Файл: Психологические особенности профессиональной деятельности юриста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Узлом таксона Т-3 является элемент 9 (компетентность), который связан с таксоном Т-2 через элемент 2 (гуманность, r=88). Можно предположить, что компетентность в большинстве случаев (хотя и не всегда) связана с гуманизмом.

В этот же таксон входят элементы 7 (добросовестность, r=90) и 7 (честность, r=81). И действительно, на практике компетентные юристы, как правило, являются людьми добросовестными и честными.

Как уже отмечалось, узлами описанных таксонов являются идейность, гуманность и компетентность. Таким образом, эти качества с точки зрения юристов-профессионалов являются определяющими для выбранной ими профессии. Антикачествами для этих узлов выступают соответственно безыдейность, бесчеловечность и некомпетентность.

К ним наиболее тесно примыкают такие антикачества, как беспринципность, корыстолюбие, бескультурье (см. Т-1). К бесчеловечности примыкают непрофессионализм, некомпетентность (см. Т-2).

Некомпетентность же, кроме того, тесно связана с недобросовестностью и нечестностью (см. Т-3).

К сожалению, эти качества слишком часто встречаются в системе современных правоохранительных органов, что позволяет многим представителям СМИ писать о власти "ментов" взамен декларируемой вертикали власти.

Структура максимальной отдаленности показывает нам, что ее узлом, вокруг которого движутся все остальные признаки, выступает ответственность. Таким образом, ее антикачество, которым будет безответственность, является для юридического прогресса "корнем зла". Между тем как это качество получило в настоящее время значительное распространение, в то время как последовательных мер по борьбе с ним не проводится. Достаточно сказать, что в законах, посвященных службе в государственных органах, практически отсутствуют нормы, говорящие об ответственности чиновников, даже в отсылочном или бланкетном видах.

Таким образом, моделирование общих качеств, свойств юристов-профессионалов показало, что, казалось бы, наименее востребованные в нынешнем обществе такие качества, как идейность и гуманность, на самом деле являются узловыми, определяющими их реальное поведение. Узловым качеством является, разумеется, и компетентность.

Исследование показало, что если эти качества есть у юристов-профессионалов, то они непременно связаны с рядом других качеств. Это заставляет юридические ведомства и учебные заведения обратить особое внимание не только на формирование такого качества, как компетентность, но и на воспитание гуманности, идейности. При этом идейность должна быть увязана с принципиальностью и неподкупностью в сложных условиях коррумпированного, криминализованного окружения.


Обратим внимание, что ответственность выступает, таким образом, узловым, важнейшим качеством, значение которого является определяющим для всех семи групп опрошенных нами профессиональных юристов. К сожалению, в действующем законодательстве это качество не упоминается специально.

Таким образом, с точки зрения семи групп опрошенных юристов-профессионалов, важнейшими, определяющими для идеальной модели юриста являются такие качества, как ответственность, гражданское мужество, компетентность и культурность.

Юристы-профессионалы в глубине души несут образ идеального юриста, сочетающего в себе такие качества, как компетентность и культурность с качествами гражданского мужества и ответственности. Без двух последних невозможно построить правовое государство в наших сложных условиях. К сожалению, гражданское мужество явилось узловым качеством только в "идеале".

Моделирование позволяет определить истинную роль в сознании юристов-профессионалов таких замечательных качеств, как идейность, гуманность, гражданское мужество. В то же время оно позволяет объяснить кажущиеся противоречия в ранжировании идеальных и реальных качеств. В идеале такие качества, как гуманизм, идейность, гражданское мужество, могут даже стать узловыми, определяющими всю структуру модели, в то время как ранжирование может поставить их на последние места. Эти качества по степени их востребованности оказываются на последних местах, но зато в глубине сознания юристов такие качества, как идейность, гуманность, оказываются узловыми, а такие важнейшие, как ответственность и гражданское мужество, выявляются как узловые в идеальном портрете юриста-профессионала.

