Файл: Высшее профессиональное образование э. Я. Степаненкова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 150

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако произведения гуманистов были недоступны широким массам, к тому же они были написаны на латинском языке. Да и само воспитание, предлагаемое ими, было рассчитано в основном на обеспеченных людей.

Ближе к чаяниям народа стояли первые социалисты-утописты — англичанин Томас Мор и итальянец Томмазо Кампанелла. В сво­их книгах о вымышленных государствах, построенных на прин­ципах социалистического общества, они предсказывали идею все­стороннего воспитания (умственное, нравственное и физиче­ское) для подготовки к труду и с помощью труда. Воспитание человека должно начинаться с самого раннего возраста. Вот что писал по этому поводу в своей книге «Город Солнца» Кампанел­ла: «По второму и до третьего года дети обучаются говорить и учат азбуку, гуляя вокруг стен домов; они разделяются на четыре отряда, за которыми наблюдают поставленные во главе их четы­ре ученых старца. Эти же старцы спустя некоторое время занима­ются с ними гимнастикой, бегом, метанием диска и прочими упражнениями и играми, в которых равномерно развиваются их члены. При этом до седьмого года они ходят всегда босиком и с непокрытой головой» [7, с. 151].

Для физического воспитания Кампанелла избрал игры, кото­рые были широко распространены среди народа. В человеке, полу­чившем хорошее физическое и умственное воспитание, он видел образец совершенства.

Социалисты-утописты нашли своих последователей в ряде стран Европы. Наиболее ярким представителем среди них был выдаю­щийся чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский (1592—1670), который уделил значительное внимание физическому воспитанию. Он считал, что без физического воспитания немыслимо нормаль­ное духовное развитие. Больной человек не может стать всесторон­не развитым — таков был его вывод. В книге «Мир чувственных вещей в картинках» он ярко выразил возможные формы физиче­ского воспитания, высказал смелую для того времени мысль, что любого ребенка, независимо от его происхождения, можно вос­питать как всесторонне развитого, физически крепкого человека. Позже он обобщил свой педагогический опыт в книге «Энцикло­педия видимого мира».

Коменский был уверен, что формирование человека должно начинаться в раннем детстве. Усвоенное в этом возрасте особенно прочно.

По утверждению Коменского, сам человек есть не что иное, как гармония в отношении тела и души. Как и сама Вселенная есть подобие огромного механизма, столь искусно составленного из множества колес и звуковых приборов, что в общем для непре-

22

рывности движений и для гармонии одно сочетается с другим, — таков и человек. Что касается тела, устроенного с изумительным искусством, то первым двигателем является сердце, источник жизни и действий, от которого остальные члены получают движение и меру движений. Силой, вызывающей движение, является мозг, ко­торый с помощью нервов, как бы шнуров, притягивает и отпус­кает остальные колеса (члены). А разнообразие деятельности внут­ри и вне заключается именно в этой самой соразмерности пропор­ции движений.

Подобным образом в душевных движениях главным движущим колесом является воля; рычаги, приводящие ее в движение, — это желания и страсти, которые склоняют волю в ту или другую сто­рону. Рычагом, открывающим движение и замыкающим его, явля­ется разум, который взвешивает и определяет, чего, где, в какой мере нужно желать или чего избегать. Остальные движения души есть как бы меньшие колеса, следующие за главным [8, с.63—64].

В трудах Коменского уже четко проглядывали смелые, совершен­но новые методы воспитания. Основой этих методов являлось фи­зическое развитие, без которого немыслим человек, обладающий хорошим здоровьем. Взгляды Коменского были высоко оценены прогрессивными людьми его времени и более поздних периодов.

Вопросам физического воспитания большое внимание уделял английский философ-материалист Джон Локк (1632—1704), кото­рый считал обязательным условием воспитания крепкое физиче­ское развитие. Чем слабее тело, тем меньшей волей человек обла­дает, тем меньше у него возможностей достичь желанной цели. «Лишь в здоровом теле, — писал Локк, — может быть здоровый дух». Поэтому он считал, что физическое воспитание должно на­чинаться с первых дней жизни человека, рассматривая его как самое первое воздействие взрослых на детей.

