Файл: Совершенствование основных узлов турбопоршневых двигателей..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2024

Просмотров: 167

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Распределение и перенос нагрузки, действующей на подшипниковый узел, на стержни эквивалентной рамы

Действующая на расчетный контур нагрузка может быть как поверхностной (приложенной к внутренним или внешним поверх­ ностям), так и массовой (силы инерции самого контура). Во всех случаях нагрузка, распределенная по произвольному закону, приводится к эквивалентной плоской нагрузке с интенсивностью, отнесенной к дуге окружности отверстия: Плоскостью приведения служит продольная плоскость симметрии контура.

Для единообразия введения в расчетную схему действующей на контур нагрузки любой непрерывный закон изменения исход­ ной интенсивности заменяется равномерноступенчатым. Для обес­ печения достаточной точности воспроизведения нагрузки на раму каждый стержень расчетной рамы делится на четыре равных интер­ вала — участка, в пределах каждого из которых нагрузка счи­ тается равномерной.

Перенос нагрузки на стержни эквивалентной рамы осуще­ ствляется по направлениям радиальных лучей, проведенных из центра тяжести замкнутой кривой внутреннего очертания упругого контура через узловые точки и точки деления стержней, находя­ щихся в районе нагружения. При этом интенсивность исходной приложенной к контуру распределенной нагрузки в каждой выде­ ленной точке должна быть осреднена в пределах интервала деле­ ния и разложена как вектор на две составляющие — по направле­ нию радиального луча и нормально к нему, которые затем пере­ носятся в соответствующие точки стержней рамы.

Для сохранения общего равнодействующего усилия при пере­ носе распределенной нагрузки на дугу большего или меньшего радиуса исходная интенсивность должна быть уменьшена в отно­

шении R BHIRj (/-fi) — при

наличии нагрузки на внутренней по­

верхности контура, или

увеличена

в отношении

R J R j (/+ ) —

при наличии нагрузки на

наружной

поверхности.

Здесь R

BII

1

расстояние от центра отверстия до внутреннего очертания в дан­

ной точке деления;

R H— расстояние от центра

отверстия до

наружного очертания

в той же точке деления;

R m + 1>= ~

{R,--\-

+ Rj+i) — расстояние

от

центра

отверстия

до

средней

точки

данного стержня рамы.

наиболее

частый случай

переноса нор­

На рис. 107 показан

мальной нагрузки с внутренней поверхности постели подшипника на произвольный (/-й) стержень его эквивалентной рамы.

Перенесенные таким образом на раму составляющие нагрузки проектируются далее на нормаль к стержню и на направление стержня для определения расчетных интенсивностей, нормальной и касательной нагрузок для каждого стержня, находящегося в районе нагружения. При незначительном отклонении радиаль­

166



ного луча от нормали к стержню на угол 6 (/-.иі) (до 10—15°) прибегать к разложению на нормальную и касательную составля­ ющие становится нецелесообразным в связи с неоправданным повышением трудоемкости расчета.

При расчете разъемных подшипниковых узлов коленчатого вала дизеля (шатунного н коренного) нагрузка считается извест­ ной и распределенной по поверхности расточки постели или по рабочей поверхности вкладышей. Полная нагрузка с достаточной

точностью может

быть

представлена

нормальными

усилиями,

так

как

собственно

касательные со­

 

 

 

 

 

 

ставляющие,

обусловленные силами

 

 

 

 

 

 

трения, незначительны,

и ими можно

 

 

 

 

 

 

пренебречь.

Закон

распределения

 

 

 

 

 

 

нормальных сил может

приниматься

 

 

 

 

 

 

для

конкретных расчетов таких узлов

 

 

 

 

 

 

косинусоидальным

 

с общим

углом

 

 

 

 

 

 

охвата

2ѵ =

 

100-н130°.

Меньшие

 

 

 

 

 

 

значения

угла

соответствуют

отно­

 

 

 

 

 

 

сительно

большим

масляным

зазо­

 

 

 

 

 

 

рам и повышенной жесткости узла.

