Файл: Повилейко Р.П. Архитектура машины. Художественное конструирование. Проблемы и практика.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.06.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
СРЕДСТВА
ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Модель
Модель — это копия объекта или процесса, свойства которого исследуются. В модели ото бражается обычно самое главное, самое ха рактерное из того, что присуще данному объекту или процессу. Набор средств для вос произведения моделей велик. Самое распрост раненное средство — описание словами. Широ ко применяются математические модели, в которых чаще всего используются дифферен циальные уравнения, а сейчас и электрон но-вычислительные машины. Эффективным оружием познания истины является физиче ское моделирование, использующее теорию подобия. Наконец, модель может реализовать ся в виде рисунка, чертежа или точной объем ной копии объекта в увеличенном или умень шенном масштабе. Таким образом, художест венно-конструкторские поиски при создании нового станка или прибора можно предста вить себе как ряд непрерывно уточняемых моделей будущей конструкции от эскизных набросков до моделей внешнего вида и дейст вующих моделей.
Процесс создания моделей определяется как моделирование. В художественном конструи ровании может моделироваться не только
9 |
Р, Повилейко |
129 |
проектируемое промышленное изделие, но и са мо художественно-конструкторское творчество. Моделироваться могут все стадии художест венно-конструкторского творчества: анализ, синтез и оценка. В том случае, когда машина помогает человеку только осуществить пере бор всех возможных вариантов при заданных ограничивающих условиях, моделируется час тично стадия синтеза. При установленных кри териях анализа и оценки, а также выработан ном алгоритме синтеза, границы моделирова ния расширяются. Наконец, осуществимо в принципе комплексное моделирование на ос нове машинного анализа, синтеза и оценки без участия человека, с применением самообучаю щихся ЭВМ и специальных оптических уст ройств для ввода и вывода информации. В этом случае программа работы частично соз дается самой машиной и качество художест венно-конструкторской разработки определя ется уровнем интеллектуальных возможностей машины, а также уровнем художественно-кон структорских разработок, которые человек предъявляет машине для выработки у нее критериев оценки. Темпы развития кибернети ки и вычислительной техники позволяют пред-
Рис. 48. Чертежи технический (вверху) и художествен
кудохестСенно-конструкторский чертеж но-конструкторский (внизу) рукоятки суппорта токар
но-фрезерного станка мод. 1К62.
130
положить, что уже в самом недалеком буду
щем рядом с художником-конструктором встанет представитель качественно новой спе циальности — художник-программист.
Чертеж
Чертеж язык техники. Грамотная графи ческая документация — одно из важнейших средств, обеспечивающих внедрение результа
тов художественно-конструкторских разрабо ток.
В художественном конструировании стан ков, приборов и технологического оборудова ния редко практикуется разработка деталировочных чертежей. Обычно оказываются доста точными компоновочные чертежи, на которых указываются в основном габаритные размеры. Отличается в художественном конструирова нии иногда и форма исполнения чертежей. В отдельных случаях даже четко отделяют технический чертеж от художественно-конст рукторского чертежа. Технический чертеж вы полняется толстыми линиями одинаковой тол-
Рис.49. Перспективные изображения:
содной точкой схода лучей зрения Р\ с двумя точками
схода лучей зрения Л и В; с тремя точками схода лу
чей зрения А, В, С.
9*
Ш
Рис. 50. Построение перспективного изображения
двумя точками схода Л и В.
щины и допускает несоответствие проставляе мым размерам. Художественно-конструктор ский чертеж выполняется тонкими четкими линиями в строгом соответствии с простав ляемыми размерами. В этом случае облегчает ся оценка формы изделия, так как форма точ нее вопроизводится, а следовательно, склады вается более точное представление о художе ственно-конструкторском замысле.
Для проектирования крупногабаритных из делий со сложной криволинейной поверх ностью и компоновкой технических узлов (в судостроении, автомобилестроении и др.) применяется плановый чертеж. Плазовый чер
теж — это рабочий чертеж |
изделия, шаблон, |
выполненный в натуральную |
величину иа спе |
циальной плите — плазе. В |
художественном |
конструировании станков и |
технологического |
оборудования плазовые чертежи используют ся редко.
Интересной разновидностью моделирования является аппликационное проектирование. Ап пликация представляет собой очерченный или вырезанный контур оборудования, детали и других изображений или элементов чертежа, выполненный на бумаге, ленте или прозрачном материале. Вычерчивание в этом случае заме няется наклейкой соответствующей апплика ции. Элементы могут также выполняться на пластинках с магнитиками и компоноваться на
132
монтажной плите. После монтажа элементов чертеж фотографируется, графически дораба тывается (проставляются размеры, пишется спецификация) и затем размножается.
Применяется и метод символической записи чертежей. Он основан на том статистически достоверном положении, что простые детали, форма которых не требует геометрических пояснений, составляют 25% от общего числа деталей и узлов современных конструкций. Вы черчивание в этом случае заменяется печата нием на пишущей машинке кодированных описаний чертежа. В Академии наук БССР при решении задачи проектирования агрегат ных станков с помощью вычислительной ма шины чертежи были описаны при помощи 68 элементов деталей (цилиндрическая поверх ность, плоскость, цилиндрическая резьба и т. п.).
