Файл: 6. Бизнесмен как обобщенное название социальной роли.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рисунок 5 – Результаты исследования сотрудников обособленного подразделения в АПГ «Алтайские Закрома» по методике «Тест коммуникативных умений Михельсона» (адаптация Ю.З. Гильбуха)
Проведенная диагностика показывает, что как среди мужчин, так и среди женщин, работающих в обособленном подразделении в АПГ «Алтайские Закрома», преобладают агрессивные сотрудники (56 % мужчин и 54 % женщин). Агрессивных сотрудников в подразделении 11 % мужчин и 21 % женщин. Это говорит о том, что данные сотрудники в различных коммуникативных ситуациях игнорируют потребности и интересы коллег, которые не согласны с их точкой зрения. Данные сотрудники не умеют принимать и оказывать сочувствие и поддержку другим коллегам. Также у них могут присутствовать трудности вступления в диалог с коллегами и окружающими людьми. Для остальных сотрудников подразделения (33 % мужчин и 25 % женщин) характерен зависимый тип общения. Обычно это выражается в пассивности, подчиняемости, внушаемости и конформизме в общении. Они легко соглашаются с мнениями коллег, принимая точку зрения большинства.
Таким образом, среди сотрудников данного предприятия преимущественно преобладают агрессивные и зависимые. Из сотрудников мужского пола обособленного подразделения в АПГ «Алтайские Закрома»агрессивные составляют 56 %, а зависимые 33 %, компетентных сотрудников – лишь 11 % от числа опрошенных мужчин. Среди сотрудников женского пола – агрессивные составляют 54 %, а зависимые 25 %, компетентные сотрудников – 21 % от числа опрошенных женщин.
Далее произведен сравнительный анализ показателей социально-психологического климата коллектива и стратегий поведения сотрудников в конфликтных ситуациях на момент начала исследования.
Корреляционный анализ по группе мужчин представлен в таблице 2.6.
Таблица 2.6
Корреляционный анализ показателей социально-психологического климата группы и поведения сотрудников-мужчин в конфликтных ситуациях (социально-психологический климат благоприятный, неустойчивый)
| ро Спирмена | спк | и агр р | и вр | п | с | к | и | у |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
спк | Коэффициент корреляции | 1,000 | -,040 | ,241 | -,156 | ,240 | ,266 | ,364 | ,061 |
Знч. (2-сторон) | . | ,843 | ,221 | ,435 | ,071 | ,084 | ,063 | ,761 | |
N | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | |
и агр р | Коэффициент корреляции | -,040 | 1,000 | ,372 | ,452 | -,250 | -,282 | -,006 | -,258 |
Знч. (2-сторон) | ,843 | . | ,056 | ,018 | ,208 | ,154 | ,977 | ,195 | |
N | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | |
и вр | Коэффициент корреляции | ,241 | ,372 | 1,000 | ,245 | ,100 | -,445* | ,195 | ,168 |
Знч. (2-сторон) | ,226 | ,056 | . | ,218 | ,620 | ,020 | ,331 | ,401 | |
N | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | |
п | Коэффициент корреляции | -,156 | ,452 | -,245 | 1,000 | -,528 | -,077 | -,084 | -,548 |
Знч. (2-сторон) | ,437 | ,018 | ,218 | . | ,005 | ,704 | ,675 | ,003 | |
N | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | |
с | Коэффициент корреляции | ,240 | -,250 | ,100 | -,528 | 1,000 | ,171 | -,346 | ,155 |
Знч. (2-сторон) | ,074 | ,218 | ,620 | ,005 | . | ,393 | ,074 | ,441 | |
N | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | |
к | Коэффициент корреляции | ,266 | -,282 | -,445 | -,077 | ,171 | 1,000 | -,202 | ,345 |
Знч. (2-сторон) | ,080 | ,154 | ,020 | ,704 | ,393 | . | ,312 | ,078 | |
N | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | |
и | Коэффициент корреляции | ,364 | -,006 | ,195 | -,084 | -,346 | -,202 | 1,000 | -,234 |
| Знч. (2-сторон) | ,062 | ,977 | ,333 | ,678 | ,077 | ,312 | . | ,240 |
N | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | |
у | Коэффициент корреляции | -,061 | -,258 | ,168 | -,548 | ,155 | ,345 | -,234 | 1,000 |
Знч. (2-сторон) | ,741 | ,195 | ,401 | ,003 | ,441 | ,076 | ,241 | . | |
N | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 |
Таким образом, корреляционный анализ, проведенный посредством расчета рангового коэффициента корреляции Спирмена, продемонстрировал, что общий показатель социально-психологического климата группы мужчин (благоприятный, неустойчивый) положительно коррелирует с показателями:
-
сотрудничество (r=0,220; p‹0,001); -
компромисс (r=0,245; p‹0,001); -
избегание (r=0,343; p‹0,001).