Следовательно, соотношение идеальных качеств в бессознательном юристов-профессионалов может совершенно не соответствовать их востребованности на данном этапе существования государства и общества. Поэтому можно поставить задачу уменьшения разрыва между пониманием необходимости в тех или иных идеальных качествах юристов-профессионалов и их распространенности в реальной окружающей среде.

Для образовательного и воспитательного процессов, связанных с юристами, могут быть использованы самые разные стороны полученных образов и структур. Построенные нами образы представляются нам перспективными не только для анализа стандартов юридического образования, но и для анализа образовательных стандартов в самых различных сферах науки и практики.



Для моделирования, наряду с общими, был выбран ряд специальных качеств, рекомендованных указанными выше известными учеными-юристами. Эти качества в анкете были перечислены в следующем порядке: 1) деловитость; 2) хорошее знание законодательства; 3) тактичность; 4) самокритичность; 5) теоретическая подготовленность; 6) владение словом; 7) настойчивость; 8) солидарность с законом; 9) решительность; 10) профессиональное мастерство; 11) чуткость; 12)любовь к своей профессии; 13) эрудированность; 14) целеустремленность; 15) творческое отношение к работе; 16) самостоятельность; 17) дисциплинированность; 18) объективность; 19) демократичность; 20) активность.

Эти качества юристов-профессионалов, аналогично их основным качествам, были обработаны с помощью метода структурной таксономии как для корреляционных мер близости, так и евклидовых расстояний в пространстве семи групп юристов-профессионалов.

Моделирование методом структурной таксономии позволило, во-первых, выделить пять групп специальных качеств, необходимых юристам-профессионалам и наиболее востребованных обществом в настоящее время. Эти пять групп качеств устойчиво держатся вместе как по уровню их значимости (евклидовых расстояний), так и по их направленности (это показывает корреляционный анализ). Эти группы качеств позволяют выделить соответственно пять основных направлений совершенствования подготовки юристов-профессионалов для групп повышения квалификации в юридических высших учебных заведениях.

Во-вторых, моделирование позволило также выявить узловые, важнейшие черты идеального юриста-профессионала, которые бытуют в сознании практиков-юристов на современном этапе, в условиях развития рыночной экономики. Эти выявленные нами узловые черты находятся в глубине сознания юристов и проявляются в результате моделирования. Ниже мы подробно рассмотрим как эти пять направлений, так и образ идеального юриста-профессионала.

Обратимся в этой связи к Приложению N 5, на котором обозначены указанные направления. Таксон Т-1 является таксоном профессионального мастерства, который предполагает не только знание закона, но и умение его реализовать в предполагаемых обстоятельствах. Узлом таксона являются элемент 2 (хорошее знание законодательства) и элемент 11 (профессиональное мастерство).

В таксон Т-2, где отсутствуют узлы, вошли элементы 16 (творческое отношение к работе) и 21 (активность). Это - таксон активно-творческого отношения к делу.

В таксоне Т-3 мы находим узловой элемент 4 (самокритичность), элемент 8 (солидарность с законом), а также элемент 7 (настойчивость). Это таксон логико-эмоциональных качеств.


В таксон Т-4 вошли элементы 3 (тактичность), 10 (решительность), 14 (эрудированность), 18 (дисциплинированность). Это таксон когнитивных и волевых качеств профессионала.

В таксонах Т-3 и Т-4 содержатся когнитивные, эмоциональные и волевые установки юристов-профессионалов.

В таксон Т-5 входят узловой элемент 13 (любовь к своей профессии), а также элементы 12 (чуткость) и 15 (целеустремленность). Этот таксон объединяет в себе эмоциональные и волевые качества.