 

 

 

 

 

 

Для более податливых контуров и

 

 

 

 

 

 

нижних значений зазора угол охвата

 

 

 

 

 

 

приближается

 

к

 

верхнему

пре­

 

 

 

 

 

 

делу.

 

 

 

 

 

 

 

интен­

 

 

 

 

 

 

Формула для определения

Рис.

107.

Схема переноса

нор­

сивности

распределенной

нагрузки

мальной нагрузки с выделен­

в произвольном

радиальном

сече­

ного

участка

внутренней

по­

нии

исходной

эпюры

имеет

вид

верхности

постели

подшипника

 

 

<7(ф) =

cos лер,

 

(30)

на

стержень

его

эквивалент­

 

 

 

 

 

ной

рамы

 

где

п = -Д- — порядок

аргумента косинуса

при

данном

угле

 

 

 

 

охвата;

 

 

значение

интенсивности

исходной

 

 

q0— максимальное

 

 

 

 

эпюры

нагрузки.

 

 

 

 

 

 

Величина максимальной

интенсивности определяется из усло­

вия статической эквивалентности проекции внешнего вектора нагрузки и суммы проекции распределенных сил при направле­

нии оси по линии действия

вектора. Это условие

имеет вид

 

 

 

V

 

Р = 2 qü(R0— /0) оJ cosmpcoscpdcp;

(31)

п

 

 

(п — 1) Р

/оо\

2/1

2

' '

 

(R0— ^o)cosv*

 

 

 

где R о— радиус отверстия постели; t 0— номинальная толщина вкладыша.

167


При несимметричной нагрузке (наклонное положение вектора) пли несимметричной раме исключение в схеме касательных соста­ вляющих распределенной нагрузки приводит к повороту суммар­ ного вектора нагрузки относительно его исходного положения (рис. 108). При расчете в этом случае, если не вводить касательных составляющих нагрузки, следует вместо фактического угла на­ клона вектора принимать расчетный угол ß' — ß — Aß, где Aß — корректирующий угол (поправка), зависящий от ß и вида

исходного контура. Величина угла Aß обычно не превышает половины наибольшего угла расхождения нормалей для наиболее нагруженных стерж­ ней рамы п лежит в пределах

5—7°.

Приближенно угол расхож­ дения нормалей (в •радианах) определяется для j (/ + 1)-го стержня (см. рис. 107) по сле­ дующему выражению:

 

 

 

 

 

 

6 ,-(/+1) ~

Іі (/+і)

 

(33)

Рис. 108. Схема введения угловой по­

где lj (/+і) — длина

j (/ +

l)-ro

правки для

уменьшения

отклонения

стержня.

распределен­

суммарного

вектора нагрузки после

 

Интенсивность

переноса ее на стержни рамы без

ной нагрузки на каждом интер­

учета

касательных составляющих на

 

 

стержнях

 

вале (участке стержня) опре­

 

 

 

 

деляется как среднее

арифме­

тическое значений интенсивностей

в точках деления

стержней.

При

этом

выражение

для определения

интенсивности равномер­

ной

нагрузки на г-м интервале

/

(/ +

1)-го стержня

имеет

вид

 

 

Яии+Ц

_ (я2 — 1) Р

cos Лфк -j- cos /1фк+1

 

 

 

(34)

 

 

2пcos V

 

Pi + Pj+

 

 

 

где

к — индекс угла

ср, отсчитываемого

симметрично

в

обе

сто­

роны от направления вектора Р, означает порядковый номер данного интервала в этой системе отсчета.

Вид эквивалентной рамы с указанием схемы переноса наг­ рузки для несущего контура типа постели коренного подшипника дизеля показан на рис. 109. Применительно к узлу типа криво­ шипной головки шатуна схема переноса нагрузки от постели подшипника на контур эквивалентной рамы приведена на рис. ПО для каждого из выбранных двух расчетных положений внешнего вектора Р ^ и Р 2, соответствующего в четырехтактном дизеле началу такта впуска (максимальным растягивающим силам инер­

168


ции, приложенным к крышке) и началу такта рабочего хода (максимальным сжимающим силам давления газов, приложен­ ных к участку постели в стержне).

