Файл: Курсовая работа по дисциплине Государственные и муниципальные финансы на тему Направления совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ «УНИВЕРСИТЕТ СИНЕРГИЯ»

Факультет электронного обучения


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Государственные и муниципальные финансы»

на тему

«Направления совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации»

Работу выполнил студент

группы

ОБМ-1507СТКгу

Направление подготовки:

Менеджмент

Профиль:

Управление государственным и муниципальным сектором

Ляшенко Светлана Юрьевна




Научный руководитель:

Можина Ирина Васильевна







СЫКТЫВКАР

2019

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 4

Актуальность выбранной темы заключается в том, что именно сейчас системы межбюджетных отношений претерпевает значительные изменения, т.е. происходит совершенствование нормативно-правовой базы регулирования межбюджетных отношений, механизмов распределения финансовой помощи и системы контроля над расходованием выделенных средств. 4

В условиях замедления экономической динамики в Российской Феде-рации особое значение приобретает поиск резервов, использование которых позволит стране вернуться к более высоким темпам роста. К числу наиболее важных резервов такого рода следует отнести не до конца используемый потенциал российских территорий. В свою очередь, одной из ключевых причин данного процесса являются сильные бюджетные диспропорции как между разными территориями одного уровня управления, так и между разными уровнями государственной вертикали. Складывается ситуация, когда важнейшая государственная задача достижения сбалансированности территориальных бюджетов решается главным образом за счёт вторичного перераспределения бюджетных ресурсов. 4

Это свидетельствует о необходимости определённой корректировки приоритетов в регулировании межбюджетных отношений. Хотя в последние годы были проведены серьёзные реформы бюджетной системы, негативные тенденции в сфере территориальных финансов сохраняются. 4

Существует достаточно много работ, в которых преобладающая в нашей стране выравнивающая функция межбюджетных отношений подвергается критике. В контексте этого высказываются идеи о необходимости определённой децентрализации бюджетных полномочий, что позволит активизировать усилия региональных органов власти и местного самоуправления по ответственному управлению финансовыми ресурсами и стимулированию экономической деятельности, способствующей повышению доходного потенциала территорий. 4

Объектом исследования данной курсовой работы является бюджет Российской Федерации. 5

Предметом являются финансовые взаимоотношения между этими бюджетами. 5

Задачи курсовой работы: 5

1. Раскрыть теоретические основы межбюджетных отношений. 5

2. Проанализировать проблемы межбюджетных отношений в РФ и возможные перспективы их решения. 5

Пристальное внимание теоретическим и методическим вопросам исследования проблем федеративных отношений и региональной политики в России уделили известные экономисты Е.М. Бухвальд, С.Д. Валентей, Р.С. Гринберг, Б.В. Губин, В.В. Ивантер, В.А. Ильин, С.В. Казанцев, В.И. Клисторин, В.Н. Лексин, Л.Н. Лыкова, И.Д. Мацкуляк, П.А. Минакир, В.И. Павлов, О.Л. Рогова, В.К. Сенчагов, А.Е. Суглобов, А.И. Татаркин и другие. Научное представление о механизме функционирования децентрализованных бюджетных систем отражено в работах зарубежных авторов, таких как Р. Блинденбачер, Дж. Хендерсон, Е. Ахмад, Дж. Крейг, А. Шах, В.Е. Оутс и другие. 5

Однако такой ключевой в современных условиях экономической турбулентности фактор, отрицающий или оправдывающий конкретные методы и формы государственного управления, как эффективность, исследован недостаточно. Исследования вопросов обоснования межбюджетного перераспределения финансовых ресурсов с точки зрения результативности регулирования ещё не устоялись. 5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ  6

1.1. Понятие, цель, принципы межбюджетных отношений  6

1.2. Бюджетный федерализм в системе межбюджетных отношений 14

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РФ И ВОЗМОЖНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РЕШЕНИЯ 23

2.1 Ключевые проблемы в области межбюджетных отношений 23

2.2 Перспективы совершенствования системы межбюджетных отношений 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35





ВВЕДЕНИЕ




Актуальность выбранной темы заключается в том, что именно сейчас системы межбюджетных отношений претерпевает значительные изменения, т.е. происходит совершенствование нормативно-правовой базы регулирования межбюджетных отношений, механизмов распределения финансовой помощи и системы контроля над расходованием выделенных средств. В условиях замедления экономической динамики в Российской Феде-рации особое значение приобретает поиск резервов, использование которых позволит стране вернуться к более высоким темпам роста. К числу наиболее важных резервов такого рода следует отнести не до конца используемый потенциал российских территорий. В свою очередь, одной из ключевых причин данного процесса являются сильные бюджетные диспропорции как между разными территориями одного уровня управления, так и между разными уровнями государственной вертикали. Складывается ситуация, когда важнейшая государственная задача достижения сбалансированности территориальных бюджетов решается главным образом за счёт вторичного перераспределения бюджетных ресурсов. Это свидетельствует о необходимости определённой корректировки приоритетов в регулировании межбюджетных отношений. Хотя в последние годы были проведены серьёзные реформы бюджетной системы, негативные тенденции в сфере территориальных финансов сохраняются. Существует достаточно много работ, в которых преобладающая в нашей стране выравнивающая функция межбюджетных отношений подвергается критике. В контексте этого высказываются идеи о необходимости определённой децентрализации бюджетных полномочий, что позволит активизировать усилия региональных органов власти и местного самоуправления по ответственному управлению финансовыми ресурсами и стимулированию экономической деятельности, способствующей повышению доходного потенциала территорий.