В сочинениях выдающегося французского мыслителя Жан Жака Руссо (1712 — 1778) также значительное место отводилось вопро­сам физического воспитания. Он призывал к тому, чтобы физи­ческое воспитание начиналось с первых дней рождения человека. Основой физического воспитания, по его мнению, должны быть детские подвижные игры и физические упражнения. В его взглядах нашла свое отражение весьма «крамольная» для того времени мысль, что и женщина должна получить физическое воспитание. Руссо вы­ступал против постоянного пребывания девочек дома, в закрытом помещении, лишенном свежего воздуха, предлагал воспитывать их, вовлекая в подвижные игры на свежем воздухе, рекомендовал еже­дневные прогулки. «Они должны, — писал он, — играть, прыгать, бегать, кричать, как это свойственно их резвому возрасту». Отсут­ствие движений, в его представлении, калечило и тело, и душу.

23


Руссо считал, что истинная грация — это непринужденность движений, свежесть и здоровье.

Своеобразные взгляды на физическое воспитание имел швей­царский педагог Иоганн Песталоцци (1746—1827). Им была выдви­нута теория, согласно которой человек рождается с заложенными в нем определенными способностями. Цель воспитания, по его мнению, сводилась лишь к развитию этих способностей путем уп­ражнений. Вместе с тем он считал, что в течение жизни человек не может приобрести никаких задатков, если они не были заложены в нем при рождении. Это его ошибочное представление омертвля­ло роль живой практики в воспитании человека. Однако во взгля­дах Песталоцци были и прогрессивные мысли. Так, им был разра­ботан аналитический метод физического воспитания; при физи­ческих упражнениях он предлагал постепенный переход от более простых форм движения к более сложным. К простым, или эле­ментарным, движениям Песталоцци относил движения в суставах. Отсюда основой физического воспитания он считал гимнастиче­ские упражнения, связанные с нагрузкой на суставы. Предложен­ные им гимнастические упражнения получили широкое распрост­ранение в ряде стран Западной Европы.

Таким образом, первые социалисты-утописты и выдающиеся мыслители XVI —XVII вв. уже ясно себе представляли необходи­мость всестороннего развития личности, сочетающей в себе обра­зованность и физическое совершенство.

В эпоху капитализма вопросам физического воспитания были посвящены работы передовых ученых, педагогов.

Французский социалист-утопист Теодор Дезами (1803—1850) писал, что для физического совершенствования нужна длительная систематическая работа, которая обеспечивает формирование дви­гательных навыков [9].

Дезами, как и многие его предшественники, был сторонником раннего физического воспитания, причем он полагал, что физи­ческое воспитание необходимо проводить с учетом возраста и пола и обязательно в процессе труда. Исходя из разных физиологиче­ских особенностей организма мальчиков и девочек, Дезами пред­лагал подготавливать их по разным программам. Он писал: «...Для того, чтобы гражданское население состояло из одних только креп­ких и трудоспособных мужчин, необходимо обеспечить хорошим телосложением тех, кого природа предназначает дарить государ­ству граждан. Необходимо, следовательно, посредством труда и фи­зических упражнений предохранять организм женщин от износа».

Большое внимание вопросам физического воспитания уделял французский публицист, идеолог «мирного коммунизма» Этьенн Кабе (1788—1856) в книге «Путешествие в Икарию». В этой вымышленной

24

им стране благодаря хорошему физическому воспитанию жили люди красивые и здоровые. Он писал, что дети там — прелестны, мужчи­ны сильны и красивы, женщины очаровательны и божественны.

Взгляды Этьенна Кабе на физическое воспитание отличались своей удивительной прозорливостью. Он одним из первых выска­зал мысль, что заботу о человеке следует начинать еще с того периода, когда тот находится во внутриутробном развитии. «Вам надо с самого начала знать, — писал Кабе, — что республика заботится о своих детях не только со времени их рождения, но даже в период беременности их матерей» [10, с. 218].

