Файл: Административная ответственность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 373

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.1. Предпринимательство как особый вид деятельности

1.2. История российского предпринимательства

1.3. Концепции и родовые признаки бизнеса

1.4. Права и обязанности предпринимателей

1.5. Функции предпринимательства

1.6. Предприятие в системе бизнеса

1.7. Субъекты бизнеса

1.8. Деловые интересы в бизнесе

2.1. Правовое регулирование предпринимательской деятельности

2.2. Определение видов юридической ответственности в сфере предпринимательской деятельности

2.3. Виды предпринимательской деятельности

2.4. Организационно-правовые формы хозяйственной деятельности

3.1. Понятие конкуренция в предпринимательстве

3.2.Модель конкуренции М.Е.Портера

3.3.Конкурентные стратегии

3.4. Методы конкуренции

3.5. Конкурентные преимущества

3.6. Влияние государства на конкуренцию

4.1. Система налогообложения предпринимательской деятельности

4.2. Хозяйственные договоры в предпринимательской деятельности

4.3. Особенности финансовых взаимоотношений индивидуальных предпринимателей с публично-правовыми образованиями

5.1. Понятие коммерческих рисков, их классификация

5.2 Классификация рисков

5.3. Процесс управления рисками на предприятии

5.4. Методы управления рисками

5.5. Снижение предпринимательских рисков

5.6. Управление информационными рисками

5.7. Методы финансирования рисков

6.1. Организация и развитие собственного дела

6.2. Порядок создания нового предприятия

6.3. Порядок государственной регистрации предприятия на занятие предпринимательской деятельностью

6.4. Учредительные документы предприятия

6.5. Формирование уставного фонда

6.6. Лицензирование предпринимательской деятельности Лицензирование — мероприятие, связанное с получением лицензии, переоформлении документов подтверждающих наличие лицензии, приостановление действий лицензии, контроль за выполнением лицензиатами установленных требований.Лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий выданное юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.Виды деятельности, подлежащие лицензированию (п.1 ст.17 закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"): ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в ред. ФЗ от 11.03.2003; ФЗ «Об образовании» в ред. ФЗ от 10.01.2003 г.; ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в ред. ФЗ от 24.12.2002; Постановлению Правительства РФ «Об утверждении Положения «О лицензировании образовательной деятельности» в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 N 731; ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» в ред. ФЗ от 25.07.2002 г.; Основам законодательства РФ «О нотариате» от 11.02.1993 г.; ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» в ред. ФЗ от 25.04.2002 г.; ФЗ «О средствах массовой информации» в ред. ФЗ от 25.07.2002 г.; Приказу Министерства здравоохранения РФ «об организации лицензирования медицинской деятельности» от 26.07.2002 г. (вместе с номенклатурой работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи). Законом установлен перечень лицензируемых видов деятельности, который включает 104 наименования деятельности, что существенно меньше, чем лицензировалось ранее в соответствии с действующим тогда законодательством.Организационную структуру государственного лицензирования образуют: Государственные органы по лицензированию Выдают лицензии, осуществляют методическое руководство и контроль за деятельностью лицензиатов. Лицензионные центры Формируют экспертную комиссию, осуществляют экспертизу предприятия, принимают участие в контроле лицензирующей деятельности. Формируются из учреждений/предприятий занимающихся вопросами защиты информации Предприятия заявители Предприятия лицензиаты проводят работу по получению лицензии, осуществляют деятельность в соответствии с лицензионными требованиями, несут юридическую/финансовую ответственность за полноту/качество выполняемых работПорядок осуществления деятельности по лицензированиюЛицензия выдается предприятию подавшему заявку на ее получение и располагающему производственной и испытательной базой, нормативной и методической документацией, научным инженерно-техническим персоналом при условии их соответствия установленным требованиям.Для получения лицензии представляются: Заявление о выдаче лицензии Перечень имеющихся на предприятии производственного/испытательного/измерительного оборудования, которые необходимы для данного вида деятельности. Перечень нормативно-методической документации, доступной на предприятии Сведения о квалификации и составе персонала Копии учредительных документов Копии свидетельства о государственной регистрации Материалы экспертизы Справки о постановке на учет в налоговых органах Документ, подтверждающий оплату государственной пошлины за рассмотренные заявления Срок выдачи лицензии связанной с Государственной тайной — 3-5 лет. Зависит он от того — первичное лицензирование или нет.Основанием для отказа в выдаче лицензии являются: наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации; отрицательное экспертное заключение по условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности, и условиям безопасности. Регистрационный номер лицензии и дата выдачи. Решение о выдаче лицензии или об отказе должно приниматься в срок не более 30 дней со дня получения заявления. О принятом решении лицензирующий орган уведомляет соискателя в течении 3 дней после его принятия. Также в трехдневный срок должен быть выдан соответствующий документ после представления документа об уплате лицензионного сбора.В случае нарушения лицензионных требований лицензии могут быть приостановлены.Организация может решать подобные вопросы через суд.Сертификация - это процедура подтверждения соответствия результата производственной деятельности, товара, услуги нормативным требованиям, посредством которой третья сторона документально удостоверяет, что продукция, работа (процесс) или услуга соответствует «заданным требованиям».Порядок осуществления деятельности по лицензированиюЛицензия выдается предприятию подавшему заявку на ее получение и располагающему производственной и испытательной базой, нормативной и методической документацией, научным инженерно-техническим персоналом при условии их соответствия установленным требованиям.Для получения лицензии представляются: Заявление о выдаче лицензии. Перечень имеющихся на предприятии производственного/испытательного/измерительного оборудования, которые необходимы для данного вида деятельности. Перечень нормативно-методической документации, доступной на предприятии. Сведения о квалификации и составе персонала. Копии учредительных документов. Копии свидетельства о государственной регистрации Материалы экспертизы. Справки о постановке на учет в налоговых органах. Документ, подтверждающий оплату государственной пошлины за рассмотренные заявления (на данный момент

