ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.1 Назначение технической документации
Техническая документация является составляющей проекта по созданию, внедрению, сопровождению, модернизации и ликвидации информационной системы на всем протяжении жизненного цикла.
Комплекс технических документов, который регламентирует деятельность разработчиков, называется нормативно-методическим обеспечением (НМО). В данный комплекс входят [2]:
-
стандарты; -
руководящие документы; -
методики и положения; -
инструкции и т. д.
НМО регламентирует порядок разработки, общие требования к составу и качеству программного обеспечения (ПО), связям между компонентами, определяет содержание проектной и программной документации.
Основным назначением технической документации является обеспечение эффективных процедур разработки и использования информационной системы как программного продукта, а также организация обмена между разработчиками и пользователями ИС.
Таким образом, можно выделить следующие функции технической документации:
-
дает описание возможностей системы; -
обеспечивает фиксацию принятых и реализованных проектных решений; -
определяет условия функционирования ИС; -
предоставляет информацию об эксплуатации и обслуживании ИС; -
регламентирует процедуру защиты информации, регулирует права различных групп пользователей; -
определяет возможности модернизации системы.
Перед составлением технической документации необходимо иметь ответы на следующие вопросы:
-
что и зачем должно быть документировано? -
для кого предназначен тот или иной документ? -
какие ошибки может допустить пользователь и что нужно сделать для их устранения? -
как и в каких условиях будет использоваться документ? -
каковы сроки разработки документа? -
как будет обновляться, и поддерживаться документация, каковы механизмы и сроки внесения изменений и пересмотра документов и кто ответственен за реализацию этих действий, а также за хранение, неизменность и контроль за исполнением? -
кто будет оценивать документ и как он соотносится с отраслевыми или ведомственными требованиями на сертификацию разработки?
Ответы на эти вопросы должны быть получены на ранних стадиях разработки информационной системы и входить в состав разрабатываемой в рамках проекта документации.
2.2. Требования к технической документации
Как правило, к технической документации предъявляются следующие основные требования:
-
документы должны быть точными, полными и, по возможности, краткими, иметь четкое и однозначное толкование; -
документация должна создаваться параллельно с разработкой самой информационной системы; -
обязанности по документированию системы лежат на ее разработчике; -
для повышения эффективности работы с документами должны использоваться стандарты, регламентирующие форму и содержание документов.
Исходя из последнего требования к документации, необходимо рассмотреть основные стандарты, которые используются в области информационных систем на территории Российской Федерации.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое нормативно-методическое обеспечение?
2. Каково основной назначение технической документации информационных систем?
3. Каковы функции технической документации?
4. В чьи обязанности входят работы по документированию информационной системы?
2.3. Документирование проекта
Назначение документации
Документация входит в состав проекта по созданию, внедрению, сопровождению, модернизации и ликвидации ИС на протяжении полного жизненного цикла этой ИС. Документация необходима:
-
для обеспечения эффективных и экономичных процедур разработки, сопровождения и использования программных средств и всей ИС; -
для организации обмена информацией между управляющим персоналом, разработчиками, администратором, пользователями ИС, а также другими, не предусмотренными проектом лицами и группами (инспектирующими структурами и т.п.) на всех стадиях жизненного цикла (ЖЦ) ИС.
Документация выполняет следующие функции:
-
дает описание возможностей системы, то есть позволяет пользователю определить соответствие программного продукта требованиям, предъявляемым к ИС в целом; -
обеспечивает фиксацию принятых и реализованных проектных решений, давая возможность для дальнейшей модификации и совершенствования программного обеспечения ИС; -
предоставляет технические материалы для анализа информационной системы на этапах её приобретения и разработки; -
предоставляет информацию о процедурах эксплуатации и технического обслуживания ИС; -
регламентирует средства и процедуры защиты информации, регулирует права и обязанности различных групп пользователей ИС, условия функционирования ИС, включая вопросы ее модернизации, масштабирования, переносимости и ликвидации.
Требования к документации
К документации предъявляют следующие требования:
1. документы должны быть ясными, краткими, точными и полными;
2. для повышения эффективности работы с документами должны использоваться стандарты, регламентирующие форму, содержание и, иногда, стиль документов;
3. документация должна создаваться параллельно с разработкой ПО;
4. обязанности по документированию системы лежат на ее разработчике, создающем, модернизирующем и привлекающем в проект ИС те или иные программные средства. Особенно важна внешняя документация;
5. документация должна высокий уровень абстракции при возможности четкого и однозначного толкования и достаточности информации об описываемых объектах;
6. перед составлением документации необходимо иметь ответ на следующие вопросы:
-
что и зачем должно быть документировано; -
для кого предназначен тот или иной документ; -
возможные способы решения тех или иных задач, стоящих перед пользователем; -
какие ошибки может допустить пользователь, и что нужно сделать для их устранения; -
как и в каких условиях будет использоваться документ; -
сколько выделено средств, и каковы сроки разработки документа; -
кто будет оценивать документ и как он соотносится к отраслевым или ведомственным требованиям на сертификацию разработки; -
как будет обновляться, и поддерживаться документация и каковы механизмы и сроки внесения изменений и пересмотра документа; кто ответственен за реализацию этих действий, а также за хранение, неизменность и контроль за исполнением.
