Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 285
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Интернет-курс
по дисциплине
«Стратегический менеджмент»
Москва
Содержание
Раздел I. Процесс стратегического управления
Тема 1. Введение в Стратегическое управление
Введение.
Вопрос 1. Организация как объект стратегического управления.
Вопрос 2. Заинтересованные лица. Анализ предпочтений и определение критических несоответствий.
Вопрос 3. Конкурентное преимущество как основа существования организации.
Вопрос 4. Глобализация конкуренции.
Вопрос 5. Ключевые Факторы успеха в конкурентной борьбе.
Резюме.
Литература:
Тема 2. Пять задач Стратегического управления
Введение.
Вопрос 1. Формирование стратегического видения будущего компании.
Вопрос 2. Постановка целей.
Вопрос 3. Разработка стратегии.
Вопрос 4. Реализация стратегии.
Резюме.
Литература:
Тема 3. Концепции Стратегического управления
Ведение.
Вопрос 1. Концепция Бостонской консультативной группы.
Вопрос 2. Концепция Дженерал Электрик/Макензи.
Вопрос 3. Концепция Артур де Литтл.
Резюме.
Кейс.
Задание:
Литература:
Раздел II. Стратегический анализ
Тема 4. Стратегический анализ внешней среды
Введение.
Вопрос 1. Макросреда компании.
Вопрос 2. SWOT-анализ.
Вопрос 3. PEST-анализ.
Вопрос 4. Анализ отрасли и конкурентной ситуации.
Вопрос 5. Анализ Конкурентов.
Резюме.
Литература:
Тема 5. Стратегический анализ внутренней среды
Введение.
Вопрос 1. Анализ ресурсов и конкурентных возможностей компании.
Вопрос 2. SNW – анализ.
Вопрос 3. Выявление рыночных возможностей компании.
Резюме.
Литература:
Тема 6. Сценарное планирование
Введение.
Вопрос 1. Стратегические проблемы компании.
Вопрос 2. Методика сценарного планирования.
Вопрос 3. Стратегичность и эффективность сценарного планирования.
Резюме.
Кейс.
Раздел III. Корпоративная стратегия
Тема 7. Корпоративная стратегия
Введение.
Вопрос 1. Составляющие стратегии компании.
Вопрос 2. Алгоритм разработки стратегии.
Вопрос 3. Важнейшие характеристики корпоративной стратегии.
Вопрос 4. Выявление возможностей, создающих ценности.
Резюме.
Литература:
Тема 8. Стратегия для малого бизнеса
Вопрос 1. Особенности малого бизнеса.
Вопрос 2. Стратегическое управление предприятием малого бизнеса.
Вопрос 3. Стратегия малого бизнеса.
Резюме.
Литература:
Тема 9. Разработка программы конкретных действий
Введение.
Вопрос 1. Принципы формирования системы специальных стратегических программ.
Вопрос 2. Общая программа развития организации.
Вопрос 3. Программа управления стратегическими изменениями.
Резюме.
Литература:
Кейс.
Задание:
Раздел IV. Управление реализацией стратегии
Тема 10. Управление развитием организации для успешной реализации стратегии
Введение.
Вопрос 1. Внутренние проблемы организации, влияющие на реализацию стратегии и достижение бизнес-успеха.
Вопрос 2. Создание стратегических альянсов.
Вопрос 3. Приведение организационной структуры в соответствие со стратегией.
Вопрос 4. Взаимосвязь стратегического управления и управления проектами.
Резюме.
Литература:
Тема 11. Управление компанией в кризисной ситуации
Введение.
Вопрос 1. Основные принципы санации предприятия.
Вопрос 2. План мероприятий по санации бизнеса.
Вопрос 3. Разработка плана финансового оздоровления неплатёжеспособных предприятий.
Резюме.
Литература:
Тема 12. Управление персоналом для успешной реализации стратегии
Введение.
Вопрос 1. Сопротивление изменениям и методы его преодоления.
Вопрос 2. Мотивация и стимулирование работников для повышения их заинтересованности в успешной реализации стратегии.
Резюме.
Литература:
Кейс.
Задание:
Раздел V. Эффективность стратегического управления
Тема 13. Эффективность стратегического управления
Введение.
Вопрос 1. Эффективность действующей стратегии компании.
Вопрос 2. Критерии оценки эффективности стратегии компании.
Вопрос 3. Эффективность реализации стратегии.
Резюме.
Литература:
Кейс.
Задание:
Глоссарий
Раздел I. Процесс стратегического управления
Тема 1. Введение в Стратегическое управление
Содержание темы:
1. Введение.
2. Организация как объект стратегического управления.
3. Заинтересованные лица. Анализ предпочтений и определение критических несоответствий.
4. Конкурентное преимущество как основа существования организации.
5. Глобализация конкуренции.
6. Ключевые Факторы успеха в конкурентной борьбе.
7. Резюме.
Введение.
Российский бизнес существует в рыночных условиях менее 15 лет. Это практически ничто, по сравнению с западным опытом, который насчитывает столетия.