6.7. Прекращение деятельности предприятия

7.1.Основные функции бизнес-плана

7.2. Методические основы разработки бизнес – плана

7.3. Структура бизнес-плана

8.1. Деловая этика и культура предпринимательства

8.2. Предпринимательский успех

9.1. Финансовая деятельность в организации

9.2. Кредитная система: сущность, структура, функции. Кредит и его формы

9.2. Кредитная система: сущность, структура, функции. Кредит и его формы

9.2. Кредитная система: сущность, структура, функции. Кредит и его формы

9.2. Кредитная система: сущность, структура, функции. Кредит и его формы

9.3. Инвестиционная деятельность в организации

9.4. Формирование имущества и источники финансирования предпринимательской деятельности

9.5. Основные показатели эффективности предпринимательской деятельности

и представлены на Рисунке 3.






Рисунок 3 - Прагматическая концепция бизнеса.
Первый тезис прагматической концепции бизнеса утверждает, что бизнес – это необходимый компонент экономики. Это суждение означает, что без бизнеса экономическая система перестанет существовать. Проиллюстрируем данное предположение на примере. Допустим, существует страна, где абсолютно отсутствуют деловые отношения, т. е. обмена благами не происходит. В таких условиях каждый человек должен самостоятельно обеспечивать удовлетворение своих потребностей. Нет необходимости разъяснять, что государство и экономика в этом случае как таковые перестанут существовать. Общество превратится в совокупность индивидуумов, не имеющих экономических связей между собой. А поскольку человек в одиночку не способен полностью реализовать свои желания, то такая "страна" просто перестанет существовать. Следовательно, без бизнеса любое государство на любом этапе исторического развития не может существовать в принципе.
Следующий тезис гласит, что бизнес есть неизбежный компонент экономической системы. Здесь мы акцентируем внимание на том, что экономическая система образовывается из совокупности деловых отношений. Т. е. неизбежность существования бизнеса в экономике обоснована возникновением экономики из бизнеса. В любом государстве каждый человек задействован в определенной сфере деятельности. Т. е. с его участием производится лишь ограниченный круг товаров и услуг. Соответственно, для обеспечения своей жизни ему необходимо регулярно получать определенный набор благ, созданием которых занимаются другие люди. Этот человек вынужден обменивать плоды своей деятельности на то, что ему необходимо. В современном обществе такой обмен осуществляется при помощи всеобщего стоимостного эквивалента – денег. Это и есть деловые отношения, совокупность которых есть экономика.
Третий тезис прагматической концепции предполагает, что бизнес есть противоречивое явление. Мы уже неоднократно отмечали, что бизнес порождает конфликты между предпринимателями за клиента и ограниченные ресурсы. Однако это не единственный источник противоречий, связанный с бизнесом. Другой тип конфликтов представляет собой столкновения между бизнесменом и потребителем по поводу условий сделок. Если сторонники критической концепции утверждали, что предприниматель будет всячески игнорировать требования клиента ради своей личной выгоды, то в рамках прагматической концепции предполагается, что предприниматель будет всячески учитывать интересы общества, чтобы завоевать большую часть рынка, увеличить количество своих клиентов и таким образом достичь высокой прибыли. Т. е. условия диктует уже не предприниматель потребителю, а потребитель предпринимателю. Это может проявляться в открытой или скрытой формах. В первом случае клиент прямо заявляет бизнесмену, что условия сделки его не устраивают и просит изменить их, представляя, что у него есть альтернативный вариант вести дела с другой компанией. К примеру, покупатель, приобретая большую партию товара, настаивает на предоставлении скидки. В случае скрытого конфликта человек просто предпочитает воспользоваться услугами конкурирующей фирмы. Например, потенциальный клиент желает разместить депозит в 
банке. Но, ознакомившись с условиями, он выбирает другой банк, где процентная ставка по депозитам выше.
Следующий тезис состоит в том, что бизнес – это постоянное историческое явление. Это означает следующее. Бизнес как совокупность деловых отношений существовал на протяжении всей истории человечества, и он будет иметь место в будущем на протяжении всего периода существования общества. Это обуславливается тем, что любой бизнес основан на обмене благами, т. е. объектами, в которых нуждается человек. А так как человек всегда нуждался и будет нуждаться в определенных вещах и услугах для обеспечения нормальной жизнедеятельности, то всегда существует обмен результатами деятельности разных людей, который порождает специфическую систему отношений – бизнес.
Пятый тезис указывает на соблюдение бизнесом баланса между интересами клиента и предпринимателя. Абсолютный дисбаланс интересов привел бы к тому, что предприниматели ограничились бы деловыми отношениями только с себе подобными. Т. е. обычные члены общества, жестко следуя своим интересам (идеал которых – бесплатное получение товаров и услуг), вообще отказались бы от предложений со стороны бизнесменов. В свою очередь, бизнесмены в погоне за прибылью установят такие цены, что их услугами смогут воспользоваться только другие предприниматели, поскольку последние производят блага, пригодные для эквивалентного обмена. Однако все участники деловых отношений стремятся сбалансировать свои интересы. Каждый член общества нуждается в продукции и готов платить за нее. В свою очередь, организации пытаются расширить рынок сбыта, поскольку выгоднее продать 100 товаров по цене 10 рублей за единицу, чем 3 товара по цене 100 рублей каждый.
Прагматическая концепция бизнеса полностью укладывается в современную экономическую теорию, подтверждается исторической практикой и принимается большинством ученых-экономистов нашего времени. Она рассматривает бизнес как существенный атрибут именно рыночной экономики. В других типах экономических систем деловые отношения, безусловно, сохраняются, но в условиях рынка они приобретают больший вес и значение в обеспечении благополучия общества.

