Файл: Лабораторная работа 1. Программные средства для.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчеты по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.05.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продукт VantagePoint Performance Agent выполняет сбор и хранение данных о работе системы и своевременно предупреждает о надвигающихся проблемах производительности. Он также дает возможность выявить и проанализировать тенденции в работе системы, что позволяет эффективно распределить нагрузку и точно спланировать ее развитие. Другими словами, VantagePoint Performance Agent обеспечивает мощную информационную и аналитическую поддержку при решении задач управления информационной инфраструктурой предприятия.

OS/390 и OS/400 management

Модули HP OpenView OS/390 Management и OS/400 Management позволяют органично встроить мэйнфреймы и интегрированные платформы AS/400 в единую, централизованно управляемую вычислительную среду предприятия. Они расширяют сферу применения решения HP OpenView Operations for Unix, распространяя ее на домены OS/390 и AS/400 соответственно. Среди возможностей, предоставляемых модулями, можно отметить следующие:

  • контроль доступности и работоспособности систем OS/390 и AS/400 в рамках единой корпоративной системы проактивного управления ИТ-инфраструктурой;

  • мониторинг, ручная или автоматическая корректировка работы стандартных приложений OS/390;

  • сквозное управление всеми элементами ИТ-инфраструктуры в рамках бизнес-ориентированной методологии;

  • двунаправленное взаимодействие с системами OS/390 для повышения степени автоматизации;

  • полноценное взаимодействие с системами AS/400 для максимально эффективного решения возникающих проблем и двунаправленное подтверждение сообщений, поступающих из QSYSOPR или любой другой очереди сообщений по выбору администратора;

  • адаптация к особенностям существующих процессов и структуры управления – можно выделить произвольную часть функций OS/390 для централизованного управления с помощью HP OpenView Operations, сохранив контроль над остальными функциями за операторами консоли MVS.

Помимо обнаружения и отображения сетей и ресурсов OS/390 и AS/400, модули ведут мониторинг доступности и работоспособности систем и приложений. В качестве источника информации используются сообщения MVS и VTAM для OS/390 и системные очереди сообщений, показатели загрузки процессоров, использования ресурсов заданиями, счетчики ошибок поиска страниц памяти и измерения степени заполненности дисков для AS/400. Локальные настраиваемые фильтры сообщений обеспечивают отбор только необходимых данных о функционировании систем и сетей, извлекают сообщения из очередей сообщений и затем отправляют их на консоль управления HP OpenView Operations. Эти сообщения могут включать сведения об ОС, приложениях, а также информацию о работе DB2, CICS, MQSeries и JES2. Такой подход позволяет получать с мэйнфрейма только действительно необходимые сообщения. Приходящие сообщения перенаправляются в соответствующие группы и отображаются в соответствии с их категориями в браузере сообщений HP OpenView Operations.



  1. Продукты Microsoft (включая поддерживающие MOF);

Microsoft на основе обобщения документации ITIL, стандарта ISO 15504, описывающего критерии оценки зрелости процессов, опыта заказчиков и партнеров Microsoft, опыта организации эксплуатации во внутренних ИТ-подразделениях Microsoft разработала библиотеку документов Microsoft Operations Framework (MOF).

Методология MOF (Microsoft Operations Framework) -- это набор концепций, принципов и практических рекомендаций для управления IT-инфраструктурой, разработанных Microsoft.

В состав MOF входят следующие документы и руководства:

    • модель процессов эксплуатации (MOF Process Model for Operations);

    • модель групп эксплуатации (MOF Team Model for Operations);

    • дисциплина управления рисками эксплуатации (Risk Management Discipline for Operations);

    • функции управления услугами (SMF - Service Management Functions).

Модели MOF

Модель процессов эксплуатации и функции управления услугами описывает высокоуровневые операции, выполняемые при эксплуатации информационных систем, и основывается на четырех принципах:

  • структуризация;

  • быстрый цикл развития, итеративный подход;

  • управление посредством периодических контрольных мероприятий;

  • интегрированное управление рисками.

Принцип структуризации упрощает интеграцию процессов, управление жизненным циклом информационной системы и сопоставление ролей с выполняемыми функциями.

Принцип быстрого цикла развития способствует повышению качества работы информационной системы предприятия посредством эффективного проведения изменений при всесторонней оценке рисков.

