Файл: Семейно демографическая политика в условиях депопуляции в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.05.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


У данного подхода тоже есть свое «слабое место». Мощная государственная опека формирует устойчивую зависимость родителей от общественной помощи в воспитании детей и приводит к постепенной атрофии семейной функции ухода за детьми. А это может иметь для общества, семьи и ее членов резонансные социальные последствия, особенно в условиях социально-экономической нестабильности, когда возможности государственного финансирования социальной сферы резко сокращаются.

Общественная забота о детях в странах Европы имеет свою специфику. В противоположность развитому государственному некоммерческому сектору Швеции и других европейских стран для Великобритании (и Ирландии) было характерно наличие большого коммерческого сектора службы заботы о детях.

Европейская семейная политика развивалась в формате обозначенных моделей и стратегий вплоть до конца 1980– начала 1990-х гг. На рубеже XX–XXI вв. новые демографические, семейные и социально-экономические условия побуждают европейские государства «велфер» переосмысливать свои конвенциональные отношения с семьей.

Четвертый этап обусловлен экономическими проблемами начала 1990-х гг. вследствие которых европейские государства стали испытывать затруднения по финансированию своих социальных обязательств, в том числе и в отношении семьи. Серьезные демографические изменения (прогрессирующее cтарение населения, низкая рождаемость, высокий уровень разводов, внебрачная рождаемость и т.д.), происходящие на фоне общемировой финансово-экономической нестабильности, вынуждают государства переходить к менее затратным, но в то же время не ущемляющим социальные интересы семьи (человека) мерам семейной политики.

В 1990-х гг. трансформирующиеся семейные формы становятся характерными для всех стран–членов Европейского союза: один из трех браков в Европе заканчивался разводом, количество сожительств продолжало увеличиваться, и все большее число детей рождалось в сожительствах, а не в зарегистрированных браках.

В итоге в рамках семейной европейских стран политики происходит ряд изменений:

1. Меняется дискурс семейной политики от риторики социальной защиты семьи в сторону социального партнерства государства и семьи.

2. Наблюдается децентрализация семейной политики: важными акторами взаимодействия с семьей становятся добровольные и некоммерческие организации.

3. Происходит движение к семейной политике смешанного типа
, к сочетанию элементов различных стратегий – симбиозу «дефамилизации» и «рефамилизации».

4. Новую актуальность и остроту приобретает проблема организации ухода за недееспособными и уязвимыми членами семьи (детьми младшего возраста, инвалидами, стариками). В условиях финансовой нестабильности поднимаются вопросы привлечения различных социальных агентов и разделения соответствующих забот между государством, коммерческими организациями, третьим сектором и семьей для сохранения способности семьи воспроизводить социальный капитал.

5. Становится характерным усиление интервенции государства в сферу детско-родительских отношений, перенесение значимой доли ответственности за детское благополучие с семьи на государство. В странах Европы расширяется институциональная сеть специализированных социальных служб, на которые возложена функция контроля над детско-родительскими отношениями, а инвестирование в детей стало рассматриваться как часть социальных инвестиций государства.

6. Новый поворот наметился в семейно-гендерной проблеме. Достижение гендерного равенства в семье все чаще рассматривается как равное участие мужчины и женщины в семейных делах, в воспитании детей. Другими словами, активность государства теперь направлена не на то, чтобы «вытащить» женщину из семьи и социально уравнять с мужчиной, а на то, чтобы привлечь мужчину к «женским» семейным делам1.

Вышеозначенные тенденции с некоторыми оговорками можно распространить и на Россию, которая сталкивается со схожими проблемами, а, значит, может и должна учитывать европейский опыт.

Выводы по главе:

  1. Демографическая и семейная политика призваны воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения. И это позволяет нам говорить о возможности их анализа как единого целого, общей семейно-демографической политики в Российской Федерации.

  2. Семейно-демографическая политика формируется на стыке демографической и семейной политик и охватывает аспекты семейной и демографической политики, которые отвечают за поддержание воспроизводства населения.

  3. Для реализации основных целей семейно-демографической политики требуется изучение международного опыта проведения семейно-демографической (семейной) политики европейских стран.

  4. Современная семейно-демографическая политика Европы восходит к мерам по поддержке семей конца XIX столетия и проходит в своем развитии несколько этапов, которые приводят к формированию основных моделей социальной политики: консервативной, социал-демократической, либеральной. Каждая из них обладала своей спецификой на национальном уровне.

