Файл: таблицы преступления против общественной безопасности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Посредством сокрытия от таможенного контроля, т. е. путем совершения любых действий, направленных на то, чтобы затруднить обнаружение таких товаров (предметов) либо утаить их подлинные свойства иликоличество,втомчислеприданиеоднимтоварам(предметам)вида других, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды в предметах багажа, одежды или оборудованных на транспортных средствах, используемых для перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу

Посредством недекларирования, т. е. невыполнение лицом требований права Союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле по декларированию товаров: таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара, либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре, либо таможенному органу представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации)

Недостоверное декларирование, т. е. заявление декларантом либо таможенным представителем в таможенной декларации не соответствующих действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимые для таможенных целей (например, сведения о наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Союза, о стране происхождения, о таможенной стоимости). При этом следует учитывать, что сведениями, необходимыми для таможенных целей, являются сведения, представляемые таможенным органам для принятия решения о выпуске товаров, для помещения их под избранную таможенную процедуру, исчисления и взимания таможенных платежей, либо сведения, влияющие на применение к товарам запретов или ограничений

Использование документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или иных предметах; таможенному органу в качестве основанийилиусловийдляперемещения(помещенияподтаможенную процедуру) товаров или иных предметов, указанных в ст.ст. 200.1, 200.2, 226.1, 229.2 УК РФ, могут представляться документы, содержащие недостоверные сведения, в частности, о наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, о стране происхождения, отправления, о таможенной стоимости, об описании упаковки (количество, вид, маркировка и порядковые номера)

Использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации при контрабанде является использование поддельных таможенных пломб, печатей, иных средств идентификации или подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам4

Момент окончания Контрабанда, совершенная при ввозе на таможенную территорию Союза или вывозе с этой территории товаров или иных предметов вне установленных мест (пунктов пропуска через таможенную границу) или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, является оконченным преступлением с момента фактического пересечения товарами или иными предметами таможенной границы

В тех случаях, когда при контрабанде применяются иные способы незаконного перемещения товаров или иных предметов, например недостоверное декларирование или использование документов,

102


 

 

содержащих недостоверные сведения о товарах или иных предме-

 

 

тах, контрабанда признается оконченной с момента представления

 

 

таможенному органу таможенной декларации либо иного докумен-

 

 

та, допускающего ввоз на таможенную территорию Союза или вывоз

 

 

с этой территории товаров или иных предметов, в целях их незакон-

 

 

ного перемещения через таможенную границу5

 

 

Контрабанда, совершенная путем перемещения товаров через госу-

 

 

дарственную границу окончена в момент пересечения Государствен-

 

 

ной границы Российской Федерации

Субъективная

Прямой умысел

Лицо осознает общественную опасность деяния и желает это деяние

сторона

 

совершить

 

 

Мотив и цель контрабанды не относятся к обязательным признакам

 

 

субъективной стороны преступления

Субъект

Общий

Физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста

 

Специальный

При совершении контрабанды с использованием служебного поло-

 

 

жения

Примечания. 1. При определении признаков предмета преступления требуется обращение к нормативным правовым актам, таким как: Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами», Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 964 «Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2012 г. № 923 «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об определении видов стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая 100 тыс. рублей», Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 г. № 978 «Об утверждении перечня особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей статей 226.1 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации», Основы законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденные Верховным Судом Российской Федерации 9 октября 1992 г. № 3612-1 и др. Также необходимо учитывать международные правовые акты, в том числе решения Коллегии Евразийской экономической комиссии. В некоторых случаях необходимо проведение экспертизы.

Уголовная ответственность за контрабанду стратегически важных товаров и ресурсов, а также культурных ценностей обусловлена их размером.

Всоответствии с п. 2 примечания к ст. 226.1 УК РФ крупным размером стратегически важных товаров и ресурсов признается их стоимость, превышающая 1 млн рублей. Для отдельных видов стратегически важных товаров и ресурсов, определяемых Правительством Российской Федерации, крупным размером признается их стоимость, превышающая 100 тыс. рублей.

Всоответствии с п. 4 примечания к ст. 226.1 УК РФ крупным размером культурных ценностей признается их стоимость, превышающая 100 тыс. рублей.

