Файл: Самохин А.Ф. Эксплуатация цифровых вычислительных машин [учеб. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Z 7 4 -

Питание Щ осуществляется через славный распределительный щит, а отдельные виды оборудования - через местные распредели­ тельные щиты.

Для защиты обслуживающего персонала корпуса всех устройств заземляются на нулевую шину источника питания.

§ 1 6 .2 ; Хранение носителей информации

Х р а н е н и е п е р ф о к а р т и п е р ф о л е н т

Пумага довольно заметно реагирует на изменения влажности и тем­ пературы. Резкие колебания температуры вызывают деформацию,

ломкость и хрупкость бумажных материалов. Особенно вредно по­ вышение температуры, так как при этом значительно быстрее идет старение бумаги.

Особенно важно в хранилище носителей поддерживать стабиль­ ную влажность. При пониженной влажности перфокарты теряют элас­ тичность’, легче скручиваются, на их поверхности появляется вол­ нистость,карты становятся тоньше. Все это приводит к тому, что карты плохо вводятся в считывающее устройство. При повышенной

влажности карты разбухают, становятся рыхлыми и также плохо

вводятся в считыващее устройство. Кроме то го , при высокой влаж­

ности возможно развитие шесешг.'

Перфокарты и перфоленты размещаются на стеллажах в помеще­ нии о кондиционированным воздухом. Для того, чтобы.карты не коробились, их следует хранить в спресованном виде'.5

Температура и влажность воздуха, рекомендуемые для хра-

нвгжща перфокарт к перфолент, приведены в таблице I6VI.

- Z 7 F -

 

 

 

 

Таблица 16,1

Температура

Относительная

Температура

Относительная

(

°С )

влажность {%)

(°С)

влажность (%)

17

+ 20

45

+ 65

23 + 24

45 + 55

21

+ 22

45

+ 60

25

45 + 50

Х р а н е н и е м а г н и т н ы х л е н т . Так же, как

перфокарты, магнитная лента чувствительна к изменениям влажнос­

ти и температуры. При повышенной температуре и пониженной влаж­

ности лента высыхает и теряет прочность. Высокая влажность и температура вызывает механическую деформацию ленты в виде скла­

док и валнистость, а также прогибов и перекашивание рулона.

Изменения влажности и температуры вызывают коробление ленты1.

Допустимые пределы колебания температуры для различных лент сле­ дующие;

для ацетатных

лент типа 2В, 2ВТ

-

16

+ 25°С,

для лент

типа

"Сигма" -

16

♦ ЭО°С,

 

 

для лент

из лавсана типа

6JI

-

16 +

32

°С.

Однако, наиболее приемлемой температурой для хранилища являет­ ся 20 ± 2°С.

Пределы изменения относительной влажности 45 + 55 f.

В условиях вычислительного центра нельзя хранить ленты в холодильниках, так как при вынимании ленты из холодильника на ней конденсируются водяные пары. Температура хранения должна быть выше точки росы воздуха в машинном зале; Если, например, в

машинном зале температура воздуха 25°С, а относительная вяажг-


-2?6-

ность 60$, то температура хранения должна быть выше 17°С.

 

К помещению дня хранения ленты предъявляются повышенные

требования по запыленности. Содержание пыли не должно превышать

0 ,2

мг/м^. Ленты харнятся обычно в рулонах, намотанных на боби­

ны.-

При этом , с тем, чтобы не возникала деформация ленты и слипа­

ние при колебаниях температуры, намотка ленты в рулоне должна быть равномерной; для чего целесообразно перед длительным хране­ нием перематывать ленту на перемоточном станке с регулируемым натяжением; Бобина, на которую наматывается лента, должна быть выполнена из жесткого материала, имеющего малый температурный коэффициент расширения. Удобно хранить ленты в пластмассовых

коробках или полиэтиленовых мешках, защищающих их от

пыли

и

высыхания. Помещение для хранения ленты обычно делают

без

окон

и располагают вдели от источников сильных магнитных полей.

 

Работать с магнитной лентой следует в обезжиренных бензи­ ном перчатках; Брать ленту руками без перчаток нельзя, так как остающиеся следа жира способствуют налипанию пыли'.1

Не рекомендуется для очистки лент от пыли использовать четыреххлористый углерод и этиловый спирт; так как они мшут повредить ленту';

Магнитные ленты с информацией; так правило, хранятся в трех экземплярах: рабочий, запасной и эталонный1. Эталонный экземпляр для работы не используется, а служит дая восстановле­ ния информации на рабочая и запасном экземплярах в случае их порчи.

§ 16 .3 . Техническое обеспечение

Для восстановления работоспособности машины при выходе из строя тех или иных элементов необходимо иметь в эксплуатирующем

- 2 V ? -

подразделении комплект запасшее элементов (ЗИП).

