Файл: Семейно демографическая политика в условиях депопуляции в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.05.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  • Единовременное пособие женщинам, которые встали на учѐт в мед.учреждение на ранних сроках беременности;

  • Пособие по беременности и родам (120 дней до и после родов)

  • Единовременное пособие при рождении ребенка (либо при передаче ребенка в семью);

  • Ежемесячная выплата в размере прожиточного минимума ребѐнка семьям, чей среднедушевой доход ниже среднего по региону, до достижения ребѐнком возраста трѐх лет (региональный уровень). Ежегодно из Федерального бюджета выделяются суммы регионам со сложной демографической ситуацией 2014 году – 51 регион);

  • Ежемесячное пособие на ребѐнка до окончания учебы;

  • Компенсация платы, которую родители вносят за содержание ребенка в государственном и муниципальном дошкольном образовательном учреждении. Компенсация зависит от числа детей: 20% за первого ребенка, 50% за второго, 70% за третьего и последующего.

  1. Стандартные налоговые вычеты (1000 руб. на первого ребѐнка, 1400 руб. на второго ребѐнка, 3000 руб. на третьего и каждого последующего ребенка) на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения в возрасте до 24 лет; социальные налоговые вычеты (на обучение и лечение детей); жилищные субсидии (программа «Молодой семье доступное жильѐ», в рамках которой молодым семьям предоставляется субсидия, которую можно потратить на приобретение квартиры, строительство собственного жилья, оплату части стоимости жилого помещения, погашение первоначального взноса при оформлении ипотечного кредита на покупку жилья);

  2. Немонетарные жилищные льготы (скидка на оплату жилья и коммунальных услуг для многодетных семей, на региональном уровне предоставление многодетным семьям земельных участков);

  3. Медицинское обслуживание (родовой сертификат, который можно использовать для оплаты услуг женской консультации, роддома и детской поликлиники; бесплатная выдача лекарств для детей из многодетных семей (до 6 лет), выдаваемых по рецептам, и т.д.)1.


Кроме перечисленных мер, во многих регионах введены свои программы, пособия, компенсации и льготы.

Для выхода из демографического кризиса и обеспечения дальнейшего благоприятного демографического развития была разработана и утверждена Указом Президента в октябре 2007 года Концепция демографической политики российской Федерации на период до 2025 года.

7 мая 2012 г. В.В. Путин подписал указ «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»2. В целях совершенствования демографической политики Российской Федерации Президент постановил, в частности, обеспечить повышение к 2018 году суммарного коэффициента рождаемости до 1,753. Кроме того, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации было рекомендовано установить до 1 июля 2012 г. семьям со среднедушевым доходом ниже среднего в данном субъекте ежемесячную денежную выплату в размере прожиточного минимума ребѐнка, определѐнного в субъекте Российской Федерации. Выплата назначается, если после 31 декабря 2012 г. в семье родился третий (или последующий) ребѐнок, и платится до тех пор, пока ребѐнку не исполнится три года.

Политика в области стимулирования рождаемости становится более разнообразной, список мер постепенно расширяется и совершенствуется. Сейчас, например, в Государственной Думе на рассмотрении находится законопроект 558761-5 «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком», который предусматривает продление срока выплаты пособия до достижения ребѐнком трехлетнего возраста.

Однако необходимо помнить о том, что найти результативные меры крайне сложно. По нашему мнению, в ряде ситуаций результативным может оказаться не обязательно максимальный размер той или иной экономической меры, но соответствие этой меры текущим потребностям семей с детьми.

В современной демографической политике экономические меры стоят в ряду первых мер, предпринимаемых для улучшения демографической ситуации. Однако для того, чтобы эти меры стали результативными, необходимо долгосрочное и стабильное финансирование, что бывает непросто, особенно если принимать во внимание нынешний экономический кризис.

Остановимся, однако, на региональных мерах семейно-демографической политики семей.

Началом формирования современных принципов региональной семейно-демографической политики можно считать введенные
в 1980-е гг. меры (оплачиваемый и неоплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1 и 1,5 лет, затем в 1989 г. до 1,5 и 3 лет), распространение которых по территории страны осуществлялось поэтапно регионах с более высоким уровнем рождаемости меры вводились позднее).

Несмотря на разнообразие оценок этих введенных мер (как позитивных, так и негативных), несомненный, хотя и непродолжительный эффект, отрицать невозможно. Опыт, полученный в 1980-е гг., получил свое развитие.

На протяжении довольно длительного промежутка времени в регионах РФ можно наблюдать становление системы дифференцированного подхода к решению демографических проблем, в особенности, проблем рождаемости. Дифференциация осуществляется как на федеральном, так и непосредственно на региональномуровне. Главным критерием для определения необходимости введения мер остается (как и в 1980-е гг.) сформировавшийся в регионе уровень рождаемости. Определение объема и структуры вводимых мер
может осуществляться также после изучения мнений населения об их необходимости и их влиянии на уровень рождаемости.

Современный дифференцированный подход к решению проблем рождаемости на федеральном уровне заключается, прежде всего, в том, что государство определяет критерии для введения той или иной федеральной меры на региональном уровне. Преимущества, как правило, предоставляются тем регионам, в которых уровень рождаемости вызывает наибольшее беспокойство. В то же время, учитываются и уже сложившиеся стереотипы репродуктивного поведения населения того или иного региона.

Так, в указе Президента от 7 мая 2012 г. «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»1 говорится о софинансировании из федерального бюджета с 2013 года расходных обязательств субъектов Российской Федерации, которые возникают при назначении ежемесячной денежной выплаты в размере прожиточного минимума детей в случае рождения третьего или