Файл: Одноралов Н.В. Гальванотехника в декоративном искусстве [учеб. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для увеличения эффекта перемешивания электролита анод, яв­ ляющийся как бы лопастью мешалки, можно несколько изогнуть в виде архимедова винта. Его помещают в мешок из неплотной стек­ лянной или капроновой ткани, задерживающей шлам.

44. Станок для вращения электрода:

1 — шпиндель,

на котором держится анод, 2 — медное кольцо

на изоляции,

3 — угольная щетка, 4 — регулируемый фрикцион,

 

5 — передача, 6 — мотор

Станок имеет станину на роликах и консоль с выносом, соответ­ ствующим размеру ванны, чтобы можно’ было устанавливать ста­ нок в любом месте у ванны, в зависимости от расположения в ней формы. Для подсоединения к аноду служит скользящая угольная щетка с клеммой.

Можно использовать станок также для вращения катода в ви­ де формы или в виде моделей скульптур, на которые наращивается металл (например, статуэток из гипса и пластилина), а также от­

98

дельных деталей крупной скульптуры. Вращение катода особенно заметно улучшает строение отложения.

Метод наращивания металла при одновременном вращении ка­ тода весьма эффективен, в особенности при быстром вращении, ко­ торое после затяжки моделей металлом можно производить со ско­ ростью 30—150 об/мин, в зависимости от механической прочности скульптуры или формы. Если скульптура не может выдержать быст­ рого вращения, ее вращают медленно (25—30 об/мин).

Наиболее удобно перемешивать электролит пропусканием сжа­ того воздуха через стеклянные, эбонитовые, акрилатовые или свин­ цовые трубы, укладываемые на дне ванны, под катодом. Этот спо­ соб, носящий название барботирования, наиболее распространен в гальванопластике.

При воздушном перемешивании электролит одновременно фильтруют, для чего взамен насоса применяют аэролифт.

Трубы для воздушного перемешивания электролита изготовля­ ют диаметром 20—25 мм, в них просверливают отверстия диамет-

.ром 3—6 мм. При более мелких отверстиях получается большее количество пузырьков воздуха, что улучшает перемешивание. Од­ нако слишком мелкие отверстия часто засоряются шламом и по­ тому нуждаются в частой чистке. Один конец с отверстиями, нахо­ дящийся в ванне, заглушают, во второй конец, согнутый под пря­ мым углом, через вентиль подают сжатый воздух под давлением 2—3 ат в зависимости от толщи перемешиваемого электролита.

Количество воздуха, потребного для перемешивания электроли­ та, зависит от режима работы электролита, качества пропитки гип­ са, состава восковой композиции, профиля форм и пр.

Воздух для перемешивания обычно подают от компрессора в воздушный фильтр для очистки от пыли и частиц масла.

Воздушное перемешивание наиболее удобно в отношении регу­ лирования; отрицательной его особенностью является окисление закисной меди кислородом воздуха, несколько понижающее содер­ жание серной кислоты в кислом водном электролите.

Фильтрование электролита

Вследствие выделения 'шлама с анода, накапливания в ванне взвешенных частиц (отделяющихся от восковых и особенно от гип­ совых форм, недостаточно пропитанных или длительно пребываю­ щих в электролите), а также вследствие попадания в электролит значительного количества графита раствор загрязняется и отло­ жение металла становится шероховатым, грубым, неравномерным, иногда совершенно непригодным. Особенно тщательно необходимо следить за чистотой электролита при наращивании металла по верху: в этом случае даже незначительная шероховатость может вызвать брак, так как взвешенные частицы, попадая на катод, об­ растают металлом и в процессе электролиза быстро растут, образуя дендриты, портящие скульптуру.

4*

99



Поэтому фильтрование электролита является одним из важных вспомогательных процессов, необходимых при гальванопластических работах.

Наиболее удобно осуществлять фильтрование одновременно с перекачкой электролита, необходимой для его перемешивания. В качестве фильтра применяют шинельное сукно, предварительно вымоченное в отработанном медном электролите, капроновую ткань, стеклянную ткань или стеклянную вату.

Чистота профильтрованного электролита зависит от скорости фильтрования и плотности ткани.

Г Л А В А VII

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГАЛЬВАНОТЕХНИКИ

Особенности медальерного репродуцирования

К медальерным работам относится изготовление репродукций в виде настольных медалей, плакеток, настенных медальонов и меда­ льонных вставок для кубков, блюд, ваз и других художественных изделий.

Изделия вышеуказанных видов относятся к миниатюре и пред­ ставляют наиболее тонкую скульптуру с мельчайшими деталями

рельефа

и фактуры, выполняемыми в пластических материалах,

а также

гравированием или чеканкой.

