ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.06.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 0
Формула (119) выведена для случая абсолютно жесткого бурильного стержня. Однако по мере увеличения глубины сква жины длина бурильных труб Н будет возрастать и ее влияние
на скорость углубки благодаря упругим деформациям |
систе |
мы будет увеличиваться. Поэтому в формулу (119) |
должен |
быть введен коэффициент, учитывающий возрастание |
потерь |
энергии на упругие деформации колонны бурильных труб при увеличении глубины скважины. Очевидно, этот коэффициент бу дет прямо пропорционален максимальному усилию, возникаю щему между ударником и буровым инструментом в момент удара. Несложный расчет показывает, что при весьма нежест ких ограничениях Ртах, а следовательно, и максимальная де формация грунта под нижним торцом бурового снаряда обрат
но пропорциональны ]/ Н. Таким образом, уменьшение вели чины погружения наконечника за удар будет обратно пропор
ционально Iх Н. Поскольку диаметр 'бурильных труб в про цессе бурения не изменяется, его влияние не рассматривается..
Примем, что при |
Н = 1 |
/Си= I, т. е. будем считать, что стер |
|||
жень длиной |
1 м |
является |
абсолютно |
неупругнм. Отношение |
|
-Ртах при Н> I |
к |
РШІ,х |
при |
Н= 1 даст |
значение безразмерного |
коэффициента, |
который |
следует ввести |
в формулу (119). |
||
|
|
|
|
|
( 1 2 1 > |
Коэффициент /Си введен с целью упрощения расчетных фор мул. Строго говоря, в данном случае пользоваться классиче ской теорией удара и понятием коэффициента восстановления скорости нельзя. Более правомерен подход с использованием представлений волновой теории и рассмотрением системы бу рильных труб как имеющей бесконечно много степеней свободы, т. е. системы с распределенными параметрами. В то же время следует отметить, что при длине бурильной колонны 10—15 м влияние волновых эффектов будет ничтожно, и нм без риска допустить грубую ошибку можно пренебречь.
Тогда формула (119) примет следующий вид: |
|
|
||||||
Л= / Сн |
1 +R |
|
иѵу |
|
1______ К |
( 122) |
||
! -I- |
|
|
2 |
fHS6 |
RuS„ |
2 |
||
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и для скорости бурения |
|
|
|
|
|
|
|
|
»M= К*Пу I |
+ |
R |
\\ 2 |
тпѵ9- |
|
|
Му |
(123) |
1 + |
г/<пр |
I |
2 |
/„Sa + Rvßn |
|
|||
|
|
|
||||||
|
|
т |
! |
|
|
|
|
|
В формуле (123) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
56 — л (D -(- d) Ikiki, |
|
|
(124) |
60
где D и d — соответственно |
наружный |
и внутренний |
диаметры: |
||||
наконечника; I — величина |
углубления |
наконечника |
в |
грунт; |
|||
k\ — коэффициент, |
учитывающий |
наличие |
прорези |
в |
зонде; |
||
кч — коэффициент, |
учитывающий |
наличие |
выпусков |
по |
наруж |
ному II внутреннему диаметрам башмака.
Формулы (122) и (123) позволяют установить закономерно сти влияния основных параметров вибромолота, бурового ин струмента и грунта на величину углубления зондов в грунт за одни удар, т. е. на скорость ударно-вибрационного бурения.
Основные выводы, следующие из формулы (123), как будет показано ниже, не противоречат практике. Скорость ударновибрационного бурения прямо пропорциональна квадрату ско рости удара и обратно пропорциональна сопротивлению грун та. При большом сопротивлении грунта первый член правой
части |
равенства может оказаться равным |
второму члену |
h0nу/2 ; |
в этом случае вся энергия удара будет |
расходоваться на |
преодоление упругих сопротивлений и погружение наконечника в грунт происходить не будет.
