Файл: Самохин А.Ф. Эксплуатация цифровых вычислительных машин [учеб. пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.06.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 0
- Z 7 4 -
Питание Щ осуществляется через славный распределительный щит, а отдельные виды оборудования - через местные распредели тельные щиты.
Для защиты обслуживающего персонала корпуса всех устройств заземляются на нулевую шину источника питания.
§ 1 6 .2 ; Хранение носителей информации
Х р а н е н и е п е р ф о к а р т и п е р ф о л е н т
Пумага довольно заметно реагирует на изменения влажности и тем пературы. Резкие колебания температуры вызывают деформацию,
ломкость и хрупкость бумажных материалов. Особенно вредно по вышение температуры, так как при этом значительно быстрее идет старение бумаги.
Особенно важно в хранилище носителей поддерживать стабиль ную влажность. При пониженной влажности перфокарты теряют элас тичность’, легче скручиваются, на их поверхности появляется вол нистость,карты становятся тоньше. Все это приводит к тому, что карты плохо вводятся в считывающее устройство. При повышенной
влажности карты разбухают, становятся рыхлыми и также плохо
вводятся в считыващее устройство. Кроме то го , при высокой влаж
ности возможно развитие шесешг.'
Перфокарты и перфоленты размещаются на стеллажах в помеще нии о кондиционированным воздухом. Для того, чтобы.карты не коробились, их следует хранить в спресованном виде'.5
Температура и влажность воздуха, рекомендуемые для хра-
нвгжща перфокарт к перфолент, приведены в таблице I6VI.
- Z 7 F -
|
|
|
|
Таблица 16,1 |
|
Температура |
Относительная |
Температура |
Относительная |
||
( |
°С ) |
влажность {%) |
(°С) |
влажность (%) |
|
17 |
+ 20 |
45 |
+ 65 |
23 + 24 |
45 + 55 |
21 |
+ 22 |
45 |
+ 60 |
25 |
45 + 50 |
Х р а н е н и е м а г н и т н ы х л е н т . Так же, как
перфокарты, магнитная лента чувствительна к изменениям влажнос
ти и температуры. При повышенной температуре и пониженной влаж
ности лента высыхает и теряет прочность. Высокая влажность и температура вызывает механическую деформацию ленты в виде скла
док и валнистость, а также прогибов и перекашивание рулона.
Изменения влажности и температуры вызывают коробление ленты1.
Допустимые пределы колебания температуры для различных лент сле дующие;
для ацетатных |
лент типа 2В, 2ВТ |
- |
16 |
+ 25°С, |
|||
для лент |
типа |
"Сигма" - |
16 |
♦ ЭО°С, |
|
|
|
для лент |
из лавсана типа |
6JI |
- |
16 + |
32 |
°С. |
Однако, наиболее приемлемой температурой для хранилища являет ся 20 ± 2°С.
Пределы изменения относительной влажности 45 + 55 f.
В условиях вычислительного центра нельзя хранить ленты в холодильниках, так как при вынимании ленты из холодильника на ней конденсируются водяные пары. Температура хранения должна быть выше точки росы воздуха в машинном зале; Если, например, в
машинном зале температура воздуха 25°С, а относительная вяажг-
-2?6-
ность 60$, то температура хранения должна быть выше 17°С.
|
К помещению дня хранения ленты предъявляются повышенные |
требования по запыленности. Содержание пыли не должно превышать |
|
0 ,2 |
мг/м^. Ленты харнятся обычно в рулонах, намотанных на боби |
ны.- |
При этом , с тем, чтобы не возникала деформация ленты и слипа |
ние при колебаниях температуры, намотка ленты в рулоне должна быть равномерной; для чего целесообразно перед длительным хране нием перематывать ленту на перемоточном станке с регулируемым натяжением; Бобина, на которую наматывается лента, должна быть выполнена из жесткого материала, имеющего малый температурный коэффициент расширения. Удобно хранить ленты в пластмассовых
коробках или полиэтиленовых мешках, защищающих их от |
пыли |
и |
высыхания. Помещение для хранения ленты обычно делают |
без |
окон |
и располагают вдели от источников сильных магнитных полей. |
|
Работать с магнитной лентой следует в обезжиренных бензи ном перчатках; Брать ленту руками без перчаток нельзя, так как остающиеся следа жира способствуют налипанию пыли'.1
Не рекомендуется для очистки лент от пыли использовать четыреххлористый углерод и этиловый спирт; так как они мшут повредить ленту';
Магнитные ленты с информацией; так правило, хранятся в трех экземплярах: рабочий, запасной и эталонный1. Эталонный экземпляр для работы не используется, а служит дая восстановле ния информации на рабочая и запасном экземплярах в случае их порчи.
§ 16 .3 . Техническое обеспечение
Для восстановления работоспособности машины при выходе из строя тех или иных элементов необходимо иметь в эксплуатирующем
- 2 V ? -
подразделении комплект запасшее элементов (ЗИП).
