Файл: Семейно демографическая политика в условиях депопуляции в России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.05.2024
Просмотров: 138
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы семейно-демографической политики государства
1.1 Сущность и понятие семейно-демографической политики государства
1.2 Основные модели современной семейно-демографической политики: история возникновения и специфика
2.2 Демографическая ситуация в современной России: на пути к депопуляции.
Глава 3. Семейно-демографическая политика Российской Федерации в условиях депопуляции
3.1 Семейная политика в СССР как предшественник российской семейно-демографической политики
3.2 Семейно-демографическая политика в Российской Федерации: в условиях депопуляции
У данного подхода тоже есть свое «слабое место». Мощная государственная опека формирует устойчивую зависимость родителей от общественной помощи в воспитании детей и приводит к постепенной атрофии семейной функции ухода за детьми. А это может иметь для общества, семьи и ее членов резонансные социальные последствия, особенно в условиях социально-экономической нестабильности, когда возможности государственного финансирования социальной сферы резко сокращаются.
Общественная забота о детях в странах Европы имеет свою специфику. В противоположность развитому государственному некоммерческому сектору Швеции и других европейских стран для Великобритании (и Ирландии) было характерно наличие большого коммерческого сектора службы заботы о детях.
Европейская семейная политика развивалась в формате обозначенных моделей и стратегий вплоть до конца 1980– начала 1990-х гг. На рубеже XX–XXI вв. новые демографические, семейные и социально-экономические условия побуждают европейские государства «велфер» переосмысливать свои конвенциональные отношения с семьей.
Четвертый этап обусловлен экономическими проблемами начала 1990-х гг. вследствие которых европейские государства стали испытывать затруднения по финансированию своих социальных обязательств, в том числе и в отношении семьи. Серьезные демографические изменения (прогрессирующее cтарение населения, низкая рождаемость, высокий уровень разводов, внебрачная рождаемость и т.д.), происходящие на фоне общемировой финансово-экономической нестабильности, вынуждают государства переходить к менее затратным, но в то же время не ущемляющим социальные интересы семьи (человека) мерам семейной политики.
В 1990-х гг. трансформирующиеся семейные формы становятся характерными для всех стран–членов Европейского союза: один из трех браков в Европе заканчивался разводом, количество сожительств продолжало увеличиваться, и все большее число детей рождалось в сожительствах, а не в зарегистрированных браках.
В итоге в рамках семейной европейских стран политики происходит ряд изменений:
1. Меняется дискурс семейной политики от риторики социальной защиты семьи в сторону социального партнерства государства и семьи.
2. Наблюдается децентрализация семейной политики: важными акторами взаимодействия с семьей становятся добровольные и некоммерческие организации.
3. Происходит движение к семейной политике смешанного типа
, к сочетанию элементов различных стратегий – симбиозу «дефамилизации» и «рефамилизации».
4. Новую актуальность и остроту приобретает проблема организации ухода за недееспособными и уязвимыми членами семьи (детьми младшего возраста, инвалидами, стариками). В условиях финансовой нестабильности поднимаются вопросы привлечения различных социальных агентов и разделения соответствующих забот между государством, коммерческими организациями, третьим сектором и семьей для сохранения способности семьи воспроизводить социальный капитал.
5. Становится характерным усиление интервенции государства в сферу детско-родительских отношений, перенесение значимой доли ответственности за детское благополучие с семьи на государство. В странах Европы расширяется институциональная сеть специализированных социальных служб, на которые возложена функция контроля над детско-родительскими отношениями, а инвестирование в детей стало рассматриваться как часть социальных инвестиций государства.
6. Новый поворот наметился в семейно-гендерной проблеме. Достижение гендерного равенства в семье все чаще рассматривается как равное участие мужчины и женщины в семейных делах, в воспитании детей. Другими словами, активность государства теперь направлена не на то, чтобы «вытащить» женщину из семьи и социально уравнять с мужчиной, а на то, чтобы привлечь мужчину к «женским» семейным делам1.
Вышеозначенные тенденции с некоторыми оговорками можно распространить и на Россию, которая сталкивается со схожими проблемами, а, значит, может и должна учитывать европейский опыт.
Выводы по главе:
-
Демографическая и семейная политика призваны воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения. И это позволяет нам говорить о возможности их анализа как единого целого, общей семейно-демографической политики в Российской Федерации. -
Семейно-демографическая политика формируется на стыке демографической и семейной политик и охватывает аспекты семейной и демографической политики, которые отвечают за поддержание воспроизводства населения. -
Для реализации основных целей семейно-демографической политики требуется изучение международного опыта проведения семейно-демографической (семейной) политики европейских стран. -
Современная семейно-демографическая политика Европы восходит к мерам по поддержке семей конца XIX столетия и проходит в своем развитии несколько этапов, которые приводят к формированию основных моделей социальной политики: консервативной, социал-демократической, либеральной. Каждая из них обладала своей спецификой на национальном уровне. -
Тенденции развития семейно-демографической политики европейских государств с некоторыми оговорками можно распространить и на Россию, которая сталкивается со схожими проблемами, а, значит, может и должна учитывать европейский опыт
Глава 2 Демографические процессы в России в ХХ – начале XXI вв. и процесс трансформации российских семей
2.1 Основные тенденции развития российской семьи в XX – начале XXI вв.
