Файл: Административная ответственность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 390

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.1. Предпринимательство как особый вид деятельности

1.2. История российского предпринимательства

1.3. Концепции и родовые признаки бизнеса

1.4. Права и обязанности предпринимателей

1.5. Функции предпринимательства

1.6. Предприятие в системе бизнеса

1.7. Субъекты бизнеса

1.8. Деловые интересы в бизнесе

2.1. Правовое регулирование предпринимательской деятельности

2.2. Определение видов юридической ответственности в сфере предпринимательской деятельности

2.3. Виды предпринимательской деятельности

2.4. Организационно-правовые формы хозяйственной деятельности

3.1. Понятие конкуренция в предпринимательстве

3.2.Модель конкуренции М.Е.Портера

3.3.Конкурентные стратегии

3.4. Методы конкуренции

3.5. Конкурентные преимущества

3.6. Влияние государства на конкуренцию

4.1. Система налогообложения предпринимательской деятельности

4.2. Хозяйственные договоры в предпринимательской деятельности

4.3. Особенности финансовых взаимоотношений индивидуальных предпринимателей с публично-правовыми образованиями

5.1. Понятие коммерческих рисков, их классификация

5.2 Классификация рисков

5.3. Процесс управления рисками на предприятии

5.4. Методы управления рисками

5.5. Снижение предпринимательских рисков

5.6. Управление информационными рисками

5.7. Методы финансирования рисков

6.1. Организация и развитие собственного дела

6.2. Порядок создания нового предприятия

6.3. Порядок государственной регистрации предприятия на занятие предпринимательской деятельностью

6.4. Учредительные документы предприятия

6.5. Формирование уставного фонда

6.6. Лицензирование предпринимательской деятельности Лицензирование — мероприятие, связанное с получением лицензии, переоформлении документов подтверждающих наличие лицензии, приостановление действий лицензии, контроль за выполнением лицензиатами установленных требований.Лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий выданное юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.Виды деятельности, подлежащие лицензированию (п.1 ст.17 закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"): ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в ред. ФЗ от 11.03.2003; ФЗ «Об образовании» в ред. ФЗ от 10.01.2003 г.; ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в ред. ФЗ от 24.12.2002; Постановлению Правительства РФ «Об утверждении Положения «О лицензировании образовательной деятельности» в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 N 731; ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» в ред. ФЗ от 25.07.2002 г.; Основам законодательства РФ «О нотариате» от 11.02.1993 г.; ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» в ред. ФЗ от 25.04.2002 г.; ФЗ «О средствах массовой информации» в ред. ФЗ от 25.07.2002 г.; Приказу Министерства здравоохранения РФ «об организации лицензирования медицинской деятельности» от 26.07.2002 г. (вместе с номенклатурой работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи). Законом установлен перечень лицензируемых видов деятельности, который включает 104 наименования деятельности, что существенно меньше, чем лицензировалось ранее в соответствии с действующим тогда законодательством.Организационную структуру государственного лицензирования образуют: Государственные органы по лицензированию Выдают лицензии, осуществляют методическое руководство и контроль за деятельностью лицензиатов. Лицензионные центры Формируют экспертную комиссию, осуществляют экспертизу предприятия, принимают участие в контроле лицензирующей деятельности. Формируются из учреждений/предприятий занимающихся вопросами защиты информации Предприятия заявители Предприятия лицензиаты проводят работу по получению лицензии, осуществляют деятельность в соответствии с лицензионными требованиями, несут юридическую/финансовую ответственность за полноту/качество выполняемых работПорядок осуществления деятельности по лицензированиюЛицензия выдается предприятию подавшему заявку на ее получение и располагающему производственной и испытательной базой, нормативной и методической документацией, научным инженерно-техническим персоналом при условии их соответствия установленным требованиям.Для получения лицензии представляются: Заявление о выдаче лицензии Перечень имеющихся на предприятии производственного/испытательного/измерительного оборудования, которые необходимы для данного вида деятельности. Перечень нормативно-методической документации, доступной на предприятии Сведения о квалификации и составе персонала Копии учредительных документов Копии свидетельства о государственной регистрации Материалы экспертизы Справки о постановке на учет в налоговых органах Документ, подтверждающий оплату государственной пошлины за рассмотренные заявления Срок выдачи лицензии связанной с Государственной тайной — 3-5 лет. Зависит он от того — первичное лицензирование или нет.Основанием для отказа в выдаче лицензии являются: наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации; отрицательное экспертное заключение по условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности, и условиям безопасности. Регистрационный номер лицензии и дата выдачи. Решение о выдаче лицензии или об отказе должно приниматься в срок не более 30 дней со дня получения заявления. О принятом решении лицензирующий орган уведомляет соискателя в течении 3 дней после его принятия. Также в трехдневный срок должен быть выдан соответствующий документ после представления документа об уплате лицензионного сбора.В случае нарушения лицензионных требований лицензии могут быть приостановлены.Организация может решать подобные вопросы через суд.Сертификация - это процедура подтверждения соответствия результата производственной деятельности, товара, услуги нормативным требованиям, посредством которой третья сторона документально удостоверяет, что продукция, работа (процесс) или услуга соответствует «заданным требованиям».Порядок осуществления деятельности по лицензированиюЛицензия выдается предприятию подавшему заявку на ее получение и располагающему производственной и испытательной базой, нормативной и методической документацией, научным инженерно-техническим персоналом при условии их соответствия установленным требованиям.Для получения лицензии представляются: Заявление о выдаче лицензии. Перечень имеющихся на предприятии производственного/испытательного/измерительного оборудования, которые необходимы для данного вида деятельности. Перечень нормативно-методической документации, доступной на предприятии. Сведения о квалификации и составе персонала. Копии учредительных документов. Копии свидетельства о государственной регистрации Материалы экспертизы. Справки о постановке на учет в налоговых органах. Документ, подтверждающий оплату государственной пошлины за рассмотренные заявления (на данный момент

