Файл: Повилейко Р.П. Архитектура машины. Художественное конструирование. Проблемы и практика.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.06.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
Рис. 5. Связь и различие между понятиями релевантно
сти и пертинентности в проектировании машин.
дований могут быть использованы для худо жественно-конструкторского совершенствова ния форм станка.
Функция, и прежде всего функция, оказы вается наиболее сильным фактором при харак теристике машины и отдельных ее особенно стей, отразившихся в форме. Роль даже очень выразительной формы, не подкрепленной функ ционально, может оказаться второстепенной, третьестепенной. Таким образом, формируется важный вывод: образ станка, машины и вооб ще . технической конструкции отличается от понимания образа в любом другом близком
или дальнем виде искусства прежде всего тем, что он формируется главным образом на осно ве специальных технических знаний и пред ставлений; чем сложнее выполняемая кон струкцией функция, тем более подчиненную роль в формировании образа играют архитек турно-художественные особенности формообразования.
Для художественного конструирования ис ключительный интерес представляют вопросы восприятия и распознавания зрительных обра зов машин. Принципиально уже доказана возможность интегральной оценки анализато ром изображений в телевидении. Изучаются аналогичные вопросы в условиях замены зри тельного анализатора видеоаппаратурой, свя занной с ЭВМ. Для экспериментов, связанных с проектированием и эксплуатацией ЭВМ, бы ла изготовлена матрица— прямоугольная ре шетка, вложенная между рассеивающими свет стеклами. На одну сторону матрицы проециро вались черно-белые изображения различных предметов, по другую ее сторону помещались испытуемые. Они наблюдали получающуюся мозаику (не цветную, а состоящую из квадра тиков различных оттенков серого цвета) и угадывали, что им показывают. Меняя мас штаб увеличения проектора и подсчитывая количество правильно угаданных предметов, можно было узнать, на сколько ячеек следует
14
разделить всю зрительную сетку, чтобы нуж ный образ надежно узнавался.
В ходе экспериментов неожиданно выясни лось, что процент угаданных картинок резко возрастает, . если испытуемый снимает очки или если изображение оказывается не в фоку се. Выяснилось также, что при смене кадра, когда изображение движется по экрану, квад раты мозаик приобретают форму проецируе мого предмета. Но еще лучше результаты оказались, когда на матрицу стали проециро вать цветные диапозитивы и кинофильмы. При использовании цветных диапозитивов процент угаданных образов оказался исключительно высоким. При показе кинофильмов через мат рицу никто не знал, что предстоит увидеть, но все видели корабли, выходящие из гавани, велосипедистов, пловцов, играющих детей. Са мое интересное в этом эксперименте было то, что матрица состояла всего только из 150 яче ек. Для сравнения укажем, что видение окружающего мира осуществляется у человека (0,8-г-1,0) ХЮ6 нервных окончаний, т. е. искус ственная зрительная матрица содержит в 5—10 тысяч раз менее ячеек. Вполне возможно, что распознавание зрительных образов ЭВМ в обозримом будущем станет одним из важней ших рабочих инструментов для разрешения вопросов анализа и синтеза в художественном конструировании.
Поисковый образ машины
Полная, всесторонняя, комплексная оценка уровня новой машины по группам технико-эко номических, эргономических, художественно конструкторских требований, т. е. оценка соот ветствия полученной формы требуемому содержанию машины, возможна только с по мощью ЭВМ. Это в свою очередь требует фор мализации понятий, которыми мыслит совре менный проектировщик, что теснейшим обра зом связано с моделированием процесса про ектирования.
Для характеристики различных состояний содержания и формы машины введем следую щие термины-определения:
—образ идеальной машины ИОМ — харак теристика содержания С такой машины, стои мость формы Ф которой в данных условиях близка или даже равна нулю, условно С =1,0;
Ф= 0, вообще же 0 < С , Ф-<1,0;
—поисковый образ машины ПОМ — крат кая, но исчерпывающая характеристика содер жания такой машины, стоимость которой минимальна в данных условиях, С-> 1,0; Ф ->0;
—образ реальной машины РОМ — сверну-
45
тая рабочая характеристика содержания ре
альной машины, созданной С = а; Ф = b |
при |
0< а, Ь<1,0. |
|
Любое решение — конструкторское ли, |
ху |
дожественно-конструкторское ли, должно при ближать исходный объект к идеальной машине. Реальная машина, образ которой соответству ет идеальному, называется пертинентной (от английского слова, означающего связь, отно шение). Реальная машина, образ которой со ответствует поисковому, называется релевант ной (от английского — уместность).
