Файл: Развитие мотивации к урокам физической культуры у учащихся 7 класса при изучении раздела Лыжная подготовка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.05.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, т.к. ученики играли в них с удовольствием и постоянно взаимодействовали друг с другом, что привело к более сплоченному классу. Тем самым вызвало большой интерес посещать уроки физической культуры, что повлекло за собой получение положительных оценок. Полоса препятствий также помогла развитию мотивации, но оказалась не на столько заинтересовавшей учащихся, как подвижные игры, поскольку все учащиеся, кроме одного стояли. Наблюдая как один преодолевает полосу препятствий – мёрзли. Рейтинговая система дала положительный результат, т.к. большинство учащихся посещали уроки без пропусков и набрали большое количество баллов. Также система оценок за выполнение заданий по теории оказала положительное влияние на учеников, которые своевременно выполняли домашнее задание и помогали отстающим ученикам получать положительные оценки. Благодаря рейтинговой системе оценивания большинство учеников посещали уроки физической культуры без пропусков, что привело к положительному результату при проведении контрольного урока, на котором большинство учащихся 7 класса получили положительные оценки. Теоретическая же система оценивания развила кругозор учеников при выполнении домашних заданий.
Таким образом, мы сделали вывод, что подобранные нами способы развития мотивации оказали положительное влияние на учащихся 7 класса на уроках физической культуры при изучении раздела «Лыжная подготовка».
После окончания проведения серии уроков, в марте мы провели повторную диагностику по методике Дуркина П.К «Мотивация к урокам физической культуры», результаты представили в виде таблицы:
Таблица 6. Результаты изучения мотивации к занятиям физической культурой учащихся 7 класса по опроснику «Мотивация к урокам физической культуры» (Дуркин П.К.) (Повторное исследование)
Кроме того, полученные повторные результаты мы проранжировали:
Таблица 7. Проранжированные результаты изучения мотивации к занятиям физической культурой учащихся 7 класса по опроснику «Мотивация к урокам физической культуры» (Дуркин П.К.) (Повторное исследование)
А также, полученные повторные результаты мы представили графически:
График 3. Повторные результаты изучения мотивации к урокам физической культуры учащихся 7 класса по опроснику «Мотивация к урокам физической культуры» (Дуркин П.К.)
Все результаты мы сопоставили с результатами первоначального исследования, на основании первоначальных и повторных результатов составили таблицу:
Таблица 8. Сравнение средних результатов первоначального и повторного исследований изучения мотивации к занятиям физической культурой учащихся 7 класса по опроснику «Мотивация к урокам физической культуры» (Дуркин П.К.)
Сравнение результатов позволяет нам сделать вывод, что структура мотивов несколько изменилась. На первых местах по-прежнему 2 мотива: мотив «Хочу получить хорошую оценку за четверть» и мотив «Хочу быть здоровым(ой), сильным(ой), красивым(ой)», а вот на вторых местах мотивы несколько поменялись: были - мотив «Хочу научиться чему-то новому» и мотив «Победить в соревнованиях», а стали – мотив «Победить в соревнованиях», мотив «Нравиться заниматься» и мотив «Хочу, чтоб меня похвалили». Учащимся 7 класса нравилось заниматься на уроках физической культуры для получения хорошей оценки за четверть и поддержания здоровья, но также чтобы научиться чему-то новому и для похвалы.
Также мы провели повторную беседу с педагогом. Составили заранее вопросы и провели беседу.
Учитель физической культуры Бизина М.М. ответила на наши вопросы и сказала, что нам удалось поддерживать мотивацию у учащихся 7 класса при изучении раздела «Лыжная подготовка». Она положительно оценила нашу работу, проведенную с учениками, считая, что мы подобрали нужные способы мотивации.
Проанализировав данные опроса учащихся и беседы с учителем, нами был сделан вывод, что мотивация у учащихся 7 класса при изучении раздела «Лыжная подготовка» несколько повысилась. Они продолжали посещать уроки физической культуры так же в составе 19-22 человек.
Полученный нами опыт позволил нам сформулировать следующие рекомендации для педагогов:
Заключение
Мотивация двигает человеком, заставляет его идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов. Однако, несмотря на то, что понятие мотивация введено давно, педагогам не всегда удается оптимально влиять на развитие мотивации учащихся. Именно поэтому проблема считается актуальной.
Понятие мотивация представляет собой процесс, управляющий поведением человека. Единой классификации учебных мотивов занятий физической культурой школьника нет. В зависимости от основания для классификации мотивы занятий физической культурой делятся на общие и конкретные; мотивы, связанные с процессом деятельности и связанные с результатом деятельности; вызываются внешними и внутренними факторами.
В мотивационной сфере учащихся 7 класса, происходят значительные изменения: мотивы становятся более устойчивыми, формируется «внутренний план» действий. Изменения в учебной мотивации учащихся влияют на мотивацию занятия физической культурой.
