Файл: Повилейко Р.П. Архитектура машины. Художественное конструирование. Проблемы и практика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

кетировании промышленных изделий: плотная бумага (ватман), высококачественный глад­ кий картон толщиной 0,6—1,0 мм и более, хо­ рошо высушенная и выдержанная древесина, древоплита, фанера, пластилин, скульптурная глина, плиточный пенопласт, органическое стекло, полистирол, целлулоид, винипласт, алюминиевая фольга, мягкая латунная прово­ лока и др. Макеты могут выполняться цели­ ком ^из одного материала или представлять собой комбинацию нескольких материалов. Художественно-конструкторский поиск в стан­ костроении достаточно эффективно и эконо­ мично ^проводится на макетах из картона и плотной бумаги. Но может быть применена и более сложная методика создания макетов: деревянная призма-каркас обивается пено­ пластом, который затем обстругивается; на по­ лученные формы накладывается тонкий слой пластилина, который позволяет создать хоро­ шо отделанную поверхность. При окраске ма­ кета используются кисти и аэрограф. Окраши­ вается макет быстросохнущими красками. Де­ монстрационные макеты выполняются в основ­

ном из дерева с использованием листовых пластмасс.

В недалеком будущем в художественном

Рис. 52. Примеры использования различных материалов

при макетировании технологического оборудования.

136

конструировании получат

распространение

(как технический, так и оперативный экономи­

скульпторы-автоматы, которые по фотоизобра­

ческий) ;

 

 

 

 

жениям автоматически вырезают из податли­

— освоение и запоминание графической ин­

вого материала объемное повторение предмета

формации, переданной в закодированной фор­

в масштабе.

 

 

 

ме или непосредственно через оптическое

 

 

 

 

устройство

(телевизионное устройство для

Автоматизация

 

 

ввода графической информации, -сканирование

 

 

чертежа, рисунка, макета световым лучом или

 

 

с помощью лазера

по всем трем координатам

проектирования

 

 

с точностью 0,0025 мм);

 

 

 

 

— установление связей между отдельными

Карандаш и фломастер еще долго будут

объемами графической информации, введен­

ной в запоминающее устройство,

изменение

оставаться основными техническими средства­

информации, дополнение, уничтожение частич­

ми художника-конструктора.

Однако темпы

ное, выборочное или полное;

 

 

технического прогресса и быстрое расширение

— комбинаторный анализ вариантов компо­

границ художественного конструирования при

новки, их отбор и оценка;

 

 

ограниченном числе

специалистов

требуют

— .получение на экране в чертежах, рисун­

скорейшей механизации и автоматизации наи­

ках или даже в макетах графического и объ­

более трудоемких этапов процесса художест­

емного отображения

выбранных оптимальных

венного конструированияУже сегодня «элект­

решений с участием и без участия человека;

ронному конструктору» под силу решение

— аффинные преобразования

 

полученных

следующих вопросов, непосредственно связан­

графических

изображений (всевозможные по­

ных с художественным

конструированием про­

вороты конструкции на экране,

изменение ее

мышленных изделий:

 

 

 

пропорций с учетом замены отдельных узлов

— проведение любых видов расчетов;

и деталей);

 

 

конструкции,

— моделирование технологических процес­

— разработка схемы окраски

сов и явлений, протекающих в узлах и деталях

подбор красок, непосредственная окраска вы­

конструкций при работе;

 

решений

даваемой графической информации

(чертежей,

— анализ и оценка

предлагаемых

рисунков);

 

 

 

 

ш


инженер-

опера-

анализы-

' перевод

электро

нонет-

ция но-

рующее

проеращ Ь - динами-

руктор

дировэ- 7

и запом. 7

эапис. на 7

иеский

 

ния

истр.

маг-аюн

прибор

 

 

1

1

 

 

 

______

описание

 

 

 

описание

 

 

 

програм-

програм-

 

 

 

мы кон-

мы

 

 

 

cmpi/ироб

 

 

 

Л __________

 

 

 

у------------

 

 

 

,______i

аппаратура

 

 

1

>

с лентами м/ш

 

минротильм■

 

процесс

процесс

 

копирования

ленты

микротильмов

Рис. 53. Вверху: принципиальная схема вычислительно-

графической системы, позволяющая машине конструиро­ вать все, что может быть описано математически. Вни­ зу: изображение модели автомобиля до и после ручной отработки чертежей, изготовленной «электронным кон­ структором».