ОПТИМАЛЬНАЯ ДЛИНА РЕЙСА ПРИ УДАРНО-ВИБРАЦИОННОМ БУРЕНИИ
Модель ударно-вибрационного бурения грунтов и выведен ная на ее основе зависимость скорости погружения наконечника от различных факторов могут быть использованы для опреде ления оптимальной длины рейса L0„T при различных значениях глубины скважины Н.
Оптимальное значение L будем определять, исходя из усло
вия получения |
максимальной рейсовой |
скорости бурения |
ор, |
|||
|
|
ир |
L |
|
|
(125> |
|
|
!б+ |
Iс |
|
||
где t0 — время |
чистого |
бурения; |
tc — время, затраченное |
на |
||
спуско-подъемные операции. |
|
|
оптимального времени |
|||
Как известно, задача |
нахождения |
рейса для вращательного бурения впервые была поставлена и
решена Е. Ф. Эпштейном [93]. |
Смысл решения состоял |
в том, |
||
что на основе уравнения |
(125) |
было получено равенство |
ом= |
|
= Цр. Оно означало, что |
для |
достижения оптимальной |
|
рейсо |
вой скорости бурения процесс углубки следовало прекращать в момент, когда мгновенная механическая скорость станет равной по величине рейсовой скорости. Выявленная закономерность позволила разработать оригинальный механический сигнализа тор для определения оптимального времени чистого бурения. Следует, однако, отметить, что общего решения для определе ния оптимального времени чистого бурения в зависимости от различных факторов Е. Ф. Эпштейном дано не было. Отчасти это объяснялось отсутствием аналитических выражений для и іс.
61
В отличие от вращательного бурения, для которого время углубления инструмента исчисляется десятками минут и даже часами, при вибрационном бурении углубление наконечника за рейс длится от одной до нескольких минут. Поэтому для вибра ционного бурения целесообразно определять не оптимальное ѣремя чистого бурения, а оптимальную величину углубления наконечника в грунт или, как автор условно называл, опти мальную длину рейса. Наличие соответствующих аналитических зависимостей позволяет решить поставленную задачу в общем виде.
Время чистого бурения ^ может быть найдено из следующе го выражения, полученного на основе равенства (123):
|
V м |
1! |
|
1 |
|
- C lt |
(І26) |
|
|
/ Я |
АІ + В |
||||||
где А, В и С1— постоянные |
коэффициенты, соответственно |
|||||||
равные |
|
л/„ |
(D |
-I- сі) ktk. |
|
|||
А == |
(127) |
|||||||
|
( |
1- |
R |
4 2 |
mttVy*> |
|
||
|
|
і ; |
f mnp |
\ |
2 |
"У |
|
|
|
|
|
rn |
/ |
|
|||
В = |
\Rnsa |
m„o- |
» |
с |
— п ■ |
|||
1 +R |
\ •» |
|
^1 --- |
2 |
||||
1+ |
" ‘пр |
— |
о |
П> |
|
|
|
|
|
ту |
|
|
|
|
|
|
|
/ Я — безразмерный коэффициент (Я в м). Величина, обратная мгновенной скорости, равна
|
А У Н |
|
1+ ВyrН |
|
|
|
(128) |
|
|
1 — В С Х у |
Н~ — АСі уГнГ I |
|
|
||||
|
|
|
|
|||||
и л и |
|
|
|
_____________ |
|
|
________________ |
|
|
— ВСц/'ТТ — А СіУ ІТ I |
|
|
|
|
|
||
___________А у ' Н I____________ |
|
1 |
|
By Н |
.(129) |
|||
|
|
|
—BCy уІГ — лСі уЛГ I |
|||||
1 |
|
|
|
|
||||
Время бурения интервала |
L для фиксированного значения |
|||||||
Я (при условии взаимной независимости |
/ |
и |
Я) может быть |
|||||
■определено по формуле |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к = Ѵ н |
|
|
Al |
= т |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
— ВСу у'Н — АСу у Н |
I |
|
|
||||
|
В |
|
- ^ = - Л |
dl, |
|
(130) |
||
|
+ |
|
|
|
||||
|
1 — ВСу / Н |
— АСу у И I ) |
|
|
|
|
<62
поскольку
X ~ |
dt |
a [xdl = |
f dt — f6. |
_ ; |
|||
|
dl |
b |
b |
L
Aldi
h = V H — +
— ВС, у H — АС, I H I
-j- |/'я [ ----------- |
. |
ВС, I |
II — АСг і Н I |
Обозначим
г] = — АСХУ Н ;
1 = 1 - в с , 1 Н .
