Файл: Развитие мотивации к урокам физической культуры у учащихся 7 класса при изучении раздела Лыжная подготовка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.05.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кроме того, мы проранжировали полученные результаты и также представили их в таблице:
Таблица 2. Проранжированные результаты изучения мотивации учащихся 7 класса при помощи опросника «Учебная мотивация»
Мотивы | Среднее значение класса | Уровень |
Достижения | 9,5 | средний |
Саморазвития | 9,1 | средний |
Позиция школьника | 8,9 | средний |
Коммуникативные | 8,2 | средний |
Познавательные | 8,1 | средний |
Внешние (поощрения, наказания) | 7,9 | средний |
Эмоциональные | 6,8 | средний |
Полученные результаты мы представили графически:
График 1. Результаты изучения мотивации учащихся 7 класса по опроснику «Учебная мотивация»
Исходя из полученных результатов, мы сделали вывод, что мотив «Достижения» и мотив «Саморазвития» преобладают над всеми остальными мотивами, что способствует наиболее эффективному развитию мотивации у учащихся 7 класса.
Также нами проведен опросник «Мотивация к урокам физической культуры» (Дуркин П.К.).
Цель: выявление сущности мотивации школьников к урокам физической культуры в школе.
Мы раздали ученикам заранее распечатанные опросники, на которых были даны предполагаемые варианты ответов. Задача учащихся напротив каждого ответа поставить цифру-балл. Мы обработали индивидуальные результаты каждого из учащихся, определили уровень развития каждого из мотивов. Далее мы составили общую сводную таблицу результатов учащихся по этому опроснику, посчитали средние результаты выраженности мотивов:
Таблица 3. Результаты изучения мотивации к занятиям физической культурой учащихся 7 класса по опроснику «Мотивация к урокам физической культуры» (Дуркин П.К.)
№ п/п | ИМЯ, Фамилия | Мотивы | ||||||
Хочу быть здоровым (ой), сильным(ой), красивым(ой) | Чтобы получить хорошую оценку за четверть | Хочу научиться чему-то новому | Хочу победить в соревнованиях | Нравится заниматься | Хочу, чтоб меня похвалили | Боюсь неприятностей | ||
1 | Ольга Ш. | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 |
2 | Киром М. | 5 | 4 | 2 | 3 | 4 | 3 | 5 |
3 | Рита А. | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 |
4 | Никита Г. | 5 | 5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 |
5 | Дарья Б. | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 2 |
6 | Алёна К. | 3 | 5 | 1 | 2 | 1 | 1 | 4 |
7 | Диана Г. | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 |
8 | Карен О. | 5 | 5 | 4 | 5 | 3 | 5 | 1 |
9 | Дмитрий К. | 5 | 5 | 4 | 5 | 2 | 5 | 1 |
10 | Николай С. | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
11 | Алёна П. | 4 | 5 | 3 | 5 | 1 | 5 | 1 |
12 | Никита Г. | 5 | 4 | 4 | 4 | 2 | 5 | 1 |
13 | Марина С. | 4 | 5 | 5 | 5 | 3 | 5 | 2 |
14 | Гриша П. | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
15 | Александра Г. | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 1 |
16 | Юлия К. | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 |
17 | Артём З. | 5 | 4 | 5 | 4 | 3 | 1 | 4 |
18 | Элен А. | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 |
19 | Роман М. | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
20 | Полина С. | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 3 | 3 |
21 | Виктория Ш. | 4 | 5 | 3 | 4 | 3 | 2 | 3 |
22 | Карина Т. | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 2 |
Среднее значение по группе | | 4,5 | 4,7 | 3,8 | 4,2 | 3,4 | 3,9 | 3,1 |
Кроме того, мы проранжировали полученные результаты и также представили их в таблице:
Таблица 4. Проранжированные результаты изучения мотивации к занятиям физической культурой учащихся 7 класса по опроснику «Мотивация к урокам физической культуры» (Дуркин П.К.)
Мотивы | Среднее значение класса |
Хочу быть здоровым(ой), сильным(ой), красивым(ой) | 4,7 |
Чтобы получить хорошую оценку за четверть | 4,5 |
Хочу научиться чему-то новому | 4,2 |
Хочу победить в соревнованиях | 3,9 |
Нравится заниматься | 3,8 |
Хочу, чтоб меня похвалили | 3,4 |
Боюсь неприятностей | 3,1 |
График 2. Результаты изучения мотивации к урокам физической культуры учащихся 7 класса по опроснику «Мотивация к урокам физической культуры» (Дуркин П.К.)
