Файл: Развитие мотивации к урокам физической культуры у учащихся 7 класса при изучении раздела Лыжная подготовка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.05.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Московская государственная академия физической культуры»


Кафедра БИОМИХАНИКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ВКР на тему:
Развитие мотивации к урокам физической культуры у учащихся 7 класса при изучении раздела «Лыжная подготовка»

Выполнила:

Студентка 1 курса

Очной формы обучения

Направление подготовки 49.03.01

105 группы

Попова Наталья Валерьевна
Проверил:

Зубарев Сергей Николаевич
Малаховка 2021

Содержание:
Введение…………………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретические основы развития мотивации к урокам физической культуры у учащихся 7 класса при изучении раздела «Лыжная подготовка»………………………………………………………………………..6

1.1. Понятие мотивации и ее характеристика у учащихся 7 класса …................6

1.2. Организация урока лыжной подготовки в 7 классе ……………………….12

1.3. Способы развития мотивации к урокам физической культуры у учащихся 7 класса при занятиях лыжной подготовкой………………………………………14

Глава II. Содержание опытно-практической работы по развитию мотивации на уроках физической культуры у учащихся 7 класса при изучении раздела «Лыжная подготовка» …………………………………….19

2.1. Организация опытно-практической работы……...........................................19

2.2. Проведение серии уроков с учащимися 7 класса с использованием способов развития мотивации на уроках физической культуры по разделу «Лыжная подготовка»………………………………………………………………………...25

2.3. Результаты опытно-практической работы………………………………......27

Заключение……………………………………………………………………......33

Библиографический список…………………………………………………….36


Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предполагает результаты, структуру, условия реализации и освоение программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся средней школы при получении основного общего образования.

Мотивация как движущая сила человеческого поведения, безусловно, занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая ее основные структурные образования: направленность личности, характер, эмоции, способности, деятельность и психические процессы, для детей разного возраста мотивация имеет разную побудительную силу для организма, важно не однообразное сохранение положительных эмоциональных состояний, а мозаика сменяющих друг друга чувств, имеющих оптимальную интенсивность, психологическая устойчивость определяется исследователями как способность поддерживать требуемый уровень психической активности при широком варьировании факторов, действующих на человека.


Таким образом, можно сказать, что мотивация представляет собой сложную систему, в которую включены иерархизированные структуры.

Основная направленность физического воспитания в 7 классе - формирование интереса к систематической, спортивной и оздоровительной подготовке. Важным элементом физического воспитания в этот период является формирование спортивного характера, его умение мобилизовать себя на преодоление трудностей. Лыжная подготовка является обязательным разделом физического воспитания у учащихся 7 класса. В задачу лыжной подготовки входит обучение учащихся 7 класса основам техники передвижения на лыжах, достижение установленных нормативных показателей и приобретение элементарных знаний, умений и навыков, связанных с пользованием лыжами. Умение передвигаться на лыжах является основным средством физической подготовки.

В 7 классе происходят значительные изменения как внутри организма, так и снаружи. Идет интенсивное нарастание массы и длины тела. В связи с этим фигура подростка часто выглядит нескладной, вытянутой, непропорциональной. Аэробные возможности преобладают над анаэробными.

Мы можем сказать, что подростковый возраст - это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. При правильной методике спортивные занятия в подростковом возрасте оказывают положительное влияние на формирование организма занимающихся.
В 7 классе очень сложно обучать детей чему-либо. Они добиваются, чтобы их считали взрослыми, и глубоко негодуют, когда с ними обращаются, как с детьми. Мотивация двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов. Однако понятие мотивация введено давно, но педагогам не всегда удается оптимально влиять на развитие мотивации учащихся. Именно поэтому проблема считается актуальной.

Проблема: Как развивать мотивацию к урокам физической культуры учащихся 7 класса при изучении раздела «Лыжная подготовка»?

Объект исследования: процесс развития мотивации учащихся 7 класса к урокам физической культуры.

Предмет исследования: развитие мотивации на уроках физической культуры у учащихся 7 класса при изучении раздела «Лыжная подготовка».


Цель исследования: на основе теоретического изучения планирование, проведение и анализ уроков физической культуры у учащихся 7 класса при изучении раздела «Лыжная подготовка» с включением в них способов развития мотивации.


Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие «мотивация» и дать общую характеристику учебной мотивации учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры.

2. Охарактеризовать лыжную подготовку как предмет обучения у учащихся 7 класса на уроках физической культуры.

3. Подобрать способы развития мотивации к урокам физической культуры у учащихся 7 класса при изучении раздела «Лыжная подготовка».

4. Провести опытно-практическое исследование по развитию мотивации к урокам физической культуры у учащихся 7 класса при изучении раздела «Лыжная подготовка».