При определении размера стоимости незаконно перемещенных через таможенную границу либо государственную границу предметов контрабанды следует исходить из государственных регулируемых цен, если таковые установлены;

востальных случаях размер указанной стоимости определяется на основании рыночной стоимости товаров, за исключением перемещенных физическим лицом через таможенную границу товаров для личного пользования, в отношении которых используется таможенная стоимость, определяемая в соответствии с главой 49 ТК ЕАЭС. При этом необходимо принимать во внимание правовые нормы, позволяющие не учитывать ту часть стоимости незаконно перемещенных товаров, которая разрешена к перемещению без декларирования и (или) была задекларирована (например, п. 3 примечания к ст. 200.1, п. 2 примечания к ст. 200.2 УК РФ). При отсутствии сведений о цене товара его стоимость определяется на основании заключения эксперта или специалиста (О судебной практике по делам о контрабанде : Постановление Пленума ВерховногоСудаРоссийскойФедерацииот27апреля2017г.№12:текстсизм.идоп.на11июня2020г.Доступизсправ.- правовой системы «КонсультантПлюс»).

2. Деятельность Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), а также органов Сообщества с 1 января 2015 г. прекращена в связи с подписанием 29 мая 2014 г. в г. Астане Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Позднее к Договору присоединились Республика Армения (Договор о присоединении вступил в силу 2 января 2015 г.) и Кыргызская Республика (Договор о присоединении вступил в силу 12 августа 2015 г.). Таким образом, юридически таможенная граница Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС перестала существовать. Но в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2017 г. № 12 «О судебной практике по делам о контрабанде» поясняется, что с учетом положений п. 2 ст. 101 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. под используемыми в ст.ст. 200.1, 200.2,

103


226.1 и 229.1 УК РФ терминами «таможенная граница Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС» и «таможенная граница Таможенного союза» следует понимать таможенную границу ЕАЭС. Вместе с тем уголовный закон следует привести

всоответствие с реалиями.

3.Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.), решение Совета глав правительств при Межгосударственном Совете Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. № 24 «О Соглашении об обеспечении свободного и равного права пересечения физическими лицами границ государств — участников Таможенного союза и беспрепятственного перемещения ими товаров и валюты», Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о пунктах пропуска через российско-казахстанскую государственную границу от 23 декабря 1998 г.

4.О судебной практике по делам о контрабанде : Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от27апреля2017г.№ 12:текстсизм.идоп.на11июня2020г.Доступизсправ.-правовойсистемы«КонсультантПлюс».

5.О судебной практике по делам о контрабанде : Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2017 г. № 12 : текст с изм. и доп. на 11 июня 2020 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». В теории уголовного права вопрос о моменте окончания контрабанды способами, связанными с недекларированием, недостоверным декларированием либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, относится к спорным.

КВАЛИФИЦИРУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 226.1 УК РФ

Совершение контрабанды

В соответствии с примечанием к ст. 285 УК РФ должностными лицами при-

должностным лицом с ис-

знаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осу-

пользованием своего слу-

ществляющие функции представителя власти либо выполняющие органи-

жебного положения (п. «а»

зационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции

ч. 2 ст. 226.1 УК РФ)

в государственных органах, органах местного самоуправления, государствен-

 

ных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, госу-

 

дарственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных

 

предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых

 

принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или

 

муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Фе-

 

дерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

 

Использование служебного положения (способ контрабанды) для незакон-

 

ного перемещения предметов контрабанды через таможенную или государ-

 

ственную границу может заключаться как в использовании должностным

 

лицом своих служебных полномочий, так и иных возможностей, вытекаю-

 

щих из служебного положения1.

 

Совершение контрабанды должностным лицом с использованием своего

 

служебного положения квалифицируется по совокупности с преступлением,

 

предусмотренным ст. 285 УК РФ, только в случае реальной совокупности

 

преступлений

Совершение контрабанды

Применение насилия, повлекшего умышленное причинение легкого вре-

с применением насилия к

да здоровью или вреда здоровью средней тяжести охватывается п. «б» ч. 2

лицу, осуществляющему

ст. 226.1 УК РФ.

таможенный или погра-

Применение насилиякакспособсовершенияконтрабандыхарактеризуетобъ-

ничный контроль (п. «б»

ективную сторону преступления, что означает применение насилия к лицу,

ч. 2 ст. 226.1 УК РФ)

осуществляющему контроль, в процессе перемещения предметов контрабан-

 

ды через таможенную или государственную границу исполнителем (исполни-

 

телями) преступления.

