Файл: Повилейко Р.П. Архитектура машины. Художественное конструирование. Проблемы и практика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 54. Мнемознаки в производственной среде:

1. Системы управления технологическим оборудованием.

2.

Конструкторско-технологическая

документация. 3. Системы управ­

ления подъемно-транспортным оборудованием.

4.

Пульты

управления. 5. Программирование

действий оператора.

6. Мнемосхе­

мы. 7. Маркировка инструмента и приспособлений.

8.

Упаковочная маркировка.

9.

Рекламно-сопроводительная

документация.

10. Внутризаводская документация. 11. Документация

по

нормированию. 12. Рабочая

одежда.

13. Н аглядная агитация. 14. Инфор­

 

 

 

 

мационные знаки.

 

 

 

 

связей, знаки графического управления, вклю­ чая известные сетевые графики, различные индексы и др.).

Системы знаков, применяемых в рабочей среде, как правило, привычны и общеизвестны. Это прежде всего различные производственные знаки, включая знаки безопасности (символы, предупреждающие цвета), знаки, выносимые на пульты управления, сигналы звукового опо­ вещения, вопросы знаковости цвета, рабочей одежды (включая моду), наглядной агитации, различные мнемосхемы, мнемознаки.

Стиль, стилизация, стайлинг — это система знаков, которые художественное конструиро­ вание придает вольно или невольно любому промышленному изделию, продукту труда. В рамках стиля органично располагаются кодо­ вая окраска изделия, выносимые на лицевые панели различные символы, фирменные и то­ варные знаки, маркировка и др. Цель худо­ жественного конструирования заключается в том, чтобы форма на особом, специфическом языке рассказала бы человеку о своем содер­ жании, отразила бы образно это содержание. Вот почему художественное конструирование можно рассматривать как одну из .ярких раз­ новидностей семиотического проектирования, а методы и средства, используемые художест­ венным конструированием,— как особые мето­ ды и средства техносемиотики.

Л И Т Е Р А Т У Р А

Автоматизация умственного труда в машинострое­

нии. М., «Наука», 1969.

Д. Современные средства

ме­

Б о т в и н н и к о в А.

ханизации графических

работ. «Высшая школа»,

1963.

Б о у м е н

У.

Графическое представление

информа­

ции. М., «Мир», 1971.

 

рисунка.

В о л к о в

Н.

Н. Восприятие предмета и

М„ Изд-во АПН РСФСР, 1950.

 

 

Г о р а н с к и й

Г. К. К теории автоматизации ин­

женерного труда.

Минск, Изд-во, АН БССР,

1962.

К а м ы ш н ы й

Н. И. Основы художественного кон­

струирования. М., МВТУ им. Баумана, 1970.

 

 

Л е в и ц к и й

Л. В.

Графический дизайн и промыш­

ленное производство.— «Техническая эстетика»,

1971,

8.

Макетно-модельный метод проектирования. М„

Стройиздат, 1965.

Ф. Г., Ч и р к о в

М. Т.

Автоматиче­

П а т р у н о в

 

ское проектирование. М., «Знание», 1968.

 

По в и л е й к о

Р.

П.,

Технология и художественное

конструирование. Новосибирск, 1972.

В., Г р и ­

П о в и л е й к о Р.

П.,

Л е в и ц к и й Л.

г о р ь е в В. В.

Рисунок,

модель,

макет. Новосибирск.

1972.

Ю. С. Семиотика. М., «Наука», 1971.

С т е п а н о в

Ц в е т к о в

В.

Д.

Система автоматизации проекти­

рования технологических процессов. М., «Машинострое­

ние», 1972.

В.

В., Г е л ь м а н О.

Я. Моделиро­

Ч а в ч а н и д з е

вание в науке и технике. М.,

«Знание»,

1966.

Э ш ф о р д Ф.

К-

Дизайн

и промышленность. М„

ВНИИТЭ, 1968.

 

 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

Г л а в а

I.

Образ

машины

. . . . .

 

7

Красота

в

технике

 

............................................

 

. . . .

 

7

Образ в архитектуре и технике

 

10

Образ

и

лжеобраз

м а ш и н ы .............................

 

 

 

12

Поисковый

образ

м а ш и н ы .............................

. . . .

 

15

Образное

мышление в

технике

 

17

Г л а в а

 

II.

Масштабность в технике

. .

.

23

Тектонические

формы

в технике

. . .

 

23

Масштабность

м а ш и н ...........................................

 

 

 

 

27

Указатели м а с ш т а б а ...........................................

 

 

 

 

31

Членение

форм

отработка..................................................

форм

. . .

 

34

Композиционная

 

36

О национальных особенностях масштабного строя

38

Учет иллюзий при отработке форм

. . .

 

40

Г л а в а

 

III.

Симметрия в

технике

. . .

 

46

Симметрия — основные

п о н я т и я

..........................

 

46

 

Асимметрия и д и с и м м е т р и я ..................................

 

 

52

 

Оценка

симметричных

ф о р м .................................

 

 

55

57

Симметрия

и

ритм

 

...........................................................

 

ритма

.

.

Отработка элементов симметрии и

59

Г л а в а

 

IV.

Пропорции в технике

. . . .

 

65

Система пропорциональных отношений

. . .

 

65

Закон

золотого

с е ч е н и я ....................................

 

пропорций

.

67

Экспериментальные

исследования

70

Золотое

 

сечение в

технике

....................................

 

 

 

73

Анализ

пропорций

с т а н к о в

...........................................

 

74

Модульное пропорционирование ...........................

 

77

Предпочтительные

пропорции

....................................

 

79

Колебания и пропорции

..........................................

 

 

81

Комплексная оценка п р о п о р ц и й ....................................

 

86

Пропорциональные связи

.

............................89

Общая

теория пропорций

..........................................

 

92

Г л а в а

V .

Методы проектирования

. . .

96

Дизайн

и изоб ретательство

..........................................

 

96

Классификация п о к а з а т е л е й

..........................................

 

98

Н еологи я ......................................................................

 

 

 

99

Адаптация

. . ,

.........................................101

Мультипликация

................................................

 

 

102

Дифференциация

................................................

 

 

104

И н т е г р а ц и я .............................................................

 

 

 

106

И н в е р с и я ....................................................................

 

 

 

108

Импульсация...............................................................

 

 

 

109

Динамизация..............................................................

 

 

 

111

А налогия......................................................................

 

 

 

112

И д е а л и за ц и я ............................................................

 

 

 

114

Модель

конструкторско-изобретательского

поиска

114

Фонд и д е й

 

 

 

126

Г л а в а

VI.

проектирования

.

129

Модель .

 

 

 

129

Ч е р т е ж ..................................................................................

 

 

 

131

Рисунок

...........................................................................

 

 

 

133

М а к е т ..................................................................................

 

 

 

135

Автоматизация ...........................проектирования

 

 

137

Техносемиотика .............................................................

 

 

 

139


Повилейко Рюрик Петрович

АРХИТЕКТУРА МАШИНЫ

Редактор Чурсин Н. К.

Художник Мосиенко С. С.

Художественный редактор Тобух А. Н.

Технический редактор Лобкова В. А.

Корректор Хабибрахманов Р. X.

Сдано в набор 7 сентября 1973 г. Подписано к печати 10 ян­ варя 1974 г. Формат 84Х60Дб; бумага типогр. № 3. 8,37 печ. л., 8,54 нзд. л. МН 04053. Тираж 15000. Заказ № 98. Цена 57 коп.

Западно-Сибирское книжное издательство, Новосибирск, Красный проспект, 32.

Полнграфкомбинат, Новосибирск, Красный проспект, 22.