Методы исследования: теоретические: анализ научно-методической литературы; практические: беседа с педагогом, опросник Карпова Г.А. «Учебная мотивация», методика Дуркина П.К. «Изучение мотивации к занятиям физической культурой учащихся», методы количественной и качественной обработки результатов исследования.

Теоретической основой нашего исследования являются авторские идеи: Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. – понятие мотивации; Мухина В.С.- учебная мотивация у учащихся средней школы; Бутин И.М. – лыжный спорт, Водянкин Е.Г. - способы мотивации при занятиях лыжной подготовкой.

Научная новизна нашего исследования заключается в подборе, апробировании способов мотивации для использования на уроках физической культуры по разделу «Лыжная подготовка».

Теоретическая значимость нашего исследования: проанализированы теории мотивации, подобраны способы развития мотивации, проведены беседы с учителем физической культуры.

Практическая значимость состоит в возможности использования подобранных нами способов мотивации на уроках лыжной подготовки с учащимися 7 класса.



Глава I. Теоретические основы развития мотивации к урокам физической культуры у учащихся 7 класса при изучении раздела «Лыжная подготовка»


    1. Понятие мотивации и ее характеристика у учащихся среднего школьного возраста

Мотивация – (от лат. Movere) – побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности
[5].

Если говорить в общем, то мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же не осознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Поведение человека или его действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием. [21].

Мотивация является сложной системой, в которую включены определенные иерархизированные структуры. При этом структура понимается как относительно устойчивое единство элементов, их отношений и целостности объекта, как инвариант системы.

Мотивация имеет важное значение для детей подросткового возраста.

Средний школьный возраст (подростковый) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (V—VIII классы) [29].

Подростковый возраст — период жизни человека от детства до юности, когда учащийся обретает не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности [15].

Дети одного возраста могут обладать разным уровнем интеллекта и разными личностными свойствами. Некоторые психологи рассматривают подростковый возраст как «затянувшееся детство» [19].

Нам нужно узнать какую роль играет мотивация у учащихся 7 класса при занятиях физической культурой.

Мотивы занятий физической культурой условно делятся на общие и конкретные. К общим относят желание школьника заниматься физическими упражнениями вообще, в данном случае уче­нику безразлично, чем заниматься конкретно. К конкретным мотивам относятся желание вы­полнять какие-либо определенные упражнения, предпочтение школьника заниматься каким-то видом спорта. Интересы подростков более дифференцированы: одним нравится гимнастика, другим - легкая атлетика и т.п. [5].

Мотивы посещения уроков физической культуры могут иметь различную основу (причинную обусловленность). Те школьники, которые довольны уроками, посещают их ради своего физического развития и укрепления здоровья. Учащиеся, не удовлетворенные уроками, вынуждены ходить на них ради отметки, чтобы избе­жать возможных неприятностей из-за прогулов.


Мотивы, связанные с процессом деятельности, - это удовлетворение потребности в двигатель­ной активности и удовольствие, вызываемое получением острых впечатлений от соперничества.

Мотивы, связанные с результатом деятельности, вызваны удовлетворением потребностей лич­ности в самосовершенствовании, самовыражении и самоутверждении.

Также при изучении мотивации в процессе учебной деятельности, следует учитывать внешние и внутренние факторы для детей среднего школьного возраста.

Внешние факторы - это условия (ситуации), в которых оказывается субъект деятельности.

Внутренние факторы - это желания, влечения, интересы и убеждения, которые выражают потребности, связанные с личностью субъекта деятельности.

Важную роль играют убеждения. Они характеризуют мировоззрение школьника, придают его поступкам значимость и направленность. Личностные убеждения связаны с социальными побудителями активности человека [5].

Стремление учащихся среднего школьного возраста утвердиться в собственном мнении в большей мере, нежели во мнении окружающих, приводит к тому, что мотивы у них формируются прежде всего и главным образом с учетом собственного мнения, что в конечном итоге выражается в их упрямстве [4].

Изменения в учебной мотивации учащихся влияют на мотивацию занятия физической культурой. В работах Е. Н. Гогунова и Б. И. Мартьянова указывается, что подростки занимаются физическими упражнениями, используя мотивы, связанные с развитием личности. Например, ими движет желание быть похожим на какого-либо «героя», который является их кумиром, эталоном для подражания, или развивать объем мышечной массы для того, чтобы иметь авторитет среди определенного круга людей [5].

Нами подобраны методики диагностики учебной мотивации и мотивов обучения подростков:

Название методики: опросник «Учебная мотивация»

(Карпов Г.А.)

 Цель: выявление осознаваемых учащимся мотивов учебной деятельности учащихся

 Инструкция: оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе. Для этого обведи кружком нужный балл:

1 – баллов – почти не имеет значения

2 балл – частично значимо

3 балла – заметно значимо

4 балла – очень значимо

Обработка результатов.

Подсчитывается суммарное количество баллов