Файл: Филаткин К.М. Радиометрист штурманский учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УСЛОВНЫЕ

БЕРЕГОВАЯ ЛИНИЯ ДОСТОВЕРНАЯ

БЕРЕГОВАЯ ЛИНИЯ НЕДОСТОВЕРНАЯ

БЕРЕГ

СКАЛИСТЫЙ

БЕРЕГ ОБРЫВИСТЫЙ С ПЛЯЖАМИ

БЕРЕГ ОБРЫВИСТЫЙ БЕЗ ПЛЯЖА

БЕРЕГ

ПЕСЧАНЫЙ

БЕРЕГ

КАМЕНИСТЫЙ

БЕРЕГ

ГЛИНИСТЫЙ

 

 

БЕРЕГ

 

 

ОПАСНЫЙ

 

 

БЕРЕГ

.1)

L

ССУШНОЙ

;<АМЕНЬ

НАДВОДНЫЙ

ф 5 м

Т

КАМЕНЬ ПОДВОДНЫЙ С

:Х ;Юм »

УКАЗАНИЕМ ГЛУБИНЫ

НАЛ НИМ____________

КАМЕНЬ ОСЫХАЮ-

+ФФ ЩНЙ И БУРУН фпс dxiс ПОЛОЖЕНИЕ

©П С СОМНИТЕЛЬНОЕ

®C C 0 C C СУЩЕСТВОВАНИЕ

СО/ИНИТЕЛЬНОЕ

ОБОЗНАЧЕНИЯ НА МОРСКИХ КАРТА У

 

 

ОСТРОВА,‘НЕ ВЫРАЖАЮ­

 

 

ЩИЕСЯ в м а с ш т а б е

/•24

ПОДВОДНЫЕ

 

 

ПРЕПЯТСТВИЯ

< ?.}

 

 

 

 

 

SATOHVBUEE СУДНО С

 

 

ГЛУ6ИМОИ НАД МИ/И

 

 

БОАСЕ 16 М И Р О В

 

 

ЗАТОНУВШЕЕ СУДНО С

 

 

ЧАСТЯМИ НАД &0ДОЙ

£

£

якорнье стоян к и ,

НЮЕОРУДОВДННЫЙ РЕЙД

 

 

ПОДВОДНЫЙ

 

 

КАБЕЛЬ

 

 

 

СПОРНЫЕ

ТЕЧЕНИЯ,

 

 

ТОЛЧЕЯ.

СУЛОИ

<Р Ф

ВОДОВОРОТ

ВУЛКАРОШКИЕПРО­

\

I /

 

 

ЯВЛЕНI (ШСИНЫ:)

ВОДОРОСЛИ

АБАКАН ИЛИ БУЙ БУИ, БАКАН С

АТОПОВОЙ ФИГУРОЙОСВЕЩАЕМЫЙ

jffiL БУЙ, БАКАН

1- ШВАРТОВЫЕ

2- ОГРАЖДАЮЩИЕ

сЬ

уулт

ь и

M i

т т

4 6 ,

20 125

W

ПЛАВУНИИ

МАЯК

МОРСКОЙ КАНАЛ й ЕГО ОГРАЖДЕНИЯ.

СЕВЕРНАЯ ВЕКИ ЮЖНАЯ

ЗАПАДНАЯ ВЕХИ ВОСТОЧНАЯ

КРЕСТОВАЯ ВЕХА

ПХТОЯНИОЕ

ТЕЧЕНИЕ

п ри л и во -о тл и вн ы е

ТЕЧЕНИЯ

ГЛУБИНЫ

ГЛУБИНА

НЕДОСТОВЕРНАЯ

С Т А М У Х А

СТВОР ЗНАКОВ

СТВОР о г н е й

РЫБОЛОВНЫЕ

СЕТИ

ТУМАННЫЕ СТАНЦИИ ПОДВОДНЫЕ

ПРИСТАНЬ

Рис, 6. Морская карта и условные обозначения на пей

любую из них. При проходе таких мест рекомендуется включать эхолот, либо заранее высылать для проверки данного места промерную партию.

