Файл: Институт непрерывного педагогического образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


6) И, наконец, безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. В процессе организации предметной среды важно также соблюдать следующие требования, выдвинутые Л.В. Коломийченко [16, с79.]:

-содействие своевременному и качественному развитию психических процессов – ощущений, восприятия и т.д.;

-включенность игрушек, развивающих ощущения и восприятия: это сборно-разборные игрушки, вкладыши, а также игрушки, изготовленные из разных материалов, отличающиеся друг от друга размером, звучанием;

-включенность основных объектов в разные виды деятельности (познавательную, игровую, речевую, коммуникативную, двигательную, экспериментальную, конструктивную, художественно-эстетическую, учебную);

- соответствие принципам дистанции, позиции при взаимодействии; активности; стабильности – динамичности; эмоциогенности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия; сочетания привычных и неординарных элементов; открытости – закрытости; учета половых и возрастных различий детей (В.А. Петровский [19, 78.]);

-соотнесенность с возрастом ребенка, ориентация на зону ближайшего развития [16, 77].

5. Педагогический эффект развивающей предметно-пространственной среды проявляется при активизирующем общении взрослого. Активная, содержательная, эмоционально-позитивная позиция взрослого включает организацию специальных обучающих игр-занятий.

С помощью глаз человек воспринимает освещённость (светлоту), цвет, величину, форму, определяет движение и направление предметов при движении, ориентируется в пространстве. Ниже мы привели примеры подобных игр и занятий. Восприятие цвета и контраста. Важными информативными признаками в предметах и изображениях являются цвет и контрастность. Цвет фиксируется визуально и долгое время остаётся в сознании ребёнка. На этапе обнаружения объекта цвет является сигнальным средством, привлекающим внимание ребёнка. Даже обычное цветовое пятно стимулирует зрительную реакцию. На последующих этапах восприятия цвет служит средством выделения цветности и объёмности предмета, связи с окружающим миром. Цвет, как объективное свойство формы обладает большой эмоциональной выразительностью. Прежде всего, все оттенки спектра эмоционально связываются с чувственным восприятием температуры тел. Кроме передачи ощущения тепла и холода, цвет активно влияет на настроение ребёнка. Например, красный цвет возбуждает и мобилизует, а зелёный и голубой успокаивают. Наличие цветового зрения играет большую роль в опознании предметов и изображений, позволяет лучше различать детали объектов и воспринимать большое количество информативных признаков. Подбор иллюстраций с помощью тонально-контрастных шкал,
правильное использование в изображениях красного, жёлтого, зелёного и синего цветов, применение много красочных средств наглядности способствуют более правильному опознанию изобразительных элементов, выделению в них информативных признаков, присущих предметам и явлениям окружающей действительности.

Обучение детей зрительному восприятию предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают, так называемые, хроматические (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические (черный, серый, белый) цвета. Работа по ознакомлению с цветом начинается еще в ясельной группе детского сада. Дети знакомятся с шестью основными цветами, их названиями. В последствии, добавляются другие цвета (голубой, фиолетовый, оранжевый, серый и т.д.). Дети обучаются действию идентификации по цвету. С этой целью проводится, например, игра «Постирай-ка» дети должны положить в стиральную машину вещи такого же цвета, как и сама машина.

Восприятие формы предметов. Основным признаком предмета, его сенсорным содержанием является форма. Многочисленные исследования отечественных учёных по вопросам восприятия позволяют сделать заключение, что большинство из них выделяют форму предмета как наиболее информативный признак. Физиологические исследования по восприятию предметов детьми свидетельствуют, что воспринимаемый предмет состоит из признаков неодинаковой физиологической силы. Секрет физиологического механизма восприятия состоит в индукционном торможении слабого компонента со стороны сильного. Форма относится к числу физиологически сильных компонентов предметного раздражителя, она тесно связана с содержанием. В форме дети ищут свойства, качества, характеризующие предмет. Форма предмета расчленяется на геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник и др. Геометрическими параметрами формы являются: размеры, углы между линейными и плоскостными элементами, прямолинейность и кривизна границ формы. Всё это характеризует динамичность, статичность и мерность формы. Визуальное восприятие элементов и геометрических параметров формирует соответствующий образ о предметах. По своему содержанию изучение формы предметов связано с ориентировочными, поисковыми, перцептивно-опознавательными и логическими операциями различного характера. Зрительная система должна быть способна выделять не только границу между объектом и фоном, но и научиться следовать по ней. Это осуществляется посредством глаз, которые как бы вторично выделяют контур и являются необходимым условием создания образа формы предмета. На зрительное восприятие формы предмета влияют: величина предмета, расстояние до глаз, освещённость, контраст между яркостью объекта и фона и т.п. Познание формы предполагает активизацию смыслового восприятия, формирование представлений и развитие мышления.