(131>
(132>
(133>
(134)-
После подстановки выражений (133) и (134) в (132) найдем
h = А \/Н [ ^ Ё ! ^ |
гг С |
dl |
+ В \Ч і |
ё + Ѵ |
|
.1 g + V |
.1 |
|
L |
О |
|
|
|
fl = [ - M - = ± |
nL- V n ( - ------,, |
J |
|||||
1 |
.) |
l + d i |
2 |
ц |
V |
I |
|
|
0 |
|
|
|
|
|
|
L
(135).
(136>
|
h = |
|
dl ^ |
— |
|n ( |
^ + |
1]L |
(137)= |
|
|
£ + -ф |
|
|
|
|
|
|
Подставив |
выражения |
(136) |
и |
(137) в |
(135), |
получим |
||
t, = A Y H — |
U L |
Sin |
S + 4L |
|
|
— In |
; + 4L |
|
I]2 |
V |
|
s |
|
|
|
11 |
(138> |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Время, затраченное на спуско-подъемные операции, выра |
||||||||
зим линейной функцией вида |
|
|
|
|
(139> |
|||
|
|
|
L — а + |
ЬН, |
|
|
||
где а, b — постоянные |
коэффициенты, |
зависящие |
от различных |
технико-технологических и природных факторов.
Подставив выражения (138) и (139) в (125), получим выра жение для рейсовой скорости бурения
ѵ„ = |
|
L |
|
|
|
Е + іф \ |
в / я , |
1 -г 11L |
|
Ay |
1\п |
|||
i| |
Ь / + |
\ L ІП |
а -j- ЬН |
|
|
ъ |
|||
|
|
|
|
( 1 4 Q * |
63
Представим выражение (140) в виде
А 1 Н |
ц1 — I In |
£ + |
I |
Ву Я |
|
1 + nL |
11-L |
t |
I |
4L |
ln |
-|- a-f- Ыі |
|
|
|
b |
|
|
(141)
Очевидно, что иѵ будет иметь максимальное значение при минимальном значении знаменателя выражения (141). Взяв производную от знаменателя правой части выражения (141) и приравняв ее нулю, можно найти функцию, из которой опреде лить L, соответствующее минимальному значению этой функ ции it, следовательно, максимальному значению ор. Рассмотре ние физической стороны процесса показывает, что найденное таким образом экстремальное значение функции в данном кон кретном случае может соответствовать только ее минимально му значению
Л / н I |
іф |
— ln |
ці |
, B-, н |
|
L-Д- |
|
+ ~LÄ4 |
|||
Lp |
ë + |
i)L |
■ |
= o. |
|
X U + T]L |
In V |
Б J |
|||
L* |
IA |
После преобразований выражение (142) примет вид
|
ё-Ь ’i^ |
В — Al —U = — + b. |
l-rnL |
In I |
|
11 |
, H H |
|
|
|
У |
X
(142)
(143)
Подставив в выражение (143) значения g и rj, после преобразо |
|
ваний получим |
|
I |
_________ L_________ |
С,Я |
+ |
I — ßCj. УГТГ— АС! VirL |
|
ВС Ун |
АС V |
Я |
L |
|
ln |
|
|
|
|
______I — вс1У'ТГ |
|
||
|
I — ! |
— ! |
|
|
+ |
АСХу 'Т Г |
|
(144) |
|
|
|
|
Выражение (144) однозначно определяет оптимальную длину рейса при заданных значениях коэффициентов А, В, Сь а, Ь и при заданной глубине скважины Н.
Решение выражения (144) может быть произведено графи чески (для каждого Н найдено свое значение LonT).
64