Файл: Филаткин К.М. Радиометрист штурманский учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учение о поведении магнитного компаса на корабле и устранении вредных воздействий на него корабельно­ го железа было развито английским ученым Арчибаль­ дом Смитом и русским военным моряком И. П. Колон-

гом.

Магнитный компас (рис. 3) состоит из медного со­ суда, называемого котелком 4, в центре которого укреп­ лена острая шпилька 8. На внутренней .стенке котелка наносится краской или делается из медной проволоки вертикальная черта, служащая для отсчета курса (курсовая черта). При установке компаса на корабль вертикальную плоскость, проходящую через центр ком­ паса н курсовую черту, ориентируют в диаметральную плоскость корабля.

Указателем направлении в компасе является кар­ тушка 5, которая состоит из бумажного диска, наклеен­ ного на слюду или алюминий. В центре диска укреплен в оправе твердый камушек 7, называемый топкой. Бу­ мажный диск разделен на градусные деления, у кото­ рых сделаны надписи цифр через 10°, а также надписи у главных и четвертных румбов. Симметрично, относи­ тельно центра диска, прикреплена система магнитных стрелок. Геометрические оси стрелок параллельны ли­ нии N—5 диска картушки, и нордовые концы стрелок обращены в северную сторону.

Картушка помещается в компасный котелок так, что своей топкой она опирается на острие шпильки котел­ ка.

Котелок сверху закрывается крышкой 3, состоящей из азимутального кольца и стекла. На крышку котелка помещается визир, называемый пеленгатором 2, при помощи которого можно отсчитывать по картушке пе­ ленги различных предметов и светил. Чтобы компасный котелок не подвергался действию качки корабля, он подвешивается в кардановое кольцо /, которое своими цапфами 6 помещается в подшипники медного пружин­ ного кольца — амортизатора тряски.

§ 7. Три меридиана

Магнитное поле Земли проявляется не только над ее поверхностью, но также на морских глубинах и в земной коре.

ГО

Магнитные полюса Земли не совпадают с ее геогра­ фическими полюсами.

Если морской магнитный компас снять с корабля и расположить на земной поверхности, то N картушки установится по направлению северного магнитного по­ люса. Это направление принято называть магнитным меридианом.

Угол между нордовой частью истинного меридиана и нордовой частью магнитного меридиана называется магнитным склонением или склонением компаса.

Склонение компаса считается от северной части ис­ тинного меридиана к востоку или западу от 0 до 180°. Восточному склонению приписывается знак плюс, за­ падному склонению знак .минус.

На морских картах и в лоциях дается величина и наименование склонения компаса для различных участ­ ков водной поверхности.

Склонение компаса не остается постоянной величи­ ной для данного места, а изменяется в год на несколько минут. Величина изменения склонения в год, к которому приведены данные магнитного склонения, указывается в заголовке морской карты.

Магнитная стрелка компаса, установленного на ко­ рабле, подвергается отклонению от магнитного мери­ диана вследствие действия магнитных сил от железа корабля.

Воздействие магнитных сил, возникающих от желе­ за, почти уничтожается при помощи помещенных в нак­ тоуз продольных и поперечных магнитов-уничтожите- лей, а также помещением на нактоузе мягкого железа в виде брусков или шаров.

После производства указанных работ стрелка ком­ паса все же не устанавливается в направлении магнит­ ного меридиана, хотя эти отклонения бывают очень ма­ лы. Компас, установленный на корабле, не будет по­ казывать направление магнитного меридиана, а уста­ навливается в новом направлении. Это направление при­ нято называть компасным меридианом.

Угол между нордовой частью магнитного меридиана и нордовой частью компасного меридиана называется девиацией компаса. Девиация компаса определяется

И


перед выходом корабля в море. Это определение дела­ ется на восьми компасных румбах. Такое определение необходимо потому, что величина и знак девиации за­ висят от курса корабля. Девиация компаса считается от нордовой части магнитного меридиана к востоку и за­ паду от 0 до 180°. Восточной девиации приписывается знак плюс, западной — знак минус.