По характеру использования элементы разделяются на восста­ навливаемые (блоки, узлы, ячейки) и невосстанавливаемые (сопро­

тивления, конденсаторы, диоды, триода и т .п .) .

Восстанавливаемые элементы ЦВМ, как правило, ремонтируются

непосредственно в эксплуатирующем подразделении.

Комплект

ЗИЛа для ЦВМ состоит из восстанавливаемых элементов

(ячеек, блоков

питания и т .п .) и невосстанавливаемых (сопротив-г-

лений, емкостей, диодов, триодов, механических деталей и т . п ! ) .’

Первые необходимы для обеспечения быстрого восстановления рабо­ тоспособности машины заменой неисправного блока на исправный,

вторые - дая ремонта восстанавливаемых элементов и несъемных узлов машины. Комплект ЗИЛа должен быть достаточно полным для того , чтобы свести до минимума время ожидания получения необхо­ димой детали для ремонта машины (в этом смысле идеально иметь бесконечный комплект, т .е . иметь все элементы машины в неограни­ ченном количестве), с другой стороны, приобретение и хранение чрезмерно большого количества деталей значительно удорожает,

стоимость эксплуатации. Поэтому при комплектовании ЗИЛа обычно

(для любых устройств) стремятся выбрать оптимальный вариант.’

При выборе комплекта ЗИЛа для универсальных ЦЕМ в том случае,

если срыв счета на некоторое время не ведет к тяжелым последст­ виям; в качестве критерия оптимальности ЗИЛа можно принять ми­ нимальную фактическую стоимость часа машинного времени с точки зрения ее удорожания из-за простоев, связанных с задержкой в обеспечении теми или иными запасными элементами; Для ЦЕМ, за­ действованных в системе управления, креме стоимости машинного времени, необходимо еще учитывать ущерб, нанесенный простоем машины»


- 2 7 / -

Рассмотрим задачу выбора количества невосстаннвливаемых элементов ЗИП в простейшей постановке (без учета последствий

простоя машины)-.

Фактическую стоимость одного часа полезного машинного времени модно выразить формулой:

 

 

 

З э + £

™i

I 6 .I

 

 

 

У

1

 

 

 

 

 

 

Тпол ~ Т'о

 

 

где

Ss

-

эксплуатационные затраты,за вычетом стоимости ЗИЛа,

 

 

 

к которым относятся:

зарплата обслуживающего персо­

 

 

 

нала, административные расходы, плата за электро­

 

 

 

энергию и помещение, амортизационные отчисления и

 

 

 

т .д .;

 

 

 

 

 

5 /

-

стоимость элемента

i

-г о типономинала;

 

m L -

количество

элементов

 

L-г о типономинала в ЗШе;

К- количество различных типономиналов элементов в ЗИЛе;

Тпол - планируемое полезное машинное время за период между восстановлениями ЗИЛа;

То - потеря полезного машинного времени из-за простоя машины в неисправном состоянии вследствие отсутствия необходимых элементов;

Вели учесть, что ЗИП в основном пополняется за счет плановых

поставок один раз в год , то можно считать, что простой машины из-за необеспеченности запасными элементами будет определяться выражением:

= | ( Ч 4 л , . ю-г

Здесь /7г- - среднегодовое количество отказов элементов ( -г о


- 2 7 9 -

типономинала, которое может быть определено из выражения:

 

п, -А А % .

 

к -3

t0jji-

время, в течение которого может

быть приобретен i

 

элемент при его отсутствии в ЗИЛе;

Ai -

интенсивность отказов

элементов

i -г о типономинала в

 

машине;

 

 

 

-

количество элементов

i -г о

типономинала в машине;

-

период восстановления

ЗИПа

(в нашем случае - один го д ).

<7

16.2 и 16.3 формула 1 6 .1 примет вид:

С учетом

 

К

 

 

 

 

+ Z

wt-

16.4

 

 

 

 

Анализ формулы 1 6 .4 , выполненный на основе опыта эксплуатации

"МИнск-22", показал, что минимум стоимости машинного времени обеспечивается при условии

m L = n L

i6.5

Таким образом, при комплектовании ЗИП в него необходимо включать такое количество запасных невосстанааливаемых элемен­ тов , которое обеспечит замену вышедших из строя деталей в т е ­ чение всего периода до очередного планового пополнения ЗИП;

Для восстанавливаемых элементов в связи с тем, что они в процессе эксплуатации многократно восстанавливаются, усло­ вие 16.5 не справедаиво. При расчете количества запасных вос­ станавливаемых элементов необходимо учитывать интенсивность