Файл: Психологические особенности профессиональной деятельности юриста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Четвертый фактор - коммуникативная компетентность юриста: адекватная способность установления эмоционального контакта с различными участниками общения; умение слушать участника диалога, эмпатийность; достаточно гибкое владение вербальными (речь) и невербальными средствами общения; в конфликтных ситуациях способность находить адекватную стратегию общения и поведения; способность к сотрудничеству и достижению компромиссов; самоконтроль над эмоциями; самооценка.

Пятый фактор - организаторские способности.

Юрист помимо глубоких профессиональных знаний и опыта должен иметь следующие качества: распорядительность, активность; смелость, настойчивость, целеустремленность; самостоятельность; чувство ответственности за свои действия; организованность, собранность, аккуратность; высокую мотивацию достижения успеха и т.д.

Но кроме рассмотренных выше социально-психологических качеств, которые необходимы юристу для успешного занятия своей профессиональной деятельностью, конечно же, ему необходимо обладать и определенными (особыми) способностями. Способности - это относительно устойчивые индивидуально-психологические свойства личности, определяющие высокие достижения субъекта в какой-либо деятельности.

В основе развития способностей лежат определенные задатки в виде наследственных анатомо-физиологических и других особенностей, свойств нервной системы. Задатки проявляются только при благоприятных условиях, стимулирующих их развитие. Совокупность способностей, которые определяют особые профессиональные достижения человека, говорят о его одаренности. Ее высшее проявление - талант. Необходимо понимать, что существуют общие и специальные способности.

Общие способности: интеллектуальные (проявляются в обучаемости индивида); творческие (использование знаний применительно к новым объектам познания).

Специальные способности: сенсорные (чувствительность), двигательные и т.д. Затем важное значение имеют коммуникативные способности (они облегчают взаимопонимание людей) и организаторские (лидер) способности.

В реальной жизни отдельные качества и свойства личности находятся во взаимодействии, одни из них компенсируют недостаток, неразвитость других. Это феномен компенсации, т.е. компенсаторные возможности психики субъекта деятельности являются составным элементом профессиональных способностей юриста. Именно феноменом компенсации можно объяснить высокие результаты работы многих юристов, наделенных в разной мере теми или иными профессионально важными качествами.



Профессиональные качества юристов: желаемые и действительные.

Обеспечение нормального функционирования и поступательного развития демократического правового социального государства объективно предполагает активное участие в этом процессе юристов как социально-профессиональной группы. Эффективность правового регулирования правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности во многом зависит от состояния этой социально-профессиональной группы, от тех качеств, которыми располагают входящие в нее юристы. Это диктует необходимость постоянного исследования путей формирования, реального состояния и тенденций развития общих и специальных качеств юристов, что позволит вносить своевременные коррективы в практику юридического образования, систему повышения квалификации, соответствующую воспитательную работу.

Отсюда становятся понятными не только научное значение, но и практическая важность формирования четких представлений о том, какими качествами должны быть наделены современные юристы и насколько они ими реально обладают. Это тем более необходимо потому, что освещение вопросов, связанных с профессиональными качествами юристов, до последнего времени носило разрозненный характер, хотя и был опубликован целый ряд интересных работ. До настоящего времени не устоялся перечень необходимых качеств юристов-профессионалов, отсутствуют единые основания для их классификации, а также единообразие в подходах к их определению и характеристике.

В юридической литературе содержатся самые разнообразные наборы качеств, которые, по мнению различных авторов, должны быть присущи юристам. Анализируются их знания, навыки, мировоззрение, соотношение общих качеств специалиста и профессиональных качеств юриста, общих и специальных качеств юриста, принадлежащего к той или иной специализированной профессионально-юридической группе.

Необходимо определить качества, которые могут быть использованы как "ориентир" в профессиональной деятельности юриста, на современном этапе развития нашего государства.