Лыжная подготовка влияет положительно на организм учащегося на уроках физической культуры. Учащиеся ходят на занятия ради своего удовольствия, физического и психического развития, укрепления здоровья. Уроки проводятся на свежем воздухе, что способствует закаливанию организма. Выбор инвентаря, рельефа, способа организации урока, техники передвижения на лыжах способствует мотивации на уроках. Если проводить уроки лыжной подготовки интересно, разнообразно, постоянно повышать координационную сложность заданий, то это будет способствовать формированию стойкой внутренней мотивации.
Анализ литературы способствовал выделению способов развития мотивации учащихся 7 класса на уроках физической культуры при изучении раздела «Лыжная подготовка» такие как: отметка, рейтинговая система, теоретическая система, а также способы развития мотивации, способствующие разнообразию урока физической культуры: изучение новых и повторение ранее изученных ходов по различному рельефу, на склоне по изучению техники элементов спусков и подъемов, поворотов на месте и в движении; включение игр и игровых заданий, проведение подвижных игр, эстафет, полосы препятствий. Для закрепления навыков в технике способов передвижения следует проводить маленькие соревнования внутри класса на достижение более высоких количественных показателей или контрольные уроки.
Таким образом, мы сделали вывод, что подобранные нами способы развития мотивации оказали положительное влияние на учащихся 7 класса на уроках физической культуры при изучении раздела «Лыжная подготовка».
После окончания проведения серии уроков, в марте мы провели повторную диагностику по методике Дуркина П.К «Мотивация к урокам физической культуры», результаты представили в виде таблицы:
Таблица 6. Результаты изучения мотивации к занятиям физической культурой учащихся 7 класса по опроснику «Мотивация к урокам физической культуры» (Дуркин П.К.) (Повторное исследование)
№ п/п | ИМЯ, Фамилия | Мотивы | ||||||
Хочу быть здоровым(ой), сильным(ой), красивым(ой) | Чтобы получить хорошую оценку за четверть | Хочу научиться чему-то новому | Хочу победить в соревнованиях | Нравится заниматься | Хочу, чтоб меня похвалили | Боюсь неприятностей | ||
1 | Элен А. | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 |
2 | Дмитрий К. | 5 | 4 | 2 | 3 | 4 | 4 | 3 |
3 | Андрей И. | 5 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 |
4 | Дарья Б. | 5 | 5 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 |
5 | Марина С. | 4 | 5 | 3 | 5 | 4 | 4 | 2 |
6 | Ольга Ш. | 4 | 5 | 1 | 2 | 2 | 1 | 5 |
7 | Полина С. | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 3 | 2 |
8 | Рита А. | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 5 | 1 |
9 | Александра Г. | 5 | 5 | 4 | 5 | 2 | 5 | 1 |
10 | Никита Г. | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
11 | Матвей К. | 5 | 5 | 3 | 5 | 2 | 5 | 2 |
12 | Никита Г. | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 1 |
13 | Гриша П. | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 1 |
14 | Карен О. | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 |
15 | Юлия К. | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 3 |
16 | Николай Г. | 3 | 5 | 3 | 5 | 4 | 5 | 5 |
17 | Диана Г. | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 |
18 | Артём З. | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 |
19 | Карина Т. | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
20 | Роман М. | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 1 |
21 | Киром М. | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 2 | 2 |
22 | Тимур Х. | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 2 |
Среднее значение по группе | | 4,6 | 4,8 | 3,8 | 4,4 | 4,0 | 4,0 | 2,9 |
Кроме того, полученные повторные результаты мы проранжировали:
Таблица 7. Проранжированные результаты изучения мотивации к занятиям физической культурой учащихся 7 класса по опроснику «Мотивация к урокам физической культуры» (Дуркин П.К.) (Повторное исследование)
Мотивы__Среднее_значение_класса'>Мотивы | Среднее значение класса |
Чтобы получить хорошую оценку за четверть | 4,8 |
Хочу быть здоровым(ой), сильным(ой), красивым(ой) | 4,6 |
Хочу победить в соревнованиях | 4,4 |
Нравиться заниматься | 4,0 |
Хочу, чтоб меня похвалили | 4,0 |
Хочу научиться чему-то новому | 3,8 |
Боюсь неприятностей | 2,9 |
А также, полученные повторные результаты мы представили графически:
График 3. Повторные результаты изучения мотивации к урокам физической культуры учащихся 7 класса по опроснику «Мотивация к урокам физической культуры» (Дуркин П.К.)
Все результаты мы сопоставили с результатами первоначального исследования, на основании первоначальных и повторных результатов составили таблицу:
Таблица 8. Сравнение средних результатов первоначального и повторного исследований изучения мотивации к занятиям физической культурой учащихся 7 класса по опроснику «Мотивация к урокам физической культуры» (Дуркин П.К.)
