Файл: Учебное пособие для слушателей Частного Учреждения Дополнительного Профессионального Образования Центр инфо Бушуева Е. Б.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Следует назвать еще ряд механизмов психологической защиты в условиях внутриличностного конфликта. Аннулирование – это поведение или мысли, способствующие символическому сведению на нет предыдущего акта или мыслей, вызвавших сильное беспокойство или чувство вины.
Реактивное образование – выработка и подчеркивание в поведении противоположной установки.
Обособление – отказ от необходимости думать о возможных негативных последствиях будущих событий и действий. Обычно это позиция «авось пронесет», «будь что будет».
Вытеснение – процесс, в результате которого не приемлемые для личности мысли, воспоминания, переживания изгоняются из сознания. Они переводятся в сферу бессознательного.
Следует иметь в виду, что механизмы защиты как средство адаптации и разрешения конфликтов могут при определенных условиях вызывать и противоположные состояния перманентного конфликта или дезадаптации.
Вопрос 6. Деление социальных конфликтов на подтипы.
Разногласия между людьми, как часть социальных отношений, были выделены Адамом Смитом. По его мнению, именно социальный конфликт был причиной, по которой население стало разделяться на социальные классы.
Но была и положительная сторона. Ведь благодаря возникшим конфликтам население могло открыть для себя много чего нового и найти пути, которые помогут выйти из возникшей ситуации. Немецкие социологи были уверены, что конфликты характерны всем народам и национальностям.
Ведь в каждом обществе находятся индивиды, желающие возвысить себя и свои интересы над своей социальной средой. Поэтому возникает разделение уровня человеческой заинтересованности в том или ином вопросе, а также возникает классовое неравенство.
Американские социологи в своих работах упоминали о том, что без конфликтов общественная жизнь будет однообразной, лишенной межличностного взаимодействия. При этом только сами участники социума способны разжечь вражду, контролировать ее и точно также ее потушить.
Сегодня ни один день человеческой жизни практически не обходится без столкновения интересов. Такие стычки могут затрагивать абсолютно любую сферу жизнедеятельности. В результате чего возникают разнообразные виды и формы социального конфликта.
Важно выделить основные виды социальных конфликтов. Они определяются по:
1. Длительности и характеру развития: временные; длительные; случайно возникшие; специально организованные.
2. Масштабам захвата: глобальные – касающиеся всего мира; локальные – затрагивающие отдельную часть мира; региональные – между ближними странами; групповые – между определёнными группами; личные – семейный конфликт, спор с соседями или друзьями.
3. Целям конфликта и способам разрешения: жестокая уличная драка, нецензурный скандал; борьба по правилам, культурная беседа.
4. Числу участников:
· личностные (возникают у душевно больных людей);
· межличностные (столкновение интересов разных людей, к примеру, брат и сестра);
· межгрупповые (противоречие в интересах разных социальных объединений).
5. Направлению. Могут возникать между: людьми одного уровня; людьми разных социальных уровней, должностей; теми и другими.
Существует много различных классификаций и разделений, которые считаются условными, но первые 3 вида социальных конфликтов можно считать ключевыми.
Конфликты пронизывают любое общество, что приводит к разработке многочисленных классификаций данных процессов и явлений. На основании учета критерия типа общества, в котором осуществляются конфликтные процессы, можно выделить следующие конфликты:
· экономические – отличаются разбалансированностью между институтами производства и последующего обмена, распределения, потребления собственности. По своей сути, представляют собой реакцию на перекосы социально-экономической политики, проблемы распределения собственности;
· трудовые, обусловленные отсутствием или недостаточной степенью разработанности базы разрешения трудовых споров;
· политические – противоречия в структуре институтов власти и государственности;
· межэтнические – борьба за интересы, права национальных и этнических общностей;
· социальные – противоречия между социальными группами, общностями;
· конфликты культур;
· религиозные конфликты.
В зависимости от субъектов, вовлеченных в противодействие, выделяют следующие конфликты:
· личностные, которые протекают на уровне индивидуального сознания;
· межличностные, протекающие между двумя и более субъектами;
· межгрупповые – конфликты между социальными общностями;
· конфликты с окружающей социально-природной средой – противодействие личности давлению общественно принятых норм, стандартов, требований и пр.
В современной научной литературе выделяют следующие виды социальных конфликтов:
· соперничество – борьба за признание достижений, способностей отдельной личности, главной целью которой выступает социальное признание, достижение лучших социальных позиций, повышение социального статуса;
· конфронтация – пассивное противостояние социальных общностей с противоречивыми интересами;
· конкуренция – особый тип конфликта, главной целью которого выступает получение прибыли, выгоды, доступ к дефицитным благам.
Вне зависимости от типа конфликта процесс формирования противоречий, противоборства осуществляется постепенно: на начальном этапе личность осознает наличие противоположных интересов, впоследствии – осознание наличий противоречий перерастает в конфликт, противостояние. Указанное противостояние будет продолжаться до тех пор, пока не появятся результаты противоборства, не будет устранена причина возникновения конфликта, не наступит стадия разрешения.
Вопросы для самопроверки:
1. Как вы можете объяснить понятие «общение»?
2. В чем суть перцептивной стороны общения?
3. Какие виды общения выделяют в научной литературе?
4. С какими науками связана конфликтология?
5. Назовите стадии развития конфликтов.
6. Кто является участниками конфликта?
7. В чем заключается субъективное восприятие конфликта?
