Файл: Устав оон как основополагающий источник международного права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. устав оон как основополагающий источник международного права

Международный договор, учреждающий международную Организацию Объединённых Наций; подписан 26 июня 1945 года в Сан-Франциско

Устав ООН (статья 1) закрепляет три основные цели Организации:

1)поддержание международного мира и безопасности посредством коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира, а также посредством мирного урегулирования международных споров;

2)развитие дружественных отношений между нациями на основе принципа равноправия и самоопределения народов;

3)осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека.

Кроме того, в соответствии со статьей 1 Устава, ООН стремится быть центром согласования действий наций в достижении этих общих целей.

Уставные принципы ООН, содержащиеся в статье 2 Устава, должны быть положены в основу деятельности не только самой Организации, но и всех ее членов. Этими принципами являются:

-суверенное равенство членов ООН;

-добросовестное выполнение членами ООН принятых на себя по Уставу обязательств;

-разрешение международных споров мирными средствами;

-неприменение в международных отношениях силы и угрозы силой каким-либо образом, несовместимым с целями Организации;

-оказание всеми членами ООН всемерной помощи Организации во всех действиях, предпринимаемых ею в соответствии с Уставом, и воздержание от оказания помощи любому государству, против которого ООН предпринимает действия превентивного или принудительного характера.

Таким образом, Устав ООН содержит пять принципов, четыре из которых с несколько измененными формулировками являются общепризнанными императивными принципами международного права. Остальные пять принципов (территориальной целостности государств, невмешательства в их внутренние дела, сотрудничества, всеобщего уважения прав человека и равноправия и самоопределения народов) в качестве таковых в Уставе не названы, хотя и выводятся из его содержания эмпирическим путем.

  1. международное правовое регулирование прав иностранцев

Иностранные граждане — это лица, находящиеся на территории государства, гражданами которого они не являются, и имеющие доказательства принадлежности к гражданству другого государства. Они могут быть либо постоянно проживающими, либо временно пребывающими в иностранном государстве.


Правовое положение иностранцев в государстве регулируется национальным законодательством страны пребывания и нормами международных договоров. Государство пребывания, устанавливая правовой режим иностранцев, должно действовать в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Правовое положение (правовой режим) иностранцев представляет собой совокупность их прав и обязанностей на территории данного государства. Различают три вида правового режима иностранцев: национальный режим, специальный режим и режим наибольшего благоприятствования(, граждане государств — членов СНГ пользуются в России многими правами, вытекающими из соглашений России с республиками бывшего Союза)

В соответствии с международными договорами иностранец, законно находящийся на территории государства, может быть выслан только во исполнение законно принятого решения и должен иметь возможность представить доводы против высылки. Коллективная высылка иностранцев запрещается.

Таким образом, иностранные граждане находятся, с одной стороны, под юрисдикцией страны пребывания и, с другой — пользуются правами и несут обязанности по законам своего государства.

  1. правовой статус участников вооруженных конфликтов

Война или вооруженный конфликт представляют собой противоборство организованных вооруженных сил государств, поэтому участники данных вооруженных формирований должны применять в -своей деятельности гуманитарные нормы международного права.

Это одно из важнейших требований международного гуманитарного права.

Война должна вестись только между вооруженными силами соответствующих государств. все законные участники войны делятся на две группы: сражающиеся (комбатанты) и несражающиеся (некомбатанты). Комбатанты – это лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих государств, имеющие право вести непосредственные боевые действия против неприятеля с оружием в руках, наносить ущерб и физически уничтожать противника; на них распространяются законы и обычаи войны и защиты в плену. К числу комбатантов не относятся шпионы и наемники. Норма о наемниках имеет большое значение, поскольку к их услугам в последние десятилетия неоднократно обращались реакционные и империалистические круги.

Некомбатанты (несражающиеся) – это лица, правомерно находящиеся в структуре вооруженных сил воюющей стороны, обслуживающие и обеспечивающие боевую деятельность вооруженных сил, но не принимающие непосредственного участия в боевых действиях: интенданты, банно-прачечные отряды, полевые кухни, военные юристы, санитарный и медицинский персонал, похоронные команды, духовенство, госпитальный и санитарный транспорт. Не имеют права участвовать в военных действиях и не могут быть непосредственным объектом вооруженного нападения противника.



  1. виды и процедура международного арбитражного разбирательства

Международное арбитражное разбирательство – это передача разрешения спора третьей стороне (арбитру), решение которого окончательно и обязательно. Обращение в арбитраж осуществляется по добровольному соглашению государств, но решение арбитра является обязательным. Компромисс (третейская запись) – это соглашение спорящих сторон о передаче спора в арбитраж.

Организационное оформление третейский способ разрешения международных споров получил в начале XX в., после Гаагской конференции 1899 г., Особый вид международного арбитража – Постоянная палата третейского суда в Гааге. Состоит из двух постоянных органов: Международного бюро и Административного совета. В международной практике и доктрине отмечаются преимущества арбитража перед судебным разбирательством: третейский суд более гибок и менее формален; стороны пользуются практически неограниченной свободой в выборе судей и установлении правил арбитражного разбирательства; спорящей стороной могут быть не только государства, но и другие субъекты международного права.

