  • Семантика формы. Психогеометрический тест: значение базовых геометрических фигур.

    Круг – общение, близость, бесконечность, безмятежность, бесконфликтность, равенство

    Квадрат – гибкость, стабильность, основательность

    Вертикальная линия – власть, доминирование

    Горизонтальная линия – спокойствие, подчинение

    Треугольник – динамичность, революции, острота, конфликтность

    Зигзаг – бессистемность, творчество, спонтанность, непредсказуемость.

    Пять психотипов созданы Сьюзен Деллингер, американским психологом. Она назвала свою теорию – психогеометрия, так как все ее психотипы ассоциируются с одной из основных геометрических фигур. По мнению психологов, люди редко бывают ярко выраженным одним психотипом, чаще всего, это смешанные типы, с преобладанием одного основного типа. 

    У психологов есть шутка, которая наглядно показывает, как ведут себя представители пяти психотипов по психогеометрии: подошло пять автобусов, в которые надо рассесться представителям всех 5 фигур. 
    Круги – полезли в автобус весело, балагуря, подшучивая друг над другом, расселись по трое на сидениях, в результате, их влезло больше, чем надо. 
    Треугольники – каждый пытался отодвинуть другого, и сели они по одному, стараясь занять лучшие места в начале автобуса и четко по одному на два сидения, в результате, их поместилось в два раза меньше, чем было мест в автобусе. 
    Квадраты – дисциплинированно вошли, аккуратно расселись, четко выполняли указания, доставили меньше всего хлопот. 
    Прямоугольники – их пришлось загонять в автобус, кто-то боялся войти, кто-то потерялся на станции, кто-то не знал, как входить и просил разъяснить ему, на их рассадку ушло больше всего времени. 
    Зигзаги – полезли в автобус всеми способами, кто-то через окно, кто-то через люк в крыше, расселись тоже, кто во что горазд, стали давать советы водителю, как лучше вести автобус, начался обмен идеями, что можно в этом автобусе усовершенствовать. 

    Эта шутка наглядно и быстро показывает все пять психотипов, которые созданы Сьюзен Деллингер, американским психологом. Она назвала свою теорию – психогеометрия, так как все ее психотипы ассоциируются с одной из основных геометрических фигур. 


    1. Размер предмета на изображении символизирует количество присущей ему силы, энергии.

    2. Объекты более сильные, облеченные властью, изображаются большими по размеру, чем менее сильные.

    3. Объекты более важные для потенциального зрителя изображаются большими по размеру, чем менее важные.

    4. Проективный рисунок большого размера (например, «неизвестное животное»), свидетельствует о большом количестве энергии, активности рисующего («границы листа жмут в плечах»).




    1. Любой объект изображается так, что его особенности отражают особенность реальности, в которой он находится. Например, изображение «неизвестного животного» выражает его отношение с другими объектами, возможно, не представленными на рисунке.

    2. Острые большие зубы, когтиналичие потенциальной жертвы

    3. Защитные шипы, панцирьналичие потенциального агрессора

    4. Большие ресницыналичие объекта, которому хочется понравиться

    5. Руки или лапы характеризуют коммуникативную сферу личности. Как правило, их изображают экстраверты. Отсутствие же рук или лап выражает проблемы в сфере общения, или же попросту неумение автора рисовать эти части тела.

    6. К примеру, щупальца свидетельствуют о смелости и, возможно, предприимчивости

    7. В рисунке взрослого пустые глазницы, нарисованные в виде одинаковых кружков, могут свидетельствовать о внутренней эмоциональной пустоте, тупости, иногда деградации

    8. «Точечки» или «черточки» вместо глаз говорят о внутреннем запрете на проявление эмоций, возможно параноидных чертах.

    9. Если рисунок состоит из множественных деталей, то это говорит об энергии автора, активности, инициативности

    10. Сильно увеличенный размер головы на рисунке говорит о том, что у автора разум превалирует над чувствами, и он ценит в других людях ум и эрудицию.

    11. Увеличенный размер ушей указывает на значимость мнения окружающих – он как бы «прислушивается» к их словам.

    12. Плотные, устойчивые, хорошо прорисованные ноги и ступни (обувь) говорят о твёрдой жизненной позиции ("твёрдо стоит на ногах").

    1. Текст как отражение субъективной реальности. Отражение субъективной реальности личности в лексико-грамматических категориях текста. Акценты: повторы, ключевые фразы.

    • Любой текст, как и любой продукт деятельности человека, является отражением его субъективной реальности.

    • В тесте проявляется мировоззрение, система убеждений автора и просто его представления об устройстве мира.


    Одним из проявлений картины мира автора в тесте является используемый автором тезаурус (список наиболее часто используемых автором слов).

    Тезаурус, например, может отражать ведущую репрезетативную систему автора теста. Ведущая репрезентативная система человека – это преимущественный способ получения человеком информации из внешнего мира. Выделяют четыре репрезентативных системы:



      1. Визуальная (моделирование внутренней реальности с помощью зрительных категорий)

      2. Аудиальная (моделирование внутренней реальности с помощью слуховых категорий)

      3. Кинестетическая (моделирование внутренней реальности с помощью тактильных категорий)

      4. Дискретная (моделирование внутренней реальности с помощью аналитических категорий)

    Человек при наличии выбора чаще употребляет слова, соответствующие его репрезентативной системе

      1. Визуал: «Ваша позиция выглядит правильной», «ваша правота очевидна», «я вижу в ваших словах истину»

      2. Аудиал: «Звучит похоже на правду»

      3. Кинестет: «Я чувствую, что Вы правы», «в ваших словах ощущается истина»

      4. Человек с доминирующей дискретной р.с: «Я думаю, Вы правы», «вы безусловно правы»)

    Так, у Набокова очень часто вкус описывается цветами, а слух, как зрение

    Тезаурус может отражать и систему убеждений автора текста (например, использование слов «сепаратисты» или «борцы за свободу» в отношении жителей конкретного региона.