Степень релевантности оценивается на языке дескрипторов. Дескриптор — смысловая еди ница языка, которая может выражаться клю чевым словом, группой слов или цифр, соче танием их. Опыт показал, что для индексиро вания одного документа (статьи, реферата, описания, отчета, пояснительной записки и пр.) обычно бывает достаточно 8—12 дескрипторов; для описания ПОМ или РОМ средней сложно сти достаточно 20—50 дескрипторов. Величина релевантности оценивается по формуле:
R — —тр- • 100%; 0 < # < 1 0 0 % ,
где Д п — общее число дескрипторов, описы вающих ПОМ, который формиро вался как промышленный образец
с набором признаков, отвечающий уровню мировых стандартов;
Дпр — общее число дескрипторов РОМ, сов падающих с дескрипторами ПОМ.
Аналогичной формулой оценивается и вели чина пертинентности. Созданию пертинентных машин способствует умение включить в про цесс проектирования прошлый опыт человече ства, вызвать из информационного небытия узлы и машины-аналоги, а может быть, даже требуемые конструкции в целом (не изобре тать изобретенное), вещь в себе сделать вещью для нас. Все это, безусловно, составляет осно ву инженерного поиска. Помимо справочников, монографий, сборников по проблеме и пери одической литературы, необходимо умело ис пользовать отраслевые и патентные фонды.
Комитет по делам изобретений и открытий выдает около 20 тысяч авторских свидетельств в год, добавляя их к 6 млн. изобретений, уже накопленных во Всесоюзной патентно-техни ческой библиотеке. Даже по такой несложной «машине», как карандаш, выдано более 20 тысяч патентов и авторских свидетельств. По более сложным машинам и технологическим процессам патентов и авторских свидетельств в мире существует на порядок более. Но еще есть и патентный фонд природы. К сожалению, практика показывает, что до конструкторов и особенно до художнйков-конструкторов дохо-
а
дит пока еще от |
1 до 10%, а чаще всего |
|
|
значительно менее |
1 % информации о тех ас |
|
|
пектах машины, которые их интересуют при |
|
||
проектировании. Облегчению информационно |
ле корбюэое |
||
го поиска, снижению его стоимости будет спо |
|||
|
|||
собствовать единая |
информационная система |
эйро сааринен |
|
у нас в стране, создаваемая на базе развитой |
|
||
сети ЭВМ. |
|
|
|
Образное |
мышление |
стоун |
|
|
|||
в технике |
|
|
Студентам Краковской Академии художеств предложили убрать хлам, скопившийся в боль шом внутреннем дворе. Вместо уборки они, наоборот, нанесли во двор больших камней, сварили из обрезков металла пространствен ные композиции, и мусор, собранный в кучи, попросту стал незаметен: он стал композици онным элементом целого. Завод строительных машин пригласил новосибирских художников для «приглаживания» форм своих изделий. Походив по стройкам и насмотревшись на однотипные конусообразные кучи строительно-
Рис. 6. Образ машины. Если бы проектировали авто
мобиль знаменитые архитекторы.
2 Р, Повилейк*
го материала, вжившись в образ стройки и отталкиваясь от него, они предложили систему трубчатых трехгранных пирамид-тетраэдров. Множество таких пирамид, скрепленных по следовательно в ряд (парами вверх — вниз), группами по плоскости, многоэтажно, позволя ли удобно закреплять на себе практически все строительные машины, создавать закрытые от непогоды служебные помещения при машинах и т. д. Новая структура объединяла все при вычные элементы строительной площадки, ре шая одновременно и ряд сугубо утилитарных задач.
Что это, случайный успех или новый метод решения технических проблем? Непривычный по стадиям решения, алогичный для всего строя инженерного мышления, парадоксаль ный, по все же имеющий право на существова ние метод. Именно метод, но метод специфиче ский, художественно-конструкторский, идущий от выявления структуры образа технической системы. Если внешние формы и приемы сти лизаторства могут быть скопированы инжене рами (и это повсеместно успешно делается), то образ художественного мышления скопировать инженеру трудно (редко в одном лице счаст ливо сочетается талант художника и инжене ра). Вот почему представляется необходимой параллельная двойственная организация фор мы изделия — методами, идущими от инжене-
рии (инженерный дизайн), и методами, идущи ми от искусства (артдизайн).
