Файл: Совершенствование основных узлов турбопоршневых двигателей..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.06.2024
Просмотров: 169
Скачиваний: 1
Величина угла поворота правого граничного сечения элемента от действия момента М
о _ |
1 Г |
м |
А |
( 20) |
0 — |
Е . ОJ |
J ( а-) d x ’ |
Illy----- III -А'; |
|
Пх) = Щ * \ |
Л(*) = |
Лі + |
J (x) = |
( A‘ |
’b - b ' x)3 |
|
12 |
|||
|
|||
|
|
После подстановки значений параметров, входящих в выраже
ние (2 0 ), и |
интегрирования |
его |
в заданных |
|
пределах, получим |
|||||||
0 |
= |
|
6 |
Ml |
1 |
/г2 |
j |
Е ( 6 |
Ml |
Ь |
/г2/,2 |
|
|
E d u - h j b |
^ Ай |
Ла - К ) |
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
ш і |
|
(Л,-Al) (Л* + Al) |
|
( 21) |
|||
|
|
|
|
£ (/і2—Іц) b |
|
h\h\ |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Обозначим |
|
hl |
через |
/іср |
|
и введем в полученную формулу, |
выделив при этом в знаменателе выражение среднего геометри
ческого /ij |
и Іі2: |
|
12/И/ |
|
|
|
0 |
= |
Аср |
( 22) |
|
|
|
ö£ |
/ М 2' |
|
|
Оценим |
максимальную |
величину отношения |
-г*ср , приняв |
||
|
|
|
|
|
V hilu |
указанное выше ограничение изменения моментов инерции в пре делах каждого выделенного участка в виде J2 ^ 2J г. При этом имеем для прямоугольного сечения, согласно предыдущему, следующие соотношения:
|
h2 = |
h1 i / r 2 = |
1,260/1!; |
|
|||
ЛСр = |
|
|
|
К = 1,130/гі; |
|
||
|
l/Ä A = |
|
1/1-1,260 |
Ä! = 1 ,1221ц. |
|
||
Наибольшая |
величина |
|
отношения |
0 0 6 |
|
||
|
_Лср_ |
_М30_ |
j |
|
|||
|
К М . |
1.122 |
|
(23) |
|||
Приняв это отношение за единицу, получим выражение для |
|||||||
искомого угла |
поворота |
|
|
М/ |
1 |
|
|
|
|
: |
|
|
(24) |
||
|
0 |
|
12ЬЕ |
|
|||
|
|
|
Y |
h\h\ |
|
|
11 Е. А. Никитин |
161 |
Это выражение можно представить в виде
(25)
U— Е : V 12 ‘ 12 £ V 7 7 1
Д л я р а в е н с т в а э н е р г и и д е ф о р м а ц и и о т д е й с т в и я о д и н а к о в о г о и з г и б а ю щ е г о м о м е н т а в з а м е н я ю щ е м с т е р ж н е р а м ы и в в ы д е л е н н о м у ч а с т к е к о н т у р а д о л ж н ы б ы т ь р а в н ы у г л ы п о в о р о т а г р а н и ч н ы х
с е ч е н и й . Э т о п р и в о д и т к Mрlа в е_ н с т в у |
( 2 6 ) |
M l |
|
EJv2 ~ Е V T J I |
О т с ю д а л е г к о в и д е т ь , ч т о п р и в е д е н н ы й м о м е н т и н е р ц и и з а м е н я ю щ е г о с т е р ж н я , о б е с п е ч и в а ю щ и й э к в и в а л е н т н о с т ь п о у п р у г о й э н е р г и и д е ф о р м а ц и и , б у д е т
У ц = VTJv ' |
( 2 7 ) |
Определение границ расчетного |
контура |
Д л я к о н к р е т н о г о п о с т р о е н и я э к в и в а л е н т н о й р а м ы н е о б х о д и м о о п р е д е л и т ь г р а н и ц ы р а с ч е т н о г о к о н т у р а и л и п о л о ж е н и я м е с т с е ч е н и й - з а д е л о к . Э т о т в о п р о с у д о в л е т в о р и т е л ь н о н е р е ш а е т с я п о с у щ е с т в у ю щ и м р а с ч е т н ы м с х е м а м р а з ъ е м н ы х п о д ш и п н и к о в ы х
