Файл: Институт непрерывного педагогического образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова»

ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра дошкольного, начального и специального образования

Организация развивающей предметно-пространственной среды как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Выполнила:

Студентка 4 курса

Малахова Татьяна Владимировна

Научный руководитель:

канд. пед. наук, доцент

Горбунова Олеся Федоровна

Абакан, 2022



Оглавление

Введение..……...………………………….…………….………............….3

Глава 1. Теоретические основы сенсорного развития детей дошкольного возраста.…………………..…………………..…..…………..……8

1.1. Проблема сенсорного развития детей дошкольного возраста

в психолого-педагогических исследованиях………………………..……8

1.2Цели и задачи сенсорного воспитания дошкольников……………………………………………………………………12

1.3 Предметно-развивающая среда, способствующая сенсорному развитию детей………………………………………………………………….18

Глава 2. Эмпирическое исследование сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста ….………………………………………. ..22

2.1. Диагностика сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста на начальном этапе исследования.....……………….….…………..22

2.2. Педагогические условия организации развивающей предметно-пространственной среды для сенсорного развития детей дошкольного возраста ……...…………………………………………………………………..29

Заключение……………………………………….………….…...……….38

Библиографический список………………………...…...………………..40

Приложение 1……………….……………………………………...……..43

Введение

Сенсорное развитие, развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.


С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие и сенсорное развитие ребенка.

Исследованиям в области сенсорного развития дошкольников уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Выдающиеся зарубежные ученые О. Декроли, М. Монтессори, Ф. Фребель и др., а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (А.В. Запорожец, Н.П. Сакулина, Е.И. Тихеева, А.П. Усова и др.) считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития ребенка-дошкольника, является одним из основных направлений в работе детского сада.

В отечественной педагогике систему сенсорного воспитания разрабатывали А. П. Усова, Н. Саккулина, Н. Ветлугина, А. Леушина и Ш. А. Абдуллаева, Э. А. Александрян, М. Ю. Кистяковская, Н. С. Карпинская, С. Л. Новоселова, Э. Г. Пилюгина, Е. А. Радина, A. M. Фонарев, С.В. Фонарева, Э. Л. Фрухт .

Однако наиболее важный вклад в развитие исследований в данном направлении внесли такие отечественные ученые, как В.Н. Аванесова, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Э.Г. Пилюгина, Н. Н. Поддъяков А.П. Усова, А.В., Ветлугина и многие другие.

В первые годы жизни начинается активное сенсорное развитие ребенка, именно так называется процесс освоения ребенком всего многообразия окружающего мира через ощущения и восприятие. На базе этих знаний формируются все последующие навыки и умения, способность к обучению и интеллектуальные способности в целом. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новыми знаниями в зрелом возрасте.

Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста заключается в том, что оно тесно связано с мозгом, который активно развивается в этот период. Движущей силой познавательной деятельности ребенка является растущий и развивающийся мозг. И наоборот, чем больше ребенок получает впечатлений, чем разнообразнее ему предлагаются упражнения и материалы для восприятия, тем быстрее идет образование связей и развитие мозга. В этот период особенно активны органы восприятия - слух, зрение, обоняние, осязание и вкусовые ощущения.

Для сенсорного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды. Предметно-пространственная среда играет очень важную роль в развитии сенсорики у детей младшего дошкольного возраста. Для успешного сенсорного развития в группе оформляется сенсорный уголок, разрабатываются методики проведения занятий развития сенсорики, обустраиваются сенсорные комнаты. Правильная ориентировка детей в



окружающем мире может быть достигнута в результате специфических

действий по обследованию формы, величины и цвета предметов, внимания,

так как это позволяет научить правильно, воспринимать предметы, выделять

основные свойства и признаки.

Развивающая предметно-пространственная среда позволяет утверждать ребенка как активного и самостоятельного деятеля. Она несет в себе функцию стимулирующей, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка. А также развивающая предметно-пространственная среда способствует сенсорном развитию ребенка, поскольку несет в себе «пищу» для обогащения сенсорных представлений дошкольников.