Проводя данный опросник, мы выяснили что, мотив «Хочу быть здоровым(ой), сильным(ой), красивым(ой)» очень сильно влияет на мотивацию учащихся посещать уроки физической культуры в школе.
Таким образом, проведя эти 2 опросника, мы выяснили что, учащиеся посещают уроки в школе для достижения и саморазвития, а уроки физической культуры, чтобы быть здоровым(ой), сильным(ой) и красивым(ой).
Опытно – практические уроки физической культуры по разделу «Лыжная подготовка» проводились нами в соответствии с ФГОС и рабочей программой по физической культуре МОУ СОШ №44. В соответствии с содержанием программы нами было проведено 8 уроков физической культуры по разделу «Лыжная подготовка» с учащимися 7 класса используя способы развития мотивации.
2.2 Проведение серии уроков с учащимися 7 класса с использованием способов развития мотивации на уроках физической культуры по разделу «Лыжная подготовка»
С 14 января – 3 марта мы проводили серию уроков, включавшие в себя, подобранные способы развития мотивации и представили их в таблице:
Таблица 5. График работы
| | Способы мотивации, использованные на уроке |
14 января 2020г | Правила техники безопасности при занятиях на лыжах. Одновременно-двухшажный ход. | 1) шкала баллов |
21 января 2020г | Использование лыжных ходов по дистанции. Одновременный одношажный ход (основной вариант). Способы развития выносливости. |
1) шакала баллов |
28 января 2020г | Правила оказания помощи при обморожениях и травмах. Техника выполнения одновременных классических ходов. Прохождение дистанции до 2 км со средней скоростью. Поворот на месте махом. |
1) шкалы баллов |
4 февраля 2020г | Преодоление дистанции 2км на результат. Основы горнолыжной техники (стойки спусков). Подвижная игра «Гонки с преследованием». |
1) контрольный урок |
11 февраля 2020г | Повторный метод тренировки. Игра «Снежный биатлон» по дистанции 1,5км. | 1) шкалы баллов |
18 февраля 2020г | Подвижные игры на лыжах. | 1) шкалы баллов |
25 февраля 2020г | Имитация одновременных лыжных ходов. Круговая тренировка. |
1) шкалы баллов |
3 марта 2020г | Имитация коньковых лыжных ходов. |
1) шкалы баллов |
Основной задачей наших уроков было апробирование способов развития мотивации в конце основной и заключительной частях урока. Каждый урок состоял из подготовительной, основной и заключительной частей урока.
В подготовительную часть мы включали разминку в виде изученных лыжных ходов (на улице), а также строевые упражнения, различные виды ходьбы и легкий бег (в спортивном зале).
В ходе основной части решались главные задачи урока. В её содержание входил программный материал в соответствии с тематическим планированием, в который были включены способы развития мотивации, которые мы подобрали, тем самым повышая интерес к занятиям физической культуры при изучении раздела «Лыжная подготовка».
Заключительная часть урока способствовала постепенному переходу от активной мышечной деятельности к обычному двигательному режиму обучающихся и умственной работе.
Таким образом, мы замотивировали большинство учащихся продолжать посещать уроки физической культуры при изучении раздела «Лыжная подготовка».
2.3. Результат опытно-практического исследования
В январе мы изучили мотивацию учащихся по методикам: «Учебная мотивация», «Методика самооценки интереса учащихся к занятиям на уроках физкультуры» и беседа с педагогом. Для этого мы заранее составили вопросы и провели беседу.
В период с 14 янаваря-3 марта мы проводили серии уроков с учащимися, которые показали, что, учащиеся достаточно хорошо были замотивированы. На первых двух уроках было недостаточно понятно на сколько замотивированы учащиеся, но с проведением последующих шести уроков мотивация у учащихся не пропадала, и они посещали уроки физической культуры при изучении раздела «Лыжная подготовка» в составе 19-22 человек.
При проведении уроков мы использовали следующе способы мотивации: оценка, рейтинговая система оценивания, теоретическая система оценивания, а также способы для разнообразия уроков: контрольный урок, подвижные игры, полоса препятствий
Более эффективным способом для разнообразия уроков физической культуры при изучении раздела «Лыжная подготовка» оказались подвижные игры