6.7. Прекращение деятельности предприятия

7.1.Основные функции бизнес-плана

7.2. Методические основы разработки бизнес – плана

7.3. Структура бизнес-плана

8.1. Деловая этика и культура предпринимательства

8.2. Предпринимательский успех

9.1. Финансовая деятельность в организации

9.2. Кредитная система: сущность, структура, функции. Кредит и его формы

9.2. Кредитная система: сущность, структура, функции. Кредит и его формы

9.2. Кредитная система: сущность, структура, функции. Кредит и его формы

9.2. Кредитная система: сущность, структура, функции. Кредит и его формы

9.3. Инвестиционная деятельность в организации

9.4. Формирование имущества и источники финансирования предпринимательской деятельности

9.5. Основные показатели эффективности предпринимательской деятельности

бизнес-плане обычно представлена также в виде таблицы.
В разделе бизнес-плана, посвященному маркетингу, освещаются способы достижения намечаемых объемов продаж и доведения выпускаемой продукции до потребителя. Необходимо, чтобы в плане были указаны общая стратегия маркетинга, принятая на фирме, схема ценообразования и реализации товара, а также методы стимулирования роста объемов продаж. Большое значение имеют также организация послепродажного обслуживания клиентов, реклама выпускаемых товаров и формирование общественного мнения о товарах и фирме.
Раздел «планы производства» включается в бизнес-план только теми предпринимателями, которые собираются заниматься производством товаров. Главная задача в этом случае – убедить потенциальных партнеров, что фирма будет в состоянии производить необходимое количество товаров требуемого качества в нужные сроки. Иными словами, предприниматель должен показать, что он действительно в состоянии организовать эффективное производство. Обычно производственный план включает в себя следующие структурные элементы:




  • характеристика производственного цикла;



  • анализ размещения предприятия с точки зрения таких факторов, как близость к рынкам сбыта, поставщикам, наличие квалифицированных трудовых ресурсов, транспортные расходы, уровень развития инфраструктуры;



  • оценка необходимых факторов производства и динамика их изменения;



  • оценка поставщиков сырья и материалов с точки зрения их надежности, опыта сотрудничества и др.;



  • нормативные акты, касающиеся производства, а также влияющие на характер и сроки открытия и функционирования предприятия;



  • издержки производства и динамику их изменения.



В разделе «оценка риска и страхование» освещаются проблемы, которые могут возникнуть у фирмы в процессе реализации проекта, и основные методы защиты от потенциальных трудностей. Данный раздел содержит следующие составные части: перечень возможных рисков с указанием вероятности их возникновения и ожидаемого ущерба от этого, организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков, программу страхования рисков.
Раздел бизнес-плана, касающийся финансового плана, необходимо посвятить оценке потенциала фирмы и планированию ее финансовой деятельности с целью достижения жизнеспособности компании и эффективного использования имеющихся денежных средств. В данном разделе содержатся следующие планово-отчетные документы:



  • оперативный план;



  • план доходов и расходов;



  • план движения денежных средств;



  • балансовый отчет.