  1. понятие и система международного права

международное право- системы юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами, а также с участием других субъектов международно-правовых отношений, в сфере межгосударственного сотрудничества и определяющих их взаимные права и обязанности.

Система международного права – это объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов международного права, договорных и обычно-правовых норм, отраслей и институтов международного права. В этой системе имеют место и резолюции международных организаций, решения арбитражных и судебных органов международных органов.

Система международного права включает в себя 2 части:

1. Основные принципы международного права, составляющие его ядро и имеющие значение для всего международно-правового регулирования, и общие для международного права институты. К ним относится комплекс норм о международной правосубъектности, о международном нормотворчестве, о международно-правовой ответственности и т. д.

2. Отрасли международного права, т. е. комплексы однородных и сложившихся согласно предмету правового регулирования норм.

В числе основных отраслей международного права:


· право международных договоров,

· право внешних сношений,

· право международных организаций,

· международное гуманитарное право,

· международное уголовное право,

· право вооруженных конфликтов,

· международное морское, воздушное, космическое право,

· международное экономическое право и т. д.

  1. состав населения в международном праве

Под населением в международном праве понимается совокупность физических лиц, живущих на территории определенного государства и подчиненных его юрисдикции. В понятие населения любого государства входят: а) граждане данного государства (основной состав населения); б) иностранные граждане; в) лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды); г) лица, не имеющие гражданства (апатриды).

Понятие «гражданин» было формально закреплено в Декларации прав человека и гражданина, принятой 26 августа 1789 г. в период Великой французской революции.

Основным способом приобретения гражданства является получение его в силу рождения Правовой статус населения любого государства определяется прежде всего национальным законодательством — конституцией, законодательными актами о гражданстве, иными нормативными правовыми актами государства. В то же время часть вопросов гражданства решается на основе международных договоров. Среди подобных вопросов — правовой режим иностранцев, правовое положение вынужденных мигрантов и лиц с двойным гражданством, право убежища.

Приобретение гражданства по рождению основано на двух принципах: «праве крови» (jus sanguinis) и «праве почвы» (jus soli). В соответствии с принципом «права крови» ребенок приобретает гражданство своих родителей вне зависимости от места своего рождения. Данный принцип законодательно закреплен в большинстве стран Европы, в том числе и в Российской Федерации.

Принцип «права почвы» означает, что ребенок приобретает гражданство того государства, на территории которого он родился, вне зависимости от гражданства своих родителей. Данному принципу следует большинство государств Латинской Америки.

  1. функции и компетенция генеральной ассамблеи оон

генеральная Ассамблея ООН – главный директивный, совещательный и представительный орган Организации Объединенных Наций. Состав Ассамблеи формируется из представителей всех государств членов ООН. На сегодняшний день в состав Организации Объединенных Наций входят 193 государства, каждое из которых представлено своей делегацией на заседаниях Генеральной Ассамблеи. Сессии Ассамблеи проходят в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.


Согласно действующего Устава, Генеральная Ассамблея призвана выполнять следующие функции:

Обсуждение вопросов касающихся поддержания мира и безопасности, вопросов разоружения. Вынесение рекомендаций по этим вопросам;

Обсуждение и вынесение рекомендаций по вопросам касающихся организации и Устава ООН.

Организация исследований в областях международного права и международного сотрудничества в различных областях. Содействие осуществлению прав и свобод человека;

Вынесение рекомендаций по мирному урегулированию конфликтов;

Рассмотрение и утверждение бюджета ООН;

Избрание и утверждение представителей в руководящие органы ООН.

  1. юридическая сила оговорок и приложений в международном договоре

при заключении многосторонних договоров интересы субъектов международного права не всегда совпадают, и в этой связи право заявлять оговорки является важным средством их обеспечения.

Оговорка определяется в статье 2, пункт 1(d), Конвенции как "одностороннее заявление в любой формулировке и под любым наименованием, сделанное государством при подписании, ратификации, принятии или утверждении договора или присоединении к нему, посредством которого оно желает исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному договору"[1].

Оговорка направлена на исключение или изменение юридического действия

определенных положений договора или договора в целом в отношении определенных

конкретных аспектов в их применении к государству или к международной организации,

которое/которая формулирует оговорку.

Раздел 2 Венской конвенции «Оговорки» содержит следующие положения:

1) условия формулирования оговорок (ст. 19)

2) принятие оговорок (ст. 20);

3) юридические последствия оговорок и возражений против них (ст. 21);

4) снятие оговорок и возражений против них (ст. 22);

5) процедурные моменты, касающиеся оговорок (ст. 23).

Развитие международных отношений ведет к их расширению и интенсификации. Это порождает потребность во все более четком и своевременном регулировании. Одним из средств решения проблемы служат приложения.

В договор включаются основные положения, а дополнительные, конкретизирующие, детальные постановления включаются в приложения.

Иногда приложения используются для сокрытия реального содержания договора. Основной текст наполняется широковещательными общими положениями. Реальное содержание вкладывается в них с помощью конкретных постановлений, содержащихся в приложениях. Главное содержание переносится из основного текста в приложения.