Файл: Высшее профессиональное образование э. Я. Степаненкова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 153

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особо следует отметить заслугу А. В. Кенеман в создании учебни­ка «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста», изданного в соавторстве с Д.В.Хухлаевой. Он выдержал три издания (1975, 1978, 1985) и получил II премию за лучшую научную книгу и диплом ВДНХ. Учебник сыграл важную роль в со­вершенствовании подготовки специалистов по физической культуре.

А. В. Кенеман сотрудничала с практиками, вела большую науч­но-методическую работу. С 1968 по 1985 г. она возглавляла научно-методическую комиссию по теории и методике физического воспи­тания при Министерстве просвещения СССР. В комиссии работали ведущие специалисты, практики, преподаватели теории и методи­ки физического воспитания в вузах и педучилищах: М.Ю.Кистя-ковская, Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.П.Лескова, Н.В.Пол-тавцева, Э.Я.Степаненкова, П.П.Буцинская, В.И.Васюкова. Под редакцией А. В. Кенеман и Т. И. Осокиной в серии: «Наука — прак­тике»1 выходили многочисленные публикации по теории и методи­ке физического воспитания детей.

Значительный вклад в теорию и практику физического воспита­ния внесла Д.В.Хухлаева. Ее работы по формированию двигатель­ных навыков у детей, разработка методов и приемов обучения ме­танию, создание программ и методических пособий для дошколь­ного учреждения в МГЗПИ, где Д.В.Хухлаева преподавала тео­рию и методику физического воспитания, способствовали подго­товке огромной армии специалистов для дошкольных учреждений. Важную роль в развитии физического воспитания ребенка в со­ветский период сыграли также многочисленные научно-исследо­вательские институты и центры по дошкольному воспитанию при Академии педагогических наук СССР и МЗ СССР с их высокопро­фессиональными кадрами, всячески способствовавшими углубле­нию и совершенствованию практической работы в дошколь­ных учреждениях: НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (А. В. Запорожец, Ю.Ф.Змановский, Н.Н.Поддъяков, М.Ю.Кис-тяковская, Т.И.Осокина, Н.Т.Терехова, Е.А.Тимофеева, Е.Н.Ва­вилова, А.М.Фонарев, Т.Л.Богина, М.А.Рунова); НИИ гигиены детей и подростков МЗ СССР (СМ.Тромбах, Г.П.Юрко, Л.Б.Ященко, В.В.Белоярцева); Центр «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца (Е.А.Сагайдачная, М.А.Рунова), а также многие замечательные педагоги, энтузиасты своего дела как в Москве (Д.В.Хухлаева, Т.С.Яковлева, Е.А.Сагайдачная, Э.Я.Степанен-

' См.: Педагогическая практика студентов по курсу «Теория и методика физи­ческого воспитания детей дошкольного возраста». — М., 1984; Физическая подго­товка детей 5—6 лет к занятиям в школе. — М., 1980; Семинарские и практичес­кие занятия; Игры народов СССР. — М., 1987.

38

кова), так и в других городах нашей страны (Г. П.Лескова, Н. А. Но-ткина (Санкт-Петербург), Н.В.Полтавцева (Ульяновск), Н.И.Бо­чарова (Орел), Т.С.Казаковцева (Киров), Н.В.Алябьева (Мур­манск), З.И.Нестерова (Шадринск), О.И.Кокарева (Тула) и мно­гие другие). Значительную роль в разработке методики физического воспитания ребенка сыграли методисты М.Ф.Литвинова, Т.Ф.Са-улина и др.

Контрольные вопросы и задания

  1. Как решались проблемы физического воспитания в педагогических системах древней Европы и Азии?

  2. Каковы особенности развития теории физического воспитания в Рос­сии XVII-XIX вв.?

  3. Кто является основателем теории физического воспитания в России?

  4. Назовите ученых, внесших вклад в теорию и методику физического воспитания ребенка в советский период.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Глава 3

ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1.3.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Целью физического воспитания является воспитание здорово­го, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка.

В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями физическое воспитание решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Они направлены на формирование у ребенка рациональных, эконом­ных, осознанных движений; накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь.