Следующий сенсорный эталон – форма. Работа в младшей группе начинается с ознакомления детей с кругом, квадратом, треугольником. Дети обучаются приему обследования формы – обведению пальцем контура фигуры. Помочь решить эту задачу может игра «В царстве фигурок – человечков». Дети рассматривают геометрические фигуры. Обводят их контуры пальчиком. Узнают, как зовут каждого из человечков. Затем дети собирают в корзинку печенье для фигурок такой же формы, как они сами. С этой же целью можно провести аппликацию «Платочки для фигурок – человечков», где в заключении дети дарят каждой из фигурок свой платочек. Ознакомив детей с геометрическими формами, можно переходить к формированию действий по образцу на материале занятия «Кто где сидит?». Дети должны рассадить человечков по своим стульям – контурным изображениям самих фигур. В дидактической игре «Какой формы предметы в нашей группе?» дети должны быть очень внимательными и наблюдательными и отыскать среди всех предметов предметы заданной формы. Затем обучаем восприятию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы. Аппликация «Узор». Дети анализируют предложенный им образец. Выполняют свой аналогичный. Дидактическая игра «Построим домики для фигур» закрепляет представления детей о формах. В качестве используемого материала для постройки домиков предлагаем счетные палочки, карандаши, мягкую проволоку, шерстяные нитки и т.п. И, в заключении, когда дети уже имеют узнавать, называть и находить нужные геометрические формы, можно обучать их подбору фигур на ощупь по зрительно-воспринимаемого образцу, например: посмотри на эту игрушку, найди в волшебном мешочке такую же на ощупь. Работа начинается с обучения соотнесению по величине трех предметов, на примере «Игры с мячами», а также игр с куклами и медведями. На основе ведущего вида деятельности – игры – дети выполняют сложную умственную операцию. Располагают 3-х кукол разной величины в порядке убывания, аналогично 3-х медведей. Также выполняют различные поручения: уложи спать большую куклу, принеси бочонок меда маленькому медвежонку и т. п. Восприятие величины предметов. Важным условием для восприятия величины предметов является возможность одновременного обозрения их. Способность охватить взором предмет зависит от поля зрения ребёнка. Размера предмета и расстояния, с которого он рассматривается, от уровня развития двигательных функций глаза. Для этого необходимо создавать условия, которые позволяли бы детям целенаправленно наблюдать предметы, процессы и явления окружающей действительности. Важную роль играет применение специальных упражнений, направленных на развитие восприятия размеров, величинных отношений, оценки расстояний, направлений и др. Особое место занимают эталоны величин, так как они носят условный характер. Сравнивая различные предметы, малыш понимает, что объекты могут быть большими и маленькими. Воспитатель помогает ребенку, объясняя, что арбуз большой, а апельсин – маленький, сопоставляя их между собой. Такие отношения могут быть зафиксированы только в словесной форме. В детском саду проводится обучение приемам соотнесения предметов по величине – наложению и приложению. Предлагается задание «Три квадрата», когда дети должны построить башню из квадратов в определенной последовательности: самый большой квадрат внизу, на нем – квадрат поменьше, и внизу – самый маленький. Когда дети усвоили ряд из 5 предметов, предлагается увеличить их численность. После того как дети, сопоставляя, раскладывают каждому зайке нужную мисочку, задание еще более усложняется – разложить в мисочки соответствующие морковки.


Как один из вариантов обучения расположению предметов на плоскости в порядке убывания величины – аппликация «Елочка» (сериационный ряд из 5 объектов). Далее дети обучаются правилам соизмерения объектов с использованием единой точки отсчета. Проводится игра «Кто выше», в которой проводится инсценировка: куклы-девочки меряются ростом. Предлагается разрешить проблемную ситуацию: можно ли верно определить кто выше, если одна из девочек будет стоять на полу, а другая на кубе. Разрешая ее, дети приходят к выводу о том, что для точности измерения необходима единая точка отсчета. В младшей группе проводится работа и по развитию глазомера. В игре «Достроим домики» дети подбирают для домиков крыши соответствующей ширины. На этом этапе вводится обучение различным параметрам величины, в частности, ширине предметов. Выделению параметров ширины способствуют также игры «Путешествие на лесную поляну», где в пути приходится переходить через реки (узкую и широкую); «Закрой двери в домиках». Знакомство с длиной предметов происходит в играх «Кто скорее свернет ленту», «Завяжем мишкам банты». В первом случае, дети в процессе игры замечают, что выигрывает тот, у кого лента короче, и, соответственно, проигрывает игрок, выбравший длинную ленту. Чтобы познакомить детей с параметрами высоты проводится игра с мячом. Дети с удовольствием отыскивают мяч, расположенный на разной высоте, подбирают способы, как достать его, если он лежит высоко. Когда рассмотрены все параметры величины, идет закрепление знаний на материале игр «Магазин» и «Что изменилось?». В магазине покупка выдается ребенку, если он правильно описывает загаданный им предмет (например, толстая книга, широкий бант и т.п.). Особенность игр-занятий заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической, интересной деятельности, игровая мотивация усиливает протекание психических процессов (ощущений, восприятия и др.).

Сделаем некоторые выводы. Значение среды для сенсорного развития велико. Ее влияние на результативность сенсорного воспитания общепризнанно. В соответствии с современным пониманием средового подхода к сенсорному развитию мы раскрыли основные педагогические условия организации развивающей предметно-пространственной среды, в частности:

1. При ее построении важно учитывать психологические особенности детей при подборе пособий и игрушек.


2. Важно продумать использование пособий для индивидуальной работы ребенка с предметами.

3. Оборудование должно отвечать потребностям ребенка в совместных действиях со взрослым, создавать единое игровое поле.

4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

5. Педагогический эффект развивающей предметно-пространственной среды проявляется при активизирующем общении взрослого и др.