Но и за эти годы мы были свидетелями расцвета и падения гигантских корпораций. Ни в одной стране мира фактор неопределенности и зависимости от малоуправляемых факторов внешней среды, к которым в первую очередь можно отнести политическую нестабильность, не играет такой роли для развития бизнеса и не проявляется в таких крайних формах, как в России.
Что же мы подразумеваем под понятием стратегическое управление?Термин «Стратегическое управление» можно охарактеризовать как совокупность следующих понятий:
1. разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем конкурентов (долгосрочному бизнес-успеху) (стратегическое управление как процесс);
2. подсистема менеджмента организации, которая осуществляет весь комплекс конкретных работ профессиональной деятельности по стратегическому анализу, развитию, реализации и контролингу стратегии организации (стратегическое управление как подсистема системы управления организацией);
3. деятельность, направленная на преобразование системы в желаемое, заранее заданное состояние (стратегическое управление с точки зрения теории систем).
Три ключевых вопроса, ответы на которые дает менеджерам стратегическое управление:
1. Каковы цели нашей организации?
2. Каков существующий и будущий профиль нашего бизнеса?
3. Что мы должны сделать, чтобы обеспечить достижение поставленных целей?
В среде профессиональных управленцев и консультантов периодически возникают споры о целесообразности использования парадигмы стратегического управления в практической деятельности российских предприятий. Там же, где целесообразность стратегического управления воспринята на уровне собственников и топ-менеджеров компаний, российские предприятия достигают колоссальных успехов в применении стратегического управления и достижимости стратегических целей, что отмечено уже во всем мире. При этом степень развития стратегического управления в компаниях в первую очередь зависит от масштаба их бизнеса.
Для крупных компаний, располагающих большими активами, фондоемким производством, имеющих большую территориальную протяженность производственной структуры и фактически формирующих рынок, наличие стратегии развития считается просто необходимым условием выживания.
Существует достаточно много компаний (главным образом среднего масштаба), в которых ведется разработка стратегии развития как таковая. Однако в своей текущей деятельности большинство из них обращается к стратегии только при работе с партнерами или банками и лишь для того, чтобы продемонстрировать уровень управленческих технологий при подготовке контрактов или кредитных соглашений.
И, наконец, существует огромная масса компаний (в основном это предприятия малого и среднего бизнеса), руководители которых считают разработку и внедрение стратегии пустой тратой ресурсов или пока даже не задумывались над тем, нужна ли их предприятию стратегия развития вообще.
Более того, сегодня в России свыше половины компаний, входящих в число 500 крупнейших предприятий и относящихся к базовым отраслям, не имеют хотя бы четко прописанной вразумительной стратегии своего развития! Такую ситуацию нельзя признать соответствующей современным условиям ведения бизнеса и она является не просто неприемлемой, но и опасной для компаний. Время плавания по течению прошло!
Основная цель курса «Стратегическое управление» – выработать практические навыки по разработке корпоративной и конкурентной стратегии и тактике, отработать приемы реализации стратегии.
По окончанию курса слушатели должны уметь:
· знать: основные стратегии компании и их признаки, алгоритмы разработки корпоративной и конкурентной стратегии, алгоритмы анализа организационных структур для реализации соответствующих стратегий;
· уметь: определить стратегический тип собственной фирмы и основных конкурентов, подбирать адекватные сложившейся практической ситуации конкурентные тактики, разработать программу реализации выбранной стратегии развития.
Вопрос 1. Организация как объект стратегического управления.
Организация как элемент системы окружающей среды.
В условиях стратегического управления необходимо понять характер организационно-управленческих механизмов подчинения производства потреблению, удовлетворения рыночного спроса. Особенно важно понимать концепцию стратегического управления, которая строится на системном и ситуационном подходах. Это позволяет понять структуру процесса планирования стратегии, роль и методологию стратегической сегментации рынка; разобраться в новом методическом инструментарии, используемом при анализе стратегических альтернатив и выборе стратегий наметить и спроектировать систему управления реализацией стратегии и организационные структуры управления, позволяющие достичь стоящие перед ней цели в условиях стратегических изменений.
Принципы системности предполагают рассмотрение современной организации, в первую очередь, как социально-экономической системы, обладающей рядом специфических, присущих только ей особенностей:
· целостностью, когда все элементы и части системы служат достижению общих целей, стоящих перед организацией в целом. Это не исключает возможности возникновения неантагонистических противоречий между ее отдельными элементами (подразделениями);
· сложностью, которая проявляется в большом количестве обратных связей, в том числе и в процессе стратегического планирования и управления;
· большой инерционностью, что предопределяет возможность с высокой степенью достоверности предсказывать развитие организаций в будущем;
· высокой степенью надежности функционирования, которая предопределяется взаимозаменяемостью компонентов и способов жизнедеятельности организации, возможностью использования альтернативных технологий, энергоносителей, материалов, способов организации производства и управления;
· параллельным рассмотрением натуральных и стоимостных аспектов функционирования системы.