  5. Тенденции развития семейно-демографической политики европейских государств с некоторыми оговорками можно распространить и на Россию, которая сталкивается со схожими проблемами, а, значит, может и должна учитывать европейский опыт





Глава 2 Демографические процессы в России в ХХ – начале XXI вв. и процесс трансформации российских семей




2.1 Основные тенденции развития российской семьи в XX – начале XXI вв.
Демографическая ситуация в любой стране в основном определяется состоянием в котором находится семья. Ведь именно семья выполняет важнейшие социальные функции по воспроизводству и воспитанию следующего поколения. Общепризнано, что процесс социализации ребенка наиболее эффективно протекает именно в семье, вне ее он остается незавершенным, приводя к достаточно серьезным негативным последствиям как для личности, так и общества в целом.

Семья в XX столетии переживала серьезные изменения, повлиявшие как на ее структуру, так и на выполнение ей своих социальных функций. Общемировые тенденции повлияли и на развитие российской семьи, которая на протяжении всего XX в., переживала глубокие изменения, затрагивающие все стороны существования этого социального института. Они были обусловлены как закономерными сдвигами в жизни общества в ходе обновления его экономической и социальной структуры (индустриализации, урбанизации, секуляризации сознания, эмансипации женщин и детей и т.п.), так и катастрофическими, экстраординарными событиями – войнами и социальными катаклизмами, которые серьезно деформировали процесс модернизации семьи. Это обусловило противоречивость его результатов. Преодолев кризис патриархальной семьи начала ХХ века, российская семья столкнулась с новыми проблемами, в значительной степени утратив способность выполнять ряд жизненно важных функ­ций, в ряде случаев вступила в состояние затяжного разлада с другими общественными институтами и, по существу, оказалась на пороге но­вого кризиса.

В отечественной науке выделяются следующие ключевые изменения, произошедшие с российской семьей в ХХ веке:

  1. Раскрестьянивание семьи

  2. Рост доли городских семей.

  3. Уменьшение среднего размера семьи

  4. Изменение состава семьи

  5. Изменение процессов формирования семьи

  6. Перегруппировка функций семьи

  7. Изменение исторического типа семьи


Остановимся на них подробнее.

Двадцатый век привел к резкому изменению социального состава населения России. Если в начале века подавляющее большинство россиян составляли крестьяне, то к его концу доля крестьянских семей в России резко падает. В 1940 г. еще 54% всего экономически активного населения приходилось на долю занятых в сельском и лесном хозяйстве. Во второй половине 80-х годов доля занятых в этих отраслях опустилась ниже 20%, что соответствует сокращению доли крестьянских семей. Этими сдвигами предопределилось одно из главных изменений, происходивших с семьей: производственная деятельность ее членов – сначала мужчин, а затем и женщин – переместилась за пределы семьи, что коренным образом изменило весь образ ее жизни.

Соответственно наблюдается значительный рост числа городских семей. Уже между переписями 1926 и 1939 гг. – число городских семей увеличилось более чем вдвое, тогда как численность населения страны выросла не больше чем на 16%. В 1939 г. доля городских семей в общем числе семей составляла 34%, в 1959 г. – 48,4, в 1970 г. – 58, в 1979 г.64, в 1989 г. - 68%. В РСФСР прирост числа городских семей с 1959 по 1989 годы составил 20,7% (с 53, до 73,7%)1.

Качественные перемены в жизни семьи неотделимы от количественных. Средний размер семьи после 1939 г. заметно уменьшился. В 1939 г. он составлял 4,1 человека на семью; в 1959 г. – 3,7; в 1970 г. - 3,7; в 1979 и в 1989 гг. - 3,5 человек Сокращение среднего размера семьи объясняется значительным уменьшением доли крупных семей – с пятью и более членами. В1939 г. таких семей было более 35%, в 1959 г. их доля сократилась до 26%, в 1989 г. она составила только 18%. При этом, для РСФСР средний размер семьи был ниже, чем в среднем по Союзу (3,2 человека на семью).

Данные изменения привели к господству в стране трех основных типов семьи: классической нуклеарной, неполной нуклеарной (материнской или отцовской) и сложной (супружеская пара с детьми или без детей с одним из родителей супругов и другими родственниками). При этом прослеживалась четкая тенденция увеличения числа полных нуклеарных семей и уменьшение количества сложных.

Изменение процессов формирования семьи прослеживалось и при анализе следующих факторов:

  1. Заключение и распад браков.

  2. Рождения детей.

  3. Разделение существующих семей

  4. Смерть их членов.

Еще в советский период наблюдаются тревожные тенденции, связанные с увеличением числа незарегистрированных браков, что выявлялось путем фиксации числа внебрачных рождений. Доля детей, родившихся вне юридического брака, увеличилась с 1980 по 1988 г, с 8,8% до 10,2%. При этом 43% родившихся вне юридического брака были зарегистрированы по совместному заявлению обоих родителей, что можно рассматривать как указание на существование фактического брака.