Одна из главных задач физического воспитания — оздоровле­ние ребенка.

Оздоровительные задачи направлены на охрану жиз­ни и укрепление здоровья ребенка. Они способствуют гармонич­ному психосоматическому развитию, совершенствованию защит­ных функций организма посредством закаливания, повышению устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воз­действиям внешней среды, увеличению работоспособности ребенка.

39

Оздоровительные задачи конкретизируются с учетом индивиду­альных особенностей развития организма ребенка и направлены на:

  • формирование правильной осанки;

  • своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата;

  • формирование изгибов позвоночника;

  • развитие сводов стопы;

  • укрепление связочно-суставного аппарата;




  • развитие гармоничного телосложения;

  • регулирование роста и массы костей;

  • развитие мышц лица, туловища, ног, рук, плечевого пояса, кистей, пальцев, шеи, глаз, внутренних органов — сердца, крове­носных сосудов, дыхательных мышц и др.; особое внимание уде­ляется развитию мышц-разгибателей.

Оздоровление ребенка предполагает также совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, разви­тие умения приспосабливаться к меняющейся нагрузке и внешним условиям. Для этого необходимо в процессе физического воспита­ния ребенка развивать у него подвижность грудной клетки, увели­чивать жизненную емкость легких, способствовать тренировке ме­ханизмов терморегуляции, обеспечить тренированность нервных процессов, совершенствовать деятельность двигательного анализа­тора, органов чувств.

Для развития двигательной деятельности ребенка очень ва­жен творческий подход. Он способствует раскрытию потенци­альных возможностей организма ребенка, создает условия для реализации свободы действий, обеспечивает гармонию ребенка с самим собой, окружающей природой и социальной средой.

Под воздействием окружающего мира перестраивается работа организма, он начинает функционировать в режиме, требующем наименьших затрат энергии.

Благодаря активизации механизмов саморегуляции головной мозг анализирует поступающую разнородную, многоплановую ин­формацию, совершенствует и повышает оздоровительную деятель­ность организма.

Кроме оздоровительных задач физическое воспитание включа­ет в себя и образовательные задачи.

Они предполагают формирование двигательных умений и на­выков; развитие психофизических качеств (быстроты, силы, гиб­кости, выносливости, глазомера, ловкости); развитие двигатель­ных способностей (функции равновесия, координации движений). В процессе физического воспитания ребенок: — приобретает определенную систему знаний о физических уп­ражнениях, их структуре, оздоровительном воздействии на орга­низм;

40


  • осознает свои двигательные действия;

  • усваивает физкультурную и пространственную терминоло­гию (как то: исходные положения, колонна, шеренга и др.; впе­ред—назад, вверх—вниз и др.), получает необходимые знания о выполнении движений, спортивных упражнениях и играх;

  • узнает названия предметов, снарядов, пособий, способы и правила пользования ими;

  • ребенок познает свое тело, у него формируется телесная реф­лексия.

Занимаясь физическими упражнениями, ребенок закрепляет зна­ния об окружающей природе — деревьях, цветах, траве, живот­ных и птицах. Он познает свойства воды, песка, снега; особеннос­ти смены времен года.

У него значительно обогащается словарный запас, развиваются память, мышление, воображение.

Физическое образование способствует приобщению ребенка и к большому спорту. Он приобретает знания о ведущих мировых и отечественных спортсменах, что значительно расширяет его кру­гозор.

Таким образом, реализуя в дошкольном физическом воспита­нии образовательную задачу, педагог одновременно приобщает ре­бенка к основам кинестетического образования, готовит его к по­ступлению в школу.

Особо следует подчеркнуть значение физического воспитания как средства, способствующего воспитанию творческой, разно­сторонне и гармонично развитой личности ребенка.

В процессе физического воспитания осуществляются следую­щие воспитательные задачи:

  • потребность в ежедневных физических упражнениях;

  • умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности;

  • приобретение грации, пластичности, выразительности дви­жений;

  • самостоятельность, творчество, инициативность;

  • самоорганизация, взаимопомощь.

Кроме того, у ребенка воспитываются гигиенические навыки, привычка к самообслуживанию, помощи воспитателю в проведе­нии и организации разнообразных форм спортивных игр.