 

В соответствии со ст. 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль осуществляют

 

должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение

 

таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функци-

 

ональными) обязанностями. Пограничный контроль осуществляют органы

 

пограничного контроля, к которым относятся соединения, воинские части

 

(отдельные отряды пограничного контроля, отряды пограничного контроля,

 

отдельные контрольно-пропускные пункты) и подразделения (контрольно-

 

пропускные пункты, отделения пограничного контроля и посты погранично-

 

го контроля) Пограничной службы Российской Федерации2

104


Содействие пограничным органам федеральной службы безопасности в охране Государственной границы Российской Федерации оказывают войска национальной гвардии Российской Федерации3, а также полиция, сотрудники которой могут участвовать в осуществлении контроля за соблюдением пограничного режима4.

Следовательно, к лицам, осуществляющим пограничный контроль, относятся военнослужащие пограничных органов, военнослужащие национальной гвардии, а также сотрудники полиции, непосредственно осуществляющие контрольные мероприятия или участвующие в их осуществлении

Контрабанда, совершен- Вслучаепризнанияконтрабандысовершеннойорганизованнойгруппойдей- ная организованной груп- ствия всех ее членов, принимавших участие в подготовке или в совершении пой (ч. 3 ст. 226.1 УК РФ) этого преступления, независимо от их фактической роли следует квалифицировать по ч. 3 ст. 226.1 УК РФ без ссылки на ст. 33 УК РФ (например, одни участники организованной группы приобретали товар или иные предметы, другие — незаконно их перемещали через таможенную границу, третьи —

руководили указанными действиями)5

Примечания. 1. Например, П. и С., используя свои должностные полномочия и служебное положение вопреки интересам службы, обеспечивали беспрепятственное размещение, нахождение членов преступного сообщества (преступной организации) и преступную деятельность на территории таможенного поста и СВХ (зона таможенного контроля), обеспечивали беспрепятственный выпуск в свободное обращение товаров по заведомо поддельным коммерческим документам, руководили на таможенном посту действиями участников организованной преступной группы и контролировали их, выполняли иные необходимые преступные действия согласно отведенной им организаторами преступного сообщества роли (Кассационное определение Верховного Суда Российской Федерации от 10 мая 2007 г. № 39-007-1. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс»).

2.Об утверждении Положения об органах пограничного контроля Пограничной службы Российской Федерации : приказ Федеральной Пограничной службы Российской Федерации от 11 сентября 2000 г. № 455. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3.О войсках национальной гвардии Российской Федерации : Федеральный закон Российской Федерации от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ : текст с изм. и доп. на 31 июля 2020 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4.О полиции : Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ : текст с изм. и доп. на 6 февраля 2020 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5.О судебной практике по делам о контрабанде : Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2017 г. № 12 : текст с изм. и доп. на 11 июня 2020 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 226.1 УК РФ

Совершение

контра-

Использование при совершении контрабанды официального поддельного докумен-

банды с использова-

та или печати относится к способу совершения преступления и не требует допол-

нием поддельных до-

нительной квалификации по ст. 327 УК РФ. Но подделка официального документа

кументов

 

 

или печати составом контрабанды не охватывается. Если лицо использует под-

 

 

 

деланный им же официальный документ или печать, содеянное квалифицируется

 

 

 

по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 327 УК РФ и ст. 226.1 УК РФ

Последовательное

В тех случаях, когда незаконное перемещение предмета контрабанды осуществле-

незаконное

переме-

нопоследовательнонетолькочерезтаможеннуюграницу,ноичерезгосударствен-

щение товаров

через

ную границу, содеянное квалифицируется как одно преступление при наличии

таможенную

и

госу-

единого умысла на совершение указанных действий.

