ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 474
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Предпринимательство как особый вид деятельности
1.2. История российского предпринимательства
1.3. Концепции и родовые признаки бизнеса
1.4. Права и обязанности предпринимателей
1.5. Функции предпринимательства
1.6. Предприятие в системе бизнеса
1.8. Деловые интересы в бизнесе
2.1. Правовое регулирование предпринимательской деятельности
2.2. Определение видов юридической ответственности в сфере предпринимательской деятельности
2.3. Виды предпринимательской деятельности
2.4. Организационно-правовые формы хозяйственной деятельности
3.1. Понятие конкуренция в предпринимательстве
3.2.Модель конкуренции М.Е.Портера
3.5. Конкурентные преимущества
3.6. Влияние государства на конкуренцию
4.1. Система налогообложения предпринимательской деятельности
4.2. Хозяйственные договоры в предпринимательской деятельности
5.1. Понятие коммерческих рисков, их классификация
5.3. Процесс управления рисками на предприятии
5.4. Методы управления рисками
5.5. Снижение предпринимательских рисков
5.6. Управление информационными рисками
5.7. Методы финансирования рисков
6.1. Организация и развитие собственного дела
6.2. Порядок создания нового предприятия
6.3. Порядок государственной регистрации предприятия на занятие предпринимательской деятельностью
6.4. Учредительные документы предприятия
6.5. Формирование уставного фонда
6.7. Прекращение деятельности предприятия
7.1.Основные функции бизнес-плана
7.2. Методические основы разработки бизнес – плана
8.1. Деловая этика и культура предпринимательства
8.2. Предпринимательский успех
9.1. Финансовая деятельность в организации
9.2. Кредитная система: сущность, структура, функции. Кредит и его формы
9.2. Кредитная система: сущность, структура, функции. Кредит и его формы
9.2. Кредитная система: сущность, структура, функции. Кредит и его формы
9.2. Кредитная система: сущность, структура, функции. Кредит и его формы
9.3. Инвестиционная деятельность в организации
9.4. Формирование имущества и источники финансирования предпринимательской деятельности
9.5. Основные показатели эффективности предпринимательской деятельности
7.2. Методические основы разработки бизнес – плана
В условиях рынка каждое предприятие стремится завоевать свое экономическое пространство, не только удержаться в нем, но и обрести благополучное развитие. Конкуренция предприятий на товарно-сырьевых, фондовых рынках, за деньги покупателя заставляют разрабатывать такой инструмент, который бы способствовал решению этих задач. Этим инструментом является бизнес – план предприятия. Многочисленные исследования экономистов показывают, что самым трудным периодом являются первые 3 – 5 лет существования, в течение которого рынок признает или отвергает вновь созданное предприятие. Следует признать, что бизнес – план в условиях нормального развития является самым сильным фактором добывания новой прибыли, а в условиях усиления конкуренции, спада производства и кризиса бизнес – план превращается в единственный спасательный круг выживания предприятия. Особенно бизнес – планирование необходимо для предприятий малого и среднего бизнеса. Эта повышенная необходимость объясняется тем, что малые предприятия обладают меньшими финансовыми, трудовыми и другими ресурсами, которые они (для выживания среди крупных конкурентов) должны использовать более эффективно. Постоянная работа фирмы по плановым проектировкам способна открыть путь к процветанию фирмы, поэтому недооценка бизнес – плана может привести к плохим результатам.
Основными принципиальными положениями планирования являются следующие:
-
Единство и противоречивость развития предприятия в целом и его структурных подразделений, разных социальных групп, их производственно – технических, социально - экономических и финансовых аспектов. -
Единство и противоречивость развития рыночной системы предприятия, управляемых и неуправляемых факторов и резервов планирования. -
Комплексность, делимость и структурированность системы бизнес – плана. -
Эмердженность развития предприятия, когда предприятие в целом, как сложная система, состоящая из структурных подразделений, характеризуется новым качеством, не являющимся простым сложением качеств отдельных подразделений. -
Непрерывные изменения рыночной конъюнктуры как основного фактора, изменяющего плановые решения. -
Устойчивость бизнес – плана к лишним помехам, которые возникают вне и внутри предприятия. -
Бизнес – план всегда носит многоцелевой характер. -
Способность бизнес – плана создать согласованные процессы, которые могут установить экономический резонанс в развитии рынка и предприятия и между его подразделениями, в результате чего достигается максимальное значение прибыли и экономических показателей. -
Максимизация акционерной собственности, сбалансированность всех входящих локальных бюджетов, обоснованность и экономичность рабочих операций предприятия. -
Выделение слабых рыночных сигналов, которые могут сильно повлиять на работу предприятия.
В целом планирование направлено на оптимальное использование возможностей фирмы, в том числе наилучшее использование всех видов ресурсов и предотвращение ошибочных действий. В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают три вида планирования: стратегическое (перспективное), среднесрочное (бизнес – план), текущее (тактическое). Текущее планирование заключается в основном в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрение новой технологии. Стратегическое планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности фирмы, охватывает период 10 – 15 лет, основывается на глобальных ресурсах. Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться фирма в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития фирмы на плановый период.