По результатам корреляционного анализа, проведенного посредством расчета ранговой корреляции Спирмена, можно выделить следующие факты:
-
положительная корреляция показателя компромисса с показателем уступка (r=0,385; p‹0,001); -
отрицательная корреляция показателя противоборства с показателями соперничество (r= -0,498; p‹0,001) и уступка (r=-0,645; p‹0,001).
Вместе с тем, показатель индекса агрессивных реакций положительно коррелирует с показателями:
-
индекс враждебности (r=0,342; p‹0,001); -
противоборство (r=0,531; p‹0,001)
Показатель индекса агрессивных реакций отрицательно коррелирует с показателем уступка (r=-0,314; p‹0,001).
Перейдем к анализу корреляций во второй группе женщин. Он представлен в таблице 2.7.
Таблица 2.7
Корреляционный анализ показателей социально-психологического климата в группе женщин и поведение сотрудников этой группы в конфликтных ситуациях (социально-психологический климат проблемный).
| ро Спирмена | спк | и агр р | и вр | п | с | к | и | у |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
спк | Коэффициент корреляции | 1,000 | -,017 | -,123 | -,136 | -,436 | ,319 | ,213 | ,215 |
Знч. (2-сторон) | . | ,632 | ,524 | ,458 | ,014 | ,094 | ,032 | ,116 | |
N | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | |
и агр р | Коэффициент корреляции | -,017 | 1,000 | ,483 | ,041 | -,116 | ,132 | -,312 | ,244 |
Знч. (2-сторон) | ,932 | . | ,010 | ,840 | ,566 | ,513 | ,112 | ,219 | |
N | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | |
и вр | Коэффициент корреляции | -,129 | ,445 | 1,000 | ,011 | ,084 | -,013 | -,269 | ,062 |
Знч. (2-сторон) | ,523 | ,010 | . | ,955 | ,679 | ,949 | ,174 | ,760 | |
N | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | |
п | Коэффициент корреляции | -,146 | ,041 | ,011 | 1,000 | -,174 | -,255 | -,354 | -,253 |
Знч. (2-сторон) | ,468 | ,840 | ,835 | . | ,386 | ,200 | ,070 | ,203 | |
N | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | |
с | Коэффициент корреляции | -,442 | -,116 | ,084 | -,174 | 1,000 | -,061 | -,014 | -,502 |
Знч. (2-сторон) | ,014 | ,566 | ,679 | ,386 | . | ,763 | ,946 | ,008 | |
N | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | |
к | Коэффициент корреляции | ,329 | ,132 | -,015 | -,255 | -,061 | 1,000 | -,120 | ,316 |
Знч. (2-сторон) | ,094 | ,513 | ,939 | ,200 | ,763 | . | ,552 | ,108 | |
N | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | |
и | Коэффициент корреляции | ,412 | -,313 | -,239 | -,354 | -,014 | -,120 | 1,000 | -,134 |
Знч. (2-сторон) | ,032 | ,112 | ,174 | ,070 | ,946 | ,552 | . | ,506 | |
N | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | |
у | Коэффициент корреляции | ,313 | ,244 | ,042 | -,253 | -,552 | ,311 | -,134 | 1,000 |
Знч. (2-сторон) | ,116 | ,219 | ,760 | ,203 | ,008 | ,108 | ,506 | . | |
N | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 |
Корреляционный анализ, проведенный посредством расчета рангового коэффициента корреляции Спирмена, продемонстрировал, что общий показатель социально-психологического климата группы женщин, который характеризуется как проблемный, положительно коррелирует с показателями:
-
избегание (r=0,353; p‹0,001); -
противоборство (r=0,340; p‹0,001);
Показатель социально-психологического климата проблемный отрицательно коррелирует с показателем сотрудничество (r=-0,352; p‹0,001).
