Файл: Повилейко Р.П. Архитектура машины. Художественное конструирование. Проблемы и практика.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.06.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
кетировании промышленных изделий: плотная бумага (ватман), высококачественный глад кий картон толщиной 0,6—1,0 мм и более, хо рошо высушенная и выдержанная древесина, древоплита, фанера, пластилин, скульптурная глина, плиточный пенопласт, органическое стекло, полистирол, целлулоид, винипласт, алюминиевая фольга, мягкая латунная прово лока и др. Макеты могут выполняться цели ком ^из одного материала или представлять собой комбинацию нескольких материалов. Художественно-конструкторский поиск в стан костроении достаточно эффективно и эконо мично ^проводится на макетах из картона и плотной бумаги. Но может быть применена и более сложная методика создания макетов: деревянная призма-каркас обивается пено пластом, который затем обстругивается; на по лученные формы накладывается тонкий слой пластилина, который позволяет создать хоро шо отделанную поверхность. При окраске ма кета используются кисти и аэрограф. Окраши вается макет быстросохнущими красками. Де монстрационные макеты выполняются в основ
ном из дерева с использованием листовых пластмасс.
В недалеком будущем в художественном
Рис. 52. Примеры использования различных материалов
при макетировании технологического оборудования.
136
конструировании получат |
распространение |
(как технический, так и оперативный экономи |
||||||
скульпторы-автоматы, которые по фотоизобра |
ческий) ; |
|
|
|
|
|||
жениям автоматически вырезают из податли |
— освоение и запоминание графической ин |
|||||||
вого материала объемное повторение предмета |
формации, переданной в закодированной фор |
|||||||
в масштабе. |
|
|
|
ме или непосредственно через оптическое |
||||
|
|
|
|
устройство |
(телевизионное устройство для |
|||
Автоматизация |
|
|
ввода графической информации, -сканирование |
|||||
|
|
чертежа, рисунка, макета световым лучом или |
||||||
|
|
с помощью лазера |
по всем трем координатам |
|||||
проектирования |
|
|
с точностью 0,0025 мм); |
|
|
|||
|
|
— установление связей между отдельными |
||||||
Карандаш и фломастер еще долго будут |
объемами графической информации, введен |
|||||||
ной в запоминающее устройство, |
изменение |
|||||||
оставаться основными техническими средства |
информации, дополнение, уничтожение частич |
|||||||
ми художника-конструктора. |
Однако темпы |
ное, выборочное или полное; |
|
|
||||
технического прогресса и быстрое расширение |
— комбинаторный анализ вариантов компо |
|||||||
границ художественного конструирования при |
новки, их отбор и оценка; |
|
|
|||||
ограниченном числе |
специалистов |
требуют |
— .получение на экране в чертежах, рисун |
|||||
скорейшей механизации и автоматизации наи |
ках или даже в макетах графического и объ |
|||||||
более трудоемких этапов процесса художест |
емного отображения |
выбранных оптимальных |
||||||
венного конструированияУже сегодня «элект |
решений с участием и без участия человека; |
|||||||
ронному конструктору» под силу решение |
— аффинные преобразования |
|
полученных |
|||||
следующих вопросов, непосредственно связан |
графических |
изображений (всевозможные по |
||||||
ных с художественным |
конструированием про |
вороты конструкции на экране, |
изменение ее |
|||||
мышленных изделий: |
|
|
|
пропорций с учетом замены отдельных узлов |
||||
— проведение любых видов расчетов; |
и деталей); |
|
|
конструкции, |
||||
— моделирование технологических процес |
— разработка схемы окраски |
|||||||
сов и явлений, протекающих в узлах и деталях |
подбор красок, непосредственная окраска вы |
|||||||
конструкций при работе; |
|
решений |
даваемой графической информации |
(чертежей, |
||||
— анализ и оценка |
предлагаемых |
рисунков); |
|
|
|
|
ш
инженер- |
опера- |
анализы- |
' перевод |
электро |
нонет- |
ция но- |
рующее |
проеращ Ь - динами- |
|
руктор |
дировэ- 7 |
и запом. 7 |
эапис. на 7 |
иеский |
|
ния |
истр. |
маг-аюн |
прибор |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
______ |
описание |
|
|
|
описание |
|
|
|
|
програм- |
програм- |
|
|
|
мы кон- |
мы |
|
|
|
cmpi/ироб |
|
|
|
Л __________ |
|
|
|
|
у------------ |
|
|
|
,______i |
аппаратура |
|
|
|
1 |
> |
с лентами м/ш |
|
|
минротильм■ |
|
процесс |
||
процесс |
|
копирования |
ленты
микротильмов
Рис. 53. Вверху: принципиальная схема вычислительно-
графической системы, позволяющая машине конструиро вать все, что может быть описано математически. Вни зу: изображение модели автомобиля до и после ручной отработки чертежей, изготовленной «электронным кон структором».