Благодаря физическому воспитанию

  • создаются благоприятные условия для формирования поло­жительных черт характера (организованности, скромности, отзыв­чивости и т.п.);

  • закладываются нравственные основы личности (чувства соб­ственного достоинства, справедливости, товарищества, взаимо-

41


помощи, ответственности за порученное дело, умение заниматься

в коллективе);

  • осуществляется воспитание волевых качеств (смелость, ре­шительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей, самообладание);

  • прививается культура чувств, эстетическое отношение к фи­зическим упражнениям.

Таким образом, физическая культура подготавливает ребенка к

жизни.

Все вышеперечисленные задачи физического воспитания ре­шаются в единстве. Они способствуют всестороннему воспитанию ребенка, направленному на физическое, интеллектуальное, ду­ховное, эмоциональное развитие; психофизическую готовность к труду и учебе в школе.

1.3.2. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Для решения задач физического воспитания дошкольников ис­пользуются различные средства: гигиенические факторы, естествен­ные силы природы, физические упражнения и др. Комплексное использование всех этих средств разносторонне воздействует на организм, способствует физическому воспитанию детей.

Гигиенические факторы играют важную роль в физическом вос­питании. Они включают в себя режим дня, занятий, сна, бодр­ствования, питания; гигиену одежды, обуви, уборку групповых комнат, зала, физкультурных снарядов и пособий.

Здоровье человека невозможно без правильного, научно об­основанного, полноценного питания. От этого зависит функцио­нирование желудочно-кишечного тракта, энергообмен в организ­ме. Ребенок, получающий нормальное питание, растет и развива­ется правильно, гармонично.

Достаточно длительный, здоровый сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы.

Правильное освещение, соответственно подобранная мебель предупреждают заболевания глаз, нарушение осанки.

Соблюдение режима дня и двигательная активность приучают ребенка к организованности, дисциплинированности, готовности и в дальнейшем, в школе, соблюдать режим работы и отдыха.

Гигиенические условия пребывания ребенка в дошкольном уч­реждении и дома определены медицинскими рекомендациями.

Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) повышают функциональные возможности и работоспособность организма. Они имеют огромное значение в закаливании организма, тренировке

42

механизмов терморегуляции. Использование природных факторов в сочетании с физическими упражнениями повышает обменные процессы, приспособительные и защитные функции организма ребенка1.

1.3.3. ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ - ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Возникновение физических упражнений

Возникновение физических упражнений уходит корнями в да­лекое прошлое. Они были непосредственно связаны с удовлетво­рением человеком жизненно важных инстинктов и потребностей в пище, жилье, тепле, продолжении рода, в движении и т.д.

По мере развития человека совершенствовались и его движения. Важную роль в возникновении физических упражнений сыграли трудовая деятельность, охота и даже войны. Чтобы выжить, чело­веку приходилось совершенствовать свои психофизические каче­ства: быстроту, силу, гибкость, выносливость, ловкость.

Охота и другие жизненно важные занятия требовали сноровки, умения выполнять определенные действия. Перед тем, как идти на охоту, человек изображал на скале или земле то животное, на которое ему предстояло охотиться. Он наносил по изображению удары или стрелял по нему из лука. Это был своеобразный тре­нинг, благодаря которому он приобретал волевой настрой и необ­ходимые навыки.

Человек всегда стремился к движению, оптимизации двигатель­ной активности. Страх перед мистическими, непознанными явле­ниями природы способствовал возникновению различных рели­гиозных обрядов, сопровождаемых культовыми танцами, пляска­ми, играми.

У многих первобытных народов существовал обряд с своего рода педагогической направленностью — это обряд инициации (посвя­щения), связанный с переходом юноши или девушки в возраст­ной класс мужчин и женщин. Готовясь к инициации, молодые люди тренировались, закалялись, участвовали в охоте, соблюдали строгую дисциплину.

Таким образом, возникновению физических упражнений спо­собствовали трудовые процессы, охота, религиозные обряды, ини-

1 Подробнее об использовании гигиенических факторов, естественных сил природы в работе с детьми см.: «Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста», специальный курс, читаемый в педагогических вузах.