Ответы на эти вопросы должны быть получены на ранних стадиях разработки ИС (на стадии разработки технико-экономического обоснования к ТЗ) и входить в состав разрабатываемой в рамках проекта документации.
Для повышения эффективности разработки программных изделий (ПИ), а также повышения их качества необходима стандартизация и унификация документов, описывающих как процедуры работ, так и результаты выполнения работ по созданию программного продукта. С этой целью было разработано несколько десятков отечественных государственных стандартов, из которых больше половины были стандартами в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) бывшего содружества стран социалистического лагеря (СССР и др.), остальные – международными (ISO).
Состав программных документов по фазам ЖЦ ИС
Системная документация (классификация документов, существовавшая с 1970 по 1980 годы и не отмененная в настоящее время) по стадиям ЖЦ ИС:
постановка задачи:
1) техническое задание (ТЗ), включает в свой состав: техникоэкономическое описание проекта (ТЭО); календарный план проектирования; сметную калькуляцию проекта; каталожное описание разработки (КО), технические требования (ТТ) и технические условия (ТУ), относящиеся к проектируемому изделию и т.п.;
разработка:
2) проектная документация, в составе: проект системы; подготовка данных; разработка программы;
реализация испытаний:
3) пособия руководства: руководство пользователя; руководство по обслуживанию; руководство оператора; руководство администраторов (данных, баз данных, серверного обеспечения, сетевого обеспечения, сервера защиты и т.п.)
эксплуатация:
4) реализация: программный код; информация, вызываемая системой; тесты и тестовые прогоны программы; требования, процедуры и условия сертификации продукта.
Альтернативный состав документации, предусмотренный действующими стандартами (по стадиям ЖЦ ИС):
выработка требований:
1) требования к функциональной структуре;
2) требования к информационной структуре;
проектирование:
3) системная спецификация и описание подсистем;
4) программная спецификация;
5) спецификация БД;
6) руководство системных специалистов, администраторов;
7) руководство пользователя, план испытаний;
программирование, испытание, сертификация:
8) руководство по эксплуатации;
9) руководство по сопровождению;
Единая система программной документации (ЕСПД)
ЕСПД – комплекс государственных стандартов Российской Федерации, устанавливающих взаимосвязанные правила разработки, оформления и обращения программ и программной документации. В стандартах ЕСПД устанавливают требования, регламентирующие разработку, сопровождение, изготовление и эксплуатацию программ. Сопровождение программы включает анализ функционирования, развитие и совершенствование программы, а также внесение изменений в нее с целью устранения ошибок.
Различают следующие классификационные группы стандартов ЕСПД:
1) общие положения;
2) основополагающие стандарты;
3) правила выполнения документации при разработке;
4) правила выполнения документации при изготовлении;
5) правила выполнения документации при сопровождении;
6) правила выполнения документации при эксплуатации;
7) правила обращения к программной документации;
8) резервные группы;
9) прочие стандарты.
Подразумевается, что за счет единых средств формирования документов, унификации их структуры, последовательности выполнения операций, использование указанных групп стандартов обеспечивает взаимный обмен программами, применение ранее разработанных программ в новых разработках и снижение затрат на разработку, оформление и использование программ.
Согласно ЕСПД предусмотрен следующий перечень обязательных документов, входящих в состав ИС: спецификация; ведомость держателей подлинников; текст программы – сведения о логической структуре и функции программ. Программа и методика испытаний в составе этого пакета документов отображает требования, подлежащие проверке, а также методы контроля.
В техническом задании (ТЗ) обосновываются назначение и области применения программы, технические, технико-экономические и специальные требования, необходимые стадии и сроки разработки, виды испытаний. Каждая созданная или привлеченная в проект программа сопровождается пояснительной запиской, в которой наряду с ее обобщенным описанием приводятся схема алгоритма и общее описание алгоритма и функция программы, а также обоснование принятых решений. Эта записка входит в состав расчетно-пояснительной записки к проекту ИС.
Эксплуатационные документы содержат сведения необходимые для обеспечения функционирования и эксплуатации системы и включают в состав:
-
ведомость эксплуатационных документов на программу; -
формуляр (основные характеристики, комплектность, сведения об эксплуатации); -
описание применения (сведения о назначении, класс задач, область применения, используемые методы, организация, минимальная конфигурация технических средств, в том числе по вопросам организации АРМ пользователей, серверного хозяйства, маршрутизации, сетевого обеспечения, организации бесперебойного энергопитания, средств защиты, периферийных устройств и ТСО); -
руководство системного программиста (сведения для проверки, обеспечения функционирования и настройки программы); -
руководство программиста (сведения для эксплуатации программ); -
руководство оператора (сведения для осуществления действий по выполнению программой / системой требований); -
руководство по техническому обеспечению; -
журнал документов; -
руководство (инструкции) по сертификации, модернизациям, масштабированию и ликвидации ИС (АСУ) по истечении действия предусмотренного проектом полного жизненного цикла системы; -
обучающие и учебно-методические материалы по системе, ознакомительные с ней материалы (демоверсии и их описание); -
другие эксплуатационные документы (специального назначения), оговоренные в ТЗ.