Файл: Институт непрерывного педагогического образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Заключение

В данной работе были рассмотрены теоретические и практические аспекты развивающей предметно-пространственной среды дошкольного общеобразовательного учреждения как условие сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста. В процессе нашей работы мы изучили психолого-педагогическую литературу по сенсорному развитию детей младшего возраста. Многие психологи и педагоги занимались проблемой сенсорного развития детей и придавали ей большое значение. В истории педагогики сложились разные системы сенсорного воспитания (М. Монтессори, Ф. Фребель, современная отечественная система). Они отличаются друг от друга психологическими подходами к пониманию природы восприятия, его взаимосвязи с мышлением. Изучая литературу по сенсорному развитию детей младшего возраста, мы понимаем, что сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Мы выявили эффективные организационно-педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста.

Нами были обоснованы критерии сенсорного развития детей, развивающей предметно-пространственной среды, компетентности педагогов в области сенсорного развития. Мы подобрали диагностику по выявлению и оценке сенсорного развития детей младшего возраста (автор Т.Н. Николаева).

Результаты исследования показали, что у детей младшей группы «Смешарики» Бейского детского сада «Ромашка» развитие сенсорики на среднем уровне. Большинство заданий дети выполняли только с помощью педагога, некоторые совсем отказывались от выполнения заданий. При не выполненном задании у детей возникало желания попробовать еще раз, так же наблюдалось небольшая заинтересованность, дети постоянно отвлекались и капризничали. Так же я обратила внимание на то ,что в развивающей предметно-пространственной среде не организована зона для развития сенсорики должным образом, поэтому результаты , поэтому результаты оказались не высоки.

Так же, вторая глава нашего исследования была направлена на проверку выдвинутых нами организационно-педагогических условий.
Результаты эмпирического исследования показали, что необходимо развивать сенсорные эталоны детей для их дальнейшего успешного развития.

Библиографический список.

1. Агаева Е.Л , В.В. Брофман, А.И. Булычева и др Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей /..; Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. - М.: Просвещение, 1991- 64 с.

2. Артаманова О. В. Предметно – пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. В. Артаманова – М.: Дошкольное воспитание, 2005-37-42.

3. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2007. – С. 107-117.

4. Богуславская З.М., Смирнова Е.Ю. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991-124 c

5. Вагнер Л.А. Генезис сенсорных способностей Под ред. Л. А. Венгера. М.: Педагогика, 1976- 267 с

6. Венгер Л.А; Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер, Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. cада/.,; Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988-144 с.

7. Волчаникова Л. Д. Задание предметно-развивающей среды для реализации Образовательной системы «Школа 2100» в ДОУ/ Л. Д. Волчаникова, И. В. Макарова, М. Н. Терещук. – М.: Начальная школа плюс До и После, 2004. – № 2. – С.74–77.- с. 75

8. Голкина В.А. Сенсорное развитие младших дошкольников как основа формирования психологической готовности детей к обучению в 58 школе / В книге: Научно-методическое обеспечение профессиональной деятельности психолога образования сборник научных статей. 2011. С. 55-58., c. 241

9. Гусева Ю.А., Колесниченко Ю.Ю. Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания младших дошкольников / В сборнике: Научно-методологические и социальные аспекты педагогики и психологии: Сборник статей международной научно-практической конференции: в 2-х частях. 2017. С. 127-131, c. 124

10. Запорожец А.В., Неверович Я.З. О способах зрительного восприятия формы предметов в раннем и дошкольном детстве. В сб. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников, под ред. А.В. Запорожца и Я.3. Неверович, М.: «Просвещение», 1965, c. 73

11. Калинкин Е.А., Сутормин Н.В. Методика сенсорного воспитания детей дошкольного возраста // В сборнике: Студенческая наука Подмосковью: Материалы международной научной конференции молодых ученых. Министерство образования Московской области, ГОУ ВПО Московский государственный областной гуманитарный институт; Отв. редактор: Бухаренкова. 2013. С. 52.



12. Киреева Л. Г. Организация предметно-развивающей среды / Л. Г. Киреева // Из опыта работы. – М.: Волгоград: Учитель, 2009. - С.143.

13. Кириянова Р. А. Проектирование предметно-развивающей среды / Р. А. Кириянова. – Спб.: КАРО, 2007. – 145 с.

14. Козлова А.А. Система дидактических игр как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста / В сборнике: Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса материалы Всероссийской научно-практической конференции: Текстовое электронное издание. Подготовлено при поддержке Департамента образования г. Москвы; Под редакцией О.И. Ключко. 2016. С. 533-537.

15. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 15-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия». 2015. 432 с.

16. Коломийченко Л.В. Организация предметной среды в процессе социального воспитания детей дошкольного возраста. // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – № 1. – С. 75-79.

17. Лагутина О.Р. Развитие знания ребенка о пространстве // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23. № 1. С- 133.

18. Морозова О.Е. И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. 1993. №5. , c. 64

19. Петровский В.А. Построение развивающей среды в ДОУ. / В.А. Петровский и др. / Дошкольное образование в России. – М., 1997.

20. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. М.: Просвещение: АО «Учебная литература». 1996. C. 63,

21. Пискунова А. И. . История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. /.. М., 2001.

22. Поляков Е.А. Становление когнитивной сферы личности в младенческом, раннем, дошкольном, младшем школьном возрастах // Sciences of Europe. 2017. № 14-2 (14). c. 314

23. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета. № 265. 25.11.2013.

24. Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника / А. П. Усова // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 2005. С.121-135.

Приложение 1

Таблица1. Протокол обследования детей младшего дошкольного возраста «Смешарики» на уровень сенсорного развития.



ФИО/ребёнка

№1

№2

№3

№4

Уровень

1

Сульбиреков Я

-

+,-

_

+,-

н

2

Стряпкова Ева

+,-

+

+

+

в

3

Гартвих Вася

+

+,-

_

+,-

с

4

Гартвих Алиса

_

+,-

+

_

с

5

Бушуева София

+,-

+,-

+,-

_

с

6

Лавров Богдан

+

-

+,-

_

с

7

Котова Милана

_

+

-

+,-

с

8

Илькаев Серёжа

+,-

-

+,-

-

с

9

Янгулова Яна

_

+

+,-

_

с

10

Стряпкова Дарья

+

_

-

+,-

с