Указанные документы носят планово-отчетный характер. Планирование осуществляется на основе прогноза будущей деятельности фирмы в рамках определенного периода времени. Отчет составляется за прошедший период времени. Приведенные в этих документах данные используются далее для анализа финансового состояния фирмы.
В разделе «стратегия финансирования» излагается план создания новой фирмы или расширения уже функционирующей. При составлении этой части бизнес-плана предприниматель обязан рассмотреть следующие вопросы: средства, необходимые для реализации предлагаемого проекта; источник инвестиций; сроки окупаемости и размеры ожидаемого дохода. Помимо указанных разделов бизнес-плана, целесообразно также включить в него организационный план, содержащий краткую характеристику организационной структуры компании, сведения о персонале, информацию о правовом обеспечении деятельности фирмы.
В конце бизнес-плана приводится фотографическая информация: полное наименование предприятия или фирмы, юридический адрес, номера контактных телефонов, телекс, факс, а также названия организаций и телефоны, по которым в случае необходимости можно получить дополнительную информацию. Следовательно, бизнес-план является сложным по структуре документом. Его параграфы и разделы должны охватывать все аспекты деятельности предприятия. Состав разделов может видоизменяться в зависимости от типа решаемой задачи. При формировании бизнес-плана особое внимание надо уделять языку и стилю. В рамках подготовки плана правильно выбранный стиль изложения часто оказывается залогом успеха при привлечении инвесторов.
Следует обратить внимание на двойственность бизнес-плана. С одной стороны, это серьезный аналитический документ, а с другой – средство рекламы. В соответствии с этой особенностью нужно выбрать и язык бизнес-плана. Он должен быть понятен всем, особенно финансистам и потенциальным партнерам. Часто специалист, составляющий бизнес-план, использует в тексте сленг своей профессиональной среды. Он понятен только людям, работающим в той же отрасли, но малопонятен для инвестора, который обычно является специалистом в области финансового менеджмента и не разбирается в производственных тонкостях. Следует также сказать и об орфографии и пунктуации. Ошибки в этой области могут внушить негативное отношение к автору плана, а, следовательно, и к предприятию в целом. При составлении 
бизнес-плана необходимо также помнить, что информация, представленная в нем, должна быть емкой, четкой и в то же время краткой. Часто неопытные предприниматели при составлении бизнес-плана используют прилагательные весьма экспрессивной окраски, однако лучше избегать излишней эмоциональности при изложении, а вместо этого включить цифровые показатели. Они намного скромнее, но более эффективно воздействуют на потенциальных деловых партнеров. Однако при большом количестве различных цифровых материалов их восприятие и оценка затрудняются, особенно при первом ознакомлении с планом. В связи с этим рекомендуется проверенный метод свертывания информации: ее классифицируют по определенным категориям (показателям) и представляют в аналитической (табличной) или графической форме. В систематизированном виде, когда возможна сравнительная оценка, цифровые данные воспринимаются намного легче, а значит, и результативнее. Рекомендуется, кроме того, привести цитаты авторов, которые подчеркнут идею, излагаемую в проекте. Конечно, ссылка на авторитетный источник не может заменить творческую мысль, но цитата может быть приведена, чтобы снять у читателя напряжение от восприятия потока новых идей, незнакомого материала или обильного потока цифровой информации. Что касается полноты изложения бизнес-плана, то от ее уровня во многом зависит его успешное использование. Хотя состав разделов плана может варьироваться автором по его усмотрению, это не означает, что по желанию составителя могут быть опущены важные разделы, касающиеся, например, цифровых значений доходов. Наоборот, чем больше и доказательнее будет такого рода информация, тем эффективнее будет воздействие бизнес-плана на потенциального участника бизнеса.
Таким образом, бизнес-план должен быть написан деловым языком, доходчивым, живым, но не примитивным. Исключается использование профессиональных терминов, не понятных неспециалисту в данной области. Необходимо учесть, что банки и инвестиционные компании ежедневно рассматривают множество предложений. Поэтому бизнес-план должен быть подготовлен с учетом требований и стандартов организаций и лиц, которым предполагается представить этот документ. При разработке программы бизнеса очень важно, чтобы она по возможности не была ориентирована только на одного партнера. Важно учесть, что на российском рынке имеется слишком много компаний, «складывающих яйца в одну корзину», и это одна из причин сохраняющейся экономической нестабильности. Фирмы, делающие ставку на единственного клиента, имеют все шансы оказаться не у дел, если у заказчика возникают серьезные проблемы, ведь его некем заменить. Так, компания «Техоснастка» в течение пяти лет поставляла комплектующие из полимерных материалов для завода АЗЛК, полагаясь на его стабильное положение. Бизнес «Техоснастки» на 90% составляли заказы АЗЛК. Однако с тех пор, как завод практически встал, фирма была вынуждена отправить половину своих работников в неоплачиваемые отпуска, а большую часть остальных переключить на производство товаров народного потребления (посуда, подносы и др.). АЗЛК должен фирме с октября 1995 года 1 млрд. руб. Руководители «Техоснастки» составляли свою производственную программу на год, рассчитывая на нужды АЗЛК. Компания даже построила новый цех для нужд этого клиента, но не изготовила в нем ни одной детали. Эксперты считают, что рассчитывать на одного клиента не стоит в любом случае и расширять клиентуру или пытаться обезопасить себя другим способом надо задолго до возникновения кризиса. Очевидно, что, если компания зависит в основном от одного поставщика, значит менеджер не сделал свою работу. После того, как для российских предприятий исчез такой мощный заказчик, как государство, многие предприятия до сих пор так и не научились искать новых партнеров. Кроме того, самостоятельность предприятий нередко ограничена из-за неполной приватизации. Там, где и после приватизации бывшие подразделения предприятия получили лишь частичную юридическую независимость, проблема замкнутых отношений стоит острее всего. Это относится прежде всего к стратегическим отраслям, таким как топливно-энергетический комплекс и оборонная промышленность. Еще одно препятствие на пути диверсификации предприятий имеет политический характер. Местные администрации зачастую своей волей ограничивают количество деловых связей компаний,
находящихся на их территории с тем, чтобы удержать цены на более низком уровне. В результате замкнутости на одного партнера или группу партнеров закрепощается конкуренция, растут задолженности между предприятиями, долги банкам и бюджету. Получая независимость, бывшее подразделение какого-либо предприятия теряет гарантированный кусок хлеба, но лучшие результаты получаются именно тогда, когда его нет.
Глубина проработки бизнес-плана зависит от объема запрашиваемого финансирования. Для малого бизнеса некоторые детали бизнес-плана могут быть опущены или изложены в сокращенном объеме. Бизнес-планы, предназначенные для внутреннего пользования (т.е. для планирования и прогноза деятельности предприятия), могут быть кое в чем упрощены.