20


Отличительные глубины — места со значительно меньшей глубиной, но безопасные для плавания, распо­ ложенные среди больших глубин. Такое место отмеча­ ется на карте кружком из точек. Оно может служить для опознания места корабля по глубинам во время тумана или в пасмурную погоду, когда не видно бере­ говых знаков.

Грунты на картах обозначаются в сокращенном ви­ де. Например, буква «П» обозначает песок, буквы «КП» — крупный песок, «МП» — мелкий песок, «К»— камень, «И» — ил, «Р» — ракушка и т. д.

Камни, подводные и надводные, обозначаются го­ ризонтальной черточкой с перпендикулярно проведенной другой черточкой вниз или вверх. Если камень надвод­ ный, то черточка идет вверх, если подводный вниз.

Морская карта ограничивается со всех четырех сто­ рон рамкой с нанесенными делениями. На правой и ле­ вой вертикальных сторонах рамки нанесены деления широты, как правило, через одну минуту. Десятки ми­ нут и целые градусы напечатаны сбоку у внешней сто­ роны рамки. В северном полушарии на картах увеличе­ ние широты идет вверх, в южном полушарии — вниз.

На горизонтальных сторонах рамки даны деления долготы. Счет долгот ведется от начального меридиана (Гринвичского). При работе на карте необходимо уметь решать следующие основные задачи.

Задача 1. Снять с карты широту и долготу заданной точки. Для снятия шпроты и долготы места какой-либо точки с карты пользуются параллельной линейкой и циркулем. Перемещая линейку параллельно параллели, подводим другой срез линейки к заданной точке так, чтобы этот срез захватил правую или левую вертикаль­ ную рамку карты, на которой и читаем искомую широ­ ту. Не снимая линейки, по ее срезу циркулем измеряем отрезок, лежащий между заданной точкой и ближай­ шим меридианом. Полученный раствор циркуля пере­ носим по этому меридиану к горизонтальной рамке кар­ ты и снимаем отсчет искомой долготы. Снятым широте и долготе приписывается наименование северной или южной, восточной или западной в зависимости от по­ лушария, к которому относится данная точка.

Задача 2. Нанести на карту точку по заданной широ­ те и долготе. На боковой рамке карты находим задан­

21

ную широту и, приложив один из срезов параллельной линейки к ближайшей параллели, перемещаем линейку до тех пор, пока она не придет на боковой рамке к за­ данной широте. На горизонтальной рамке, верхней или нижней, находим заданную долготу. Затем циркулем измеряем отрезок от этой долготы на горизонтальной рамке до ближайшего меридиана, а полученный раст­ вор циркуля переносим к срезу лежащей линейки и от­ кладываем от того же меридиана и в ту же сторону. Делая легкий накол циркулем на карте, получаем иско­ мую точку с заданными координатами. Эту работу мож­ но выполнить при помощи либо одной линейки, либо од­ ного циркуля.

Задача 3. Измерить расстояние между двумя точ­ ками. На меркаторской карте масштаб изменяется с шпротой. Поэтому при намерении расстояния, снимая его величину в милях циркулем с боковой рамки, необ­ ходимо к ней прикладывать циркуль в той же широте, в какой находится измеряемое расстояние.

Таким образом, для измерения расстояния на карте прикладываем концы ножек раздвинутого циркуля к двум заданным точкам. Не меняя угла раствора ножек циркуля, переносим его на боковую рамку, по которой делаем отсчет в милях расстояния, по возможное™ в той же широте.