В первую группу входят следующие общие качества юриста: 1) гражданская зрелость и высокая общественная активность; 2) профессиональная этика; 3) профессиональная культура; 4) глубокое уважение к закону и бережное отношение к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству граждан; 5) высокое нравственное сознание; 6) гуманность; 7) твердость моральных убеждений; 8) чувство долга; 9) ответственность за судьбы людей; 10) ответственность за порученное дело; 11) принципиальность и независимость в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты; 12) необходимая воля и настойчивость в исполнении принятых решений; 13) чувство непримиримости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности; 14) четкое представление сущности, характера и взаимодействия правовых явлений; 15) знание основных проблем дисциплин, определяющих конкретную область профессиональной деятельности, видение их взаимосвязи в целостной системе знаний и значения для реализации права.


Во вторую группу качеств юриста включены профессиональные умения: 1) правильно толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты; 2) обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц; 3) юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; 4) разрабатывать документы правового характера; 5) осуществлять правовую экспертизу нормативных актов; 6) давать квалифицированные юридические заключения и консультации; 7) принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом; 8) вскрывать и устанавливать факты правонарушений; 9) определять меры ответственности и наказания виновных; 10) предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав; 11) систематически повышать свою профессиональную квалификацию; 12) систематически изучать законодательство и практику его применения; 13) ориентироваться в специальной литературе.

И, наконец, в третью группу включены требования к уровню подготовки юриста, в зависимости от которых он должен решать задачи, соответствующие его квалификации. Среди них: 1) осуществление сбора нормативной и фактической информации, имеющей значение для реализации правовых норм; 2) обеспечение реализации актов применения права; 3) анализ юридических норм и правовых отношений; 4) анализ судебной и административной практики; 5) обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм; 6) составление соответствующих юридических документов; 7) обеспечение законности и правопорядка; 8) осуществление правовой пропаганды и правового воспитания.

Необходимо отметить, что Приказом Министерства образования и науки РФ от 04 мая 2010 г. N 464 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.03.01. Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр")". В частности в пункте 4.4. установлено.

В соответствие с п 4.3. ФГОС 40.03.01 выпускник, освоивший программу бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр», в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, готов решать следующие профессиональные задачи:


нормотворческая деятельность:

разработка нормативных правовых актов и их подготовка к реализации;

правоприменительная деятельность:

обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

составление юридических документов;

правоохранительная деятельность:

обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;

охрана общественного порядка;

предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;

защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

экспертно-консультационная деятельность:

консультирование по вопросам права;

осуществление правовой экспертизы документов.

Выпускник, освоивший программу бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр», в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, готов решать следующие профессиональные задачи:

нормотворческая деятельность:

подготовка проектов нормативных правовых актов;

правоприменительная деятельность:

квалификация правоотношений, определение применимых правовых норм, подготовка правоприменительных актов;

оказание лицу правовой помощи в юрисдикционных органах, в том числе в судах, органах государственной власти и местного самоуправления;

правоохранительная деятельность:

защита прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства;

расследование и профилактика совершения правонарушений;

экспертно-консультационная деятельность:

юридическое консультирование лица о его правах и обязанностях, о возможных правовых последствиях правомерного или неправомерного поведения;

юридическое консультирование по вопросам применения правовых норм;

оценка содержания нормативных правовых актов и актов правоприменения на предмет соответствия действующему законодательству.

Важно отметить, что сегодня необходимо усиление внимания ученых-юристов к проблемам формирования и развития профессиональных качеств юристов, особенно в рамках образовательного процесса и с учетом его современного состояния. Как известно, образование включает в себя две основные составляющие - обучение и воспитание. Сферой воздействия обучения, носящего информационно-познавательный характер, является когнитивно-рациональная составляющая правового сознания. Воспитание же влияет главным образом на эмоционально-волевую, ценностную и мировоззренческую сферы сознания. Обучающее содержание юридического образования вызывает в последние годы серьезную критику. Однако еще более серьезные замечания заслуживает состояние воспитательной работы в средних и высших учебных заведениях, включая юридические.