Файл: Филаткин К.М. Радиометрист штурманский учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.06.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
УСЛОВНЫЕ
БЕРЕГОВАЯ ЛИНИЯ ДОСТОВЕРНАЯ
БЕРЕГОВАЯ ЛИНИЯ НЕДОСТОВЕРНАЯ
БЕРЕГ
СКАЛИСТЫЙ
БЕРЕГ ОБРЫВИСТЫЙ С ПЛЯЖАМИ
БЕРЕГ ОБРЫВИСТЫЙ БЕЗ ПЛЯЖА
БЕРЕГ
ПЕСЧАНЫЙ
БЕРЕГ
КАМЕНИСТЫЙ
БЕРЕГ
ГЛИНИСТЫЙ
|
|
БЕРЕГ |
|
|
ОПАСНЫЙ |
|
|
БЕРЕГ |
.1) |
L |
ССУШНОЙ |
;<АМЕНЬ |
||
НАДВОДНЫЙ |
||
ф 5 м |
Т |
КАМЕНЬ ПОДВОДНЫЙ С |
:Х ;Юм » |
УКАЗАНИЕМ ГЛУБИНЫ |
|
НАЛ НИМ____________ |
КАМЕНЬ ОСЫХАЮ-
+ФФ ЩНЙ И БУРУН фпс dxiс ПОЛОЖЕНИЕ
©П С СОМНИТЕЛЬНОЕ
®C C 0 C C СУЩЕСТВОВАНИЕ
СО/ИНИТЕЛЬНОЕ
ОБОЗНАЧЕНИЯ НА МОРСКИХ КАРТА У
|
|
ОСТРОВА,‘НЕ ВЫРАЖАЮ |
||
|
|
ЩИЕСЯ в м а с ш т а б е |
||
/•24 |
ПОДВОДНЫЕ |
|||
|
|
ПРЕПЯТСТВИЯ |
||
< ?.} |
|
|
|
|
|
|
SATOHVBUEE СУДНО С |
||
|
|
ГЛУ6ИМОИ НАД МИ/И |
||
|
|
БОАСЕ 16 М И Р О В |
||
|
|
ЗАТОНУВШЕЕ СУДНО С |
||
|
|
ЧАСТЯМИ НАД &0ДОЙ |
||
£ |
£ |
якорнье стоян к и , |
||
НЮЕОРУДОВДННЫЙ РЕЙД |
||||
|
|
ПОДВОДНЫЙ |
||
|
|
КАБЕЛЬ |
|
|
|
|
СПОРНЫЕ |
ТЕЧЕНИЯ, |
|
|
|
ТОЛЧЕЯ. |
СУЛОИ |
|
<Р Ф |
ВОДОВОРОТ |
|||
ВУЛКАРОШКИЕПРО |
||||
\ |
I / |
|||
|
|
ЯВЛЕНI (ШСИНЫ:) |
ВОДОРОСЛИ
АБАКАН ИЛИ БУЙ БУИ, БАКАН С
АТОПОВОЙ ФИГУРОЙОСВЕЩАЕМЫЙ
jffiL БУЙ, БАКАН
1- ШВАРТОВЫЕ
2- ОГРАЖДАЮЩИЕ
сЬ
уулт
ь и
M i
т т
4 6 ,
20 125
W
ПЛАВУНИИ
МАЯК
МОРСКОЙ КАНАЛ й ЕГО ОГРАЖДЕНИЯ.
СЕВЕРНАЯ ВЕКИ ЮЖНАЯ
ЗАПАДНАЯ ВЕХИ ВОСТОЧНАЯ
КРЕСТОВАЯ ВЕХА
ПХТОЯНИОЕ
ТЕЧЕНИЕ
п ри л и во -о тл и вн ы е
ТЕЧЕНИЯ
ГЛУБИНЫ
ГЛУБИНА
НЕДОСТОВЕРНАЯ
С Т А М У Х А
СТВОР ЗНАКОВ
СТВОР о г н е й
РЫБОЛОВНЫЕ
СЕТИ
ТУМАННЫЕ СТАНЦИИ ПОДВОДНЫЕ
ПРИСТАНЬ
Рис, 6. Морская карта и условные обозначения на пей
любую из них. При проходе таких мест рекомендуется включать эхолот, либо заранее высылать для проверки данного места промерную партию.
20
Отличительные глубины — места со значительно меньшей глубиной, но безопасные для плавания, распо ложенные среди больших глубин. Такое место отмеча ется на карте кружком из точек. Оно может служить для опознания места корабля по глубинам во время тумана или в пасмурную погоду, когда не видно бере говых знаков.
Грунты на картах обозначаются в сокращенном ви де. Например, буква «П» обозначает песок, буквы «КП» — крупный песок, «МП» — мелкий песок, «К»— камень, «И» — ил, «Р» — ракушка и т. д.
Камни, подводные и надводные, обозначаются го ризонтальной черточкой с перпендикулярно проведенной другой черточкой вниз или вверх. Если камень надвод ный, то черточка идет вверх, если подводный вниз.