43


циации и многие другие события и процессы, происходящие в

обществе.

С развитием человеческого общества сходство между трудовыми действиями и собственно физическими упражнениями утрачивалось. Из сложной двигательной деятельности, связанной с процессом труда, постепенно вычленялись отдельные действия, которые за­тем стали применяться в физическом воспитании как упражнения (бег, метание, прыжки и др.). Специально создавались упражнения для различных групп мышц. Они выполнялись с предметами и без них. Широко использовались подвижные игры, возникшие на заре развития человеческого общества (горелки, лапта, ловишки и др.). Постепенно появляются и спортивные игры: баскетбол, теннис, хоккей, футбол и т.д.

Развитие и создание физических упражнений не прекращается. В настоящее время создаются новые системы развития двигатель­ной активности ребенка, направленные на его дальнейшее физи­ческое развитие.

Определение физических упражнений

Физические упражнения — основное средство физического вос­питания. Они используются для решения комплекса оздорови­тельных и воспитательных задач, всестороннего развития лично­сти ребенка.

Физические упражнения являются чрезвычайно эффективным средством профилактики и коррекции психофизического состо­яния организма.

Термин «упражнение» в теории и практике физического вос­питания имеет два значения. Им определяют виды двигательных действий, сложившиеся в качестве средств физического воспита­ния, а также процесс неоднократного воспроизведения действий, которые организуются в соответствии с методическими принци­пами. Хотя эти понятия взаимосвязаны, однако имеются и разли­чия между ними. В первом случае речь идет о том, посредством чего воздействуют на физическое состояние ребенка в процессе физического воспитания; во втором — как, какими методами осу­ществляется это воздействие. Чтобы четко разграничить эти зна­чения, необходимо внести терминологическое уточнение: в пер­вом случае целесообразно пользоваться термином «физическое упражнение», во втором — термином «метод (или методики) уп­ражнения».

Двигательные действия, совершаемые ребенком, многообраз­ны: это труд, лепка, рисование, игра на музыкальных инструмен-

44

тах, игровая деятельность и т.д. Совокупность его движений, объ­единенных в целостные действия, проявляется в активном отно­шении к жизни. «Все бесконечное разнообразие внешнего прояв­ления мозговой деятельности, — писал И.М.Сеченов, — сводит­ся окончательно к одному лишь явлению — мышечному движе­нию» [18, с. 71].

Двигательные действия способствуют удовлетворению потреб­ности ребенка в движении и одновременно развивают его.

К физическим упражнениям относятся только те виды двига­тельных действий, которые направлены на реализацию задач фи­зического воспитания и подчинены его закономерностям. Отличи­тельным признаком физических упражнений является соответствие их формы и содержания сущности физического воспитания, зако­номерностям, по которым оно происходит. Например, если в це­лях физического воспитания используются ходьба, бег, метание, плавание и т.д., то они приобретают значение средства физичес­кого воспитания, им придаются рациональные формы, оправдан­ные целью их использования. Они обеспечивают функциональную активность организма и соответствие эффективного воспитания психофизическим качествам. Физические упражнения не отожде­ствляются и не могут быть подменены определенными трудовы­ми, бытовыми действиями.

Количество используемых в физическом воспитании физичес­ких упражнений достаточно большое и разнообразное. Они отли­чаются друг от друга по ф о р м е и содержанию, что при вы­боре физических упражнений учитывает педагог.

Содержание и форма физических упражнений

Содержание физического упражнения составляют входящие в него двигательные действия и процессы, которые происходят в функ­циональных системах организма по ходу упражнения, определяя его воздействие. Эти процессы многообразны и могут рассматри­ваться в психологическом, физиологическом, биомеханическом и других аспектах.

В психофизиологическом аспекте физические упражнения рас­сматриваются как произвольные движения, которые, по выраже­нию И.М.Сеченова, «управляются умом и волей» (в отличие от «невольных», безусловно, рефлекторных движений).

Выполнение физических упражнений предполагает сознатель­ную установку на достижение результата действия. Он соответствует конкретным задачам физического воспитания, при этом значи­тельно активизируются мыслительные процессы, двигательные представления, память, внимание, воображение и т.д.