Такая задача вполне современна и сегодня. Кабе считал, что каждая супружеская пара должна знать все о беременности и нор­мальном развитии плода. Он высказал весьма передовую для свое­го времени мысль о том, что необходимо издавать популярные брошюры по анатомии и гигиене, а врачам следовало бы органи­зовывать курсы для беременных женщин. Для правильного ухода за ребенком Кабе предлагал обеспечить каждую мать инструкцией, в которую врачи должны записывать советы, соответствующие по­следним достижениям науки. Он так же, как и Дезами, высказал догадку, что при разумном воспитании можно добиться больших успехов в совершенствовании человека.

Вполне обоснованно первые шаги в физическом воспитании ребенка он возлагал на матерей, но на матерей грамотных, знаю­щих основы воспитания. Эти знания матери должны получать на специальных курсах. «Там обсуждаются тысячи вопросов, — писал Кабе, — относящихся не только к кормлению ребенка и отнятию его от груди, прорезыванию зубов, обучению ходьбе, его пита­нию, одежде и купанию, но и к развитию и усовершенствованию каждого его органа, так как убежден, что ребенок может быть из­вестным образом так же формирован, как и растения и животные, и что пределы усовершенствования человеческого рода еще неиз­вестны» [10, с.219]. Кабе считал, что воспитание — процесс ак­тивный, что человеческий разум и опыт могут влиять на физичес­кое воспитание, и, самое главное, он был убежден, что физичес­кое воспитание приносит пользу, когда оно всесторонне, причем оно не должно отрываться от воспитания умственного и нравствен­ного.

В физическом воспитании он придавал большое значение вскарм­ливанию ребенка грудью матери. Мать, родившая ребенка, долж­на быть окружена заботой и вниманием со стороны всех окружаю­щих ее лиц. Это будет создавать у нее хорошее настроение, что и позволит ей воспитывать счастливых и здоровых детей. Он был убеж­ден, что при таком воспитании каждое новое поколение будет становиться более совершенным. Обязательным условием физи-

25


ческого воспитания Кабе считал занятие дома и в школе гимнас­тикой, которую рассматривал как важное средство в усовершен­ствовании всех частей тела. Особое значение он придавал различ­ным детским играм, которые, по его мнению, ставят себе целью развить грациозность, силу и здоровье.

Однако Кабе полагал, что нужно заниматься теми упражнени­ями, которые чаще применяются в практической жизни и более целенаправленно влияют на приобретение необходимых навыков. Он писал: «Хорошо ходить, бегать, прыгать во всех направлениях, карабкаться, взбираться, спускаться, плавать, ездить верхом, танце­вать, кататься на коньках, фехтовать, проделывать, наконец, во­енные упражнения, — все эти упражнения и игры укрепляют тело и совершенствуют его» [10, с. 222].

Среди всех видов физической нагрузки Кабе особое предпоч­тение отдавал ходьбе. «Хорошо ходить, — писал Этьенн Кабе, — это значит ходить с грацией и долго». Кабе придавал большое значение играм и гулянию на воздухе. Игры детей и юношей он рассматривал как жизненную необходимость, как содержание их жизни, как радость бытия. Вместе с физическими упражнения­ми, влияющими на физическое развитие человека, Кабе считал также необходимым всему подрастающему поколению занимать­ся различным трудом, который не только доставляет удоволь­ствие, но и имеет большое значение в физическом формирова­нии человека.

Наряду с физическим дети должны получать и гигиеническое воспитание, приучаться с раннего возраста к соблюдению чисто­ты как одной из первых обязанностей.

Кабе считал, что ребенку с ранних лет надо прививать любовь к родителям, ко всем старшим, желание обслуживать самого себя, помогать ближним. Нравственный человек — это тот, кто лишен чувства эгоизма и честолюбия, наделен чувством уважения к лю­дям, является патриотом своей родины, а также хорошим супру­гом, отцом, умеет укрощать свои страсти. Все эти черты характера вырабатываются у каждого члена общества в результате разумного и продуманного воспитания. Общий процесс воспитания не может быть полным без эстетического воспитания. Кабе мечтал о том, чтобы все дети без исключения учились музыке и пению.