По характеру использования элементы разделяются на восста навливаемые (блоки, узлы, ячейки) и невосстанавливаемые (сопро
тивления, конденсаторы, диоды, триода и т .п .) .
Восстанавливаемые элементы ЦВМ, как правило, ремонтируются
непосредственно в эксплуатирующем подразделении. |
|
Комплект |
ЗИЛа для ЦВМ состоит из восстанавливаемых элементов |
(ячеек, блоков |
питания и т .п .) и невосстанавливаемых (сопротив-г- |
лений, емкостей, диодов, триодов, механических деталей и т . п ! ) .’
Первые необходимы для обеспечения быстрого восстановления рабо тоспособности машины заменой неисправного блока на исправный,
вторые - дая ремонта восстанавливаемых элементов и несъемных узлов машины. Комплект ЗИЛа должен быть достаточно полным для того , чтобы свести до минимума время ожидания получения необхо димой детали для ремонта машины (в этом смысле идеально иметь бесконечный комплект, т .е . иметь все элементы машины в неограни ченном количестве), с другой стороны, приобретение и хранение чрезмерно большого количества деталей значительно удорожает,
стоимость эксплуатации. Поэтому при комплектовании ЗИЛа обычно
(для любых устройств) стремятся выбрать оптимальный вариант.’
При выборе комплекта ЗИЛа для универсальных ЦЕМ в том случае,
если срыв счета на некоторое время не ведет к тяжелым последст виям; в качестве критерия оптимальности ЗИЛа можно принять ми нимальную фактическую стоимость часа машинного времени с точки зрения ее удорожания из-за простоев, связанных с задержкой в обеспечении теми или иными запасными элементами; Для ЦЕМ, за действованных в системе управления, креме стоимости машинного времени, необходимо еще учитывать ущерб, нанесенный простоем машины»
- 2 7 / -
Рассмотрим задачу выбора количества невосстаннвливаемых элементов ЗИП в простейшей постановке (без учета последствий
простоя машины)-.
Фактическую стоимость одного часа полезного машинного времени модно выразить формулой:
|
|
|
З э + £ |
™i |
I 6 .I |
||
|
|
|
У |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
Тпол ~ Т'о |
|
|
|
где |
Ss |
- |
эксплуатационные затраты,за вычетом стоимости ЗИЛа, |
||||
|
|
|
к которым относятся: |
зарплата обслуживающего персо |
|||
|
|
|
нала, административные расходы, плата за электро |
||||
|
|
|
энергию и помещение, амортизационные отчисления и |
||||
|
|
|
т .д .; |
|
|
|
|
|
5 / |
- |
стоимость элемента |
i |
-г о типономинала; |
||
|
m L - |
количество |
элементов |
|
L-г о типономинала в ЗШе; |
К- количество различных типономиналов элементов в ЗИЛе;
Тпол - планируемое полезное машинное время за период между восстановлениями ЗИЛа;
То - потеря полезного машинного времени из-за простоя машины в неисправном состоянии вследствие отсутствия необходимых элементов;
Вели учесть, что ЗИП в основном пополняется за счет плановых
поставок один раз в год , то можно считать, что простой машины из-за необеспеченности запасными элементами будет определяться выражением:
= | ( Ч 4 л , . ю-г
Здесь /7г- - среднегодовое количество отказов элементов ( -г о
- 2 7 9 -
типономинала, которое может быть определено из выражения:
|
п, -А А % . |
|
к -3 |
|
t0jji- |
время, в течение которого может |
быть приобретен i -й |
||
|
элемент при его отсутствии в ЗИЛе; |
|||
Ai - |
интенсивность отказов |
элементов |
i -г о типономинала в |
|
|
машине; |
|
|
|
- |
количество элементов |
i -г о |
типономинала в машине; |
|
- |
период восстановления |
ЗИПа |
(в нашем случае - один го д ). |
|
<7 |
16.2 и 16.3 формула 1 6 .1 примет вид: |
|||
С учетом |
||||
|
К |
|
|
|
|
+ Z |
wt- |
16.4 |
|
|
|
|
|
Анализ формулы 1 6 .4 , выполненный на основе опыта эксплуатации
"МИнск-22", показал, что минимум стоимости машинного времени обеспечивается при условии
m L = n L |
i6.5 |
Таким образом, при комплектовании ЗИП в него необходимо включать такое количество запасных невосстанааливаемых элемен тов , которое обеспечит замену вышедших из строя деталей в т е чение всего периода до очередного планового пополнения ЗИП;
Для восстанавливаемых элементов в связи с тем, что они в процессе эксплуатации многократно восстанавливаются, усло вие 16.5 не справедаиво. При расчете количества запасных вос станавливаемых элементов необходимо учитывать интенсивность