Бизнес-план - это главный документ взаимодействия основных участков (партнеров): инвесторов, заказчиков, руководителя проекта и его команды, потребителей, других заинтересованных сторон.
На Рисунке показана схема задач основных участников разработки бизнес-плана.

Рисунок 19 - Задачи основных участников разработки бизнес-плана
В зависимости от цели составления бизнес-плана (для обоснования инвестиций, привлечения партнеров и т.п.) его разделы могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации. Блок-схемы назначения и применения бизнес-плана за рубежом и в нашей стране могут быть различными в деталях, но в принципе они одинаковы (Таблица 5).
Таблица 5 - Состав разделов бизнес-плана и их цели




Наименование раздела

Состав раздела

Цель

1. Резюме

Результаты и выводы бизнес-плана предполагаемого проекта. Новизна предполагаемой продукции. Сведения об объеме продаж, выручке, затратах, прибыли. Срок возврата кредитов

Объективная оценка продукции, деятельность фирмы. Анализ объема продаж и затрат. Оценка риска, прибыли

2. Исходные данные и характеристика

Функциональные особенности, местоположение, условия использования, территории

Основание для анализа и расчетов

3. Прогноз конъюнктуры рынка

Современное состояние и тенденции макроэкономических процессов в инвестиционной сфере

Прогноз коммерческой деятельности привлекаемых фирм

4. Стратегия маркетинга

Маркетинговая ситуация, программа осуществления стратегии. Потенциальные потребители. Рыночная конъюнктура. Цены. Каналы сбыта. Реклама. Прогноз новой продукции. Ценообразование. Ценовые показатели

Анализ состояния рынка, изменения цен, внешних факторов, эффективности рекламы. Оценка сильных и слабых сторон фирмы, производственных возможностей

а) конкуренция

Потенциальные конкуренты: оценка объема продаж, доходов, перспектив внедрения моделей, основных социально-экономических характеристик, уровня качества и дизайна их продукции, политика цен конкурентов

