Файл: Решение задач 11 на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции из егэ по математике.doc
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие и виды электронных образовательных изданий
1.2. Цели и особенности использования электронных образовательных изданий в обучении
1.3. Особенности и основные этапы практической разработки электронных образовательных изданий
2.1. Программное обеспечение для создания и размещения электронного образовательного издания
2.2. Структура разрабатываемого электронного образовательного издания
2.3. Подготовка и реализация в электронном виде материала для ЭОИ
Электронное издание (ЭИ), как одно из определений, представляет собой совокупность разнообразной графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео, фото информации. В одном электронном учебном издании могут быть выделены информационные (или информационно-справочные) источники, инструменты создания и обработки информации, управляющие структуры. Электронное издание может быть разработано и использовано на любом электронном носителе, а также опубликовано в электронной компьютерной сети.
В этом случае образовательным электронным изданием (ОЭИ) является электронное издание, которое содержит систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области. Образовательное электронное издание должно отличаться высоким уровнем художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, удобством, логичностью, качеством технического исполнения, наглядностью и последовательностью изложения. Образовательное электронное издание не может быть редуцировано к бумажному варианту без потери дидактических свойств.
Б.Ф. Скиннер озвучил пять дидактических принципов цифрового образования [12]:
-
Принцип интерактивности - постоянный контакт ученика и учителя через компьютер. -
Принцип педагогического мастерства - методика тестирования для анализа знаний учащегося. -
Модульный принцип - материал разбит на части. -
Принцип обратной связи — ошибочные суждения корректируются. -
Мотивационный принцип - успешное усвоение поощряется.
Всем этим принципам в полной мере соответствуют основные виды компьютерных средств учебного назначения, которые могут рассматриваться как компоненты ЭОИ:
-
программные средства общего назначения; -
сервисные программные средства для обеспечения контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков обучающихся; -
электронные тренажеры; -
программные средства для математического и имитационного моделирования на уроке; -
программные средства лабораторий удаленного доступа или виртуальных лабораторий; -
информационно-поисковые справочные системы; -
автоматизированные обучающие системы (АОС); -
электронные учебники (ЭУ); -
интеллектуальные обучающие системы (ИОС).
Для правильного построения структуры электронного образовательного издания необходимо изучить основные компоненты, из которых в большинстве случаев он состоит. После чего можно выделить три основополагающих:
-
Информационный блок - блок, состоящий из учебного материала в сжатой форме.
Каждый элемент этого блока должен завершаться контрольными вопросами, которые позволяют обучающимся выяснить уровень усвоения учебного материала. В итоге в электронном образовательном издании происходит обратная связь обучающегося с компьютером, которая позволяет увеличить эффективность усвоения знаний. Следовательно, содержание электронного образовательного издания [1] должно:
-
соответствовать современным тенденциям в науке и технике; -
соответствовать федеральному государственному образовательному стандарту; -
содержать учебный материал, достаточный для изучения дисциплины; -
подходить для различных форм обучения; -
поддерживать разные виды учебных занятий; -
поддерживать разные формы контроля знаний.
При формировании содержания тем и разделов необходимо упорядочить учебный материал:
-
по сложности восприятия и подачи;
В ходе этой работы необходимо выделить:
-
главное ядро учебного материала; -
второстепенные моменты учебного материала; -
связи с другими темами курса; -
многовариантные задания по каждой теме.
-
Блок практических заданий - это блок, который должен функционировать в режиме диалога обучаемого с компьютером.
При работе в этом режиме происходит закрепление изученного материала в информационном блоке. Система навигации позволяет при необходимости перейти к любому разделу учебного материала. При структурировании заданий этого блока ответы должны строиться по различным системам.
-
Тестовый блок - в этом блоке происходит контроль полученных
знаний.
Здесь должна присутствовать оценка правильности ответов обучающегося на вопросы. В завершении теста обучающийся должен получить результаты по прохождению теста. Варианты заданий следует брать в произвольном порядке, перемешивая, чтобы исключить запоминание обучающимися правильных ответов.