— фиксация принятых решений (в черте жах, рисунках, фотографиях, слайдах и т. д.);
— проведение экспертизы,
Составление алгоритмов и разработку про граммы решений пока еще экономически оправдано поручать человеку, но в скором вре мени и эти операции смогут быть переданы машине. Программы, закладываемые в маши ну, не обязательно имеют жесткий характер. В некоторых созданных машинах художникоператор является обязательным компонентом системы человек — машина на всех этапах ра боты машины и может по ходу работы вносить необходимые изменения и дополнения. Для этих целей может быть, например, использова но созданное недавно так называемое световое перо, которое представляет собой фотоэлемент с оптической системой, следящей за траекто рией движения руки оператора и передающей в ЭВМ координаты высвечиваемых на экране точек изображения. С помощью светового пе ра по специально разработанным программам можно автоматически осуществлять различ ные геометрические преобразования и строить многовидовые проекции. Применение ЭВМ для решения художественно-конструкторских
и конструкторско-изобретательских задач не избежно ведет к созданию электронного (ма шинного) дизайна и стайлинга, дизайн-машин,
эвротронов-машин, предназначенных для реше ния задач, носящих сегодня еще творческий характер,
138
Техносемиотика
Все средства проектирования в технике прошлого, настоящего и будущего объединя ются семиотическим проектированием в рам ках техносемиотики. Семиотика — это наука о знаковых системах в природе и обществе; техносемиотика изучает системы знаков, сиг налов и специальные языки, используемые в технике. Любое из средств проектирования — чертеж, рисунок, модель, макет— можно рас сматривать как систему знаков или элементар ных семионов (семиотических единиц), описы вающих реальную конструкцию, знаковое или семиотическое выражение технической мысли.
Деятельность человека по проектированию и управлению на современном производстве можно рассматривать как сумму непрерывных взаимосвязанных семиотических действий. По отношению к результатам действия человека могут быть непосредственными, мнемонически ми и командными. Примеры непосредственных действий: «живое» управление коллективом, непосредственная обработка детали, обычные формы проектирования. Элементы непосредст венного действия могут быть свернуты в бло ки, и тогда действия становятся мнемонически ми: «следовать такой-то инструкции», «соглас
но приказу такому-то» и т. д. Наконец, дейст вие может быть командой к исполнению за программированного процесса: «построить цех», «обработать валик», «спроектировать то карный станок с такими-то характеристика ми». С учетом уровня действий человека по от ношению к машине (ручные действия, механи зированные, автоматизированные) классифи кация семиотических связей людей и машин в технике имеет следующий вид:
|
|
|
Т а б л и ц а |
5 |
|
Семиотические связи в технике |
|
|
|||
|
Характер действий человека (степень |
||||
Распределение функций между |
соответствия действий результату) |
||||
человеком и машиной (реали |
1. Непос |
2. Мнемо |
|
|
|
зация функций) |
3. Команд |
||||
|
редствен |
нические |
|||
|
ные (К) |
||||
|
ные (Н) |
(М) |
|
||
|
|
|
|
||
1. Ручное (Р) |
М-Р» |
1.2. |
Рм |
1.3. |
Рк |
2. Механизация (М) |
2 • 1 - М„ |
2 .2 . |
Мм |
2.3. |
Мк |
3.Автоматизация (А) З .Ь Ан 3. 2. Ам 3.3. Ак
1.1.Непосредственные ручные действия Рн: прямое управление коллективом, графическое проектирование, разработка операционной технологии, непосредственное изготовление промышленного изделия.
139
2.1. Непосредственные механизированные действия Мн : количество и последовательность действий остаются прежними, но они механи зируются, контроль пооперационный. 3.1. Не посредственные автоматизированные дей ствия Ан : количество и последовательность действий остаются для человека прежними, но характер их меняется — в одних случаях за оператором остается пооперационный контроль (изготовление детали), в других случаях формализованное описание каждого действия ^формирование коллектива, постройка здания, проектирование промышленного изделия), при чем общение человека с машиной идет на язы-' ках, удобных для машины, но неудобных для человека (непосредственная проверка или про бивка перфокарт и др.).
1.2. Мнемонические ручные действия Рм : блок-управление, блок-приказы, проектирова ние с использованием типовых элементов (ап пликации, чертежи-пустышки), групповая тех нология и обработка деталей, объемное мо дульное проектирование. 2.2. Мнемонические механизированные действия Мм : блок-дейст вия формализуются, широко используются сис темы мнемознаков, удобные для восприятия и понимания. 3.2. Мнемонические автомати зированные действия Ач: все формы проекти рования осуществляются на мнемоязыках, одинаково удобных для человека и машины.
1.3. Командные ручные действия Рк : пол ная макроили микроимитация действия на модели (обработка детали, постройка здания, сборка изделия и т. д.), которые одновременно дублируются роботами в реальной обстановке. 2.3. Командные механизированные действия Мк : предварительный набор программы (дис ковый набор). 3.3. Командные автоматизиро ванные действия Ак : лингвопроектирование (словесный или письменный приказ), мыслен ное проектирование, общение оператора с ма шиной идет в форме наиболее удобной, естест венной для человека.
Семиотические связи в технике охватывают процесс труда, рабочую среду и продукт труда; причем в каждой из этих сфер можно выделить свои специфические группы обслуживающих знаковых систем.
Процесс труда охватывает те системы зна ков, которые способствуют формированию и управлению коллективом, помогают правиль но построить производство с точки зрения тре бований безопасности (язык жестов), физио логии (анализ рабочих движений с помощью элементарных двигателей единиц — терблигов), психологии (производственный этикет), технико-экономических (различные мнемоязыки, технические и коммерческие коды, знаки, выносимые во внутризаводскую и межзавод скую документацию схемы производственных
140