Задача 4. Проложить от заданной точки на карте истинный курс или истинный пеленг. Накладываем тран­ спортир на ближайший к заданной точке меридиан так, чтобы черточка транспортира на внутренней кромке его линейки находилась точно на меридиане. Затем пово­ рачиваем транспортир и совмещаем отсчет по его дуге, соответствующий заданному направлению (курс или пеленг), с этим же меридианом. Прикладываем к транс­ портиру параллельную линейку и, передвигая ее, пере­ носим полученное направление в заданную точку и про­ водим карандашом линию в надлежащую сторону. Проводя линию, надо учитывать, что надписи делений на транспортире нанесены так, что верхние цифры соот­ ветствуют направлениям, идущим вверх по карте от за­ данной точки, а нижние — вниз.

Задача 5. Определить направление проложенной по карте линии. Эта задача решается обратно предыду­ щей.

22


Рис. 7. Прокладка пути
. корабля

§ 3. Способы ведения прокладки

Важным условием безопасного плавания является непрерывное и тщательное нанесение на карту пути движения корабля. Необходимо в каждый момент вре­ мени точно знать место корабля и иметь возможность ориентироваться по карте в окружающей обстановке, знать расположение относительно корабля надводных и подводных опасностей, иметь представление о маяках, ко­ торые могут быть видимы с корабля.

После съемки корабля с якоря на нем начинают ве­ сти прокладку. Прокладка (рис. 7) ведется от началь­ ной точки, которая опреде­ ляется на карте по берего­ вым предметам,створам или другим знакам. При нахож­ дении корабля в начальной точке засекается время по корабельным часам с точ­ ностью до 1 мин. После вы­ хода корабля на свободную воду включается лаг и заме­ чается полный его отсчет. Около начальной точки на карте делается надпись в виде дроби, в числителе ко­ торой пишется время по ча­

сам с точностью до одной минуты, а в знаменателе — показание на данный момент лага с точностью до одной десятой мили.

От начальной точки прокладывается истинный курс, по которому затем каждый час откладывают пройден­ ное по лагу расстояние. Проложенный на карте истин­ ный курс переводится в компасный и задается рулево­ му. При наличии на корабле гироскопического и магнит­ ного компасов замечаются курсы по каждому из них.

При изменении курса в момент поворота корабля за­ мечают этот момент по часам и отсчет лага. По отсче­ ту лага наносят точку поворота корабля, пишут около

23

нее время и отсчет лага и из этой точки прокладывают новый истинный курс корабля. Все данные прокладки записываются в специальный навигационный журнал так, чтобы по ним всегда можно было восстановить пол­ ностью прокладку корабля.

Рулевой не может точно удержать корабль па за­ данном ему по компасу курсу, а несколько отклоняется от курса в обе стороны. На этом основании счислимое место никогда не является точным, и при каждой воз­ можности место -корабля на карте нужно проверять по береговым предметам, которые обозначены на карте.

Определение места'корабля по береговым предметам называется н а в и г а ц и о н н ы м и о б с е р в а ц и я м и.

Способы навигационных обсерваций основаны на из­ мерении углов между предметами, наблюдении их пе­ ленгов, измерении расстояний до предметов.

Существует ряд способов получения обсерваций: ви­ зуальный; по радиомаякам; с помощью импульсных и фазовых радионавигационных систем; с помощью ра­ диолокационных или гидроакустических станций; по глубинам, измеренным эхолотом.

Определение места корабля визуальным способом молено произвести: по двум горизонтальным углам; по одновременно измеренным пеленгам нескольких ориен­ тиров; по расстояниям; по разновременно измеренным пеленгам одного или нескольких ориентиров; комбини­ рованным способом (пеленг—расстояние и т. д.).

При определении места корабля по радиопеленгам круговых радиомаяков первоначально необходимо оп­ ределить ортодромическую поправку.

При подготовке к измерениям радиопеленгов следу­ ет, пользуясь пособием «Радиотехнические средства на­ вигационного оборудования», наметить радиомаяки для пеленгования и выбрать основные данные о каждом из них. Затем включить и настроить радиопеленгатор. За­ мерить пеленги на каждый из выбранных радиомаяков. При взятии пеленга на радиомаяк необходимо записы­ вать радиодевиацию. После взятия пеленгов сразу лее необходимо записать момент времени и отсчет лага. Рекомендуется засечь этот момент для среднего вре­ мени взятия пеленгов.