Не менее интересны взгляды на воспитание еще одного социа­листа-утописта — Шарля Фурье (1772—1837). В его трудах четко подчеркивается мысль о сочетании умственного и физического вос­питания в процессе труда. Он утверждал, что «... воспитание имеет целью осуществлять полное развитие физических и умственных спо­собностей, применять их все, даже развлечения, к производитель­ному труду» [11, с.336].

26

Замечательной фигурой среди всех социалистов-утопистов XIX в. является Роберт Оуэн (1771 —1858). Великий социалист-утопист уде­лял большое внимание всестороннему развитию человека. Оуэн, мечтая о будущем обществе, полагал, что «...первоочередной за­дачей общины всегда будет предоставление всем ее членам наи­лучшего физического, нравственного и умственного воспитания» [12, с.263-264].

В вопросе формирования всесторонне развитого человека на пер­вое место Оуэн ставил физическое воспитание как основу всего последующего воспитания. В сохранении здоровья он видел один из главных принципов будущего совершенного общества. По его мнению, здоровье, физическое совершенство и умственное вос­питание принесут истинное счастье человечеству. Оуэн был убеж­ден, что при помощи воспитания можно не только сделать чело­века физически совершенным, но и воздействовать на его физи­ческую природу в целях ее дальнейшего совершенствования. Он считал, что «...физические упражнения, введенные для усовер­шенствования природных склонностей, укрепления здоровья и силы отдельных людей, составят часть системы образования и вос­питания детей. Таким образом, дети, развлекаясь, будут приобре­тать в раннем возрасте привычки, которые помогут им сделаться в старшем возрасте хорошими защитниками своей страны, если потребуется, защищать ее; по всей вероятности, на них можно будет положиться гораздо больше, чем на людей, физическое, ум­ственное и нравственное воспитание которых было менее тща­тельным» [12, с. 263—264].

Иоганн Христофор Гутс-Мутс (1759—1839) — выдающийся не­мецкий теоретик и практик физического воспитания. Он изучал гимнастику и дал научное обоснование и методику ее проведения. Субъективная гимнастика заключается в установлении гармонии между телесными и духовными силами человека. Объективная — в приобретении навыков, полезных для жизни, которой управляет тысяча случайностей. По мнению Гутс-Мутса, гимнастика укреп­ляет мышцы, оживляет кровообращение, закаляет кожу, развива­ет в мускулах и теле навыки наиболее ловких и эффективных дви­жений, совершенствует органы чувств.

Он написал самоучитель по плаванию, учебно-методические рекомендации по играм. По его книгам преподавали гимнастику не только в Германии, но и в Дании, Швейцарии, Англии и Гол­ландии.

Значительный вклад в теорию физического воспитания детей внес Жорж Демени (1850 — 1917), французский физиолог и педа­гог, автор гимнастической системы физического воспитания. Его система была рассчитана на непрерывные занятия, использование

27


упражнений на растяжку, расслабление, движения под музыку. Рас­считанная на годы, система не давала мгновенных результатов, а это не устраивало французское правительство, которое поощряло готовность молодежи к военной службе, но не к психофизическо­му совершенству.

В конце XIX — начале XX в. появилась система гимнастики для детей раннего и дошкольного возраста, создателем которой был И. Мюллер. Она вызвала много споров, особенно со стороны вра­чей и сторонников других систем воспитания. Мюллер утверждал, что сила и разум каждого народа развиваются из телесного здо­ровья ребенка. Говоря о гимнастике для детей, он писал: «Растира­ние тела после ежедневного купания отлично действует даже на грудных детей, и такие манипуляции очень нравятся детям. Они улыбаются и чувствуют себя довольными, когда им разминают ко­нечности или живот» [13, с. 6].