1.3.4. Родовые признаки бизнеса



Многообразие направлений ведения бизнеса в современном обществе очень и очень велико. Однако все деловые отношения обладают рядом общих черт или родовых признаков, которые и отличают их от других видов отношений между людьми. Рассмотрим эти свойства.


1. Обмен благами между субъектами экономики. Любые деловые отношения обязательно сопровождаются передачей определенных благ – материальных или нематериальных. Целью такого обмена выступает приобретение определенной выгоды для каждого участника. К примеру, покупая в магазине журнал, вы передаете фирме определенную сумму денег. Это выгодно для компании-продавца, поскольку именно за счет этого она получает свою прибыль. Вы, как покупатель, получаете удовлетворение потребностей в информации, развлечениях и др. В этом заключается ваша выгода от данной сделки. Следует обратить внимание на то, что интересы у каждого участника этой сделки различны. Несмотря на то, что выгоду получают все стороны, для каждого она своя, поскольку субъекты деловых отношений разные, они преследуют разные интересы и имеют разные потребности. Для фирмы прибыль намного важнее той информации, с которой она расстается, передавая журнал в ваши руки. Для вас – наоборот, та сумма, которую вы платите, менее важна, чем приобретенная информация. Т. е. для каждого участника сделки потребительская стоимость приобретаемых благ выше понесенных расходов. В связи с этим все субъекты имеют интерес осуществить данную сделку. Под субъектами понимают инициаторов деловых отношений, принимающих активное участие в совершении сделки.

2. Стремление каждого участника сделки навязать другим свои интересы. Несмотря на то, что потребительская стоимость блага для его приобретателя может быть выше цены, каждый участник сделки стремится сделать эту разницу максимально возможной. Например, выбирая новый телефон для себя, покупатель будет собирать информацию о ценах у разных продавцов и совершит сделку с тем, у кого цена данной модели минимальна. Фирмы-продавцы, в свою очередь, будут пытаться установить максимально возможную цену, но не настолько высокую, чтобы спрос упал, а прибыль снизилась. Кроме того, они будут добиваться минимальных издержек при приобретении (производстве) товаров для дальнейшей реализации. Так стороны сделок преследуют свои эгоистические интересы. Там, где эти интересы сталкиваются, образуется определенное равновесие. Компания, реализующая новый товар, вначале установит завышенную цену, но под влиянием потребительского спроса будет ее снижать, пока объем продаж не установится на приемлемом уровне. Покупатели, столкнувшиеся с новым товаром, тоже будут постепенно менять свои требования к его цене, пока она не сравняется с ценой продавца. В этом и заключается принцип действия механизма рыночного равновесия.