Принцип контрольных мероприятий обеспечивает регулярную оценку оперативной деятельности по эксплуатации ИТ-инфраструктуры и предоставлению ИТ-сервисов, а также результативности и эффективности действий по внесению изменений в информационную систему.

Принцип интегрированного управления рисками предполагает распространение процедур управления рисками во все операционные процессы и роли, а также формирование упреждающей политики управления рисками.

Эту модель можно представить как расширение и реорганизацию процессов, описанных в книгах «Предоставление ИТ-услуг» и «Поддержка ИТ-услуг» библиотеки ITIL.

В MOF Process Model собраны процессы управления обслуживанием информационных систем, которые представлены в виде функций управления услугами (Service Management Functions, SMF). Модель процессов предполагает, что команда, обслуживающая информационную систему, ответственна за управление всеми изменениями в инфраструктуре. Наиболее эффективный путь контроля над такими изменениями -- группировка родственных служб в серию так называемых «выпусков» (групп изменений), каждый из которых может планироваться и управляться отдельно. Модель процессов MOF описывает жизненный цикл каждого выпуска. Процессная модель MOF представлена в виде 20 SMF-функций, распределенных на четыре квадранта.


Большинство SMF-функций основаны на процессах ITIL.

Исключение составляют функция «Управление людскими ресурсами» из квадранта «Оптимизация» и все функции из квадранта «Обслуживание». Отсутствие соответствующих процессов в библиотеке ITIL объясняется ее независимостью от конкретной платформы.

В результате в MOF именно для процессов, представленных в квадранте «Обслуживание», предусмотрено большинство руководств (operations guide), конкретизирующих их применение для продуктов и технологий Microsoft.

Большинство SMF-функций совпадает с процессами ITIL, также модель MOF предлагает дополнительные SMF-функции: «Управление людскими ресурсами» (квадрант «Оптимизация») и все функции квадранта «Обслуживание». Функция «Управление людскими ресурсами (Workforce Management)» включает рекомендации по управлению ИТ-персоналом (набор, сохранение и мотивация).

Квадрант "Изменения" (MOF Changing Quadrant) предназначен для формализации и упорядочивания процессов изменения ИТ-инфраструктуры и ИТ-сервисов. В нем описаны следующие процессы: управление изменениями; управление релизами; управление конфигурациями.

Функциональность квадранта "Изменения" в отличие от аналогичных процессов ITIL отличается более детальной проработкой диаграмм процессов и инструкций по их применению.

В квадрант «Обслуживание» выделены стандартные процессы обслуживания ИТ-систем, направленные на достижение предсказуемого поведения системы:

    • Системное администрирование (System Administration) - ежедневные операции по администрированию информационной системы. Данный процесс координирует деятельность всех остальных функций данного квадранта;

    • Администрирование системы безопасности (Security Administration) включает в себя обеспечение безопасности ИТ-системы, определение и контроль параметров защиты корпоративной информации, контроль деятельности персонала с точки зрения безопасности;

    • Сетевое администрирование (Network Administration) - обеспечение непрерывной и стабильной работы сетевой инфраструктуры;

    • Мониторинг услуг (Service Monitoring and Control) - получение персоналом актуальных сведений о состоянии ИТ-услуг: состояние процессов, загрузка серверов, время отклика приложений и прочее;

    • Администрирование служб каталога (Directory Services Administration) - поддержка корпоративной службы каталога и контроль приложений, взаимодействующих с каталогом;

    • Управление хранением данных (Storage Management) - включает в себя создание плана архивации и восстановления данных, мониторинг систем хранения и оценку необходимости предоставления новых услуг по резервированию данных;

    • Планирование работ (Job Scheduling) - эффективное управление процессом выполнения работ для выполнения соглашения об уровне услуг;

    • Управление результатами (Print and Output Management) - контролирование процесса предоставления данных в отчетах.

    • Руководства (operations guide), входящие в набор документов MOF, содержат рекомендации по внедрению процессов управления квадранта «Обслуживание», на базе продуктов и технологий Microsoft.


Квадрант "Поддержка" (MOF Supporting Quadrant) описывает процессы поддержки пользователей и ИС-службы. В нем описаны следующие процессы:

    • Service Desk;

    • управление инцидентами;

    • управление проблемами.

Документация по процессам данного квадранта в целом соответствует содержанию аналогичных процессов ITIL, но в некоторых случаях детализируются диаграммы процессов и рекомендации по их применению.