Показатель тактики поведения в конфликтных ситуациях противоборство отрицательно коррелирует с показателем избегание (r=0,429; p‹0,001). Показатель тактики поведения в конфликтных ситуациях сотрудничество отрицательно коррелирует с показателем противоборство (r=-0,485; p‹0,001).
Вместе с тем, показатель индекса агрессивных реакций сотрудников положительно коррелирует с показателем индекс враждебности (r=0,354; p‹0,001).
Показатель индекса агрессивных реакций сотрудников отрицательно коррелирует с показателем избегание (r=-0,401; p‹0,001).
Показатель индекса враждебности отрицательно коррелирует с показателем избегание (r=-0,332; p‹0,001).
Таким образом, сравнительный анализ результатов диагностики социально-психологического климата коллектива и стратегии поведения сотрудников в конфликтных ситуациях позволил выявить следующие закономерности.
Благоприятный, но неустойчивый социально-психологический климат в группе мужчин значимо связан с такими тактиками поведения в конфликтных ситуациях, как:
-
сотрудничество (r=0,220; p‹0,001); -
компромисс (r=0,245; p‹0,001); -
избегание (r=0,343; p‹0,001).
Проблемный социально-психологический климат в группе женщин значимо связан с такими тактиками поведения в конфликтных ситуациях, как:
-
избегание (r=0,353; p‹0,001); -
противоборство (r=0,340; p‹0,001);
Вместе с тем, социально-психологический климат проблемной группы отрицательно коррелирует с тактикой сотрудничество (r=-0,352; p‹0,001).
Таким образом, ориентация на сотрудничество и компромисс в группе мужчин значимо способствует формированию сравнительно более благоприятного социально-психологического климата в обособленном подразделении в г. Москве ООО «Мясокомбинат «Дружба Народов». В то же время низкое сотрудничество и высокий уровень избегания в конфликтных ситуациях в группе женщин способствует ухудшению социально-психологического климата в данной группе.
Список рекомендуемой литературы
1. Веснин В.Р. Менеджмент: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2014. – 504 с.
2. Илинский К.В. Авторитет и лидерство.Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2009.
3. Казначевская Г.Б. Основы менеджмента: учебное пособие для студентов вузов/ Казначевская Г.Б., Чуев И.Н.; - Ростов на Дону: Феникс, 2014. – 384 с.
4. Королев, Л.М. Психология управления: Учебное пособие/Л.М. Королев. М.: «Дашков и К», 2017. – 188 с. Доступ из ЭБС «Лань»
5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М.: Дело, 1992, с.27-140; 165-193; 359- 388;435-515.
6. Никифоров Г.С., Сливкин Ю.Н. Психология менеджмента /Психологическое обеспечение профессиональной деятельности /под ред. Никифорова Г.С. - СПб.: изд-во С.-Петербургского ун-та, 1991, с.84-95.
7. Островский Э.В. Психология управления: учебное пособие. – М.: Инфра-М, Вузовский учебник, 2008.
8. Психологическая диагностика в управлении персоналом: Учебное пособие для сотрудников кадровых служб /Под. Ред. Климова Е.А. – М.: РПО, 1999.
9. Психологические тесты. 1 том//под ред. Карелина А.С./ М.: Владос, 2013. – 312 с.
10. Столяренко, Л.Д. Психология управления. Ростов н/Д: Феникс, 2004, 2006.
11. Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.