Мюллер в работе с детьми широко использовал упражнения в дыхании по способу Сильвестра и Шефера, статические позы, вращения туловища со сгибанием в стороны; кружение рук и ног, «ходьбу на руках», «тачку» и др. Купание, как уже указывалось выше, сопровождалось массажем или растиранием. Мюллер в сво­их работах ставил цель — дать в сжатой и конкретной форме* про­грамму физических упражнений, доступную каждому ребенку.

Это была одна из первых зарубежных систем физических уп­ражнений для детей от рождения до 4 — 5 лет.

В культурном наследии стран Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, в которых распространен буддизм, сохранилось не­мало систем психофизической тренировки. Будучи древней рели­гией, буддизм оказал разностороннее влияние на духовное и ис­торическое развитие Индии, Китая и других стран Азии. В них по­являются разнообразные школы психофизической тренировки. В философском трактате «Бхагавад-гита», написанном примерно за тысячу лет до н.э., впервые упоминается гимнастика йога.

Примерно к I в. до н. э. относится четырехтомное сочинение муд­реца Патанджали, в котором были собраны все известные в эту пору сведения о йогах. Называлось оно «Йога-сутра», что означает «высказывания о йогах». В нем впервые подробно описаны диета, упражнения, психотренировка, мистические аспекты йоги и т.д.

На пути очищения и совершенства существенное место отво­дилось хатха-йоге — комплексу физических и этических норм. В переводе с санскрита хат — «солнце», что символизирует жиз­ненную силу, бодрость, энергию; ха — «луна», их бледное отраже­ние, составная часть хатха-йоги представлена физическими уп­ражнениями, в том числе дыхательной гимнастикой, с целью уп­равления физическими и психическими функциями организма.

28

Типичными для йоги являются «асаны» — канонизированные позы с задержкой дыхания на каждой позе от нескольких секунд до минуты и более. В предисловиях к книгам по йоге оговаривает­ся, что йогой нельзя заниматься без учителя — гуру, так как это может принести вред.

Несмотря на почтенный возраст, йога и сегодня чрезвычайно популярна на Востоке. В каждом городе Индии есть центры йогов, об этом учении выходят все новые книги, снимаются филь­мы. В Ришикеше, у подножия Гималаев, находится современный международный центр по изучению йоги, основанный Свами Ши-ванандом в 1932 г. Как врач, знакомый с современными ему ме­тодами лечения, Шивананд пришел к выводу, что с помощью йоги можно эффективно устранять физические и психические недуги человека.

Увлеченность йогой переросла границы Индии и широко рас­пространилась в другие страны мира, особенно в последние деся­тилетия XX в. Однако йога это не только наука о теле, это прежде всего учение о душе. Йога не предполагает занятий с детьми до 7 лет, и в Индии ребенок первое приобщение к психофизическо­му совершенству получает в семье. В настоящее время появились некоторые зарубежные публикации по йоге для детей (авторы — создатели Бэби-йоги — Свами Вишну-девананди, Х.Кеннет и др.).

В Китае традиционным видом спорта является ушу. В переводе с китайского ушу означает «мастерство воина», «боевое (военное) мастерство», «искусство воина». В содержание этого вида спорта включены элементы рукопашного боя, упражнения с предметами для нападения и самообороны. Комплексы упражнений выполня­ются индивидуально и группами в соответствии с разработанны­ми правилами и содержат: удары ногой, рукой, броски, захваты, падения, выпады, рубящие и колющие действия.

Существуют многообразные «стили» ушу. Как система упражне­ний ушу возникла из потребности подготовки к труду и ведению военного дела. В Китае Зто семейная традиция, тайны этой систе­мы упражнений строго охраняются и соблюдаются.

Использование восточных систем в российских дошкольных уч­реждениях требует специальных исследований и не может быть однозначно рекомендовано.

В мировой физической культуре существовали также европей­ские национальные системы — немецкая, сокольская, шведская и др.

В последние годы XX столетия наблюдается проникновение об­щечеловеческой культуры в национальные системы физического воспитания, что является естественным отражением их взаимо­обогащения.

29

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30