Количественная запись геометрических форм эквивалентных стержневых систем

Аналогично представлению различного характера распре­ делений жесткости и нагрузки в расчетных контурах подшипни­ ковых узлов, необходимо также осуществить удобную запись

разнообразных

геометрических

А

форм эквивалентных стержневых

систем при

конкретных расчетах

 

шатунных и

коренных узлов, и

 

Рис. 109.

Вид эквивалентной рамы с ука­

Рис. НО. Схема переноса нагрузки

занием схемы переноса нагрузки (от за­

от постели подшипника на контур

данного

направления

вектора) для ко­

эквивалентной рамы для кривошип­

ренного

подшипника

подвесного типа

ной головки при двух

расчетных

 

 

 

положениях внешнего

вектора

других деталей двигателя. Для этого в расчетную схему вво­ дится система прямоугольных координат, ориентированная опре­ деленным образом относительно построенной рамы, при аналити­ ческой записи формы которой были приняты в качестве характер­ ных узловые точки рамы (точки начала и конца стержней). Вве­ дение координатных осей выполняется одинаково для различных упругих контуров путем следующего построения.

169

По двум крайним узловым точкам—заделкам последних стерж­ ней рамы проводят вспомогательную ось х0. Затем перпендику­ лярно этой оси через наиболее удаленную от нее угловую точку рамы проводят основную ось координат с положительным направ­ лением вниз (в сторону вспомогательной оси). Осью ординат раму разделяют на правую и левую половины, которые в общем случае неодинаковы (при несимметричңой раме). Далее через ту же точку (вершину) параллельно, вспомогательной оси проводят основные оси абсцисс с положительным направлением вправо — для правой половины рамы и влево — для ее левой половины. Положение и ориентация осей координат для расчетных контуров шатунного и коренного узлов показаны на рис. 109 и ПО.

Для возможности раздельного задания правой и левой половин эквивалентной рамы координатные оси имеют различное обозна­ чение: для правой половины х и у, для левой половины и и ѵ.

Порядок нумерации узловых точек - рамы принимается от

начала координат— узловая точка /

(рис. ПО) — в обе стороны

к «заделкам», которые обозначаются:

п — для первой (правой)

половины, т — для второй (левой). Любая промежуточная узло­

вая точка рамы (как в правой, так н левой половине) имеет теку­ щий порядковый номер /. Все величины, относящиеся к этой узловой точке, имеют индекс порядкового номера / (например,

координаты X; у/ и ujt vj)\ соответственно величины, относящиеся

к любому

промежуточному

стержню, имеют

индекс

/' (/ + ).

Например,

длины

стержней

и приведенные

моменты

инерции

1

обозначаются I,-

У;- (/-і-ц-

Интенсивность нормальной нагрузки,

приложенной на промежуточном t-м интервале (из заданных четырех) любого / (/ + 1)-го стержня, в общей форме записи дискретно переменных величин (зависящих от двух параметров^- аргументов) обозначается д,у (/j_u, аналогично для интенсивностей касательных и моментных нагрузок у (/+і) и /п,у(/+і)-

Необходимые и достаточные исходные данные для решения эквивалентной рамы могут быть представлены тремя независи­

мыми

группами, содержащими следующие величины.

1.

Координаты узловых точек стержневой системы относи­

тельно принятой системы координат:

для правой (первой)

половины

 

X/

и yh где / = 1 , 2 , 3, . . ., п\

для левой (второй) половины

tty и V/, где /= 1 ,2 ,3 , . .., т.

2. Значения приведенной жесткости стержней рамы, отнесен­ ные к минимальному значению приведенной жесткости из всех