В условиях становления рыночных отношений в России достаточно популярной формой планирования стало бизнес-планирование. В основе бизнес-планирования лежит разработка бизнес-плана. Бизнес-план как форма планирования используется для достижения очень широкого спектра целей и задач. Бизнес-план – документ, содержащий описание будущего бизнеса.
В российской практике бизнес-планы составляются для достижения поставленной перед предприятием цели. Это может быть:
-
реализация инновационного проекта; -
осуществление расширения или реорганизации действующего предприятия; -
вывод предприятия из предкризисного или кризисного состояния; -
привлечение необходимых финансовых ресурсов.
Можно сказать, что бизнес-план – подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, описывающий цели предприятия, пути достижения поставленных целей и их последствия для предприятия. Общая структура бизнес-плана представлена на Рисунке 16.
Рисунке 16 - Общая структура бизнес-плана.
Бизнес-план является итоговым документом, составлению которого должны предшествовать определение целей и миссии бизнеса, анализ внешней среды, собственных возможностей предприятия или бизнес-единицы. Качество
бизнес-плана существенно зависит от того, кто его разрабатывает. На этот счет существуют разные мнения. Одни считают, что это дело руководителя, которому могут помочь специалисты предприятия и консультанты. Другой взгляд – надо как можно шире привлекать к составлению бизнес-плана сотрудников предприятия, используя различные методы групповой работы. В этом случае генерируется больше идей, легче реализовывать план, следуя принципу: «сами составляем – сами выполняем» (Рисунок 17).
Рисунок 17 - Технология разработки бизнес-плана.
Конкретный путь составления бизнес-плана зависит от поставленных целей, периода планирования, личности руководителя, компетентности сотрудников, их опыта и знаний. В целом распространение в хозяйственной практике бизнес-плана как формы обоснования предпринимательских проектов или стратегий развития бизнес-единиц объясняется гибким сочетанием в нем:
-
Производственного и рыночного; -
Финансового и технического; -
Внутреннего и внешнего аспектов деятельности предприятия.
В связи с ростом потенциальных отечественных и зарубежных инвесторов в сфере производства и услуг возникает потребность в разработке и использовании методов делового планирования и инвестиционного анализа, отвечающих современным требованиям и важнейшим тенденциям международного бизнеса. Инвестиционный бизнес-проект – это ограниченное по времени, целенаправленное изменение системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией по его разработке и реализации. Проработанный бизнес-план представляет собой рабочий инструмент, с помощью которого осуществляется управление предприятием и контроль за его деятельностью. Бизнес-план начинает работать еще до своего появления на свет. Сам процесс составления бизнес-плана, его детальный анализ, который предшествует его написанию, заставляют тщательно проанализировать свои идеи, проверить целесообразность и возможность их реализации.
-
выделяют основные признаки бизнес-проекта: -
изменение как основное содержание проекта; -
ограничение во времени; -
бюджет, относящийся к проекту; -
ограниченность требуемых ресурсов; -
неповторимость; -
новизна; -
комплексность; -
правовое и организационное обеспечение; -
информационная и консалтинговая поддержка.
Многообразие бизнес-проектов, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни, чрезвычайно велико. Множество разнообразных бизнес-проектов может быть классифицировано по различным основаниям. Выделяют следующие основания классификации бизнес-проектов:
-
тип проекта по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект; -
класс проекта по составу и структуре проекта и его предметной области; -
масштаб-проект – по размерам самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир; -
длительность проекта – по продолжительности периода осуществления проекта; -
сложность проекта – по степени финансовой, технической или другой сложности; -
вид проекта – по характеру предметной области проекта.
Рассмотрим основные разновидности проектов по предложенным основаниям:
-
тип проекта – технический, организационный, экономический, социальный, смешанный; -
класс проекта – моно-, мульти-, мегапроект: -
монопроект – это отдельный проект различного типа, вида и масштаба; -
мультипроект – это комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопролетного управления; -
мегапроект – целые программы развития регионов, отраслей и других образований, включающие в свой состав ряд моно- и мультипроектов; -
масштабы проекта – мелкие, средние, крупные и очень крупные проекты. Это деление проектов очень условное. Масштабы проектов можно рассматривать в более конкретной форме – межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные и отраслевые, корпоративные, ведомственные, проект одного предприятия; -
длительность проекта – краткосрочные (от одного до трех лет), среднесрочные (от трех до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет); -
сложность проекта – простые, сложные, очень сложные.
Различают инновационные, организационные, научно-исследовательские, учебно-образовательные, смешанные и другие проекты. Преобладающее большинство бизнес-проектов носит инвестиционный характер (затратный). Величина инвестиций, необходимых для осуществления бизнес-проекта, зависит от всех перечисленных оснований их классификации и прежде всего от масштаба, длительности и сложности проекта.
К инвестиционным проектам обычно относятся проекты, в которых главной целью является вложение средств в различные виды бизнесов с целью получения прибыли. В этой группе бизнес-проектов выделяют инновационные проекты, к которым относят систему различных нововведений, обеспечивающих непрерывное развитие компании. Схема классификации проектов приведена на Рисунке 18.