В определенной степени образное мышление присутствует и у инженеров (правда, значи тельно менее выражено, чем у художников), и этот образ мышления оказывает влияние на результаты конструкторского труда. Лет 15—20 тому назад в отечественной литературе (типа журнала «Техника — молодежи») и в зарубежной (типа журнала «Попьюлар Сайенс») появились фантастические рисунки кос мических кораблей. Вряд ли конструкторы ре альных космических кораблей ориентирова лись на рисунки фантастов, или же художни- ков-фантастов допускали для зарисовок в «космические» СКВ. Скорее всего, контактов здесь не было. Но вот что интересно: реальные советские космические корабли оказались схо жи с советскими фантастическими рисунками, а космические корабли США — схожи с рисун ками американских фантастов. Сказался наци онально-технический образ мышления. Образ ное мышление определяется историческими условиями, зависит от уровня производитель ных сил и характера производственных отно шений. Станочки первого тысячелетия были голыми кинематическими схемами, или, гово ря современной терминологией, характеризо вались открытой формой. Станки из металла времен Нартова сделали первый шаг в сторону
18
Рис. 7. Эволюция и перспективы форм
2*
станок, мд. шгзп
Рис. 8. Эволюция форм станков.
от открытой формы; в соответствии с образ ным строем мышления эпохи станок покрывал ся вязью украшений, и любая крупная модер
низация должна была учитывать |
это явле |
|||
ние — формы |
новых пристраиваемых |
узлов и |
||
механизмов |
подвергались стилизации. |
XIX — |
||
В металлорежущих станках конца |
||||
начала XX вв. отдельные участки |
кинемати |
|||
ческой |
цепи |
в целях защиты механизмов и |
||
отчасти |
безопасности рабочих стали |
закры |
ваться кожухами. Переход от индивидуально го (чаще всего ручного) привода к единому це ховому приводу привел к тому, что человек оказался по сути дела внутри одного огром ного кинематического механизма — вокруг не го в сотнях направлений со шкива на шкив неслись маслянисто-кожаные ремни приводов. Повышенная точность исполнения механизмов станка (и как следствие — требования лучшей защиты их), возросшие требования безопасно сти обслуживающего персонала и, наконец, массовое внедрение индивидуального электро привода в 20—30-х годах этого столетия при вели к тому, что формы станков и технологи ческого оборудования стали приобретать все большую монолитность, четко очерчиваемую большими плоскостями кожухов. Борьбы об текаемых и угловатых форм на практике не существовало и не существует, это всего лишь две близкие разновидности одной формы.
Мы сейчас живем в годы закрытых форм и в художественном конструировании, как пра вило, мыслим категориями закрытых форм. В направлении отработки закрытых форм ра ботает большая часть инженерной психологии, на -принцип закрытых форм рассчитаны сегод ня все методы пропорционирования и гармони зации, все приемы выявления тектоники и масштаба в технике и, по сути дела, вся теория композиции в художественном конструирова нии промышленных изделий. Но вряд ли такое положение долго сохранится.
Дальнейшее развитие автоматизации меха нической обработки приведет к отделению самой механической обработки от процессов управления ею. Управление всеми станками сосредоточится в специальной пультовой цеха с предельно комфортными условиями обслужи вания. Сами станки будут находиться в смеж ном изолированном помещении, наполненном газами, способствующими механической обра ботке деталей и замедляющими или вообще исключающими процессы коррозии. Дистанци онное управление из пультовой, возможно, ста нет не кнопочным, типа «нажал — отпустил» (психологически обедняющим труд), а мнемо ническим, с имитацией принципиальных ко нечных явлений обработки типа — «резец — деталь». Вполне возможно, что этот пульт-ими татор по своей, форме повторит станочек перво
го тысячелетия. В самом цехе будут разделены пространства Пневматики, Гидравлики, Элек трики, Механики и т. д. Все пространство заполнит система широкоуниверсальных стоек с кассетными узлами. Исчезнет различие меж ду универсальным и специализированным обо рудованием, так как перед каждым новым заказом будет совершаться набор — настройка обрабатывающих устройств. Отпадет необхо димость постоянного присмотра за обработкой детали. От использования производственных площадей машиностроение перейдет к исполь зованию стеллажных объемов.
Роль художника-конструктора в этих услови ях не понизится, а напротив — повысится. Исчезнут примитивные угловатые или обтекае мые закрытые формы, но останется систем ность проектного пространства, гармонизация и пропорционирование которого будет дости гаться не проработкой фиксированных в мате риале отрезков площадей и объемов, а прора боткой систем межцентровых связей устройств, информационных узлов комплексного кон структорского, предельно открытого простран ства.
Л И Т Е Р А Т У Р А
А н т и п и н М. Б. Интегральная оценка зрительным анализатором качества телевизионного изображения. М., «Наука», 1970.
21