Объектом исследования данной курсовой работы является бюджет Российской Федерации.

Предметом являются финансовые взаимоотношения между этими бюджетами.

Задачи курсовой работы:

1. Раскрыть теоретические основы межбюджетных отношений.

2. Проанализировать проблемы межбюджетных отношений в РФ и возможные перспективы их решения.


Пристальное внимание теоретическим и методическим вопросам исследования проблем федеративных отношений и региональной политики в России уделили известные экономисты Е.М. Бухвальд, С.Д. Валентей, Р.С. Гринберг, Б.В. Губин, В.В. Ивантер, В.А. Ильин, С.В. Казанцев, В.И. Клисторин, В.Н. Лексин, Л.Н. Лыкова, И.Д. Мацкуляк, П.А. Минакир, В.И. Павлов, О.Л. Рогова, В.К. Сенчагов, А.Е. Суглобов, А.И. Татаркин и другие. Научное представление о механизме функционирования децентрализованных бюджетных систем отражено в работах зарубежных авторов, таких как Р. Блинденбачер, Дж. Хендерсон, Е. Ахмад, Дж. Крейг, А. Шах, В.Е. Оутс и другие. Однако такой ключевой в современных условиях экономической турбулентности фактор, отрицающий или оправдывающий конкретные методы и формы государственного управления, как эффективность, исследован недостаточно. Исследования вопросов обоснования межбюджетного перераспределения финансовых ресурсов с точки зрения результативности регулирования ещё не устоялись.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 




1.1. Понятие, цель, принципы межбюджетных отношений 



Проблематика межбюджетных отношений на протяжении всей современной истории бюджетного законодательства Российской Федерации представляется достаточно актуальным вопросом для научных исследований1. В частности, учеными была выявлена тенденция к увеличению роли межбюджетных отношений в моменты нехватки соответствующих материальных ресурсов, а также в периоды проведения серьезных государственных реформ. В соответствии с их мнением, это вызвано призванием межбюджетных отношений разрешать самые сложные вопросы, касающиеся необходимости устранений межтерриториальных и межуровневых диспропорций, а также осуществлением ими функций по реализации социальных гарантий.

Определение «межбюджетные отношения» является достаточно непростым и многосоставным, что вызывает образование разнообразных споров и дискуссий по определению его смысла, которые создают реальные проблемы для дальнейшего совершенствования всей нормативной базы, регулирующей межбюджетные отношения, так как данное понятие определяет весь их правовой смысл.

Но можно с уверенностью отметить, что от правильности закрепления в соответствующих нормативных правовых актах основополагающих терминов реально зависят формы и способы их воплощению в правоприменительной практике. В связи с этим данная правовая категория обуславливает необходимость в дополнительном, более глубоком анализе ее сущностных черт.


В современной истории Российской Федерации впервые на законодательном уровне понятие межбюджетных отношений было определено в статье 129 первоначальной редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ)2. В частности там регламентировалось, что: «Межбюджетные отношения - отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления». Также в этой главе были определены основополагающие принципы этих отношений (распределение и закрепление расходов бюджетов по уровням бюджетной системы, равенство бюджетных прав субъектов и муниципальных образований, выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности и иные).

Не обращая вниманиена спорные вопросы, возникающие с его правоприменительной реализацией, приведенный выше термин находился в БК РФ до 2004 г., называя межбюджетными отношениями подавляющее число вопросов, касающихся кооперирования работы на уровне государственных и органов местного самоуправления.

В 2004 году в БК РФ были внесены существенные изменения, одни из которых имели целью уточнить термин «межбюджетные отношения» по вопросам их образования. В настоящее время статья 6 БК РФ определяет межбюджетные отношения как «взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса».

Полагаем, что, несмотря на сделанную попытку улучшить формулировку данного понятия, оно до настоящего времени не очень верно отражает суть процессов межбюджетных отношений. В частности, на сегодняшний день недостаточно точно изложены состав субъектов межбюджетных отношений, цель, а также не отражены некоторые иные вопросы, имеющие к ним непосредственное отношение. Также следует обратить внимание на понятие бюджетные правоотношения, изложенное в статье 1 БК РФ, которые определяются в качестве отношений, возникающих между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношений, возникающих между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности. Исходя из этого следует, что основания возникновений межбюджетных отношений в этом ракурсе являются достаточно расширенными, охватывая почти все группы бюджетных отношений. Это послужило тому, что отдельные ученые стали считать нецелесообразным выделять вопросы, касающиеся организации и реализации бюджетного процесса, как самостоятельные основания для формирования межбюджетных отношений. Кроме того, внесенные в 2004 г. изменения в данное понятие, фактически лишили межбюджетные отношения особых принципов, на которых они основывались.