у з л о в . В ч а с т н о с т и , в и с х о д н о й с х е м е Р . С . К и н а с о ш в и л и и е е п о с л е д у ю щ и х п р и л о ж е н и я х р а с ч е т н ы й к р у г о в о й к о н т у р п о с т о я н н о й ж е с т к о с т и у с л о в н о о г р а н и ч и в а е т с я м е с т о м о т н о с и т е л ь н о р е з
к о г о н а р а с т а н и я ж е с т к о с т и , з а к о т о р о е ч а с т о п р и н и м а е т с я с е ч е
н и е , п р о в е д е н н о е в б л и з и о т г о л о в о к ш а т у н н ы |
ах б=о л т о в и з а д а в а е |
м о е о б ы ч н о у г л о м з а д е л к и ( о т в е р т и к а л и ) |
1 3 0 —ъ-1 3 5 ° [ 5 1 . |
Д л я с у щ е с т в у ю щ и х ф о р м к р и в о ш и п н ы х г о л о в о к у ш а т у н о в т р а н с п о р т н ы х д и з е л е й ф а к т и ч е с к а я ж е с т к о с т ь в э т о м с е ч е н і і и в п о л н е с о и з м е р и м а с ж е с т к о с т ь ю в с р е д н е м с е ч е н и и к р ы ш к и . П о э т о м у р а й о н з а у с л о в н о й з а д е л к о й д о л ж е н н е п р е м е н н о в х о д и т ь в п р е д е л ы р а с ч е т н о г о к о н т у р а , г р а н и ц ы к о т о р о г о д о л ж н ы б ы т ь м а к с и м а л ь н о ' п р и б л и ж е н ы к с т е р ж н ю ш а т у н а , г д е д е й с т в и т е л ь н о у ж е о т с у т с т в у ю т и з г и б н ы е д е ф о р м а ц и и п р и н а г р у з к е .
П р и н я т ы й с п о с о б п о с т р о е н и я р а с ч е т н ы х с е ч е н и й д л я у з л о в т и п а ш а т у н н ы х г о л о в о к п о з в о л я е т в п о л н е о о о с н о в а н н о и о д н о з н а ч н о о п р е д е л и т ь м е с т а ф а к т и ч е с к и х з а д е л о к , п р и н я в з а н и х п л о с к и е с е ч е н и я , п р о в е д е н н ы е п о х о р д а м п о с л е д н е й в к о н т у р е в п и с а н н о й о к р у ж н о с т и (с ц е н т р о м н а о с и с и м м е т р и и у з л а ) . Д л я н е с и м м е т р и ч н о г о к о н т у р а г о л о в к и с е ч е н и я - з а д е л к и б у д у т о п р е д е
л я т ь с я х о р д а м и д в у х п о с л е д н и х в п и с а н н ы х о к р у ж н о с т е й , |
и м е |
|
ю щ и х ц е н т р ы н а о д н о м о б щ е м р а д и а л ь н о м л у ч е . Н а р и с . |
1 02 и |
103 |
п о к а з а н ы в ы д е л е н н ы е з а д е л к о й с о б с т в е н н о р а с ч е т н ы е |
к о н т у р ы , |
и и х э к в и в а л е н т н ы е р а м ы д л я с л у ч а е в с и м м е т р и ч н о й и н е с и м м е т р и ч н о й г о л о в о к , п о с т р о е н н ы е п о и з л о ж е н н ы м п р а в и л а м у п р у г о г о ;
162
соответствия при переходе от исходной конструктивной формы к заменяющей стержневой системе.
Для коренных подшипников с несущей крышкой (подвеской) место заделки имеет меньшую определенность при строгой поста новке ввиду весьма резкого скачка в размерах сечений при пере ходе от собственно крышки к остову и разнообразия конструктив ного выполнения самой опоры подшипника в блоке.
Рис. 102. |
Построение |
эффектив |
Рис. 103. Вид построенной эквивалент |
|
ных сечений и сечения-заделки |
ной рамы для несимметричной криво |
|||
для расчетного |
контура симме |
шипной головки центрального шатуна |
||
тричной |
кривошипной |
головки |
Ѵ-образного дизеля |
|
шатуна (слева) |
н вид |
половины |
|
|
эквивалентной |
рамы |
головки |
|
|
|
(справа) |
|
|
В первом приближении в начале применения методики место заделки было взято непосредственно в стыковом сечении крышки (подвески) [34]. Однако при последующем уточнении потребо валось принять во внимание известную постепенность затухания изгибной деформации при входе конечного бруса (стойки) в упру гое массивное тело, допуская при этом, что относительные размеры тела позволяют ограничиться учетом только местного переход ного эффекта в появлении дополнительных перемещений и пол ностью исключить функцию его собственных общих деформаций под нагрузкой, идущей от стойки. В работе О’Донелла и Р. Слембера [25] на основании положений теории упругости показано влияние присоединенной части упругого массива (полупростран ства) на продольный изгиб однородных с ним стоек. Приведенное выражение для среднего угла поворота граничного сечения (на
11* |
163 |
|
чальной заделки) на верхней плоскости раздела в зависимости от действующего в нем момента (рис. 104) имеет вид
|
|
0 = |
16,67(1— ѵ ;)/И |
(28) |
|
|
|
jxEsb№ |
|||
где Es и vs — модуль |
|
||||
упругости |
и коэффициент Пауссона мате |
||||
h u b |
риала; |
и ширина |
граничного (стыкового) сечения |
||
— высота |
|||||
Выделяя |
стойки. |
|
. . |
|
|
мысленно в массивном теле зону упругого влияния |
стойки призматической формы, можно получить глубину залега ния истинной заделки от верх ней плоскости как эквивалент нуюдлину дополняющего участ ка стойки, которая находится из условия получения того же угла поворота 0 под действием
Рис. 104. Вид стойки с при |
четного контура с учетом «тела |
||
соединенной частью упругого |
|||
полупространства |
и |
схема |
упругого влияния» крышки в опоре |
угловой деформации |
стыко |
коренного подшипника |
|
вого сечения от |
заданного |
|
изгибающего момента
момента М, что и стыковое сечение массива, /экв = 0,4/г. Исходя из рассмотренного выражения и схемы как основы при
уточненном подходе к определению мест заделки в узле корен ного подшипника, была учтена затем действительная форма опоры, вызывающая дополнительную податливость стыков из-за отвер стия постели, наличия вырезов под болтовые соединения и местных уменьшений ширины ниже плоскости разъема (стыка). Поэтому найденная по выражению для массива поворотная (угловая) де формация стыков была взята как нижний исходный предел при построении эквивалентной зоны влияния применительно к крышке подшипника.
При теле упругого влияния контура крышки, представленном не призматическими, а клинообразными участками, принятыми согласно известным положениям теории упругости, была найдена приближенная форма дополняющих участков внутри тела опоры в блоке от каждого стыка с учетом заданных геометрических очер таний (рис. 105). Угол а 0 был выбран уменьшенным по сравнению
164
с углом, рекомендованным И. А. Биргером [3] для конических тел упругого влияния болта в болтовых соединениях (при растяже нии — сжатии) из-за близости отверстия постели, и принят рав ным а 0 л* 17° (tg ос о = 0,3).
Выполненный расчет дополнительного участка при заданной геометрии тела упругого влияния и равенстве угловых деформа ций позволил установить его общую длину в указанных усло виях: 10 = 0,7Іік.
С учетом внесенных уточнений на конечные размеры опоры расчетный контур узла типа коренного подшипника был опреде
лен путем добавления к каждому |
|
|
||||||
стыку крышки (подвески) участ |
|
|
||||||
ка тела |
остова, |
ограниченного |
|
|
||||
с одной |
стороны |
поверхностью |
|
|
||||
отверстия постели, с другой |
|
|
||||||
стороны — секущей плоскостью |
|
|
||||||
от внешней |
кромки стыка |
|
под |
|
|
|||
углом |
к |
его |
нормали сс = |
|
|
|||
= arctg 0,3 и с третьей— |
пло |
|
|
|||||
|
0 |
|
|
|||||
ским концевым сечением, по |
|
|
||||||
строенным по хорде вписанной |
|
|
||||||
окружности с центром на ра |
|
|
||||||
диальном |
луче |
под углом |
|
за |
|
|
||
делки к разъему, |
равным ср0. Ве |
|
|
|||||
личина угла заделки находится |
|
|
||||||
по выражению |
|
|
|
Рис. |
106. Вид построенной эквивалент |
|||
|
Фо = |
arctg т - |д , |
|
(29) |
ной рамы для расчетного контура ко |
|||
|
|
ренного подшипника подвесного типа: |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
1— 14 — номера узловых точек рамы |
|
где Іік — высота |
стыкового сечения |
крышки; |
||||||
/ ? 0 — радиус |
отверстия |
постели |
подшипника; |
т— коэффициент, зависящий от формы опоры подшипника
вблоке.
Величина коэффициента т может приниматься в пределах 1,2—1,5 (для конструкции подшипниковых опор дизелей транс портного назначения). Верхние значения его соответствуют отно сительно податливым и облегченным конструкциям при наличии в опорах значительных вырезов и сужений в районах, близких к стыкам. При построении дополнительных стержней эквивалент ной рамы в пределах выделенного участка опоры (тела влияния) число и положение промежуточных сечений назначаются по тем же правилам перехода, что и для основной части расчетного контура (крышки). Вид построенной эквивалентной рамы для расчетного
контура коренного подшипника подвесного типа представлен на рис. 106.
165