3. Стремление участников сделки реализовать свои интересы независимо от того, реализуются ли при этом интересы других участников сделки. Этот принцип непосредственно связан с предыдущим. Каждый участник сделки исходит только из своих личных интересов, не принимая во внимание интересы других субъектов. Возвращаясь к приведенному выше примеру с покупкой журнала, можно сказать, что фирме-продавцу безразлично получил ли покупатель ожидаемую выгоду или нет. Покупателю же не важно обеспечил ли он этой компании прибыль. Тем не менее, современные научные подходы советуют исходить из интересов клиента. Организация, которая принимает во внимание потребности своих клиентов, получает неоспоримые конкурентные преимущества. Таким образом, интересы потребителей становятся напрямую связанными с интересами компаний. На более высоком уровне фирмы придерживаются социальной ответственности бизнеса. Эта концепция призывает бизнесменов соблюдать заботу об экологии, благосостоянии общества, участвовать в благотворительности и т. д. В конечном итоге это повышает оценку имиджа фирмы обществом, что положительно сказывается на финансовых показателях. Таким образом, даже бескорыстная, на первый взгляд, деятельность субъектов бизнеса направлена на удовлетворение их экономических интересов. Эти суждения относятся, в большей степени, именно к юридическим лицам. Потребители не ведут себя бескорыстно по отношению к компаниям.

4. Необходимость отстаивания интересов. Вышеописанные принципы сыграли свою роль в формировании негативного отношения к бизнесу. Такой подход занимал доминирующее положение в теориях некоторых экономистов XIX – XX веков. Действительно, интересы бизнесменов во многом противоречат интересам общества. Стремление к прибылям обуславливает давление на наемных работников, навязывание потребителю своего продукта. Такая тенденция существовала в период индустриализации, но со временем сошла на нет. В современном мире бизнесмены намного лучше относятся к сотрудникам своих фирм, стремятся повысить качество продукции и всячески содействовать интересам клиентов. Однако это продиктовано стремлением к повышению прибыли. Такая позиция противоречит убеждениям некоторых людей, настраивая их против предпринимателей. Однако если бизнесмен начнет постоянно уступать тем условиям сделки, которые выгодны только противоположной стороне, то в скором времени станет 
банкротом. Максимальная прибыль обеспечивает фирме оптимальные условия существования, т. е. она должна преследовать свои экономические интересы, чтобы остаться на рынке.

5. Инициативный характер деятельности участников сделки, выражающийся в способности принимать решения и идти на риск. В процессе обмена благами субъекты сделки обязательно проявляют инициативу по поводу факта совершения сделки, определения ее условий. Без этого сделка не может быть осуществлена. Стороны принимают решения о том, какие условия выдвинуть и принять ли условия партнера. Помимо инициативы, неотъемлемой чертой любой сделки является риск. Он обусловлен тем, что каждая сторона осуществляет определенные материальные затраты, не имея абсолютно точных сведений о будущем. Например, будет ли реализован приобретенный в процессе сделки товар с желаемой прибылью. В случае приобретения вещи для частного пользования человек также принимает на себя определенный риск. Т. е. покупка может не оправдать его ожиданий. Предположим, человек обменивает свою квартиру с доплатой. Его инициатива заключается в принятии решения о том, какую квартиру он хочет получить в результате обмена и какую доплату готов предоставить. Партнер по сделке также проявляет инициативу, выдвигая свои условия. Обе стороны принимают решения с учетом своих личных интересов. Если соглашение достигнуто, то сделка совершается. При этом каждая сторона осознанно принимает на себя ряд рисков: риск несоответствия приобретений ожиданиям, риск обмана со стороны партнера по сделке, риск упущенной выгоды (например, после совершения сделки один из участников сталкивается с более выгодным предложением) и т. д.

6. Готовность участников сделки идти на риск ради успешного ее завершения. В предыдущем пункте мы указали на обязательность наличия рисков в каждой сделке. Следует отметить, что стороны сознательно принимают на себя эти риски, если сделка является достаточно важной и выгодной для каждой из них. Таким образом, здесь снова вступает в силу фактор прибыльности сделки. К примеру, фирма в состоянии кризиса идет на сделку с банком, чтобы получить кредит для освоения новой продукции. Риск провала на новом рынке достаточно высок, и в случае неудачи компания будет вынуждена прекратить свою деятельность. Но руководство сознательно принимает на себя этот