Квадрант "Оптимизация" (MOF Optimizing Quadrant) описывает процессы предоставления ИТ-сервисов и оптимизации их предоставления. В данном квадранте описаны следующие процессы:

  • управление уровнем предоставления ИТ-сервисов;

  • финансовый ИТ-менеджмент;

  • управление мощностями;

  • управление готовностью;

  • управление непрерывностью предоставления ИТ-сервисов;

  • управление персоналом ИТ-подразделений;

  • управление безопасностью;

  • оптимизация ИТ-инфраструктуры.

Модель команды (MOF Team Model) описывает процедуру создания команды, обслуживающей территориально распределенную ИТ-систему, распределение ролей в команде и их функциональные обязанности, принципы совмещения ролей, варианты масштабирования команды, управление распределенной ИТ-системой, построенной на платформе Microsoft, а также связи с другими моделями Microsoft Enterprise Services.

Модель команды MOF описывает шесть ролей, сгруппированных по функциональному признаку:

  • Роль «Выпуск (Release)» - Планирование и выполнение изменений

  • Роль «Инфраструктура (Infrastructure)» - Управление физической средой и средствами работы с инфраструктурой

  • Роль «Поддержка (Support)» - Поддержка пользователей

  • Роль «Обслуживание (Operations)» - Выполнение ежедневных операций по обслуживанию информационной среды

  • Роль «Безопасность (Security)» - Контроль над корпоративной политикой безопасности

  • Роль «Партнерство (Partner)» - Установление взаимоотношений с партнерами и поставщиками

  • Роль является видом деятельности, объединенным общими целями. Функциональные обязанности роли значительно отличаются в зависимости от масштаба и требований организации (один человек может выполнять несколько ролей и несколько человек - одну роль).

Основой модели команды является процесс «Общение между ролями (Communication)». Эффективное и оперативное общение имеет большое значение для роли «Поддержка», постоянно взаимодействующей с пользователями ИТ-услуг, а также для всех остальных ролей.

Для организации успешной и эффективной команды помимо описания распределения ролей необходимо формирование общих принципов организационной культуры, стремление предоставлять качественные услуги пользователям у всех членов команды и понимание целей бизнеса компании.


Модель управления рисками (MOF Risk Model) реализует превентивное управление рисками, возникающими при эксплуатации и обслуживании ИТ-системы.

MOF Risk Model включает 5 этапов:

  • идентификация (Identify) - установление причин риска, условий его возникновения и последствий для ИТ-системы и бизнеса;

  • анализ (Analyze) - определение вероятности возникновения риска и степени его влияния;

  • планирование (Plan) - планирование и проведение мероприятий, позволяющих избежать риска или уменьшить его влияние;

  • отслеживание (Track) - сбор сведений об изменениях с течением времени различных элементов риска.

  • контроль (Control) - проведение запланированных мероприятий при возникновении риска.

На любом этапе одновременно могут находиться несколько рисков. Если риск утратил свое значение, его исключают из списка рисков, если изменилась степень его влияния, риск переходит на этап анализа. Каждый риск проходит все этапы, и часто неоднократно.



  1. BMC Software

Компания BMC Software (www. bmc.com) наряду с Hewlett-Packard, IBM и CA, несомненно, является ведущим игроком на рынке систем управления корпоративной ИТ-инфраструктурой. Это всемирно известный разработчик и поставщик средств администрирования сетей, приложений, баз данных, ERP- и CRM-систем, которые повышают доступность, производительность и восстанавливаемость критических бизнес-приложений и данных. Передовые решения компании BMC помогают службам ИТ обеспечивать автоматизацию и оптимизацию, повышать производительность, укреплять безопасность и улучшать управление услугами в средах всех видов, от мейнфреймов до мультиоблачных сред. Масштабируемые, модульные технологии, которые предлагает BMC, позволяют нашим клиентам вести бизнес и трансформировать его, добиваясь роста и конкурентного преимущества с одновременной оптимизацией затрат, улучшением производительности и повышением безопасности. Данная компания производит несколько семейств продуктов:

BMC Application Management – продукты для управления производительностью и доступностью бизнес-приложений и серверных продуктов, в том числе BEA WebLogic, Microsoft Exchange, Oracle Applications, PeopleSoft, SAP, Siebel, webMethods, IBM WebSphere и IBM WebSphere MQ;

BMC Database Management