дарственную границы

Если у лица, совершившего контрабанду через таможенную границу, в дальней-

 

 

 

шем возник умысел на перемещение этих же предметов через государственную

 

 

 

границу, содеянное образует совокупность преступлений

Соотношение контра- Если лицо наряду с незаконным перемещением через таможенную границу либо бандыипреступлений, через государственную границу предметов, перечисленных в ст. 226.1 УК РФ, со- связанных с незакон- вершает умышленное противоправное деяние, связанное с незаконным оборотом ным оборотом пред- этих предметов, в том числе их перевозку или пересылку, содеянное квалифици- метов, запрещенных руется по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 226.1 УК РФ и соот- к обороту или оборот ветствующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации (в частности,

которых ограничен ст.ст. 218, 220, 222, 222.1, 234, 355 УК РФ)

105


Квалификация

дей-

С позиций Верховного Суда Российской Федерации получатель международного

ствий

получателя

почтового отправления, содержащего предметы контрабанды, если он, в частно-

международных

по-

сти, приискал, осуществил заказ, оплатил, предоставил свои персональные данные,

чтовых отправлений,

адрес, предусмотрел способы получения и (или) сокрытия заказанного товара, под-

содержащих предме-

лежит ответственности как исполнитель контрабанды.

ты контрабанды

 

Эта позиция вызывает определенные сомнения, поскольку получатель между-

 

 

 

народного почтового отправления не принимает непосредственного участия в

 

 

 

действиях, образующих объективную сторону преступления (перемещение пред-

 

 

 

мета контрабанды через государственную или таможенную границу). Все пере-

 

 

 

численные выше действия совершаются либо до начала перемещения предметов

 

 

 

контрабанды через таможенную или государственную границу, либо после за-

 

 

 

вершения перемещения (перемещение международного почтового отравления

 

 

 

признается оконченным преступлением не с момента получения адресатом, а в

 

 

 

момент поступления на таможенную территорию). Поэтому представляется, что

 

 

 

действия получателя почтового отправления подлежат квалификации как пособ-

 

 

 

ничество в совершении контрабанды

ПИРАТСТВО (СТ. 227 УК РФ)1

Объект

Основной

непосред-

Общественная безопасность в сфере функционирования мор-

 

ственный

 

ских и речных судов2

 

Дополнительный

Общественные отношения, обеспечивающие безопасность соб-

 

 

 

ственности, жизни, здоровья человека

 

Предмет

 

Морское или речное судно3 (корабли, катера, яхты и др.)

Объективная

Нападение

на морское

Под нападением следует понимать действия, направленные

сторона

или речное судно

на достижение преступного результата путем применения на-

 

 

 

силия над потерпевшим либо создания реальной угрозы его не-

 

 

 

медленного применения4.

 

 

 

Таким образом, термин «нападение» в ст. 227 УК РФ означает

 

 

 

совершение действий, направленных на завладение чужим иму-

 

 

 

ществом (в том числе, самим морским или речным судном), пу-

 

 

 

тем применения насилия над потерпевшими (членами экипажа,

 

 

 

пассажирами и т. д.) либо создания реальной угрозы немедлен-

 

 

 

ного применения насилия (пиратским нападением будет, напри-

 

 

 

мер, взятие судна на абордаж, обстрел судна для его захвата,

 

 

 

установления над ним контроля и т. д.).

 

 

 

Примененныевцеляхзавладениячужимимуществомвходепи-

 

 

 

ратскогонападениянасилие,неопасноедляжизниилиздоровья

 

 

 

человека5, истязание, умышленное причинение легкого и сред-

 

 

 

ней тяжести вреда здоровью, умышленное причинение тяжкого

 

 

 

вреда здоровью без отягчающих обстоятельств, а также угроза

 

 

 

применения любого насилия охватываются ч. 1 ст. 227 УК РФ

 

 

 

и дополнительной квалификации по ч. 1 ст. 111, ст.ст. 112, 115,

 

 

 

116, 116.1, 117 и 119 УК РФ не требуют.

 

 

 

Действия лица, умышленно причинившего в процессе пират-

 

 

 

ского нападения тяжкий вред здоровью потерпевшего лица, что

 

 

 

повлекло по неосторожности его смерть, при отсутствии других

 

 

 

квалифицирующих признаков следует квалифицировать по со-

 

 

 

вокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 227 и ч. 4

 

 

 

ст. 111 УК РФ

 

Способ

 

Применение насилия либо угроза его применения

 

Основной состав пират-

Юридически окончен с момента нападения на морское или реч-

 

ства (ч. 1 ст. 227 УК РФ)

ное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенного

 

по конструкции являет-

с применением насилия либо с угрозой его применения, независи-

 

ся усеченным

мо от того, удалось ли нападавшим завладеть чужим имуществом

106