Файл: Вопросы по курсу Психотехнологии коммуникативного менеджмента.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 624
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Семантика формы. Психогеометрический тест: значение базовых геометрических фигур.
Круг – общение, близость, бесконечность, безмятежность, бесконфликтность, равенство
Квадрат – гибкость, стабильность, основательность
Вертикальная линия – власть, доминирование
Горизонтальная линия – спокойствие, подчинение
Треугольник – динамичность, революции, острота, конфликтность
Зигзаг – бессистемность, творчество, спонтанность, непредсказуемость.
Пять психотипов созданы Сьюзен Деллингер, американским психологом. Она назвала свою теорию – психогеометрия, так как все ее психотипы ассоциируются с одной из основных геометрических фигур. По мнению психологов, люди редко бывают ярко выраженным одним психотипом, чаще всего, это смешанные типы, с преобладанием одного основного типа.
У психологов есть шутка, которая наглядно показывает, как ведут себя представители пяти психотипов по психогеометрии: подошло пять автобусов, в которые надо рассесться представителям всех 5 фигур.
Круги – полезли в автобус весело, балагуря, подшучивая друг над другом, расселись по трое на сидениях, в результате, их влезло больше, чем надо.
Треугольники – каждый пытался отодвинуть другого, и сели они по одному, стараясь занять лучшие места в начале автобуса и четко по одному на два сидения, в результате, их поместилось в два раза меньше, чем было мест в автобусе.
Квадраты – дисциплинированно вошли, аккуратно расселись, четко выполняли указания, доставили меньше всего хлопот.
Прямоугольники – их пришлось загонять в автобус, кто-то боялся войти, кто-то потерялся на станции, кто-то не знал, как входить и просил разъяснить ему, на их рассадку ушло больше всего времени.
Зигзаги – полезли в автобус всеми способами, кто-то через окно, кто-то через люк в крыше, расселись тоже, кто во что горазд, стали давать советы водителю, как лучше вести автобус, начался обмен идеями, что можно в этом автобусе усовершенствовать.
Эта шутка наглядно и быстро показывает все пять психотипов, которые созданы Сьюзен Деллингер, американским психологом. Она назвала свою теорию – психогеометрия, так как все ее психотипы ассоциируются с одной из основных геометрических фигур.
-
Размер предмета на изображении символизирует количество присущей ему силы, энергии. -
Объекты более сильные, облеченные властью, изображаются большими по размеру, чем менее сильные. -
Объекты более важные для потенциального зрителя изображаются большими по размеру, чем менее важные. -
Проективный рисунок большого размера (например, «неизвестное животное»), свидетельствует о большом количестве энергии, активности рисующего («границы листа жмут в плечах»).
-
Любой объект изображается так, что его особенности отражают особенность реальности, в которой он находится. Например, изображение «неизвестного животного» выражает его отношение с другими объектами, возможно, не представленными на рисунке. -
Острые большие зубы, когти – наличие потенциальной жертвы -
Защитные шипы, панцирь – наличие потенциального агрессора -
Большие ресницы – наличие объекта, которому хочется понравиться -
Руки или лапы характеризуют коммуникативную сферу личности. Как правило, их изображают экстраверты. Отсутствие же рук или лап выражает проблемы в сфере общения, или же попросту неумение автора рисовать эти части тела. -
К примеру, щупальца свидетельствуют о смелости и, возможно, предприимчивости -
В рисунке взрослого пустые глазницы, нарисованные в виде одинаковых кружков, могут свидетельствовать о внутренней эмоциональной пустоте, тупости, иногда деградации -
«Точечки» или «черточки» вместо глаз говорят о внутреннем запрете на проявление эмоций, возможно параноидных чертах. -
Если рисунок состоит из множественных деталей, то это говорит об энергии автора, активности, инициативности -
Сильно увеличенный размер головы на рисунке говорит о том, что у автора разум превалирует над чувствами, и он ценит в других людях ум и эрудицию. -
Увеличенный размер ушей указывает на значимость мнения окружающих – он как бы «прислушивается» к их словам. -
Плотные, устойчивые, хорошо прорисованные ноги и ступни (обувь) говорят о твёрдой жизненной позиции ("твёрдо стоит на ногах").
-
Текст как отражение субъективной реальности. Отражение субъективной реальности личности в лексико-грамматических категориях текста. Акценты: повторы, ключевые фразы.
-
Любой текст, как и любой продукт деятельности человека, является отражением его субъективной реальности. -
В тесте проявляется мировоззрение, система убеждений автора и просто его представления об устройстве мира.
Одним из проявлений картины мира автора в тесте является используемый автором тезаурус (список наиболее часто используемых автором слов).
Тезаурус, например, может отражать ведущую репрезетативную систему автора теста. Ведущая репрезентативная система человека – это преимущественный способ получения человеком информации из внешнего мира. Выделяют четыре репрезентативных системы:
-
Визуальная (моделирование внутренней реальности с помощью зрительных категорий) -
Аудиальная (моделирование внутренней реальности с помощью слуховых категорий) -
Кинестетическая (моделирование внутренней реальности с помощью тактильных категорий) -
Дискретная (моделирование внутренней реальности с помощью аналитических категорий)
Человек при наличии выбора чаще употребляет слова, соответствующие его репрезентативной системе
-
Визуал: «Ваша позиция выглядит правильной», «ваша правота очевидна», «я вижу в ваших словах истину» -
Аудиал: «Звучит похоже на правду» -
Кинестет: «Я чувствую, что Вы правы», «в ваших словах ощущается истина» -
Человек с доминирующей дискретной р.с: «Я думаю, Вы правы», «вы безусловно правы»)
Так, у Набокова очень часто вкус описывается цветами, а слух, как зрение
Тезаурус может отражать и систему убеждений автора текста (например, использование слов «сепаратисты» или «борцы за свободу» в отношении жителей конкретного региона.