При этом все разделы учебного материала и их содержание должны быть структурированы, взаимосвязаны и находиться в общей программной оболочке. Каждый компонент в указанных разделах ЭОИ должен быть доступен для пользователя из любого другого компонента [6].
1.2. Цели и особенности использования электронных образовательных изданий в обучении
В эпоху электронного образования роли ученика и учителя кардинально меняются: роль учителя - главного источника информации смещается в сторону наставничества, или кураторства (он больше не тратит время на пересказ учебного материала, а может заняться, например, решением управленческих или творческих задач); роль учащегося - тоже меняется, будучи ранее простым «потребителем» учебных знаний, он встаёт на более сложный путь - поиска, отбора, обработки и передачи информации.
Самостоятельно «добытая» учебная информация меняет статус процесса обучения с «пассивного потребителя информации» на «активного преобразователя информации» [9].
Таким образом, очевидно, что использование ЭОК в школе способствует качественным изменениям видов учебной деятельности и форм взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Выделим методические цели, реализуемые при использовании электронно-образовательных контентов при обучении информатике и математике [11]:
-
компьютерная визуализация способствует самостоятельному «открытию» закономерностей (в построении графиков, например); -
исследование математических моделей путем изменения их параметров, а также создание своих моделей; -
интерактивное взаимодействие ЭОК с обучаемым формирует представления, например, о функциональной зависимости; -
появляется возможность нового конструирования, используя вновь изученные выражения и формулы; -
решение инновационных практических задач и исследование конкретных жизненных обстоятельств; -
построение объектов при помощи компьютерной графики по заданным параметрам; -
в рамках интерактивного диалога инициировать предположения и разрабатывать методы их проверки.
Изучение некоторых цифровых образовательных изданий по информатике и математике позволяет сделать обобщение, что зачастую реализуются следующие возможности:
-
визуализация геометрических объектов для исследования и изучения возможностей преобразований; -
построение графиков функций (с включением значений абсциссы и ординаты в таблицу); -
построение диаграмм;
- возможность автоматизации информационной, поисковой и вычислительной деятельности;
-
выполнение тренировочных упражнений с промежуточным и итоговым контролем; -
контроль усвоения знаний.
Для наглядности рассмотрим некоторые этапы урока и конкретные ситуации, в которых возможно использование электронных образовательных изданий:
На одном из первых этапов урока - этапе актуализации знаний и умений для подготовки учеников к усвоению нового теоретического материала можно использовать ЭОИ так:
-
Проверить степень усвоения материала (компьютерное тестирование); -
Закрепление опорных знаний (работа со справочными элементами, интерактивными моделями и графиками); -
Для постановки проблемы и изучения нового материала (демонстрацию презентации, наглядно разбирающей происхождение проблемных ситуаций (в истории информатики: попытки решения данной проблемы)).
На этапе формирования новых знаний и способов их применения для обеспечения восприятия новой информации:
-
В качестве решения озвученных проблем и изучения новой информации (самостоятельная электронная групповая работа по выполнению поисковых работ и проектов); -
Для усвоения новой информации (систематизация полученных знаний путем составления схем, для демонстрации нового материала).
Этап применения полученных раннее знаний, формирование необходимых умений и навыков:
-
Для овладения алгоритмами решения типовых задач (индивидуальная (парная) работа с ЭОК по выполнению тренировочных упражнений с текущим или итоговым контролем); -
Для контрольных функций и самоконтроля (компьютерное тестирование, тренировка).
После анализа многочисленных исследований преимущество включения ЭОИ в образовательный процесс вполне обосновано, они облегчают преподавание и усвоение материала, развивают самостоятельность и мышление учащихся, но не стоит забывать, что только профессионализм учителя, продуманность, и, наконец, уместность использования ЭОИ позволят повысить качество обучения.
1.3. Особенности и основные этапы практической разработки электронных образовательных изданий
Электронное учебное издание должно включать две основные части: учебную и контролирующую.
Учебная часть призвана автоматически передавать учебную информацию обучаемому, а контролирующая – обеспечивать автоматизированный контроль усвоения учебного материала. Кроме того, в ЭОИ следует включать методические рекомендации по пользованию, справочные материалы, элементы помощи обучаемому по пользованию изданием.