Склонение компаса обозначается буковой d из ла­ тинского алфавита, а девиация буквой б из греческого алфавита.

Алгебраическая сумма склонения и девиации ком­ паса называется общей поправкой компаса и обознача­ ется буквой Д из греческого алфавита.

д= ( ± ^) — (+ 6).

§8. Средства навигационного оборудования морей

Все опасные для мореплавания места, расположен­ ные в открытом море и вблизи берега, ограждаются предостерегательными знаками.

Навигационной опасностью является подводный, над­ водный естественный или искусственный объект, пред­ ставляющий опасность для мореплавания. К таким объ­ ектам относятся следующие.

Мель — более или менее обширный по площади уча­ сток дна моря, выделяющийся своей малой глубиной.

Банка — резкое поднятие морского дна на незначи­ тельно узком участке моря.

Подводная коса — узкая длинная отмель, являюща­ яся подводным продолжением полуострова или мыса.

Бар — мель или ряд мелей, отгораживающих устье реки от моря.

Скала — резкое возвышение дна, сложенное из твер­ дых пород.

Камни — обломки твердых пород или небольшие гладкие скалы, расположенные вблизи берега.

Риф — опасное для плавания подводное возвышение морского дна со. скалистым грунтом.

13

Коралловый риф — подводное, оеыхающее или над­ водное известняковое образование из коралловых полнпняков и других организмов, покрывающее или окай­ мляющее в некоторых районах Мирового океана твер­ дые (.скалистые) участки морского дна на глубинах, не

превышающих 70 м.

 

 

Коса — низкое и сравнительно узкое наносное об­

разование, идущее непосредственно от береговой

черты

в море или в глубь

залива (бухты).

 

Все перечисленные навигационные опасности отно­

сятся к естественным

(природным) опасностям.

Наря­

ду с этим мореплаватель может встретиться и с искус­ ственными опасностями, такими как затонувшее судно, свая, ряж, боны и сети.

Затонувшее судно представляет опасность для мо­ реплавателя в тех .случаях, когда корабль, идущий над ним, может задеть своим корпусом его возвышающиеся части.

Свая — деревянный, металлический или железобе­ тонный стержень, забиваемый на определенную глуби­ ну в грунт и входящий в состав несущих конструкций гидротехнических сооружений.

Ряж —■ подводная часть старых гидротехнических сооружении.

Боны и сети (боновые и сетевые заграждения) — плавучие заграждения из бревен, поплавков, проволоч­ ных сетей и грузов, устанавливаемые в военное время при входах в порты, бухты или гавани и представляю­ щие собой препятствие для прохода подводных лодок, надводных кораблей и доступа боевых торпед.

Для ограждения всех опасностей и обеспечения бе­ зопасности плавания применяются средства навигаци­ онного оборудования морей и навигационные ориенти­ ры. Средствами навигационного оборудования (СНО) являются специальные сооружения, конструкции и уст­ ройства, предназначенные для обеспечения кораблевож­ дения, а также для ограждения фарватеров, навигаци­ онных опасностей и других объектов навигационно-гид­ рографической обстановки.

Навигационные ориентиры — естественные или ис­ кусственные, хорошо выделяющиеся на общем ланд­ шафте объекты (мыс, гора, здание, труба) с точно оп-

13


ределенными координатами, которые могут быть ис­ пользованы мореплавателем для определения места ко­ рабля визуально или с помощью РЛС.

Береговые СНО — сооружения, устанавливаемые не­ подвижно в пунктах с точно определенными координа­ тами.

Маяк — капитальное сооружение, преимущественно башенного типа, отличительной формы и окраски. Он оборудован светотехническим устройством с фонарным сооружением, обеспечивающим дальность видимости ог­ ня ночыо 15 миль. В последнее время стационарные маяки оборудуются также радио и радиотехническими средствами, гидротехническими и акустическими соору­ жениями.

Светящийся навигационный знак — сооружение бо­ лее легкой конструкции, чем маяк, оборудованное све­ тотехническим устройством, обычно действующим авто­ матически и обеспечивающим дальность видимости ог­ ня ночью не более 15 миль.