Отражение субъективной реальности личности в грамматических категориях текста.
Картину мира автора отражается не только преобладанием определенной лексики, но и грамматическими особенностями текста.
Так, например, доминирование определенных частей речи является отражением некоторых особенностей внутренней реальности автора
-
Существительные – статичность, основательность, стремление к наименованию всего. -
Глаголы – динамика, движение, действие, развитие -
Прилагательные – описательность, внимание к отличиям одного от другого.
Отражают ключевые критерии, которые использует человек при анализе реальности.
-
Выделение мета-структуры текста. Использование мета-структуры для диагностики субъективной реальности.
Базовые культурные тексты (сказки, мифы, легенды) содержат информацию, определяющую жизненный сценарий человека.
В основе трансляции сценария лежит механизм структурного инварианта текстов.
Структурный инвариант – то, что объединяет структуру разных сообщений. Другими словами, это сообщение, изложенное на более высоком уровне абстракции.
Ребенок в детстве воспринимает структурный инвариант, который содержится в его любимых сказках и историях, и позже пытается реализовать его в своем жизненном сценарии.
Дополнительно: способность выделять структурные инварианты (закономерности) и переносить их на новый материал является одной из главных способностей, на оценке которой строятся задания для тестов интеллекта.
Ребенок в детстве воспринимает структурный инвариант, который содержится в его любимых сказках и историях, и позже пытается реализовать его в своем жизненном сценарии.
Красная Шапочка! Это те девочки, которые так и не выросли, живут рядом с мамой, несут, так сказать, свои обязательства. То отнести бабушке пирожки. А волк! Волк (ассоциация с мужчиной) – это ужасно! Он однозначно съест! Лучше жить женской коммуной. Мама, бабушка, дочь. И никаких волков! Только охотники, надо полагать в нашем мире это сантехники, и все и еже с ними следующие, могут иногда приходить на помощь.
Пример структурного инварианта для мифов об Илье Муромце, сказки про Емелю и им подобных: герой мужского пола – долгая неподвижность – чудесный подарок/угроза – превращение/открывающиеся возможности – успех/победа.
Примеры:Сказки 1. «Колобок»-женщина зло; 2. «Золушка»-надо быть последней; 3. «Спящая красавица»-надо ждать принца. (Цветик-семицветик, Гуси-лебеди, Мойдодыр)
-
Фоносемантика текста.
1. Фоносемантика – наука, которая изучает смысловую нагрузку звуков человеческого языка.
2. Основной тезис фоносемантики: звуки связаны с определенным смыслом сами по себе, независимо от того, в состав каких слов они входят.
Эффект открыт германо-американским психологом Вольфгангом Кёлером в 1929 году в результате эксперимента, проведенного на острове Тенерифе. Кёлер показывал участникам две фигуры, округлую и остроугольную, и предлагал определить, какая из них называется «такете», а какая — «балуба». Эксперимент подтвердил предположение Кёлера — большинство людей назвали округлую фигуру «балуба», а остроугольную — «такете».
В 2001 году неврологи Вилейанцр Рамачандриан и Эдвард Хаббард повторили эксперимент Кёлера в США (английский язык) и в Индии (тамильский язык), заменив названия фигур на «кики» и «буба». Вопрос звучал так: «Какая из представленных фигур — „буба“ и какая — „кики“?» 95 % опрошенных назвали «бубой» округлую фигуру, а «кики» — остроугольную. Таким образом подтвердилась гипотеза о том, что человек присваивает абстрактные значения фигурам и звукам одинаковым образом. Работа канадского ученого Дафны Маурер и её коллег показала, что даже 2-летние дети, которые не умеют читать, точно так же выводят значение слова из его звуковой оболочки и приписывают его фигуре в соответствии с её формой.
Рамачандран и Хаббард полагают, что Буба-кики эффект демонстрирует то, что названия объектов в языке отнюдь не произвольны. Округлую фигуру большинство назовёт «бубой», потому что для того, чтобы произнести это слово, необходимо вытянуть губы в трубочку. Для того, чтобы произнести «кики», необходимо «скривить» губы. К тому же, производство звука «К» требует гораздо больше усилий, чем звука «Б». Наблюдаемая синестезия звука и геометрической формы подтверждает основной тезис фоносемантики — фонемы могут нести смысл сами по себе. (Википедия, «Эффект Буба-кики)
3. Советский филолог А. П. Журавлёв высказал предположение, что каждому звуку человеческой речи соответствует определённое подсознательное значение. Есть звуки «темные» и «светлые», сильные» и «слабые», «радостные» и «печальные».
4. Преобладающий звуковой фон текста придает ему определенный смысл независимо от его содержания. Например, текст по содержанию может быть печальным, а по фоносемантике – радостным и активным.
5. Сегодня существуют компьютерные программы, позволяющие анализировать фоносемантику текстов (например, программа ВААЛ). Вот, например, результаты фоносемантической оценки слова «любовь»: