Файл: Совершенствование основных узлов турбопоршневых двигателей..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2024

Просмотров: 169

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Величина угла поворота правого граничного сечения элемента от действия момента М

о _

1 Г

м

А

( 20)

0

Е . ОJ

J ( а-) d x ’

Illy----- III -А';

Пх) = Щ * \

Л(*) =

Лі +

J (x) =

( A‘

’b - b ' x)3

12

 

 

 

После подстановки значений параметров, входящих в выраже­

ние (2 0 ), и

интегрирования

его

в заданных

 

пределах, получим

0

=

 

6

Ml

1

/г2

j

Е ( 6

Ml

Ь

/г2/,2

 

E d u - h j b

^ Ай

Ла - К )

 

 

 

 

 

 

 

ш і

 

(Л,-Al) (Л* + Al)

 

( 21)

 

 

 

 

£ (/і2Іц) b

 

h\h\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обозначим

 

hl

через

/іср

 

и введем в полученную формулу,

выделив при этом в знаменателе выражение среднего геометри­

ческого /ij

и Іі2:

 

12/И/

 

 

 

0

=

Аср

( 22)

 

 

ö£

/ М 2'

 

Оценим

максимальную

величину отношения

-г*ср , приняв

 

 

 

 

 

V hilu

указанное выше ограничение изменения моментов инерции в пре­ делах каждого выделенного участка в виде J2 ^ 2J г. При этом имеем для прямоугольного сечения, согласно предыдущему, следующие соотношения:

 

h2 =

h1 i / r 2 =

1,260/1!;

 

ЛСр =

 

 

 

К = 1,130/гі;

 

 

l/Ä A =

 

1/1-1,260

Ä! = 1 ,1221ц.

 

Наибольшая

величина

 

отношения

0 0 6

 

 

_Лср_

_М30_

j

 

 

К М .

1.122

 

(23)

Приняв это отношение за единицу, получим выражение для

искомого угла

поворота

 

 

М/

1

 

 

 

 

:

 

 

(24)

 

0

 

12ЬЕ

 

 

 

 

Y

h\h\

 

 

11 Е. А. Никитин

161


Это выражение можно представить в виде

(25)

U— Е : V 12 12 £ V 7 7 1

Д л я р а в е н с т в а э н е р г и и д е ф о р м а ц и и о т д е й с т в и я о д и н а к о в о г о и з г и б а ю щ е г о м о м е н т а в з а м е н я ю щ е м с т е р ж н е р а м ы и в в ы д е л е н н о м у ч а с т к е к о н т у р а д о л ж н ы б ы т ь р а в н ы у г л ы п о в о р о т а г р а н и ч н ы х

с е ч е н и й . Э т о п р и в о д и т к Mрlа в е_ н с т в у

( 2 6 )

M l

EJv2 ~ Е V T J I

О т с ю д а л е г к о в и д е т ь , ч т о п р и в е д е н н ы й м о м е н т и н е р ц и и з а м е ­ н я ю щ е г о с т е р ж н я , о б е с п е ч и в а ю щ и й э к в и в а л е н т н о с т ь п о у п р у г о й э н е р г и и д е ф о р м а ц и и , б у д е т

У ц = VTJv '

( 2 7 )

Определение границ расчетного

контура

Д л я к о н к р е т н о г о п о с т р о е н и я э к в и в а л е н т н о й р а м ы н е о б х о д и м о о п р е д е л и т ь г р а н и ц ы р а с ч е т н о г о к о н т у р а и л и п о л о ж е н и я м е с т с е ч е н и й - з а д е л о к . Э т о т в о п р о с у д о в л е т в о р и т е л ь н о н е р е ш а е т с я п о с у щ е с т в у ю щ и м р а с ч е т н ы м с х е м а м р а з ъ е м н ы х п о д ш и п н и к о в ы х

у з л о в . В ч а с т н о с т и , в и с х о д н о й с х е м е Р . С . К и н а с о ш в и л и и е е п о с л е д у ю щ и х п р и л о ж е н и я х р а с ч е т н ы й к р у г о в о й к о н т у р п о с т о я н ­ н о й ж е с т к о с т и у с л о в н о о г р а н и ч и в а е т с я м е с т о м о т н о с и т е л ь н о р е з ­

к о г о н а р а с т а н и я ж е с т к о с т и , з а к о т о р о е ч а с т о п р и н и м а е т с я с е ч е ­

н и е , п р о в е д е н н о е в б л и з и о т г о л о в о к ш а т у н н ы

ах б=о л т о в и з а д а в а е ­

м о е о б ы ч н о у г л о м з а д е л к и ( о т в е р т и к а л и )

1 3 0 —ъ-1 3 5 ° [ 5 1 .

Д л я с у щ е с т в у ю щ и х ф о р м к р и в о ш и п н ы х г о л о в о к у ш а т у н о в т р а н с ­ п о р т н ы х д и з е л е й ф а к т и ч е с к а я ж е с т к о с т ь в э т о м с е ч е н і і и в п о л н е с о и з м е р и м а с ж е с т к о с т ь ю в с р е д н е м с е ч е н и и к р ы ш к и . П о э т о м у р а й о н з а у с л о в н о й з а д е л к о й д о л ж е н н е п р е м е н н о в х о д и т ь в п р е д е л ы р а с ч е т н о г о к о н т у р а , г р а н и ц ы к о т о р о г о д о л ж н ы б ы т ь м а к с и м а л ь н о ' п р и б л и ж е н ы к с т е р ж н ю ш а т у н а , г д е д е й с т в и т е л ь н о у ж е о т с у т ­ с т в у ю т и з г и б н ы е д е ф о р м а ц и и п р и н а г р у з к е .

П р и н я т ы й с п о с о б п о с т р о е н и я р а с ч е т н ы х с е ч е н и й д л я у з л о в т и п а ш а т у н н ы х г о л о в о к п о з в о л я е т в п о л н е о о о с н о в а н н о и о д н о ­ з н а ч н о о п р е д е л и т ь м е с т а ф а к т и ч е с к и х з а д е л о к , п р и н я в з а н и х п л о с к и е с е ч е н и я , п р о в е д е н н ы е п о х о р д а м п о с л е д н е й в к о н т у р е в п и с а н н о й о к р у ж н о с т и (с ц е н т р о м н а о с и с и м м е т р и и у з л а ) . Д л я н е с и м м е т р и ч н о г о к о н т у р а г о л о в к и с е ч е н и я - з а д е л к и б у д у т о п р е д е ­

л я т ь с я х о р д а м и д в у х п о с л е д н и х в п и с а н н ы х о к р у ж н о с т е й ,

и м е ­

ю щ и х ц е н т р ы н а о д н о м о б щ е м р а д и а л ь н о м л у ч е . Н а р и с .

1 02 и

103

п о к а з а н ы в ы д е л е н н ы е з а д е л к о й с о б с т в е н н о р а с ч е т н ы е

к о н т у р ы ,

и и х э к в и в а л е н т н ы е р а м ы д л я с л у ч а е в с и м м е т р и ч н о й и н е с и м м е ­ т р и ч н о й г о л о в о к , п о с т р о е н н ы е п о и з л о ж е н н ы м п р а в и л а м у п р у г о г о ;

162


соответствия при переходе от исходной конструктивной формы к заменяющей стержневой системе.

Для коренных подшипников с несущей крышкой (подвеской) место заделки имеет меньшую определенность при строгой поста­ новке ввиду весьма резкого скачка в размерах сечений при пере­ ходе от собственно крышки к остову и разнообразия конструктив­ ного выполнения самой опоры подшипника в блоке.

Рис. 102.

Построение

эффектив­

Рис. 103. Вид построенной эквивалент­

ных сечений и сечения-заделки

ной рамы для несимметричной криво­

для расчетного

контура симме­

шипной головки центрального шатуна

тричной

кривошипной

головки

Ѵ-образного дизеля

шатуна (слева)

н вид

половины

 

эквивалентной

рамы

головки

 

 

(справа)

 

 

В первом приближении в начале применения методики место заделки было взято непосредственно в стыковом сечении крышки (подвески) [34]. Однако при последующем уточнении потребо­ валось принять во внимание известную постепенность затухания изгибной деформации при входе конечного бруса (стойки) в упру­ гое массивное тело, допуская при этом, что относительные размеры тела позволяют ограничиться учетом только местного переход­ ного эффекта в появлении дополнительных перемещений и пол­ ностью исключить функцию его собственных общих деформаций под нагрузкой, идущей от стойки. В работе О’Донелла и Р. Слембера [25] на основании положений теории упругости показано влияние присоединенной части упругого массива (полупростран­ ства) на продольный изгиб однородных с ним стоек. Приведенное выражение для среднего угла поворота граничного сечения (на­

11*

163

 


чальной заделки) на верхней плоскости раздела в зависимости от действующего в нем момента (рис. 104) имеет вид

 

 

0 =

16,67(1— ѵ ;)/И

(28)

 

 

jxEsb№

где Es и vs — модуль

 

упругости

и коэффициент Пауссона мате­

h u b

риала;

и ширина

граничного (стыкового) сечения

— высота

Выделяя

стойки.