Мотивы | Среднее значение класса (первоначальное исследование) | Среднее значение класса (повторное исследование) |
Чтобы получить хорошую оценку за четверть | 4,5 | 4,8 |
Хочу быть здоровым(ой), сильным(ой), красивым(ой) | 4,7 | 4,6 |
Хочу победить в соревнованиях | 3,9 | 4,4 |
Нравиться заниматься | 3,8 | 4,0 |
Хочу, чтоб меня похвалили | 3,4 | 4,0 |
Хочу научиться чему-то новому | 4,2 | 3,8 |
Боюсь неприятностей | 3,2 | 2,9 |
Результаты сопоставления представили графически:
Диаграмма 1. Сравнительные результаты изучения мотивации к урокам физической культуры учащихся 7 класса по опроснику «Мотивация к урокам физической культуры» (Дуркин П.К.)
Сравнение результатов позволяет нам сделать вывод, что структура мотивов несколько изменилась. На первых местах по-прежнему 2 мотива: мотив «Хочу получить хорошую оценку за четверть» и мотив «Хочу быть здоровым(ой), сильным(ой), красивым(ой)», а вот на вторых местах мотивы несколько поменялись: были - мотив «Хочу научиться чему-то новому» и мотив «Победить в соревнованиях», а стали – мотив «Победить в соревнованиях», мотив «Нравиться заниматься» и мотив «Хочу, чтоб меня похвалили». Учащимся 7 класса нравилось заниматься на уроках физической культуры для получения хорошей оценки за четверть и поддержания здоровья, но также чтобы научиться чему-то новому и для похвалы.
Также мы провели повторную беседу с педагогом. Составили заранее вопросы и провели беседу.
Учитель физической культуры Бизина М.М. ответила на наши вопросы и сказала, что нам удалось поддерживать мотивацию у учащихся 7 класса при изучении раздела «Лыжная подготовка». Она положительно оценила нашу работу, проведенную с учениками, считая, что мы подобрали нужные способы мотивации.
Проанализировав данные опроса учащихся и беседы с учителем, нами был сделан вывод, что мотивация у учащихся 7 класса при изучении раздела «Лыжная подготовка» несколько повысилась. Они продолжали посещать уроки физической культуры так же в составе 19-22 человек.
Полученный нами опыт позволил нам сформулировать следующие рекомендации для педагогов:
-
Для изучения мотивации учащихся среднего школьного возраста возможно использование опросников Карпова Г.А «Учебная мотивация» и опросника Дуркина П.К «Методика самооценки интереса учащихся к занятиям на уроках физкультуры». -
Использование игр и игровых упражнений на уроках физической культуры при изучении раздела «Лыжная подготовка». -
Мотивирование учащихся дополнительной и положительной оценкой.
Заключение
Мотивация двигает человеком, заставляет его идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов. Однако, несмотря на то, что понятие мотивация введено давно, педагогам не всегда удается оптимально влиять на развитие мотивации учащихся. Именно поэтому проблема считается актуальной.
Понятие мотивация представляет собой процесс, управляющий поведением человека. Единой классификации учебных мотивов занятий физической культурой школьника нет. В зависимости от основания для классификации мотивы занятий физической культурой делятся на общие и конкретные; мотивы, связанные с процессом деятельности и связанные с результатом деятельности; вызываются внешними и внутренними факторами.
В мотивационной сфере учащихся 7 класса, происходят значительные изменения: мотивы становятся более устойчивыми, формируется «внутренний план» действий. Изменения в учебной мотивации учащихся влияют на мотивацию занятия физической культурой.
Лыжная подготовка влияет положительно на организм учащегося на уроках физической культуры. Учащиеся ходят на занятия ради своего удовольствия, физического и психического развития, укрепления здоровья. Уроки проводятся на свежем воздухе, что способствует закаливанию организма. Выбор инвентаря, рельефа, способа организации урока, техники передвижения на лыжах способствует мотивации на уроках. Если проводить уроки лыжной подготовки интересно, разнообразно, постоянно повышать координационную сложность заданий, то это будет способствовать формированию стойкой внутренней мотивации.
Анализ литературы способствовал выделению способов развития мотивации учащихся 7 класса на уроках физической культуры при изучении раздела «Лыжная подготовка» такие как: отметка, рейтинговая система, теоретическая система, а также способы развития мотивации, способствующие разнообразию урока физической культуры: изучение новых и повторение ранее изученных ходов по различному рельефу, на склоне по изучению техники элементов спусков и подъемов, поворотов на месте и в движении; включение игр и игровых заданий, проведение подвижных игр, эстафет, полосы препятствий. Для закрепления навыков в технике способов передвижения следует проводить маленькие соревнования внутри класса на достижение более высоких количественных показателей или контрольные уроки.