    Отражение субъективной реальности личности в грамматических категориях текста.

    Картину мира автора отражается не только преобладанием определенной лексики, но и грамматическими особенностями текста.

    Так, например, доминирование определенных частей речи является отражением некоторых особенностей внутренней реальности автора

      1. Существительные – статичность, основательность, стремление к наименованию всего.

      2. Глаголы – динамика, движение, действие, развитие

      3. Прилагательные – описательность, внимание к отличиям одного от другого.

    Отражают ключевые критерии, которые использует человек при анализе реальности.

    1. Выделение мета-структуры текста. Использование мета-структуры для диагностики субъективной реальности.

    Базовые культурные тексты (сказки, мифы, легенды) содержат информацию, определяющую жизненный сценарий человека.

    В основе трансляции сценария лежит механизм структурного инварианта текстов.

    Структурный инвариант – то, что объединяет структуру разных сообщений. Другими словами, это сообщение, изложенное на более высоком уровне абстракции.

    Ребенок в детстве воспринимает структурный инвариант, который содержится в его любимых сказках и историях, и позже пытается реализовать его в своем жизненном сценарии.


    Дополнительно: способность выделять структурные инварианты (закономерности) и переносить их на новый материал является одной из главных способностей, на оценке которой строятся задания для тестов интеллекта.

    Ребенок в детстве воспринимает структурный инвариант, который содержится в его любимых сказках и историях, и позже пытается реализовать его в своем жизненном сценарии.

    Красная Шапочка! Это те девочки, которые так и не выросли, живут рядом с мамой, несут, так сказать, свои обязательства. То отнести бабушке пирожки. А волк! Волк (ассоциация с мужчиной) – это ужасно! Он однозначно съест! Лучше жить женской коммуной. Мама, бабушка, дочь. И никаких волков! Только охотники, надо полагать в нашем мире это сантехники, и все и еже с ними следующие, могут иногда приходить на помощь.

    Пример структурного инварианта для мифов об Илье Муромце, сказки про Емелю и им подобных: герой мужского пола – долгая неподвижность – чудесный подарок/угроза – превращение/открывающиеся возможности – успех/победа.

    Примеры:Сказки 1. «Колобок»-женщина зло; 2. «Золушка»-надо быть последней; 3. «Спящая красавица»-надо ждать принца. (Цветик-семицветик, Гуси-лебеди, Мойдодыр)

    1. Фоносемантика текста.

    1. Фоносемантика – наука, которая изучает смысловую нагрузку звуков человеческого языка.

    2. Основной тезис фоносемантики: звуки связаны с определенным смыслом сами по себе, независимо от того, в состав каких слов они входят.

    Эффект открыт германо-американским психологом Вольфгангом Кёлером в 1929 году в результате эксперимента, проведенного на острове Тенерифе. Кёлер показывал участникам две фигуры, округлую и остроугольную, и предлагал определить, какая из них называется «такете», а какая — «балуба». Эксперимент подтвердил предположение Кёлера — большинство людей назвали округлую фигуру «балуба», а остроугольную — «такете».

    В 2001 году неврологи Вилейанцр Рамачандриан и Эдвард Хаббард повторили эксперимент Кёлера в США (английский язык) и в Индии (тамильский язык), заменив названия фигур на «кики» и «буба». Вопрос звучал так: «Какая из представленных фигур — „буба“ и какая — „кики“?» 95 % опрошенных назвали «бубой» округлую фигуру, а «кики» — остроугольную. Таким образом подтвердилась гипотеза о том, что человек присваивает абстрактные значения фигурам и звукам одинаковым образом. Работа канадского ученого Дафны Маурер и её коллег показала, что даже 2-летние дети, которые не умеют читать, точно так же выводят значение слова из его звуковой оболочки и приписывают его фигуре в соответствии с её формой.


    Рамачандран и Хаббард полагают, что Буба-кики эффект демонстрирует то, что названия объектов в языке отнюдь не произвольны. Округлую фигуру большинство назовёт «бубой», потому что для того, чтобы произнести это слово, необходимо вытянуть губы в трубочку. Для того, чтобы произнести «кики», необходимо «скривить» губы. К тому же, производство звука «К» требует гораздо больше усилий, чем звука «Б». Наблюдаемая синестезия звука и геометрической формы подтверждает основной тезис фоносемантики — фонемы могут нести смысл сами по себе. (Википедия, «Эффект Буба-кики)

    3. Советский филолог А. П. Журавлёв высказал предположение, что каждому звуку человеческой речи соответствует определённое подсознательное значение. Есть звуки «темные» и «светлые», сильные» и «слабые», «радостные» и «печальные».

    4. Преобладающий звуковой фон текста придает ему определенный смысл независимо от его содержания. Например, текст по содержанию может быть печальным, а по фоносемантике – радостным и активным.



    5. Сегодня существуют компьютерные программы, позволяющие анализировать фоносемантику текстов (например, программа ВААЛ). Вот, например, результаты фоносемантической оценки слова «любовь»: