Файл: Совершенствование основных узлов турбопоршневых двигателей..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.06.2024
Просмотров: 133
Скачиваний: 1
В частности, для вида угловых переходов, существующих
в конструктивном выполнении разъемных подшипниковых узлов
сболтовыми соединениями, коэффициенты концентрации в опас ных расчетных сечениях могут быть приближенно найдены по Нейберу — по схеме изгиба призматического бруса с односторон ней врезкой, имеющей те же относительные глубину и радиус
закругления или подобную детали геометрию формы ослабления расчетного сечения. Для угловых переходов некоторых типов
данные по коэффициентам концентрации |
приведены |
в работе |
|
В. В. Васильева |
[ ]. |
в опасных |
сечениях |
Последующий |
расчет запасов прочности |
||
6 |
|
|
упругих контуров шатунных головок и крышек (подвесок) корен ных подшипников, имеющих уровень переменных нагрузок, выполняют по методике, разработанной С. В. Серенсеном [39] с учетом всех основных факторов, влияющих на выносливость детали (состояние поверхности, масштабный фактор, чувстви
тельность к концентрации напряжений |
и к асимметрии цикла |
и др.). Величины минимальных запасов |
прочности для несущих |
контуров шатунных и коренных подшипников исходя из проведен ных расчетов и опыта эксплуатации должны лежать в пределах лтіп = 1,8-к2,2. При этих запасах прочности в опасных сечениях разъемных узлов, рассчитанных по изложенному методу, при тщательном соблюдении заданных требований к геометрии пере ходов и качеству поверхности и металла (в зоне концентрации) гарантируется отсутствие разрушений при длительной работе двигателей транспортного назначения.
Примеры приложения метода расчета
Изложенный метод расчета проходил неоднократную экспе риментальную проверку на специальных плоских моделях и на натурных узлах шатунных и коренных подшипников и показал достаточную точность [36, 37J . Благодаря широким возможностям варьирования, заложенным в расчетную схему, метод начинают применять не только для проверочных расчетов выполненных узлов, но и для поиска рациональных форм несущих контуров, исходя из условий нагружений, требований к прочности и жест кости и заданных габаритных ограничений. В качестве примера приложения метода ниже показаны расчетные контуры и их эквивалентные рамы для двух типичных узлов разъемной головки шатуна четырехтактного судового дизеля и подвески коренного подшипника тепловозного Ѵ-образного дизеля с представлением полученных результатов силового расчета в виде эпюр изгибаю щих моментов и продольных сил.
Конструктивный вид контура и его расчетная схема с при ложенной нагрузкой, последовательно от каждого из двух поло жений внешнего вектора Р г и Р 2 для шатунного узла показаны на рис. 113. Аналогичные построения для коренного подшипника
176
С показом вида всех расчетных сечении контура собственно под вески и прилегающей части блока даны на рис. 114 и 115. Наклон ное положение внешнего вектора нагрузки отвечает здесь макси мальному его значению по векторной диаграмме действия сил на коренной подшипник в Ѵ-образном двигателе (перенос и прн-
ложение нагрузки |
на стерж |
|||
ни |
эквивалентной |
рамы |
см. |
|
рис. |
109). |
|
|
|
Результаты силового расчета |
||||
узла |
шатунной |
головки |
пред |
|
ставлены на рис. |
116, |
а, б. Сопо |
ставление эпюр моментов при 1-м
Рис. 113. Конструктивный вид разъем ной головки шатуна и его расчетная схема — с приложенной нагрузкой по следовательно от двух положений внешнего вектора:
Р , = 22 700 кгс; |
Р 2= 67 |
500 кгс; / —2 2 - |
номера |
у зловы х |
точек |
Рис. 114'. Конструктивный вид корен ного подшипника подвесного типа и построение его эквивалентной рамы; внешний вектор нагрузки Р =
= 31 000 кгс
и 2 -м положениях внешней нагрузки показывает, что определяю щим видом нагружения по уровню изгибающего момента для стыко вых сечений подшипника и контура собственно крышки являются силы инерции, растягивающие стержень шатуна. Видно существен ное перераспределение моментов по длине контура, вызванное
значительным |
различием (более чем в раз) в изгибной жесткости |
в стыковой и |
средней части крышки.2 0Если не учитывать такого |
различия жесткостей и считать их постоянными по сечениям головки (по схеме Р. С. Кинасошвили), величины изгибающих моментов в стыковом и среднем сечениях становятся практически
равными |
и перестают отражать |
распределение фактического |
12 Е. А. |
Н и к и ти н |
177 |
S I?
c b 0 _Ь
/«
Puc. 115. Вид эффективных сечений, построенных в теле подвески и опоры коренного подшипника:
1 — Х І Ѵ — номера расчетных сечении
Рис. 116. Эпюры внутренних усилий:
а |
— |
изгибаю щ их |
моментов {ш триховая |
л и н и я |
при постоянной |
жесткости |
контура); |
б |
— |
продольных |
сил в с тер ж н ях рамы |
головки |
соответственно от |
н агр у зо к |
І-го и 2-го |
|
|
|
положений |
|
|
|
178
сопротивления изгибу составляющих участков несущего контура при действии приложенной нагрузки. Изменение ординат эпюрыМ при переходе на схему постоянной жесткости составляет (по разными сечениям) от 1,5 до 2,5 раз.
Эпюра М при 2-м положении нагрузки на расчетном контуре от сил сжатия в стержне шатуна показывает, что значительные изгибные воздействия возникают лишь в районах, прилегающих к стержню, и достаточно быстро убывают по мере удаления от мест
Рис. 117. Эпюры внутренних усилий:
а — и згибаю щ их |
моментов (ш три ховая л и н и я при |
заданн ой задел ке в стыке); |
б — продольны х |
сил в с т ер ж н ях экви валентн ой |
рамы коренного подшипника |
сечений заделок, оказывая на остальной контур и, в частности, на стыки относительно небольшое влияние. К аналогичным выво дам о характере распределения и уровне приводит сопоставление эпюр растягивающих сил N в контуре, полученных последова тельно от действия н агрузки, отвечающей 1-му и 2 -му положениям внешнего вектора.
Для второго узла вид эпюры М (рис. 117, а) показывает, что распространенная схема расчета подвески (как двухопорной балки) по среднему сечению в данном случае совершенно непри годна. В среднем сечении подвески при наклоне вектора нагрузки к вертикали (оси симметрии) в пределах 22—30° изгибающий момент имеет почти нулевое значение. В то же время в наклонных сечениях в районах сопряжения средней части контура с плоско стями опорных площадок под болты (в местах радиусных пере ходов) ординаты эпюры М достигают наибольших значений. При возможном попеременном направлении в разные стороны внешнего вектора в Ѵ-образных двигателях моменты будут иметь в этих сечениях разные знаки, дополнительно увеличивая размах переменных напряжений в наиболее опасных угловых переходах подвески.
12 |
179 |
Эпюра N для коренного узла (рис. 117, б) указывает на отно сительно равномерное растяжение всего контура подвески, вклю чая прилегающие части остова подшипника.
Наблюдаемые отдельные случаи поломок подвесок с разви тием усталостных трещин в районе болтов подтверждают практи ческую важность введенных уточнений в расчетный метод и воз можность своевременного определения действительных запасов прочности в ответственных коренных узлах современных дизелей.
Расчет посадки тонкостенных вкладышей и анализ основных причин потери натяга
Для задания требуемой посадки тонкостенных вкладышей в отверстие постели при гарантированной силовой замкнутости стыков, прочности и жесткости несущего контура подшипника успешно используется разработанный ранее расчет основных составляющих натяга, определяемых исходной геометрией вкла дышей, точностью изготовления постели, упругими деформациями под нагрузкой и температурными изменениями сопряженных деталей соединения при переходе в рабочее состояние. Важность учета влияний перечисленных факторов на натяг при посадке тонкостенных вкладышей в подшипниках двигателей была пока зана в работе Э. Роемера [47].
Методика расчета натягов вкладышей была опубликована после опытной ее проверки на дизелях КТЗ [33, 35]. Она нашла применение на других предприятиях отрасли, а также в компрессоростроении [12]. Накопленный опыт ее использования и обобще ние расчетных результатов на выполненных подшипниках, про веренных в длительной эксплуатации, позволяет в большинстве случаев в стадии проектирования ограничиться расчетом натягов по более простой схеме с введением дополнительных поправок на особенности конструкции выполняемого узла.
Предлагаемый приближенный расчет в качестве отправной позиции принимает состояние вкладыша в приспособлении-калибре (рис. 118, б) под контрольной нагрузкой, определяемой по основ ной формуле методики
bt*EK(Dn - D 0) |
F B |
(39) |
Qo — |
|
6 ( 1 - F k) ( ° o- 0 ( ö cb- 0 Г і в ’
где b u t — расчетная ширина и толщина вкладыша; t — tK +
tK и t3— средние толщины основы (корпуса) вкладыша и слоя заливки; Ек и Е3— модули упругости материала корпуса и за ливки; FK и F3— площади радиального сечения корпуса и за ливки; — коэффициент Пуассона материала корпуса вкла дыша; FB— площадь стыкового сечения вкладышей; W 1в — момент сопротивления, определяемый по моменту инерции стыко
180