Файл: Ребрик Б.М. Вибрационное бурение скважин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формула (119) выведена для случая абсолютно жесткого бурильного стержня. Однако по мере увеличения глубины сква­ жины длина бурильных труб Н будет возрастать и ее влияние

на скорость углубки благодаря упругим деформациям

систе­

мы будет увеличиваться. Поэтому в формулу (119)

должен

быть введен коэффициент, учитывающий возрастание

потерь

энергии на упругие деформации колонны бурильных труб при увеличении глубины скважины. Очевидно, этот коэффициент бу­ дет прямо пропорционален максимальному усилию, возникаю­ щему между ударником и буровым инструментом в момент удара. Несложный расчет показывает, что при весьма нежест­ ких ограничениях Ртах, а следовательно, и максимальная де­ формация грунта под нижним торцом бурового снаряда обрат­

но пропорциональны ]/ Н. Таким образом, уменьшение вели­ чины погружения наконечника за удар будет обратно пропор­

ционально Iх Н. Поскольку диаметр 'бурильных труб в про­ цессе бурения не изменяется, его влияние не рассматривается..

Примем, что при

Н = 1

/Си= I, т. е. будем считать, что стер­

жень длиной

1 м

является

абсолютно

неупругнм. Отношение

-Ртах при Н> I

к

РШІ,х

при

Н= 1 даст

значение безразмерного

коэффициента,

который

следует ввести

в формулу (119).

 

 

 

 

 

( 1 2 1 >

Коэффициент /Си введен с целью упрощения расчетных фор­ мул. Строго говоря, в данном случае пользоваться классиче­ ской теорией удара и понятием коэффициента восстановления скорости нельзя. Более правомерен подход с использованием представлений волновой теории и рассмотрением системы бу­ рильных труб как имеющей бесконечно много степеней свободы, т. е. системы с распределенными параметрами. В то же время следует отметить, что при длине бурильной колонны 10—15 м влияние волновых эффектов будет ничтожно, и нм без риска допустить грубую ошибку можно пренебречь.

Тогда формула (119) примет следующий вид:

 

 

Л= / Сн

1 +R

 

иѵу

 

1______ К

( 122)

! -I-

 

 

2

fHS6

RuS„

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и для скорости бурения

 

 

 

 

 

 

 

»M= К*Пу I

+

R

\\ 2

тпѵ9-

 

 

Му

(123)

1 +

г/<пр

I

2

/„Sa + Rvßn

 

 

 

 

 

 

т

!

 

 

 

 

 

В формуле (123)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

56 — л (D -(- d) Ikiki,

 

 

(124)

60


где D и d — соответственно

наружный

и внутренний

диаметры:

наконечника; I — величина

углубления

наконечника

в

грунт;

k\ — коэффициент,

учитывающий

наличие

прорези

в

зонде;

кч — коэффициент,

учитывающий

наличие

выпусков

по

наруж­

ному II внутреннему диаметрам башмака.

Формулы (122) и (123) позволяют установить закономерно­ сти влияния основных параметров вибромолота, бурового ин­ струмента и грунта на величину углубления зондов в грунт за одни удар, т. е. на скорость ударно-вибрационного бурения.

Основные выводы, следующие из формулы (123), как будет показано ниже, не противоречат практике. Скорость ударновибрационного бурения прямо пропорциональна квадрату ско­ рости удара и обратно пропорциональна сопротивлению грун­ та. При большом сопротивлении грунта первый член правой

части

равенства может оказаться равным

второму члену

h0nу/2 ;

в этом случае вся энергия удара будет

расходоваться на

преодоление упругих сопротивлений и погружение наконечника в грунт происходить не будет.

ОПТИМАЛЬНАЯ ДЛИНА РЕЙСА ПРИ УДАРНО-ВИБРАЦИОННОМ БУРЕНИИ

Модель ударно-вибрационного бурения грунтов и выведен­ ная на ее основе зависимость скорости погружения наконечника от различных факторов могут быть использованы для опреде­ ления оптимальной длины рейса L0„T при различных значениях глубины скважины Н.

Оптимальное значение L будем определять, исходя из усло­

вия получения

максимальной рейсовой

скорости бурения

ор,

 

 

ир

L

 

 

(125>

 

 

+

 

где t0 — время

чистого

бурения;

tc — время, затраченное

на

спуско-подъемные операции.

 

 

оптимального времени

Как известно, задача

нахождения

рейса для вращательного бурения впервые была поставлена и

решена Е. Ф. Эпштейном [93].

Смысл решения состоял

в том,

что на основе уравнения

(125)

было получено равенство

ом=

= Цр. Оно означало, что

для

достижения оптимальной

 

рейсо­

вой скорости бурения процесс углубки следовало прекращать в момент, когда мгновенная механическая скорость станет равной по величине рейсовой скорости. Выявленная закономерность позволила разработать оригинальный механический сигнализа­ тор для определения оптимального времени чистого бурения. Следует, однако, отметить, что общего решения для определе­ ния оптимального времени чистого бурения в зависимости от различных факторов Е. Ф. Эпштейном дано не было. Отчасти это объяснялось отсутствием аналитических выражений для и іс.

61


В отличие от вращательного бурения, для которого время углубления инструмента исчисляется десятками минут и даже часами, при вибрационном бурении углубление наконечника за рейс длится от одной до нескольких минут. Поэтому для вибра­ ционного бурения целесообразно определять не оптимальное ѣремя чистого бурения, а оптимальную величину углубления наконечника в грунт или, как автор условно называл, опти­ мальную длину рейса. Наличие соответствующих аналитических зависимостей позволяет решить поставленную задачу в общем виде.