Рисунок
Рисунок позволяет выразить художествен но-конструкторские предложения (формы из делия в целом и отдельных элементов) в более наглядном виде и более выразительно, нежели чертежи, в том числе и компоновочные. Рису нок не заменяет чертежа, но дополняет его,
Рис. 51. Вверху: точки зрения, сдвинутые для взаимо
связи видов сбоку, спереди и сзади. Внизу: один из рекомендуемых ракурсов при отработке форм пульта управления.
133
являясь естественным продолжением и разви тием чертежа изделия, выполненного в пер спективе. Рисунок дает представление не толь ко о форме изделия, но и о принципах его окраски, фактуре его поверхности в связи с тем окружением, в котором это изделие чаще все го будет использоваться. При умелом подходе рисунок эффектно сочетается с фотографиями.
Перспектива бывает линейной, световой, цветовой. Линейная перспектива может быть построена с одной точкой схода (фронтальная перспектива), с двумя точками схода (чаще всего применяется в художественном конст руировании) и с тремя точками схода (по реко мендациям некоторых художников-конструк- торов, она считается наиболее выразительной).
При построении перспективного изображе ния изделия следует учитывать особенности зрительного восприятия человека, а угол зре ния, под которым рассматривается изделие или отдельные его части, брать близким к реаль ным условиям. Так, Рафаэль считал макси мальным углом зрения 36° и в своих произве дениях старался не выходить за его пределы. В современной литературе указывается, что оптические ограничения, свойственные челове ческому глазу, в вертикальной плоскости со ставляют 27—30°, а в горизонтальной — 50i— 55 . Овальная форма поля зрения упрощенно передается прямоугольником со срезанными
углами и отношением высоты к длине, как 3 .5 . Если изображение по угловым величинам будет лежать в этих пределах (телесный угол
27 30°), то оно будет восприниматься естест венным, без особых искажений.
Сколько рисунков и с каких точек зрения достаточны для того, чтобы у зрителя сложи лось полное впечатление о компоновке и худо
жественно-конструкторских достоинствах, ска жем, станков? Опыты показали, что при пово роте макета на 35° форма воспринималась точно такой же, как при фронтальном восприя тии. К тому же, наблюдатели не замечают смещения выбранной ими вновь точки зрения на 20—25°. Эта величина может быть названа угловым интервалом безразличия. Так как в большинстве случаев станки имеют ярко вы раженную плоскость симметрии главного вида, то при художественном конструировании до
статочно |
изображения |
машины |
с |
двух |
|
точек зрения: 40—45° и 230—235° |
|
в |
плане. |
||
Нужно также, чтобы виды сбоку, |
спереди и |
||||
сзади были увязаны с видом сверху. |
Поэтому |
||||
две выбранные основные точки зрения |
(для |
||||
симметричных станков) |
следует |
поднять на |
этот же угол (40—45°) над плоскостью в пла не. Именно эти точки зрения и дадут возмож ность охватить весь проектируемый станок в целом. Кроме того, формы станка проверяются с точки зрения оператора, контактирующего
134
обычно со станком по его фронтальной плос кости на расстоянии не более 1,5—2,0 м; точка зрения располагается на высоте 1,7—1,8 м над уровнем пола.
В практике художественного конструирова ния целесообразно комбинировать построение перспективы с рисунком. Для передачи более объемной выразительности изображение отте няют, применяют отмывку и покраску, а также переходят к стереочертежам и стереорисун кам. Оправдан бывает аппликационный спо соб наложения цвета: вырезаются колера по контуру поверхностей, наклеиваются на рису нок и затем в случае необходимости графиче ски дорабатываются. При исполнении демон страционного (рекламного) рисунка цвет хо рошо отрабатывается аэрографом. Допускает ся в отдельных случаях обозначение цвета — на полях рисунка помещаются выкраски с по яснениями. Для того чтобы реально оценить, в какой степени соблюдены в формах конст рукции требования гармонии и композиционно го единства, а также насколько формы обору дования увязаны с производственной средой, можно рекомендовать заснять фотоаппаратом реальный производственный участок и затем вмонтировать в снимок тщательно отработан ный рисунок спроектированного станка. В этом случае уровень художественно-конструктор ской отработки форм станка в сравнении с су
ществующим родственным технологическим оборудованием оценивается гораздо наглядней и правдивей, нежели на вырисованном фоне, который обычно хуже выявляет истинные ху дожественно-конструкторские достоинства но вой технической формы.
Макет
Наиболее полное впечатление о проектируе мом изделии, с художественно-конструктор ской точки зрения, дает макет. Макеты могут выполняться в различном масштабе, с различ ной степенью точности и тщательности в зави симости от назначения. На практике выделя ются следующие основные разновидности ма кетов:
—предварительный, исходный макет или эскиз формы М 1:10—1:5;
—поисковый, проектный, промежуточный,
рабочий, компоновочный макет М 1:5—1:2, ма кет формы М 1:1 (используют при оценке ва риантов промышленного изделия);
— окончательный, демонстрационный макет (иногда становится учебным макетом) М 1:5— 1:2;
— макет — эталон внешнего вида М 1 : 1. Основные материалы, применяемые при ма-
135