 

. .

 

 

мысленно в массивном теле зону упругого влияния

стойки призматической формы, можно получить глубину залега­ ния истинной заделки от верх­ ней плоскости как эквивалент­ нуюдлину дополняющего участ­ ка стойки, которая находится из условия получения того же угла поворота 0 под действием

Рис. 104. Вид стойки с при­

четного контура с учетом «тела

соединенной частью упругого

полупространства

и

схема

упругого влияния» крышки в опоре

угловой деформации

стыко­

коренного подшипника

вого сечения от

заданного

 

изгибающего момента

момента М, что и стыковое сечение массива, /экв = 0,4/г. Исходя из рассмотренного выражения и схемы как основы при

уточненном подходе к определению мест заделки в узле корен­ ного подшипника, была учтена затем действительная форма опоры, вызывающая дополнительную податливость стыков из-за отвер­ стия постели, наличия вырезов под болтовые соединения и местных уменьшений ширины ниже плоскости разъема (стыка). Поэтому найденная по выражению для массива поворотная (угловая) де­ формация стыков была взята как нижний исходный предел при построении эквивалентной зоны влияния применительно к крышке подшипника.

При теле упругого влияния контура крышки, представленном не призматическими, а клинообразными участками, принятыми согласно известным положениям теории упругости, была найдена приближенная форма дополняющих участков внутри тела опоры в блоке от каждого стыка с учетом заданных геометрических очер­ таний (рис. 105). Угол а 0 был выбран уменьшенным по сравнению

164


с углом, рекомендованным И. А. Биргером [3] для конических тел упругого влияния болта в болтовых соединениях (при растяже­ нии — сжатии) из-за близости отверстия постели, и принят рав­ ным а 0 л* 17° (tg ос о = 0,3).

Выполненный расчет дополнительного участка при заданной геометрии тела упругого влияния и равенстве угловых деформа­ ций позволил установить его общую длину в указанных усло­ виях: 10 = 0,7Іік.

С учетом внесенных уточнений на конечные размеры опоры расчетный контур узла типа коренного подшипника был опреде­

лен путем добавления к каждому

 

 

стыку крышки (подвески) участ­

 

 

ка тела

остова,

ограниченного

 

 

с одной

стороны

поверхностью

 

 

отверстия постели, с другой

 

 

стороны — секущей плоскостью

 

 

от внешней

кромки стыка

 

под

 

 

углом

к

его

нормали сс =

 

 

= arctg 0,3 и с третьей—

пло­

 

 

 

0

 

 

ским концевым сечением, по­

 

 

строенным по хорде вписанной

 

 

окружности с центром на ра­

 

 

диальном

луче

под углом

 

за­

 

 

делки к разъему,

равным ср0. Ве­

 

 

личина угла заделки находится

 

 

по выражению

 

 

 

Рис.

106. Вид построенной эквивалент­

 

Фо =

arctg т - |д ,

 

(29)

ной рамы для расчетного контура ко­

 

 

ренного подшипника подвесного типа:

 

 

 

 

 

 

 

1— 14 — номера узловых точек рамы

где Іік — высота

стыкового сечения

крышки;

/ ? 0 — радиус

отверстия

постели

подшипника;

т— коэффициент, зависящий от формы опоры подшипника

вблоке.

Величина коэффициента т может приниматься в пределах 1,2—1,5 (для конструкции подшипниковых опор дизелей транс­ портного назначения). Верхние значения его соответствуют отно­ сительно податливым и облегченным конструкциям при наличии в опорах значительных вырезов и сужений в районах, близких к стыкам. При построении дополнительных стержней эквивалент­ ной рамы в пределах выделенного участка опоры (тела влияния) число и положение промежуточных сечений назначаются по тем же правилам перехода, что и для основной части расчетного контура (крышки). Вид построенной эквивалентной рамы для расчетного

контура коренного подшипника подвесного типа представлен на рис. 106.

165