Морская карта ограничивается со всех четырех сто рон рамкой с нанесенными делениями. На правой и ле вой вертикальных сторонах рамки нанесены деления широты, как правило, через одну минуту. Десятки ми нут и целые градусы напечатаны сбоку у внешней сто роны рамки. В северном полушарии на картах увеличе ние широты идет вверх, в южном полушарии — вниз.
На горизонтальных сторонах рамки даны деления долготы. Счет долгот ведется от начального меридиана (Гринвичского). При работе на карте необходимо уметь решать следующие основные задачи.
Задача 1. Снять с карты широту и долготу заданной точки. Для снятия шпроты и долготы места какой-либо точки с карты пользуются параллельной линейкой и циркулем. Перемещая линейку параллельно параллели, подводим другой срез линейки к заданной точке так, чтобы этот срез захватил правую или левую вертикаль ную рамку карты, на которой и читаем искомую широ ту. Не снимая линейки, по ее срезу циркулем измеряем отрезок, лежащий между заданной точкой и ближай шим меридианом. Полученный раствор циркуля пере носим по этому меридиану к горизонтальной рамке кар ты и снимаем отсчет искомой долготы. Снятым широте и долготе приписывается наименование северной или южной, восточной или западной в зависимости от по лушария, к которому относится данная точка.
Задача 2. Нанести на карту точку по заданной широ те и долготе. На боковой рамке карты находим задан
21
ную широту и, приложив один из срезов параллельной линейки к ближайшей параллели, перемещаем линейку до тех пор, пока она не придет на боковой рамке к за данной широте. На горизонтальной рамке, верхней или нижней, находим заданную долготу. Затем циркулем измеряем отрезок от этой долготы на горизонтальной рамке до ближайшего меридиана, а полученный раст вор циркуля переносим к срезу лежащей линейки и от кладываем от того же меридиана и в ту же сторону. Делая легкий накол циркулем на карте, получаем иско мую точку с заданными координатами. Эту работу мож но выполнить при помощи либо одной линейки, либо од ного циркуля.
Задача 3. Измерить расстояние между двумя точ ками. На меркаторской карте масштаб изменяется с шпротой. Поэтому при намерении расстояния, снимая его величину в милях циркулем с боковой рамки, необ ходимо к ней прикладывать циркуль в той же широте, в какой находится измеряемое расстояние.
Таким образом, для измерения расстояния на карте прикладываем концы ножек раздвинутого циркуля к двум заданным точкам. Не меняя угла раствора ножек циркуля, переносим его на боковую рамку, по которой делаем отсчет в милях расстояния, по возможное™ в той же широте.
Задача 4. Проложить от заданной точки на карте истинный курс или истинный пеленг. Накладываем тран спортир на ближайший к заданной точке меридиан так, чтобы черточка транспортира на внутренней кромке его линейки находилась точно на меридиане. Затем пово рачиваем транспортир и совмещаем отсчет по его дуге, соответствующий заданному направлению (курс или пеленг), с этим же меридианом. Прикладываем к транс портиру параллельную линейку и, передвигая ее, пере носим полученное направление в заданную точку и про водим карандашом линию в надлежащую сторону. Проводя линию, надо учитывать, что надписи делений на транспортире нанесены так, что верхние цифры соот ветствуют направлениям, идущим вверх по карте от за данной точки, а нижние — вниз.
Задача 5. Определить направление проложенной по карте линии. Эта задача решается обратно предыду щей.
22
§ 3. Способы ведения прокладки
Важным условием безопасного плавания является непрерывное и тщательное нанесение на карту пути движения корабля. Необходимо в каждый момент вре мени точно знать место корабля и иметь возможность ориентироваться по карте в окружающей обстановке, знать расположение относительно корабля надводных и подводных опасностей, иметь представление о маяках, ко торые могут быть видимы с корабля.
После съемки корабля с якоря на нем начинают ве сти прокладку. Прокладка (рис. 7) ведется от началь ной точки, которая опреде ляется на карте по берего вым предметам,створам или другим знакам. При нахож дении корабля в начальной точке засекается время по корабельным часам с точ ностью до 1 мин. После вы хода корабля на свободную воду включается лаг и заме чается полный его отсчет. Около начальной точки на карте делается надпись в виде дроби, в числителе ко торой пишется время по ча
сам с точностью до одной минуты, а в знаменателе — показание на данный момент лага с точностью до одной десятой мили.
От начальной точки прокладывается истинный курс, по которому затем каждый час откладывают пройден ное по лагу расстояние. Проложенный на карте истин ный курс переводится в компасный и задается рулево му. При наличии на корабле гироскопического и магнит ного компасов замечаются курсы по каждому из них.
При изменении курса в момент поворота корабля за мечают этот момент по часам и отсчет лага. По отсче ту лага наносят точку поворота корабля, пишут около
23
нее время и отсчет лага и из этой точки прокладывают новый истинный курс корабля. Все данные прокладки записываются в специальный навигационный журнал так, чтобы по ним всегда можно было восстановить пол ностью прокладку корабля.