Огонь — светотехническое устройство, действующее автоматически и обеспечивающее дальность видимости огня ночыо до 15 миль.

Веха постоянная — закрепленный в грунте деревян­ ный или металлический шест с топовой фигурой, иног­ да со светотехническим устройством. Применяется для ограждения навигационных опасностей и обозначения фарватеров.

Плавучие СНО устанавливаются на плаву (на яко­ ре) в пунктах с точно определенными координатами.

Ограждение опасностей плавучими предостерегатель­ ными знаками осуществляется в соответствии с двумя системами —■кардинальной и латеральной. В дополне­ ние к латеральной системе существует еще одна систе­ ма ограждения — осевая. Во всех системах огражде­ ния предусматривается общее обозначение затонувших судов, мест якорных и карантинных стоянок, мест вы­ ставления рыболовных сетей, небольших по площади навигационных опасностей. Для обозначения основных систем навигационного оборудования соблюдается еди­ нообразие наименований, окраски, характера огня и вида топовых фигур плавучих предостерегательных зна­ ков.

14

ЗНАКИ

ОГРАЖДЕНИЯ КАНАЛОВ ФАРВАТЕРОВ И РЕКОМЕНДОВАННЫХ КУРСОВ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАКИ

ВВ-ЧЕРНЫЙ ЁЭ-КРАСНЫЙ {Ц-ЗЕЛЕНЫЙ ШЗ'ЖЕЛТЫЙ О БЕЛЫЙ

Рис. 4. Знаки ограждения навигационных опасностей

Плавучие предостерегательные знаки предназначены только для ориентирования относительно ограждаемого объекта и не могут использоваться для определения ме­ ста корабля.

Кардинальная система ограждает опасности относи­ тельно сторон света, например, нордовая веха огражда­ ет опасность, лежащую к северу от нее. Эту веху нуж­ но оставлять к северу.

Зюйдовая веха ограждает опасность, лежащую к югу от нее. Эту веху следует оставлять к югу.

Крестовая веха (буй) ограждает опасность, которую можно обходить со всех сторон.

Латеральная система предназначена для огражде­ ния правой и левой сторон фарватера. Ориентация этой системы отнесена к кораблю, идущему с моря. Все зна­ ки, ограждающие фарватер с правой стороны, окраши­ ваются в черный цвет, им присваиваются нечетные но­ мера и устанавливается на них белый огонь.

Знаки левой стороны окрашиваются в красный цвет, имеют четные номера и красный огонь.

Дополнением к указанным системам служит осевая система, применяемая при обозначении фарватеров.

На рис. 4 представлен ряд береговых и плавучих предостерегательных знаков.

Г л а в а II. МОРСКИЕ КАРТЫ И НАВИГАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

§ 1. Морские карты

Морскими картами называется изображение на бу­ маге различных морей, океанов или их отдельных ча­ стей. На морских картах даются по возможности все подробности, необходимые мореплавателю.

На каждой морской карте наносятся: береговая чер­ та; приметные пункты; маяки и предостерегательные знаки, ограждающие банки, мели, рифы и фарватеры; указываются глубины и качество грунта. Все обозначе­ ния на морских картах даны условными знаками или буквами.

Каждая карта представляет собой изображение ча­ сти земной или водной поверхности в уменьшенном ви­

I6


де. Величина, характеризующая степень этого уменьше­ ния, называется масштабом карты.

Масштаб бывает линейный и числовой. Если мас­ штаб указывает, сколько крупных единиц длины содер­ жится в одной более мелкой единице длины, которой возможно измерить расстояние на карте, то такой мас­

штаб называется линейным. Например, 5 миль в

1 см,

1 км в 1 см и т. д. Если масштаб выражается в

виде

дроби, числитель которой единица, а знаменатель — некоторое число, то такой масштаб называется число­ вым.

Числовой масштаб показывает, скольким единицам длины на местности соответствует одна единица длины

на

карте. Например, 1/200 000 означает,

что в 1 см

200

000 см, т. е. в 1 см — 2 км.

