Файл: Самостоятельная работа по дисциплине оп. 02. Психология выполнила студенка крайнюченко наталья группа 303до заочное отделение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Подобная проблематика и выводы отражали необходимость освобождения науки о душе от прежних средневековых стереотипов. Новая эпоха вызвала к жизни новые представления о природе человека и его психическом мире. В их утверждении проявили себя выдающиеся представители Ренессанса. Ф.Энгельсом справедливо подмечено, что эпоха, которая нуждалась в титанах, “породила титанов по силе мысли, страсти и характеру.
Леонардо да Винчи (1452-1519) Один из титанов Возрождения представлял новую науку, которая зародилась не в стенах университетов, где по-прежнему комментировались тексты древних, а в мастерских художников и изобретателей. Их опыт радикально изменял культуру и стиль научного мышления.
Как ученый, Леонардо удивляется мудрости законов природы, а как художник, он восхищается ее красотой, совершенством и уникальностью тела человека и его души. Пропорции человеческого тела он изображает как великолепный анатом, а неповторимость человеческой души - как непревзойденный психолог и живописец.
Пьетро Помпонацци (1462-1525). Итальянский ученый, крупнейший представитель аристотелизма эпохи Возрождения. В трактате «О бессмертии души», исходя из теории двойственной истины, отвергал возможность рационального объяснения бессмертия души: «Человеческая душа, высшая и наиболее совершенная из материальных форм, начинает и прекращает свое существование вместе с телом, она не может каким-либо образом действовать или существовать без тела
Хуан Луис Вивес (1492-1540). Известный испанский гуманист, педагог. Выступая против схоластики и видя основу познания в непосредственном наблюдении и эксперименте, во многом предвосхитил опытный метод Фрэнсиса Бэкона. Вивес проложил новые пути в психологии и педагогике, считая главной задачей определение не сущности души («что есть душа?»), а индуктивное исследование ее проявлений. Так, в знаменитой в эпоху Ренессанса книге “0 душе и жизни” (1538) он доказывал, что человеческая природа познается не из книг, а путем наблюдения и опыта, позволяющих правильно организовывать процесс воспитания. Не абстрактная «сущность» души, а ее реальные проявления должны быть главным предметом научного анализа.
Джордано Бруно (1550-1600). Ученый убежден во всеобщей одушевленности природы: Мир одушевлен вместе с его членами. Материя, - пишет ученый, - есть начало, необходимое, вечное и божественное... В самом теле природы следует отличать материю от души, и в последней отличать ... разум от его видов. Подчеркивая деятельный характер духовного начала, Дж. Бруно нигде не говорит о его бестелесном, отдельном от тела существовании. Человек, по его взгляду, представляет собой микрокосмос, отражение мира. Люди обладают многими средствами познания реальности. Среди них чувственное
восприятие - малонадежный источник познания, т.к. горизонт его весьма ограничен. Ему противопоставляется разум.
Наряду с обозначенными идеями выдающихся представителей науки Возрождения следует выделить ряд других взглядов и концепций ученых этой эпохи, сыгравших значительную роль в эволюции психологического знания. Но и их гениальными открытиями содержание психологического знания средневековья далеко не ограничивается. В других странах, во всех уголках земного шара (как закономерность истории психологии) развивалась мысль о душе.
Заключение
Подводя итоги изложенному, отметим, что каждому историческому периоду развития психологии свойственны свои специфические предметные области, идеалы научного знания и методологические подходы к осмыслению психической реальности. В античной психологии объектом исследования впервые стал человек как мера всех вещей, а основными методологическими линиями отражения его психических процессов явились соответствующие времени рационализированная и систематизированная формы его мировоззрения.
Именно на этой теоретической основе античная наука первой выдвинула идею о бесконечности и неисчерпаемости процесса познания душевных явлений, ибо нет такого конкретно-научного понятия, которое имело бы неограниченную применимость в описании природы (или могло бы быть основой ее описания хотя бы в принципе). Это справедливо и в отношении понятийно-категориального аппарата современной психологии.
Выделяя главное в психологических взглядах этой тысячелетней эпохи, отметим первые рациональные попытки найти ответы на вопросы о сущности души, ее функциях и соотношении с телом. Тем самым сформировался исторически первый взгляд на предмет психологии - душу как признак, разделяющий живое и неживое, как потенцию движения, ощущения, чувств, мышления, проявления нравственных качеств.
Рационализация знания в античной науке приводила к углублению и дифференциации психологической мысли, на основе которой сформировались целые направления развития античных представлений о душе:
- объяснение психики из законов движения и развития объективной реальности, породившее психофизическую проблему о месте психического в материальном мире как стержневой вопрос психологии;
- трактовка психического как способа организации живых организмов, ориентированная на исследование их свойств и нашедшая свое развитие в психобиологическом направлении науки;
- определение производности душевной деятельности людей от содержания и форм человеческой культуры и истории народов.
В целом значение античной науки о душе трудно переоценить: здесь зарождалась научная психология, устанавливалась ее научная автономия, были сформулированы ее основные проблемы и подходы к их решению, послужившие исходным пунктом для последующей исследовательской работы будущих поколений ученых.
Список литературы
-
Дубровина И.В., Прихожан А.М. Психология. - М: Академия, 2012. -
Ефимова Н.С. Основы общей психологии. - М.: ИНФРА-М, 2010. -
Маклаков А.Г. Общая психология .- СПб, Питер, 2006 -
Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по общей психологии.-М.,2007 -
Рогов Е.И. Психология человека.-М., 2003
Тема 1.2. Психика и её развитие
Конспект по теме «Психика и её развитие»
Методические указания по выполнению работы:
Составьте конспект, в котором необходимо рассмотреть следующие вопросы:
1. Понятие о психике, ее структуре и функциях.
Психика — функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.
Психика - это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.
Структура психики человека
Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:
1) психические процессы, (ощущение, восприятие и др.)
2) психические состояния, (сосредоточенность, рассеянность и др.)
3) психические свойства, (потребности, интересы, убеждения и др.)
4) психические образования (знания, умения, навыки, компетенции и самооценка)
Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.
Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.
Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.
Все психические процессы подразделяются на
-познавательные– к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение;
-эмоциональные – активные и пассивные переживания;
-волевые – решение, исполнение, волевое усилие; и т.д.
Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.
В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.
Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности .
Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.
Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).
Наиболее изученными являются:
1) общее психическое состояние (например, внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности)
2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.).
Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.
Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.
Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.
Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются.
А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума; волевые – решительность, настойчивость; эмоциональные – чуткость, нежность, страстность, эффективность и т. п.
Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:
- темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую динамическую сторону поведения);
- жизненную направленность личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);
- характер (система отношения и способов поведения);
- способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности)