Файл: Развитие мотивации к урокам физической культуры у учащихся 7 класса при изучении раздела Лыжная подготовка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.05.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
 игры – имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. 

Бессюжетные игры - требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве. Постепенно игры усложняются, с более сложными заданиями с использованием определенных предметов.

С помощью подвижных игр можно с успехом решать все виды специальной подготовки: физической, технической, тактической и психологической.

  1. Эстафеты

Эстафета - командное соревнование в беге, в котором на каждом этапе сменяется бегун команды, передающий своему товарищу какой-нибудь предмет.

Целью эстафет является совершенствование техники лыжных ходов, развитие у занимающихся тактического мышления.

Чем ниже температура воздуха, тем короче должны быть этапы эстафеты. Этап эстафеты проходится участником только тем ходом, который указал учитель. В том случае, если способ передвижения на лыжах не будет указан учителем, каждый участник может использовать наиболее выгодный для данного участка и характера местности способ передвижения [Там же].


  1. Полоса препятствий

Полоса препятствий — полоса местности, оборудованная различными препятствиями.

Полоса препятствий на лыжах - короткая лыжная дистанция, насыщенная техническими препятствиями.

Полоса препятствий преодолевается на время всей командой или поэтапно участниками команды. На сложных технических этапах или участках полосы препятствий может устанавливаться контрольное время. Чем больше и разнообразнее будут этапы, тем интереснее учащимся будет соперничать друг с другом [Там же].

  1. Соревнования (контрольные уроки)

Соревнования - это форма деятельности, борьба, соперничество за достижение превосходства, лучшего результата.

Учебный норматив принимается на последних уроках лыжной подготовки при благоприятных условиях скольжения.

На соревнованиях под­водятся итоги работы за определенный период, выявляются ее положительные стороны и недостатки, определяются сильнейшие спортсмены класса, школы и лучшие команды.

Также мы выделили несколько способов развития мотивации на уроках физической культуры у учащихся 7 класса при изучении раздела «Лыжная подготовка», такие как:


  1. Отметка

Отметка должна быть не самоцелью учащегося, а средством отражения и сравнения достигнутых им результатов в общественно и личностно значимом для него процессе физического воспитания. Учителю необходимо следить за равномерным накапливанием отметок у всех учащихся класса. Чтобы отметка оказывала положительное воспитательное воздействие и эффективно способствовала формированию интереса к физической культуре, нужно учитывать индивидуальные особенности личности каждого из учащихся.


  1. Оценка в баллах

Отметка 2, 3, 4, 5.

  1. Оценка в виде оценочного суждения

Похвала учителя «Хорошо», «Стало лучше получаться», «Есть сдвиги», «Молодец» и т.д.

  1. Самооценка и взаимооценка

При групповом способе организации занимающихся на уроке их можно делить на пары (один выполняет упражнение, другой оценивает, затем – наоборот).

  1. Оценка выполнения техники упражнений

При оценивании техники выполнения упражнений учащимися можно применять карточки анализа выполняемого упражнения. Эти карточки готовят сами учащиеся – дома. В карточках фиксируются фамилии учеников, класс, в котором они учатся, ошибки в выполнении упражнений.

Оценка за результат выставляется на основании дифференцированных учебных нормативов (на отметки «5», «4» и «3»), имеющихся в учебной программе. При оценивании техники выполнения упражнений критерии отметок для 7 класса учитель должен разработать сам. При этом важно иметь наглядные критерии оценок в виде рисунков, кинограмм и учебных карточек [20].

  1. Рейтинговая система получения отметки по физкультуре

Учащиеся зарабатывают баллы на уроках физической культуры способом рейтинговой системы: за посещение, за выполнение нормативов, за участие в соревнованиях. Таким образом, ученики сами могут подсчитывать набранные ими баллы и знать, почему они получили ту или иную отметку, и даже физически слабый ребёнок может заработать высокую отметку.

Положение о рейтинговой системе получения отметки по физкультуре:

  1. Ученик, не пропустивший ни одного урока без уважительной причины в течение 5 занятий, получает 5 баллов.

  2. Ученик, посетивший абсолютно все уроки физкультуры в четверти, получает еще 20 баллов.

3) Участие в общешкольном соревновании – плюс 5 баллов.

4) В третьей четверти сдаются нормативы; за каждый норматив получают от 0 до 10 баллов.


5) Пропуск одного урока (без уважительной причины) – минус 5 баллов.

6) Все баллы суммируются: 80 балла – отметка 5; 70 балла – отметка 4; 50 баллов – отметка 3; меньше 50 – отметка 2. [3].

  1. Теоретическая система оценивания

Тема письменного сообщения определяется учителем физической культуры исходя из содержания программного материала. Работа является самостоятельной. Объем работы не должен превышать более 2 страниц печатного текста (14 шрифт, 1,5 интервал). Однако, учащиеся 7 класса, освобождённые от практических занятий по физической культуре на период более 50% четверти готовят по физической культуре обязательные письменные сообщения [24].

Таким образом, анализ литературы способствовал выделению способов развития мотивации учащихся 7 класса на уроках физической культуры при изучении раздела «Лыжная подготовка» такие как: отметка, рейтинговая система, теоретическая система, а также способы развития мотивации, способствующие разнообразию урока физической культуры: изучение новых и повторение ранее изученных ходов по различному рельефу, на склоне по изучению техники элементов спусков и подъемов, поворотов на месте и в движении; включение игр и игровых заданий, проведение подвижных игр, эстафет, полосы препятствий. Для закрепления навыков в технике способов передвижения следует проводить маленькие соревнования внутри класса на достижение более высоких количественных показателей или контрольные уроки.