 

Существует три основных типа морских карт, опре­ деляемых их назначением: морские навигационные, мор­ ские вспомогательные и справочные карты.

Морские навигационные карты являются основным типом карт. Они предназначены для счисления пути ко­ рабля и определения его места в море; для ориентиров­ ки в обстановке и графического решения задач во время плавания.

Навигационные карты в зависимости от масштаба и назначения разделяются на генеральные, путевые, ча­ стные, специальные навигационные карты и планы.

Генеральные карты служат для различных расчетов предстоящего плавания, для выбора маршрута, выпол­ нения предварительной прокладки пути корабля и для общих навигационных расчетов.

Путевые карты служат для плавания в прибрежной части моря. Допускают они также плавание вне види­ мости берега.

Частные карты служат для обеспечения плавания в непосредственной близости берегов, в стесненных нави­ гационных условиях (узкостях, шхерах).

Специальные навигационные карты предназначены для графического решения задач кораблевождения и облегчают необходимые построения, при использовании специальных технических средств.

Планы служат для обеспечения входа в порты, гава­ ни, бухты, на рейды, якорные места и для передвижения в пределах этих акваторий.


Вторым типом карт являются вспомогательные. К ним относятся карты-сетки. Они служат для счисления пути корабля и прокладки линий положения'при плава­ нии в открытом океане. Карты-сетки изолиний радиона­ вигационных и гидроакустических систем служат для прокладки определений места по какой-либо навигаци­ онной системе.

Бланковые карты относятся к вспомогательным. Они служат для составления различных схем.

Третьим типом карт являются справочные. Они Дают сведения об условиях плавания в определенных морях и океанах. К ним относятся обзорные карты, служащие для общегеографического изучения океанов и морей, а также для некоторых оперативных и навигационных расчетов. Могут использоваться для изображения спе­ циальной обстановки и построения на них различных легенд боя. Имеются карты, которые служат для обоз­ начения точного месторасположения радиомаяков и ра­ диостанций, обслуживающих мореплавателей. Карты элементов земного магнетизма служат для изображения магнитного поля. Сборные листы служат для набора не­ обходимых пособий.

Рис. 5. Сборный лист карт Финского залива

18

Атласы служат руководствами для общего изучения океанов, морей, отдельных их районов и детального изу­ чения какого-либо элемента (течения и т. д.). Для при­ мера на рис. 5 приведен сборный лист карт Финского

залива.

§ 2. Работа на морской карте

Перед решением любой задачи на карте необходимо последнюю изучить. В заголовке карты указываются: район, охватываемый ею; масштаб; меры, в которых вы­ ражены глубины; год, к которому приведено склонение компаса и его годовое изменение.

Графическое нанесение на карте пути корабля назы­ вается прокладкой.

Для ведения прокладки употребляются специальные

приспособления,

называемые

п р о к л а д о ч н ы м и н-

с т р у м е н т о м

(транспортир,

параллельная линейка н

циркуль).

 

 

Транспортир состоит из металлического полукруга, разделенного на градусы. Десятки градусов имеют по две надписи, отличающиеся друг от друга на 180'". Эго позволяет прокладывать с помощью данного транспор­ тира углы при счете их от 0 до 360°. Параллельная ли­ нейка состоит из двух деревянных раздвижных линеек, скрепленных металлическими планками одинаковой длины. Скрепление производится так, что при раздвижении линеек их срезы остаются параллельными друг другу.

Циркуль представляет собой обыкновенный метал­ лический измерительный циркуль длиной около 15 см, имеющий съемный чехольчик для предохранения ножек от повреждения.

Чтобы не затемнять карты, большинство приводимых на ней сведений сокращенно обозначено буквами или знаками. Условные обозначения, применяемые на кар­ тах, приведены на рис. 6. Цифры, покрывающие карту, указывают глубины в тех местах, где они представлены. Чем позже составлена карта, тем большего доверяя она заслуживает. Чем крупней масштаб карты, тем больше подробностей на ‘ней нанесено. Следует иметь в виду, что на белых пятнах, имеющихся на картах, глубины никогда не измерялись и поэтому здесь можно встретить

2*

19