Сравнительный анализ (отдельных групп показателей деятельности конкурентов). Анализ цели, стратегии конкурентов, их сильных и слабых сторон

б) товар (услуга)

Описание продукта (услуги): потребительские свойства товара, отличие от товаров конкурентов, степень защищенности патентами, прогноз цен и затрат на производство, организация сервиса

Оценка потребительских свойств товара. Анализ товаров конкурентов. Анализ цен и затрат на производство продукции

5. Определение затрат

Единовременные и текущие затраты, дисконтирование, прогнозирование инфляции с определением по источникам финансирования

Объемы и структура затрат по видам, источникам и направлениям

6. План производства

Производственный процесс (его описание). Перечень базовых операций по обработке и сборке. Поставка сырья, материалов, комплектующих изделий с полным перечнем условий (по цене, количеству, качеству). Оборудование, здания, сооружения. Трудовые ресурсы. Затраты на производство продукции

Оценка состояния дел по всем пунктам плана производства

а)организация работ и финансирования

Блоки и этапы программ. Организация работы. Установление форм собственности. Виды и источники финансирования. Определение величины и источников получения средств. Обоснование полного возврата средств и получения доходов

Блок-схема организации работ (последовательность) и финансирование по периодам организации проекта. Анализ средств по источникам. Анализ платежеспособности предприятия. Анализ сроков окупаемости вложений

б) рынок сбыта

Положение дел в отрасли. Потенциальные потребители. Рыночная конъюнктура

Оценка положения дел в отрасли. Анализ темпов прироста по отрасли, потенциальных потребителей, рыночной конъюнктуры

7. Определение доходов

Виды производства, себестоимость работ, условия ценообразования, получение валового и чистого дохода с учетом дисконтирования и индекса инфляции

Оценка объема производства, себестоимости работ (услуг) и т.п.

8. Финансовый план

Прогноз объемов реализации. Баланс денежных расходов и поступлений. Таблица доходов и расходов. Сводный баланс активов и пассивов предприятия. График движения безубыточности

Финансовый анализ деятельности предприятий. Анализ баланса денежных расходов и поступлений. Анализ безубыточности, доходов и затрат. Выявление внутрихозяйственных резервов для укрепления финансового положения

а) формирование потока чистых средств

План и структура управления (например, недвижимостью на данной территории), источники водоснабжения, электроэнергии и т.п.

Баланс финансовых расходов и поступлений с учетом всех видов необходимых налогов

б) оценка экономической, коммерческой и социальной эффективности

Расчетные показатели и их интерпретация: сроки окупаемости затрат, рентабельность инвестиций, точка безубыточности проекта и др.

Оценка экономической, коммерческой, бюджетной, социальной эффективности инвестиций

9. Страхование коммерческого риска

Типы риска, условия его возникновения, возможный ущерб. Вероятность появления новых технологий. Альтернативные стратегии. Меры профилактики рисков. Программа страхования и внешнего страхования от рисков

Анализ рисков по источникам и причинам. Анализ риска статическим, экспертным, комбинированным методами. Анализ выбора инвестиционных решений. Поиск механизмов предотвращения риска, форм и условий страхования




Для более детальной характеристики разделов бизнес плана следует изучить механизм его составления. Необходимо помнить, что это очень сложный документ и привлекать к его составлению специалиста только одного направления не целесообразно.
Последовательность разработки бизнес-плана представлена в таблице 6.
Таблица 6 - Последовательность разработки бизнес-плана


Содержание раздела

Номер раздела

1. Сбор и анализ информации о продукте, услуге.

Описание продукции, услуги

Раздел 3

2. Сбор и анализ информации о рынке сбыта

Раздел 4

3.Анализ состояния и возможностей предприятия и

перспективности отрасли

Раздел 2

4. Составление производственного плана (определение

потребности и путей обеспечения площадями,

оборудованием, кадрами и другими ресурсами)

Раздел 5

5. Составление финансового плана (расчет

потребности в капитале, определение источников

финансирования)

Раздел 7

6. Расчет эффективности проекта

Раздел 7

7. Составление организационного плана (разработка

организационной структуры, правового обеспечения и

графика реализации проекта)

Раздел 6

8. Решение вопроса рисков и гарантий

Раздел 8

9. Подбор материалов бизнес-плана и составление

приложений

Приложения

10. Составление краткого содержания проекта

Раздел 1

11. Составление аннотации на проект

Аннотация

12. Оформление титульного листа

Титульный лист