Файл: Совершенствование основных узлов турбопоршневых двигателей..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.06.2024
Просмотров: 167
Скачиваний: 1
Распределение и перенос нагрузки, действующей на подшипниковый узел, на стержни эквивалентной рамы
Действующая на расчетный контур нагрузка может быть как поверхностной (приложенной к внутренним или внешним поверх ностям), так и массовой (силы инерции самого контура). Во всех случаях нагрузка, распределенная по произвольному закону, приводится к эквивалентной плоской нагрузке с интенсивностью, отнесенной к дуге окружности отверстия: Плоскостью приведения служит продольная плоскость симметрии контура.
Для единообразия введения в расчетную схему действующей на контур нагрузки любой непрерывный закон изменения исход ной интенсивности заменяется равномерноступенчатым. Для обес печения достаточной точности воспроизведения нагрузки на раму каждый стержень расчетной рамы делится на четыре равных интер вала — участка, в пределах каждого из которых нагрузка счи тается равномерной.
Перенос нагрузки на стержни эквивалентной рамы осуще ствляется по направлениям радиальных лучей, проведенных из центра тяжести замкнутой кривой внутреннего очертания упругого контура через узловые точки и точки деления стержней, находя щихся в районе нагружения. При этом интенсивность исходной приложенной к контуру распределенной нагрузки в каждой выде ленной точке должна быть осреднена в пределах интервала деле ния и разложена как вектор на две составляющие — по направле нию радиального луча и нормально к нему, которые затем пере носятся в соответствующие точки стержней рамы.
Для сохранения общего равнодействующего усилия при пере носе распределенной нагрузки на дугу большего или меньшего радиуса исходная интенсивность должна быть уменьшена в отно
шении R BHIRj (/-fi) — при |
наличии нагрузки на внутренней по |
|||
верхности контура, или |
увеличена |
в отношении |
R J R j (/+ ) — |
|
при наличии нагрузки на |
наружной |
поверхности. |
Здесь R |
BII — |
1 |
расстояние от центра отверстия до внутреннего очертания в дан
ной точке деления; |
R H— расстояние от центра |
отверстия до |
||||
наружного очертания |
в той же точке деления; |
R m + 1>= ~ |
{R,--\- |
|||
+ Rj+i) — расстояние |
от |
центра |
отверстия |
до |
средней |
точки |
данного стержня рамы. |
наиболее |
частый случай |
переноса нор |
|||
На рис. 107 показан |
мальной нагрузки с внутренней поверхности постели подшипника на произвольный (/-й) стержень его эквивалентной рамы.
Перенесенные таким образом на раму составляющие нагрузки проектируются далее на нормаль к стержню и на направление стержня для определения расчетных интенсивностей, нормальной и касательной нагрузок для каждого стержня, находящегося в районе нагружения. При незначительном отклонении радиаль
166
ного луча от нормали к стержню на угол 6 (/-.иі) (до 10—15°) прибегать к разложению на нормальную и касательную составля ющие становится нецелесообразным в связи с неоправданным повышением трудоемкости расчета.