8. Опишите, как работает механизм регрессии.
9. Какие существуют механизмы психологической защиты в условиях внутриличностного конфликта?
10. Перечислите виды социальных конфликтов.
Литература по теме:
Основная литература:
1. Богомолова Т.П. Управление человеческими ресурсами: учебное пособие (курс лекций, проблемно-тематический курс, тесты и практико-ориентированные задания) / Т.П. Богомолова, Э.А. Понуждаев. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 418 с.: табл., ил. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-9883-9; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/
2. Кильмашкина Т.Н. Конфликтология: социальные конфликты: учебник / Т.Н. Кильмашкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2015. –287 с. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-238-01542-2; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/
3. Шарков Ф.И. Общая конфликтология: учебник / Ф.И. Шарков, В.И. Сперанский; под общ. ред. Ф.И. Шаркова; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. – М.: Дашков и К°, 2018. – 238 с.: ил. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-394-02402-3; То же [Электронный ресурс]. – URL:
http://biblioclub.ru/
4. Язык и конфликт: учебное пособие / сост. Т.С. Вершинина, М.О. Гузикова, О.Л. Кочева; Министерство образования и науки Российской Федерации и др. – 2-е изд., стер. – Москва: ФЛИНТА: УрФУ, 2017. – 81 с. – Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-9765-3318-9. – ISBN 978-5-7996-1370-9 (Изд-во Урал. ун-та); То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/
Дополнительная литература:
1. Белинская А.Б. Конфликтология в социальной работе: учебное пособие / А.Б. Белинская. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. – 215 с.: табл. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-9630-9; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/
2. Зеленков М.Ю. Конфликтология: учебник / М.Ю. Зеленков. – М.: Дашков и К, 2015. – 324 с.: табл. – (Учебные издания для бакалавров). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-394-01918-0; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/
3. Конфликтология: учебник / под ред. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 543 с.: табл., граф., ил., схемы. – (Золотой фонд российских учебников). – Библиогр.: с. 527-531 - ISBN 978-5-238-02174-4; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/
4. Левкин В.Е. Тренинг конфликтонезависимости: учебное пособие / В.Е. Левкин. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 166 с.: ил., табл. – Библиогр.: с. 153–162 – ISBN 978-5-4475-8756-7; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/
5. Мандель Б.Р. Психология общения: история и проблематика: учебное пособие для обучающихся в системе среднего профессионального образования / Б.Р. Мандель. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. – 422 с.: ил. – ISBN 978-5-4475-2809-6; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/
6. Суворова А.В. Психология конфликта: учебное пособие / А.В. Суворова, С.В. Нищитенко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Северо-Кавказский федеральный университет. – Ставрополь: СКФУ, 2018. – 105 с.: схем., ил. – Библиогр. в кн.; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/
Интернет-ресурсы:
1. Электронный журнал «Конфликтология / nota bene» - https://e-notabene.ru/knt/
2. Вопросы психологии - http://www.voppsy.ru
3. Библиотека психологической литературы - http://www.koob.ru/
4. Университетская библиотека онлайн - http://biblioclub.ru/
5. Портал «Медиация и практическая Конфликтология» - http://www.conflictology.spb.ru/*
Тема 2. Психогенез межличностных коммуникативных конфликтов
Цели и задачи, достигаемые при изучении темы: определить динамику конфликта, дать понятие психогенезу и выявить причины, и механизмы появления конфликта, изучить взаимосвязь коммуникаций и образование конфликтов.
Вопросы темы:
1. Динамика конфликта.
2. Понятие «психогенез конфликтов». Причины и механизмы конфликтов.
3. Конфликтогенность и синтонность в инициальном коммуникативном акте.
4. Значение межличностных коммуникативных конфликтов.
Вопрос 1. Динамика конфликта.
Динамика конфликта – это процесс его изменения.
Любой конфликт может быть представлен тремя этапами:
1. начало;
2. развитие;
3. завершение.
К конфликту примыкают еще два периода:
1. предконфликтный;
2. послеконфликтный.
Таким образом, общая схема динамики конфликта складывается из следующих периодов:
1. предконфликтная ситуация (латентный период);
2. открытый конфликт (собственно конфликт):
· инцидент (начало конфликта);
· эскалация (развитие) конфликта;
· завершение конфликта;
3. послеконфликтный период.
Предконфликтная ситуация.
Предконфликтная ситуация – это возможность, а не действительность конфликта, который не возникает на пустом месте, а вызревает постепенно, по мере развития и обострения противоречий, его вызывающих. Эти противоречия и факты, приводящие к противоборству, вначале не обнаруживаются ясно и отчетливо, они скрыты за множеством случайных и второстепенных явлений. Это период накопления факторов и процессов, которые могут привести к конфликту. Поэтому довольно часто и вполне справедливо его называют латентным периодом конфликта, предконфликтным периодом или инкубационным состоянием конфликта. Мы его будем называть предконфликтной ситуацией.
В предконфликтной ситуации будущие оппоненты конфликта еще не осознают в полной мере последствий уже наметившихся в действительности различий и даже противоречий интересов. Так, заказ на установление нового оборудования в организации объективно уже связан с теми противоречиями интересов, которые возникнут в связи с необходимостью увольнения части работников, вызванного внедрением новой техники. Но пока конфликта еще нет и его угроза может и не осознаваться будущими оппонентами противоборства за сохранение рабочих мест на производстве.