45


Результативность физических упражнений зависит от предви­дения результатов, выбора способов выполнения движений.

Физические упражнения активизируют работу сердечно-сосу­дистой, дыхательной, нервной систем. Они требуют волевых уси­лий, развивают эмоции, сенсомоторные функции.

Понимание педагогом содержания физических упражнений по­зволяет определить их значение в реализации образовательных, воспитательных и оздоровительных задач (формирование двига­тельных умений и навыков, развитие психофизических качеств).

Форма физических упражнений представляет собой внутреннюю и внешнюю структуру. Внутренняя структура характеризуется вза­имосвязью различных процессов в организме во время выполне­ния упражнения.

Внешняя структура — это видимая форма, которая характери­зуется соотношением пространственных, временных, динамиче­ских параметров движения. Содержание и форма физических уп­ражнений взаимосвязаны.

Техника физических упражнений

Техника физических упражнений — это способ выполнения движения, с помощью которого решается двигательная задача*. На­пример, выполнять бег можно с разной скоростью, разными спо­собами (на носках, с высоким подниманием бедра, спиной впе­ред и т.д.). Выбор способа передвижения влияет на результатив­ность использования его в различных жизненных ситуациях.

Техника физических упражнений совершенствуется под воздей­ствием систематических тренировок. Критерием оценки эффектив­ности техники движения являются качественные и количествен­ные результаты выполнения двигательной задачи. Совершенство­ванию техники движения способствует применение спортивного инвентаря, учет биомеханических закономерностей.

В технике физических упражнений выделяют основу, определя­ющее звено и детали.

Основа техники — главные элементы упражнения, необходимые для решения двигательной задачи. Отсутствие отдельных элементов основ техники приводит к невозможности выполнения упражнения.

Определяющее звено техники — наиболее важная и решающая часть данного движения (например: для прыжка в длину с места — это будет отталкивание двумя ногами).

Детали техники — второстепенные особенности упражнения, которые могут изменяться, не нарушая техники. Они зависят от индивидуальных морфологических и функциональных особенно­стей человека и условий, в которых упражнение выполняется.

46

При анализе техники физических упражнений во внимание при­нимается ряд признаков, характеризующих рациональное выпол­нение движения.

В методике физического воспитания важное место отводится кинематическим характеристикам двигательных действий.

К ним относятся пространственные, пространственно-времен­ные, временные и ритмические характеристики.

Пространственная характеристика двигательных действий

Движения человек выполняет в пространстве. К пространствен­ным характеристикам относятся: исходное положение и положе­ния тела и его частей во время выполнения упражнения, траекто­рия движения.

Исходное положение — выражает готовность к действию, это точно принятое, эффективное, экономное соотношение взаимо­действующих сил. Эффективность и результативность упражнения во многом определяется тем, насколько рационально выполняю­щий его использует внутренние (свои собственные) и внешние силы, обеспечивающие движение.

Принятое исходное положение создает наиболее выгодные ус­ловия для правильного выполнения упражнения и обеспечения результативности последующих действий. От сохранения наиболее выгодного положения тела и его частей зависит эффективность выполняемых упражнений. Изменяя исходное положение тела или его частей, можно изменить сложность упражнения, усилить или снизить нагрузку на разные группы мышц. При принятии исход­ного положения в теле или отдельных его частях наблюдается ста­тическое напряжение. Некоторые исходные положения и стати­ческие позы имеют самостоятельное значение, например стойка «смирно».

В работе с детьми используются разнообразные исходные по­ложения: для ног — ноги вместе; на ширине плеч или слегка расставлены и т.д.; для рук — руки вдоль туловища, вперед, на поясе и т.д.

Траектория движения путь движущейся части тела или пред­мета. От нее зависит успешное выполнение двигательной задачи.

В траектории выделяют: форму, направление и амплитуду дви­жения.

По форме траектории бывают прямолинейные и криволиней­ные. Прямолинейные движения применяются, когда требуется раз­вивать наибольшую скорость какой-либо частью тела на коротком пути (удар по подвешенному мячу). Криволинейные движения не

47