Анализ показал, что предлагаемый набор достаточно разных качеств целесообразно более четко структурировать. Например, согласно рассмотренному нами ранее правосознанию юристов, имея в виду такие компоненты модели, как направленность (сюда могут войти большинство вышеназванных элементов). Дополнить этот набор качеств могут показатели опыта и мотивации. Доработанные таким образом структуры и перечень качеств могут лечь в основу усовершенствованного Госстандарта, где речь идет о необходимых специальных качествах юристов. При этом важно включить в стандарт перечень узловых качеств юриста-профессионала.

Можно рекомендовать для включения в программы обучения и повышения квалификации юристов такие направления, как:

1) повышение профессионального мастерства с учетом реализации законодательства;

2) формирование активно-творческого отношения к профессиональной деятельности (деловые игры и т.д.);

3) формирование должных установок профессионального сознания (чтение исторической и современной специальной литературы, психологический тренинг и т.д.).

В этой связи становятся очевидными роль и значение преподавания в юридических учебных заведениях общей, социальной и юридической психологии. Особое внимание в образовательном процессе следует уделить формированию таких узловых качеств, как хорошее знание законодательства, профессиональное мастерство, самокритичность, любовь к своей профессии.

Анализ структур взаимосвязей между качествами как корреляционных связей, так и евклидовых расстояний позволяет в ранжированном ряду специальных идеальных качеств выделить такие качества, которые являются узловыми, важнейшими для имиджа идеального юриста в период перехода к рыночным отношениям. К этим узлам относятся: 1) творческое отношение к работе; 2) самостоятельность; 3) теоретическая подготовка; 4) дисциплинированность; 5) объективность; 6) тактичность; 7) настойчивость; 8) самокритичность.

Эти в основном социально-психологические характеристики необходимы юристу-профессионалу в период быстрой и резкой смены как политической ситуации в стране, так и фундаментальных и быстрых изменений законодательства на федеральном и региональном уровнях. Поэтому резко
возрастает значение новых информационных технологий, компьютерной подготовки юристов и т.д. Еще раз напомним, что во главу угла ставится творческое отношение к работе.

Анализ показал, что в образе идеального юриста, с точки зрения самих профессионалов, непременно должны быть такие определяющие общие качества, как ответственность, гражданское мужество, компетентность, культурность, гуманность, честность, профессиональное достоинство. На формирование прежде всего этих качеств и должны быть направлены содержание юридического образования с его обучающей и воспитательной составляющими. В качестве примеров юристов, сочетавших в себе эти качества, могут быть такие выдающиеся личности, как А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, Н.П. Карабчевский и др.

Что касается специальных качеств, то необходимо обратить внимание, прежде всего, на формирование творческого отношения к работе, самостоятельности, теоретической подготовленности, дисциплинированности, объективности, тактичности, настойчивости и самокритичности. Для успешной работы юристов-профессионалов в реальной обстановке необходимо развивать такие качества, как хорошее знание законодательства, профессиональное мастерство, творческое отношение к работе, активность, а также соответствующие социально-психологические установки.

В действующем госстандарте, а также в статьях ученых-юристов содержатся и другие наборы общих и специальных профессиональных качеств юристов. Подчеркнем, что мы нашли способ анализа этих перечней качеств с помощью моделирования, и выделенные нами узловые, важнейшие качества непременно должны быть включены в госстандарты с точки зрения опрошенных нами юристов-профессионалов. Представляется разумным также включить в госстандарт тщательно разработанные и согласованные принципы как международного, так и внутригосударственного права. Особенно это важно в связи с проблемой двойных стандартов, сохраняющихся в отношениях между государствами, властью и обществом, государством и гражданами.

Думается, что сама процедура разработки и принятия, а также последующего опубликования государственного стандарта нуждается в демократизации, контроле со стороны юридической общественности. Представляется, что этот документ должен быть результатом консенсуса между представителями юридической общественности, юридическими учебными заведениями, представителями юридических органов, бизнеса, а также органов, занимающихся управлением юридическим образованием.