Время чистого бурения ^ может быть найдено из следующе­ го выражения, полученного на основе равенства (123):

 

V м

1!

 

1

 

- C lt

(І26)

 

/ Я

АІ + В

где А, В и С1— постоянные

коэффициенты, соответственно

равные

 

л/„

(D

-I- сі) ktk.

 

А ==

(127)

 

(

1-

R

4 2

mttVy*>

 

 

 

і ;

f mnp

\

2

 

 

 

 

rn

/

 

В =

\Rnsa

m„o-

»

с

— п ■

1 +R

\ •»

 

^1 ---

2

1+

" ‘пр

о

П>

 

 

 

 

ту

 

 

 

 

 

 

 

/ Я — безразмерный коэффициент (Я в м). Величина, обратная мгновенной скорости, равна

 

А У Н

 

1+ ВyrН

 

 

 

(128)

 

1 — В С Х у

Н~ — АСі уГнГ I

 

 

 

 

 

 

и л и

 

 

 

_____________

 

 

________________

 

 

— ВСц/'ТТ — А СіУ ІТ I

 

 

 

 

 

___________А у ' Н I____________

 

1

 

By Н

.(129)

 

 

 

BCy уІГ — лСі уЛГ I

1

 

 

 

 

Время бурения интервала

L для фиксированного значения

Я (при условии взаимной независимости

/

и

Я) может быть

■определено по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

к = Ѵ н

 

 

Al

= т

+

 

 

 

 

 

 

 

ВСу у'Н — АСу у Н

I

 

 

 

В

 

- ^ = - Л

dl,

 

(130)

 

+

 

 

 

 

1 — ВСу / Н

АСу у И I )

 

 

 

 

<62


поскольку

X ~

dt

a [xdl =

f dt — f6.

_ ;

 

dl

b

b

L

Aldi

h = V H — +

— ВС, у H — АС, I H I

-j- |/'я [ -----------

.

ВС, I

II АСг і Н I

Обозначим

г] = — АСХУ Н ;

1 = 1 - в с , 1 Н .

(131>

(132>

(133>

(134)-

После подстановки выражений (133) и (134) в (132) найдем

h = А \/Н [ ^ Ё ! ^

гг С

dl

+ В \Ч і

ё + Ѵ

.1 g + V

.1

L

О

 

 

 

fl = [ - M - = ±

nL- V n ( - ------,,

J

1

.)

l + d i

2

ц

V

I

 

0

 

 

 

 

 

 

L

(135).

(136>

 

h =

 

dl ^

|n (

^ +

1]L

(137)=

 

 

£ + -ф

 

 

 

 

 

Подставив

выражения

(136)

и

(137) в

(135),

получим

t, = A Y H —

U L

Sin

S + 4L

 

 

— In

; + 4L

I]2

V

 

s

 

 

 

11

(138>

 

 

 

 

 

 

 

 

Время, затраченное на спуско-подъемные операции, выра­

зим линейной функцией вида

 

 

 

 

(139>

 

 

 

L — а +

ЬН,

 

 

где а, b — постоянные

коэффициенты,

зависящие

от различных

технико-технологических и природных факторов.

Подставив выражения (138) и (139) в (125), получим выра­ жение для рейсовой скорости бурения

ѵ„ =

 

L

 

 

 

Е + іф \

в / я ,

1 -г 11L

Ay

1\п

i|

Ь / +

\ L ІП

а -j- ЬН

 

ъ

 

 

 

 

( 1 4 Q *

63


Представим выражение (140) в виде

А 1 Н

ц1 — I In

£ +

I

Ву Я

 

1 + nL

11-L

t

I

4L

ln

-|- a-f- Ыі

 

 

b

 

 

(141)

Очевидно, что иѵ будет иметь максимальное значение при минимальном значении знаменателя выражения (141). Взяв производную от знаменателя правой части выражения (141) и приравняв ее нулю, можно найти функцию, из которой опреде­ лить L, соответствующее минимальному значению этой функ­ ции it, следовательно, максимальному значению ор. Рассмотре­ ние физической стороны процесса показывает, что найденное таким образом экстремальное значение функции в данном кон­ кретном случае может соответствовать только ее минимально­ му значению

Л / н I

іф

— ln

ці

, B-, н

L-Д-

 

+ ~LÄ4

Lp

ë +

i)L

= o.

X U + T]L

In V

Б J

L*

IA

После преобразований выражение (142) примет вид

 

ё-Ь ’i^

В Al —U = — + b.

l-rnL

In I

11

, H H

 

 

У

X

(142)

(143)

Подставив в выражение (143) значения g и rj, после преобразо­

ваний получим

 

I

_________ L_________

С,Я

+

I — ßCj. УГТГ— АС! VirL

 

ВС Ун

АС V

Я

L

 

ln

 

 

 

______I — вс1У'ТГ

 

 

I — !

— !

 

+

АСХу 'Т Г

 

(144)

 

 

 

Выражение (144) однозначно определяет оптимальную длину рейса при заданных значениях коэффициентов А, В, Сь а, Ь и при заданной глубине скважины Н.

Решение выражения (144) может быть произведено графи­ чески (для каждого Н найдено свое значение LonT).

64