Рулевой не может точно удержать корабль па за данном ему по компасу курсу, а несколько отклоняется от курса в обе стороны. На этом основании счислимое место никогда не является точным, и при каждой воз можности место -корабля на карте нужно проверять по береговым предметам, которые обозначены на карте.
Определение места'корабля по береговым предметам называется н а в и г а ц и о н н ы м и о б с е р в а ц и я м и.
Способы навигационных обсерваций основаны на из мерении углов между предметами, наблюдении их пе ленгов, измерении расстояний до предметов.
Существует ряд способов получения обсерваций: ви зуальный; по радиомаякам; с помощью импульсных и фазовых радионавигационных систем; с помощью ра диолокационных или гидроакустических станций; по глубинам, измеренным эхолотом.
Определение места корабля визуальным способом молено произвести: по двум горизонтальным углам; по одновременно измеренным пеленгам нескольких ориен тиров; по расстояниям; по разновременно измеренным пеленгам одного или нескольких ориентиров; комбини рованным способом (пеленг—расстояние и т. д.).
При определении места корабля по радиопеленгам круговых радиомаяков первоначально необходимо оп ределить ортодромическую поправку.
При подготовке к измерениям радиопеленгов следу ет, пользуясь пособием «Радиотехнические средства на вигационного оборудования», наметить радиомаяки для пеленгования и выбрать основные данные о каждом из них. Затем включить и настроить радиопеленгатор. За мерить пеленги на каждый из выбранных радиомаяков. При взятии пеленга на радиомаяк необходимо записы вать радиодевиацию. После взятия пеленгов сразу лее необходимо записать момент времени и отсчет лага. Рекомендуется засечь этот момент для среднего вре мени взятия пеленгов.
Для прокладки линий положения и отыскания обсервованного места необходимо истинные радиопеленги
24
расчетным путем перевести -в локсодромии. Последние рассчитываются по формуле •
ЛокП=ИРП-РГ.
§4. Дрейф, снос и их учет при ведении прокладки
Вморе корабль всегда подвержен воздействию вет ра, течения или того и другого одновременно. Ветер мо жет отклонить корабль с курса, уменьшить или увели чить его скорость. Точно так же на корабль влияет и течение.
Дрейфом называется отклонение корабля с линии его курса под влиянием ветра и волны. Величиной пли углом дрейфа называется угол между диаметральной плоскостью корабля и кильватерной струей. Принято
считать при определении направления ветра, |
что он |
дует всегда в компас. Под влиянием ветра |
корабль |
дрейфует под ветер. При этом направление диаметраль ной плоскости корабля остается в прежнем положении, курс — неизменным.
При плавании корабля направления ветра опреде лить просто, а силу ветра н волнения либо выбирают по таблице, если такие есть, либо определяют примерно. Для алгебраического решения задачи необходимо уста новить знак угла дрейфа. Под действием ветра корабль может сноситься либо влево, либо вправо в зависимо сти от направления ветра и курса корабля. Дрейфу ле вого галса приписывается знак плюс, а дрейфу правого галса — знак минус.
Горизонтальное перемещение водных масс называ ется течением. Течения подразделяются на постоянные, приливно-отливные, случайные или ветровые. Направ ление течения на картах указывается в румбах или гра дусах в сторону, куда перемещается масса воды, образ но говоря, «течение идет из компаса». Все, что находит ся в перемещающемся слое воды, будет смещаться вме сте с водой по направлению течения и со скоростью те чения. Это явление называется сносом и должно учи тываться при прокладке. Корабль, идущий каким-либо курсом с определенной скоростью, в районе действия течения будет совершать два движения: поступательное, сообщаемое ему силой двигателей, и смещение в сто
рону действия течения. При этом диаметральная пло скость корабля и линия пути не будут совпадать. Угол между линией курса и линией пути называется углом сноса р. Если течение действует в левый бор г, то угол сноса будет с плюсом, в правый борт — с минусом. Следовательно, путь равен алгебраической сумме истин ного курса п угла сноса
ПУ=ИК+(±р).
Р а з д е л II. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ
ИРАДИОЛОКАЦИИ
Глава I. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ
§1. Постоянный электрический ток
Отрасль науки и техники, занимающаяся вопросами производства, передачи, распределения п использования электрической энергии, называется электротехникой.
Электрическим током называется направленное дви жение зарядов в проводниках или ионов в жидкостях. Электрический ток возникает под действием электродви жущей силы, создаваемой источником тока. Замкнутый контур, по которому проходит электрический ток, назы вается электрической цепыо. Простейшая электрическая цепь включает в себя источник электрической энергии; потребитель электрической энергии; провода, соединяю щие потребитель с источником.
В электрическую цепь включают также измеритель ные приборы и защитную аппаратуру. Цепь, включаю щая в себя все основные элементы, называется полной. Часть цепи, не включающая в свой состав источник электрической энергии, называется внешней цепыо. Внешнюю цепь можно разбить на ряд произвольных участков. Каждый из таких участков называется участ ком внешней цепи. Условно принято считать, что во внешней цепи ток направлен от положительного полюса источника к отрицательному. Любой источник электри ческой энергии характеризуется величиной электродви жущей силы, которую, он может создать для обеспече-
26