Демографическая ситуация в любой стране в основном определяется состоянием в котором находится семья. Ведь именно семья выполняет важнейшие социальные функции по воспроизводству и воспитанию следующего поколения. Общепризнано, что процесс социализации ребенка наиболее эффективно протекает именно в семье, вне ее он остается незавершенным, приводя к достаточно серьезным негативным последствиям как для личности, так и общества в целом.
Семья в XX столетии переживала серьезные изменения, повлиявшие как на ее структуру, так и на выполнение ей своих социальных функций. Общемировые тенденции повлияли и на развитие российской семьи, которая на протяжении всего XX в., переживала глубокие изменения, затрагивающие все стороны существования этого социального института. Они были обусловлены как закономерными сдвигами в жизни общества в ходе обновления его экономической и социальной структуры (индустриализации, урбанизации, секуляризации сознания, эмансипации женщин и детей и т.п.), так и катастрофическими, экстраординарными событиями – войнами и социальными катаклизмами, которые серьезно деформировали процесс модернизации семьи. Это обусловило противоречивость его результатов. Преодолев кризис патриархальной семьи начала ХХ века, российская семья столкнулась с новыми проблемами, в значительной степени утратив способность выполнять ряд жизненно важных функций, в ряде случаев вступила в состояние затяжного разлада с другими общественными институтами и, по существу, оказалась на пороге нового кризиса.
В отечественной науке выделяются следующие ключевые изменения, произошедшие с российской семьей в ХХ веке:
-
Раскрестьянивание семьи -
Рост доли городских семей. -
Уменьшение среднего размера семьи -
Изменение состава семьи -
Изменение процессов формирования семьи -
Перегруппировка функций семьи -
Изменение исторического типа семьи
Остановимся на них подробнее.
Двадцатый век привел к резкому изменению социального состава населения России. Если в начале века подавляющее большинство россиян составляли крестьяне, то к его концу доля крестьянских семей в России резко падает. В 1940 г. еще 54% всего экономически активного населения приходилось на долю занятых в сельском и лесном хозяйстве. Во второй половине 80-х годов доля занятых в этих отраслях опустилась ниже 20%, что соответствует сокращению доли крестьянских семей. Этими сдвигами предопределилось одно из главных изменений, происходивших с семьей: производственная деятельность ее членов – сначала мужчин, а затем и женщин – переместилась за пределы семьи, что коренным образом изменило весь образ ее жизни.
Соответственно наблюдается значительный рост числа городских семей. Уже между переписями 1926 и 1939 гг. – число городских семей увеличилось более чем вдвое, тогда как численность населения страны выросла не больше чем на 16%. В 1939 г. доля городских семей в общем числе семей составляла 34%, в 1959 г. – 48,4, в 1970 г. – 58, в 1979 г.64, в 1989 г. - 68%. В РСФСР прирост числа городских семей с 1959 по 1989 годы составил 20,7% (с 53, до 73,7%)1.
Качественные перемены в жизни семьи неотделимы от количественных. Средний размер семьи после 1939 г. заметно уменьшился. В 1939 г. он составлял 4,1 человека на семью; в 1959 г. – 3,7; в 1970 г. - 3,7; в 1979 и в 1989 гг. - 3,5 человек Сокращение среднего размера семьи объясняется значительным уменьшением доли крупных семей – с пятью и более членами. В1939 г. таких семей было более 35%, в 1959 г. их доля сократилась до 26%, в 1989 г. она составила только 18%. При этом, для РСФСР средний размер семьи был ниже, чем в среднем по Союзу (3,2 человека на семью).
Данные изменения привели к господству в стране трех основных типов семьи: классической нуклеарной, неполной нуклеарной (материнской или отцовской) и сложной (супружеская пара с детьми или без детей с одним из родителей супругов и другими родственниками). При этом прослеживалась четкая тенденция увеличения числа полных нуклеарных семей и уменьшение количества сложных.
Изменение процессов формирования семьи прослеживалось и при анализе следующих факторов:
-
Заключение и распад браков. -
Рождения детей. -
Разделение существующих семей -
Смерть их членов.
Еще в советский период наблюдаются тревожные тенденции, связанные с увеличением числа незарегистрированных браков, что выявлялось путем фиксации числа внебрачных рождений. Доля детей, родившихся вне юридического брака, увеличилась с 1980 по 1988 г, с 8,8% до 10,2%. При этом 43% родившихся вне юридического брака были зарегистрированы по совместному заявлению обоих родителей, что можно рассматривать как указание на существование фактического брака.