Ребенок много времени проводит в дошкольном образовательном учреждении. Поэтому осмысление и правильная организация развивающей предметно-пространственной среды, которая может при определенных условиях стать мощным фактором сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

Однако, как показывает практика, развивающая среда дошкольного учреждения не всегда отвечает требованиям Федерального государственного общеобразовательного стандарта. Она однообразна, стереотипна, не насыщена материалами, для обогащения сенсорных представлений дошкольников. Это и определило проблему данного исследования. Каким педагогическим требованиям должна отвечать развивающая предметно-пространственная среда для обогащения детей разнообразными сенсорными впечатлениями. Решение данной проблемы составила цель нашего исследования.

Объект исследования: сенсорное развитие детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: организация развивающей предметно-пространственной среды, способствующей сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста.

Цель исследования: проектирование развивающей предметно-пространственной среды, способствующей сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста. Для реализации поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:

1. Изучить проблему сенсорного развитиядетей в психолого-педагогической литературе.

2. Раскрыть особенности формирования сенсорных эталонов в дошкольном детстве.

3. Показать роль развития предметно-пространственной среды для сенсорного развития дошкольников

4. Подобрать диагностические методики ипровести диагностику сформированности сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста.


5.Разработать методические рекомендации по организации развивающей предметно пространственной среды для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

Методологическая основа исследования:

- положение Н.М. Щелованова о том, что младший дошкольный возраст является «золотой порой» сенсорного развития детей;

- психолого-педагогические исследования о сенсорном развитии младших дошкольников (В.Н. Аванесова, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Э.Г. Пилюгина, Н. Н. Поддъяков и др.);

- Принципы построения предметно-развивающей среды, раскрытые в исследованиях Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М.

Методы исследования:

- теоретические: изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, сравнение,обобщение;

- эмпирические: методика определения уровня сформированности сенсорных представлений о внешних свойствах предметов (автор Т.В.Николаева),

- интепретационные: количественный и качественный анализ полученных результатов

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обобщен и систематизирован материал о влиянии развивающей предметно-пространственной среды на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования: заключается в том, что разработанные рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды могут быть использованы воспитателями дошкольном общеобразовательном учреждении в практической деятельности для сенсорного развития младших дошкольников.

Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Бейский детский сад «Ромашка» с. Бея.

Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.

Глава 1. Теоретические основы сенсорного воспитания в дошкольном детстве.

1.1. Проблема сенсорного развития детей дошкольного возраста

в психолого-педагогических исследованиях.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития проблема сенсорного
 развития занимала одно из главных мест. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» - «чувство», «ощущение», «восприятие». Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познания. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания. Значение сенсорного развития изучали известные учёные дошкольной педагогики : Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков Э. Г. Пилюгина и другие.

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики Ф. Фребель, М. Монтессори справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. [14;31].

Подчеркивая важность умственного развития и воспитания дошкольников, Ф. Фребель настаивал на необходимости правильного и прочного формирования у ребенка первых представлений, знаний, привычек, стремлений к познанию окружающего мира через непосредственное созерцание предметов.

Для образовательно-воспитательных занятий с детьми Ф. Фребель придумал шесть "даров": «Шерстяные мячики»(цветные вязанные шарики),«Основные тела» (куб, цилиндр, шар), «Куб из кубиков» (8 кубиков),«Куб из брусков» (8 брусков), «Кубики и призмы», «Кубики, столбики, кирпичики». Благодаря таким игрушкам ребенок, по его мнению, «получает собственно и ключ к уразумению внешнего мира.»

С точки зрения Э. Д. Гибсона, Ж. Пиаже перцептивные действия являются продуктом индивидуального опыта субъекта, его непосредственного "столкновения" с воспринимаемой действительностью.

 Развитию же представлений о плоскости, линии, выработке ловкости, сноровки, усидчивости, внимательности помогут выкладывание из палочек, плетение из полосок бумаги, складывание из колец и полуколец, вырезание из бумаги, выкалывание и вышивание по картону, мозаика, нанизывание бус, работы с горохом.

Иной характер носила система М.Монтессори, в которой воспитание сенсорной культуры рассматривалось как центральная задача дошкольного воспитания. Этим в значительной степени определялась предложенная ею направленность