Для прокладки линий положения и отыскания обсервованного места необходимо истинные радиопеленги

24


расчетным путем перевести -в локсодромии. Последние рассчитываются по формуле •

ЛокП=ИРП-РГ.

§4. Дрейф, снос и их учет при ведении прокладки

Вморе корабль всегда подвержен воздействию вет­ ра, течения или того и другого одновременно. Ветер мо­ жет отклонить корабль с курса, уменьшить или увели­ чить его скорость. Точно так же на корабль влияет и течение.

Дрейфом называется отклонение корабля с линии его курса под влиянием ветра и волны. Величиной пли углом дрейфа называется угол между диаметральной плоскостью корабля и кильватерной струей. Принято

считать при определении направления ветра,

что он

дует всегда в компас. Под влиянием ветра

корабль

дрейфует под ветер. При этом направление диаметраль­ ной плоскости корабля остается в прежнем положении, курс — неизменным.

При плавании корабля направления ветра опреде­ лить просто, а силу ветра н волнения либо выбирают по таблице, если такие есть, либо определяют примерно. Для алгебраического решения задачи необходимо уста­ новить знак угла дрейфа. Под действием ветра корабль может сноситься либо влево, либо вправо в зависимо­ сти от направления ветра и курса корабля. Дрейфу ле­ вого галса приписывается знак плюс, а дрейфу правого галса — знак минус.

Горизонтальное перемещение водных масс называ­ ется течением. Течения подразделяются на постоянные, приливно-отливные, случайные или ветровые. Направ­ ление течения на картах указывается в румбах или гра­ дусах в сторону, куда перемещается масса воды, образ­ но говоря, «течение идет из компаса». Все, что находит­ ся в перемещающемся слое воды, будет смещаться вме­ сте с водой по направлению течения и со скоростью те­ чения. Это явление называется сносом и должно учи­ тываться при прокладке. Корабль, идущий каким-либо курсом с определенной скоростью, в районе действия течения будет совершать два движения: поступательное, сообщаемое ему силой двигателей, и смещение в сто­

рону действия течения. При этом диаметральная пло­ скость корабля и линия пути не будут совпадать. Угол между линией курса и линией пути называется углом сноса р. Если течение действует в левый бор г, то угол сноса будет с плюсом, в правый борт — с минусом. Следовательно, путь равен алгебраической сумме истин­ ного курса п угла сноса

ПУ=ИК+(±р).

Р а з д е л II. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ

ИРАДИОЛОКАЦИИ

Глава I. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ

§1. Постоянный электрический ток

Отрасль науки и техники, занимающаяся вопросами производства, передачи, распределения п использования электрической энергии, называется электротехникой.

Электрическим током называется направленное дви­ жение зарядов в проводниках или ионов в жидкостях. Электрический ток возникает под действием электродви­ жущей силы, создаваемой источником тока. Замкнутый контур, по которому проходит электрический ток, назы­ вается электрической цепыо. Простейшая электрическая цепь включает в себя источник электрической энергии; потребитель электрической энергии; провода, соединяю­ щие потребитель с источником.

В электрическую цепь включают также измеритель­ ные приборы и защитную аппаратуру. Цепь, включаю­ щая в себя все основные элементы, называется полной. Часть цепи, не включающая в свой состав источник электрической энергии, называется внешней цепыо. Внешнюю цепь можно разбить на ряд произвольных участков. Каждый из таких участков называется участ­ ком внешней цепи. Условно принято считать, что во внешней цепи ток направлен от положительного полюса источника к отрицательному. Любой источник электри­ ческой энергии характеризуется величиной электродви­ жущей силы, которую, он может создать для обеспече-

26