При расчете разъемных подшипниковых узлов коленчатого вала дизеля (шатунного н коренного) нагрузка считается извест ной и распределенной по поверхности расточки постели или по рабочей поверхности вкладышей. Полная нагрузка с достаточной
точностью может |
быть |
представлена |
нормальными |
усилиями, |
||||||||||||
так |
как |
собственно |
касательные со |
|
|
|
|
|
|
|||||||
ставляющие, |
обусловленные силами |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
трения, незначительны, |
и ими можно |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
пренебречь. |
Закон |
распределения |
|
|
|
|
|
|
||||||||
нормальных сил может |
приниматься |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
для |
конкретных расчетов таких узлов |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
косинусоидальным |
|
с общим |
углом |
|
|
|
|
|
|
|||||||
охвата |
2ѵ = |
|
100-н130°. |
Меньшие |
|
|
|
|
|
|
||||||
значения |
угла |
соответствуют |
отно |
|
|
|
|
|
|
|||||||
сительно |
большим |
масляным |
зазо |
|
|
|
|
|
|
|||||||
рам и повышенной жесткости узла. |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
Для более податливых контуров и |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
нижних значений зазора угол охвата |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
приближается |
|
к |
|
верхнему |
пре |
|
|
|
|
|
|
|||||
делу. |
|
|
|
|
|
|
|
интен |
|
|
|
|
|
|
||
Формула для определения |
Рис. |
107. |
Схема переноса |
нор |
||||||||||||
сивности |
распределенной |
нагрузки |
||||||||||||||
мальной нагрузки с выделен |
||||||||||||||||
в произвольном |
радиальном |
сече |
ного |
участка |
внутренней |
по |
||||||||||
нии |
исходной |
эпюры |
имеет |
вид |
верхности |
постели |
подшипника |
|||||||||
|
|
<7(ф) = |
cos лер, |
|
(30) |
на |
стержень |
его |
эквивалент |
|||||||
|
|
|
|
|
ной |
рамы |
|
|||||||||
где |
п = -Д- — порядок |
аргумента косинуса |
при |
данном |
угле |
|||||||||||
|
|
|
|
охвата; |
|
|
значение |
интенсивности |
исходной |
|||||||
|
|
q0— максимальное |
||||||||||||||
|
|
|
|
эпюры |
нагрузки. |
|
|
|
|
|
|
|||||
Величина максимальной |
интенсивности определяется из усло |
вия статической эквивалентности проекции внешнего вектора нагрузки и суммы проекции распределенных сил при направле
нии оси по линии действия |
вектора. Это условие |
имеет вид |
||
|
|
|
V |
|
Р = 2 qü(R0— /0) оJ cosmpcoscpdcp; |
(31) |
|||
п |
|
|
(п — 1) Р |
/оо\ |
™ |
2/1 |
2 |
' ' |
|
|
(R0— ^o)cosv* |
|||
|
|
|
где R о— радиус отверстия постели; t 0— номинальная толщина вкладыша.
167
При несимметричной нагрузке (наклонное положение вектора) пли несимметричной раме исключение в схеме касательных соста вляющих распределенной нагрузки приводит к повороту суммар ного вектора нагрузки относительно его исходного положения (рис. 108). При расчете в этом случае, если не вводить касательных составляющих нагрузки, следует вместо фактического угла на клона вектора принимать расчетный угол ß' — ß — Aß, где Aß — корректирующий угол (поправка), зависящий от ß и вида
исходного контура. Величина угла Aß обычно не превышает половины наибольшего угла расхождения нормалей для наиболее нагруженных стерж ней рамы п лежит в пределах
5—7°.
Приближенно угол расхож дения нормалей (в •радианах) определяется для j (/ + 1)-го стержня (см. рис. 107) по сле дующему выражению:
|
|
|
|
|
|
6 ,-(/+1) ~ |
Іі (/+і) |
|
(33) |
|
Рис. 108. Схема введения угловой по |
где lj (/+і) — длина |
j (/ + |
l)-ro |
|||||||
правки для |
уменьшения |
отклонения |
стержня. |
распределен |
||||||
суммарного |
вектора нагрузки после |
|
Интенсивность |
|||||||
переноса ее на стержни рамы без |
ной нагрузки на каждом интер |
|||||||||
учета |
касательных составляющих на |
|||||||||
|
|
стержнях |
|
вале (участке стержня) опре |
||||||
|
|
|
|
деляется как среднее |
арифме |
|||||
тическое значений интенсивностей |
в точках деления |
стержней. |
||||||||
При |
этом |
выражение |
для определения |
интенсивности равномер |
||||||
ной |
нагрузки на г-м интервале |
/ |
(/ + |
1)-го стержня |
имеет |
вид |
||||
|
|
Яии+Ц |
_ (я2 — 1) Р |
cos Лфк -j- cos /1фк+1 |
|
|
|
(34) |
||
|
|
2пcos V |
|
Pi + Pj+ |
|
|
|
|||
где |
к — индекс угла |
ср, отсчитываемого |
симметрично |
в |
обе |
сто |
роны от направления вектора Р, означает порядковый номер данного интервала в этой системе отсчета.
Вид эквивалентной рамы с указанием схемы переноса наг рузки для несущего контура типа постели коренного подшипника дизеля показан на рис. 109. Применительно к узлу типа криво шипной головки шатуна схема переноса нагрузки от постели подшипника на контур эквивалентной рамы приведена на рис. ПО для каждого из выбранных двух расчетных положений внешнего вектора Р ^ и Р 2, соответствующего в четырехтактном дизеле началу такта впуска (максимальным растягивающим силам инер
168
ции, приложенным к крышке) и началу такта рабочего хода (максимальным сжимающим силам давления газов, приложен ных к участку постели в стержне).
Количественная запись геометрических форм эквивалентных стержневых систем
Аналогично представлению различного характера распре делений жесткости и нагрузки в расчетных контурах подшипни ковых узлов, необходимо также осуществить удобную запись
разнообразных |
геометрических |
А |
|
форм эквивалентных стержневых |
|||
систем при |
конкретных расчетах |
|
|
шатунных и |
коренных узлов, и |
|
Рис. 109. |
Вид эквивалентной рамы с ука |
Рис. НО. Схема переноса нагрузки |
||
занием схемы переноса нагрузки (от за |
от постели подшипника на контур |
|||
данного |
направления |
вектора) для ко |
эквивалентной рамы для кривошип |
|
ренного |
подшипника |
подвесного типа |
ной головки при двух |
расчетных |
|
|
|
положениях внешнего |
вектора |
других деталей двигателя. Для этого в расчетную схему вво дится система прямоугольных координат, ориентированная опре деленным образом относительно построенной рамы, при аналити ческой записи формы которой были приняты в качестве характер ных узловые точки рамы (точки начала и конца стержней). Вве дение координатных осей выполняется одинаково для различных упругих контуров путем следующего построения.
169
По двум крайним узловым точкам—заделкам последних стерж ней рамы проводят вспомогательную ось х0. Затем перпендику лярно этой оси через наиболее удаленную от нее угловую точку рамы проводят основную ось координат с положительным направ лением вниз (в сторону вспомогательной оси). Осью ординат раму разделяют на правую и левую половины, которые в общем случае неодинаковы (при несимметричңой раме). Далее через ту же точку (вершину) параллельно, вспомогательной оси проводят основные оси абсцисс с положительным направлением вправо — для правой половины рамы и влево — для ее левой половины. Положение и ориентация осей координат для расчетных контуров шатунного и коренного узлов показаны на рис. 109 и ПО.
Для возможности раздельного задания правой и левой половин эквивалентной рамы координатные оси имеют различное обозна чение: для правой половины х и у, для левой половины и и ѵ.
Порядок нумерации узловых точек - рамы принимается от
начала координат— узловая точка / |
(рис. ПО) — в обе стороны |
к «заделкам», которые обозначаются: |
п — для первой (правой) |
половины, т — для второй (левой). Любая промежуточная узло |
вая точка рамы (как в правой, так н левой половине) имеет теку щий порядковый номер /. Все величины, относящиеся к этой узловой точке, имеют индекс порядкового номера / (например,
координаты X; у/ и ujt vj)\ соответственно величины, относящиеся |
|||||
к любому |
промежуточному |
стержню, имеют |
индекс |
/' (/ + ). |
|
Например, |
длины |
стержней |
и приведенные |
моменты |
инерции |
1 |
|||||
обозначаются I,- |
У;- (/-і-ц- |
Интенсивность нормальной нагрузки, |
приложенной на промежуточном t-м интервале (из заданных четырех) любого / (/ + 1)-го стержня, в общей форме записи дискретно переменных величин (зависящих от двух параметров^- аргументов) обозначается д,у (/j_u, аналогично для интенсивностей касательных и моментных нагрузок у (/+і) и /п,у(/+і)-
Необходимые и достаточные исходные данные для решения эквивалентной рамы могут быть представлены тремя независи
мыми |
группами, содержащими следующие величины. |
|
1. |
Координаты узловых точек стержневой системы относи |
|
тельно принятой системы координат: |
||
для правой (первой) |
половины |
|
|
X/ |
и yh где / = 1 , 2 , 3, . . ., п\ |
для левой (второй) половины
tty и V/, где /= 1 ,2 ,3 , . .., т.
2. Значения приведенной жесткости стержней рамы, отнесен ные к минимальному значению приведенной жесткости из всех