Глава II. Содержание опытно-практической работы по развитию мотивации на уроках физической культуры у учащихся 7 класса при изучении раздела «Лыжная подготовка»


2.1. Организация опытно-практического исследования

Наша опытно-практическая работа проходила в сроки с 9 января - 3 марта на базе МОУ СО Ш № 44 города Рыбинска с учащимися 13-14 лет (7 класс) в количестве 25 человек (Прил. 4), имеющими основную и подготовительную группы здоровья. Уроки проводились по расписанию два-три раза в неделю. Третья четверть посвящена лыжной подготовке, поэтому работа выполнялась в период изучения данного раздела.

Учебно-исследовательская работа осуществлялась в три этапа:

На первом этапе (сентябрь – декабрь 2019г.) - нами были проанализированы литературные источники по теме исследования. Анализ научно-методической литературы проводился с целью получения объективных сведений по изучаемым вопросам, уточнения методов исследования, выяснения состояния решаемой проблемы. Изучалась литература о развитии мотивации у учащихся среднего школьного возраста, организация урока лыжной подготовки на уроках физической культуры при изучении раздела «Лыжная подготовка» и были определены: тема исследования, её актуальность, цель и задачи исследования, проанализированы литературные источники по теме исследования. Подобраны способы развития мотивации, методики для выявления мотивации к учебному процессу и к урокам физической культуры, беседа с педагогом.

Второй этап исследования (январь – март 2020 г.) – был посвящен проведению уроков физической культуры по разделу «Лыжная подготовка» с

учащимися 7 класса, применяя способы развития мотивации на уроках физической культуры.

На третьем этапе исследования (март – май 2020г.) – осуществлялся анализ результатов опытно – практического исследования. Проведена повторная диагностика, сопоставленная с результатами первоначального исследования и повторная беседа с педагогом. Были сформулированы общие выводы по теме исследования, результаты проведённого исследования были оформлены в выпускную квалификационную работу.


Мы провели беседу с учителем физической культуры Бизиной М.М. о целесообразности использования способов развития мотивации на уроках физической культуры. Она сообщила, что на данный момент из количества учащихся 7 класса уроки физической культуры при изучении раздела «Лыжная подготовка» посещают в среднем 20 человек. Учащиеся ходят на уроки с удовольствием. Используя на своих уроках положительные отметки за выполнение заданий в соответствии с требованиями ФГОС, по ее мнению, она достаточно хорошо мотивирует учащихся ходить на уроки физической культуры. Самые целесообразные способы проведения уроков для Бизиной М.М. являются использование горнолыжной техники с чередованием техники передвижения, которые наиболее эффективно проводить в основной и заключительной частях урока. Также мы выяснили, что если использовать лишь один способ, то уменьшается мотивация и пропадает интерес к урокам физической культуры при изучении раздела «Лыжная подготовка».

Также мы провели опрос учащихся, используя опросник «Учебная мотивация».

Цель: выявление осознаваемых учащимся мотивов учебной деятельности учащихся

Мы раздали детям заранее распечатанные опросники, на которых были написаны мотивы. Задача учащихся была обвести цифру, в соответствии со своим мнением. Мы обработали индивидуальные результаты каждого из учащихся по опроснику «Учебная мотивация», определили уровень развития каждого из мотивов, посчитали средний результат выраженности, и представили их в таблице:
Таблица 1. Результаты изучения мотивации учащихся 7 класса по опроснику «Учебная мотивация»



№ п/п

ИМЯ, Фамилия

Мотивы

Познавательные

Коммуникативные

Эмоциональные

Саморазвития

Позиция школьника

Достижения

Внешние (поощрения, наказания)




1

Ольга Ш.

9

6

6

9

9

11

8




2

Карина Т.

9

7

10

8

8

8

7




3

Вика Ш.

7

8

6

8

9

9

9




4

Полина С.

9

10

8

10

9

11

8




5

Роман М.

9

9

7

12

12

12

6




6

Элен А.

10

8

9

9

12

8

8




7

Артём З.

9

10

7

10

11

10

10




8

Юлия К.

10

8

7

10

9

6

7




9

Александра Г.

8

10

9

11

10

12

9




10

Гриша П.

5

4

6

9

9

10

6




11

Марина С.

10

10

6

11

11

9

8




12

Никита Г.

9

7

6

10

10

12

7




13

Алёна П.

8

9

4

7

7

8

7




14

Николай С.

5

8

8

9

9

10

7




15

Дмитрий К.

8

6

6

11

6

12

9




16

Карен О.

7

9

7

9

9

12

9




17

Диана Г.

6

11

7

5

7

8

8




18

Алёна К.

8

6

10

9

5

7

7




19

Дарья Б.

8

10

5

6

6

8

6




20

Никита Г.

7

9

4

8

9

8

8




21

Рита А.

8

9

7

12

9

10

10




22

Киром М.

9

8

5

7

10

8

10




Среднее значение по группе






8,1



8,2



6,8



9,1



8,9



9,5



7,9




Уровень




средний

средний

средний

средний

средний

средний

средний