— фиксация принятых решений (в черте­ жах, рисунках, фотографиях, слайдах и т. д.);

— проведение экспертизы,

Составление алгоритмов и разработку про­ граммы решений пока еще экономически оправдано поручать человеку, но в скором вре­ мени и эти операции смогут быть переданы машине. Программы, закладываемые в маши­ ну, не обязательно имеют жесткий характер. В некоторых созданных машинах художникоператор является обязательным компонентом системы человек — машина на всех этапах ра­ боты машины и может по ходу работы вносить необходимые изменения и дополнения. Для этих целей может быть, например, использова­ но созданное недавно так называемое световое перо, которое представляет собой фотоэлемент с оптической системой, следящей за траекто­ рией движения руки оператора и передающей в ЭВМ координаты высвечиваемых на экране точек изображения. С помощью светового пе­ ра по специально разработанным программам можно автоматически осуществлять различ­ ные геометрические преобразования и строить многовидовые проекции. Применение ЭВМ для решения художественно-конструкторских

и конструкторско-изобретательских задач не­ избежно ведет к созданию электронного (ма­ шинного) дизайна и стайлинга, дизайн-машин,

эвротронов-машин, предназначенных для реше­ ния задач, носящих сегодня еще творческий характер,

138


Техносемиотика

Все средства проектирования в технике прошлого, настоящего и будущего объединя­ ются семиотическим проектированием в рам­ ках техносемиотики. Семиотика — это наука о знаковых системах в природе и обществе; техносемиотика изучает системы знаков, сиг­ налов и специальные языки, используемые в технике. Любое из средств проектирования — чертеж, рисунок, модель, макет— можно рас­ сматривать как систему знаков или элементар­ ных семионов (семиотических единиц), описы­ вающих реальную конструкцию, знаковое или семиотическое выражение технической мысли.

Деятельность человека по проектированию и управлению на современном производстве можно рассматривать как сумму непрерывных взаимосвязанных семиотических действий. По отношению к результатам действия человека могут быть непосредственными, мнемонически­ ми и командными. Примеры непосредственных действий: «живое» управление коллективом, непосредственная обработка детали, обычные формы проектирования. Элементы непосредст­ венного действия могут быть свернуты в бло­ ки, и тогда действия становятся мнемонически­ ми: «следовать такой-то инструкции», «соглас­

но приказу такому-то» и т. д. Наконец, дейст­ вие может быть командой к исполнению за­ программированного процесса: «построить цех», «обработать валик», «спроектировать то­ карный станок с такими-то характеристика­ ми». С учетом уровня действий человека по от­ ношению к машине (ручные действия, механи­ зированные, автоматизированные) классифи­ кация семиотических связей людей и машин в технике имеет следующий вид:

 

 

 

Т а б л и ц а

5

Семиотические связи в технике

 

 

 

Характер действий человека (степень

Распределение функций между

соответствия действий результату)

человеком и машиной (реали­

1. Непос­

2. Мнемо­

 

 

зация функций)

3. Команд­

 

редствен­

нические

 

ные (К)

 

ные (Н)

(М)

 

 

 

 

 

1. Ручное (Р)

М-Р»

1.2.

Рм

1.3.

Рк

2. Механизация (М)

2 • 1 - М„

2 .2 .

Мм

2.3.

Мк

3.Автоматизация (А) З .Ь Ан 3. 2. Ам 3.3. Ак

1.1.Непосредственные ручные действия Рн: прямое управление коллективом, графическое проектирование, разработка операционной технологии, непосредственное изготовление промышленного изделия.

139



2.1. Непосредственные механизированные действия Мн : количество и последовательность действий остаются прежними, но они механи­ зируются, контроль пооперационный. 3.1. Не­ посредственные автоматизированные дей­ ствия Ан : количество и последовательность действий остаются для человека прежними, но характер их меняется — в одних случаях за оператором остается пооперационный контроль (изготовление детали), в других случаях формализованное описание каждого действия ^формирование коллектива, постройка здания, проектирование промышленного изделия), при­ чем общение человека с машиной идет на язы-' ках, удобных для машины, но неудобных для человека (непосредственная проверка или про­ бивка перфокарт и др.).

1.2. Мнемонические ручные действия Рм : блок-управление, блок-приказы, проектирова­ ние с использованием типовых элементов (ап­ пликации, чертежи-пустышки), групповая тех­ нология и обработка деталей, объемное мо­ дульное проектирование. 2.2. Мнемонические механизированные действия Мм : блок-дейст­ вия формализуются, широко используются сис­ темы мнемознаков, удобные для восприятия и понимания. 3.2. Мнемонические автомати­ зированные действия Ач: все формы проекти­ рования осуществляются на мнемоязыках, одинаково удобных для человека и машины.

1.3. Командные ручные действия Рк : пол­ ная макроили микроимитация действия на модели (обработка детали, постройка здания, сборка изделия и т. д.), которые одновременно дублируются роботами в реальной обстановке. 2.3. Командные механизированные действия Мк : предварительный набор программы (дис­ ковый набор). 3.3. Командные автоматизиро­ ванные действия Ак : лингвопроектирование (словесный или письменный приказ), мыслен­ ное проектирование, общение оператора с ма­ шиной идет в форме наиболее удобной, естест­ венной для человека.

Семиотические связи в технике охватывают процесс труда, рабочую среду и продукт труда; причем в каждой из этих сфер можно выделить свои специфические группы обслуживающих знаковых систем.

Процесс труда охватывает те системы зна­ ков, которые способствуют формированию и управлению коллективом, помогают правиль­ но построить производство с точки зрения тре­ бований безопасности (язык жестов), физио­ логии (анализ рабочих движений с помощью элементарных двигателей единиц — терблигов), психологии (производственный этикет), технико-экономических (различные мнемоязыки, технические и коммерческие коды, знаки, выносимые во внутризаводскую и межзавод­ скую документацию схемы производственных

140