Для репродуцирования медальерной скульптуры необходимо из­ готовлять безукоризненно точные формы и особо тщательно их под­ готовлять к процессу гальванопластики. Специальной частью тех­ нологии медальерных работ является изготовление скульптурной части медалей и рельефного текста к ним.

Медальерную скульптуру обычно репродуцируют с пластилино­ вых или, чаще, с гипсовых моделей, обрабатываемых для гальвано­ пластики обычным способом. Пластилиновую скульптуру покрыва­ ют тонким слоем шеллачного лака, а гипсовые модели сушат и пропитывают озокеритом для устранения гигроскопичности.

При репродуцировании медальерной скульптуры обычно не­ посредственно получают металлическую форму с рельефа скульп­ туры.

Для получения металлическое формы на подготовленную мо­ дель предварительно наносят проводящий слой из тонкопросеянного графита. Впрочем, предпочитают химическое осаждение серебра, дающего равномерный слой, быстро затягивающийся металлом и не требующий дополнительной обработки в процессе наращивания металла, что часто приходится делать в случае применения графи­ тового проводящего слоя.

Медальерная модель должна иметь припуск по фону не менее чем в 2—3 см (рис. 45), что важно для дальнейших операций с формой и готовой медалью. Скульптор заранее намечает размеры фона, очерчивая круг, в который композиционно вписывается скульптура; намеченная окружность является линией обреза ме­ дали.

101


45. Форма с припуском и готовый орнамент

При наращивании слоя металла в 2—3 мм форму считают гото­ вой и отделяют от модели подогревом.

Форму тщательно промывают бензином, обрабатывают мяг­ кой латунной щеткой и обрезают по намеченной линии длягудаления лишнего металла. Затем приступают к механической обработке формы для удаления дефектов формовки, образующихся на фоне и на са*мой скульптуре. Такие дефекты появляются в виде сыпи .от мельчайших воздушных пузырьков, неизбежно возникаю­ щих при формовании моделей из гипса. Воздушные пузырьки бы­ вают почти незаметными на гипсовой модели, но резко выявляются на металлической форме в виде отдельных выпуклых вкраплений, располагающихся главным образом в углублениях рельефа скульп­ туры и на фоне модели.

Так как на форме все дефекты модели получаются в негативном рельефе, их легко можно удалить штихелем, затем шабровкой и последующей шлифовкой пемзой вывести с плоскости фона. Фон шлифуют твердой пемзой с водой до тех пор, пока с него не будут удалены отдельные темные пятна — углубления, всегда имеющиеся на фоне.

Далее приступают к полировке фона на мягком полотняном круге хромовой пастой. Полировка придает фону зеркальную по­ верхность, годную для нанесения текста гравированием или фото­ травлением. Если медаль не имеет текста, то ровный полированный фон формы упрощает нанесение на нее разделительного слоя.

Для полировки фона металлической формы заранее готовят рельефный шаблон гальванопластическим наращиванием металла с такой же гипсовой формы. Наращенное изображение обрезают по абрису и вкладывают в обрабатываемую медную форму, защи­ щая контррельеф от полировального круга. С полированной формы удаляют растворителем следы хромовой пасты и промывают форму в горячей щелочи. Далее наносят текст, а если его нет, припаивают подвеску с хлорвиниловой изоляцией, а оборотную сторону формы покрывают асфальтовым лаком, воском или нитролаком, изолирую­ щим форму от электролита.

102

Изоляционный слой наносят на обрез формы и края ее рабочей части, чтобы в процессе гальванопластики металл отлагался толь­ ко в плоскости формы, а не по краям, чем облегчается отделение наращенного рельефа от формы. Подготовленную форму обезжи­ ривают венской известью, которую на форме тщательно растирают жесткой щеткой до получения жидкой кашицы.

При обезжиривании следует обращать внимание на края формы,, углубленные и узкие места рельефа, куда плохо проникает венская известь. Степень обезжиривания проверяют смачиванием водой: на форме не должно быть не смачивающихся мест.

На промытую в воде форму наносят разделительный слой, после чего завешивают форму в ванну под током.

Изготовление медальонов не отличается какими-либо особыми приемами от изготовления медалей. С моделей из гипса или пластилина снимают гипсовую форму, на которую после протирки и нанесения проводящего слоя наращивают металл.

При нанесении на фон медальона каких-либо деталей (текста, дат и пр.) готовят металлическую форму.

Изготовление рельефного текста для медалей

Текстовая часть выполняется на заготовках медалей, для чего текст предварительно рисуют тушью на белой плотной бумаге. На рис. 46 показана заготовка, предназначенная для реверса медали; на ней расположены контур лавровой ветки, звезда и рамка для именного текста. Все детали, кроме текста, нанесены как вспомога­ тельные, потому что на готовой модели они композиционно спроек­ тированы скульптором на соответствующих местах и на заготовке служат ориентирами для размещения текстовой части. Художест­ венные детали реверса медали, в данном случае лавровую ветвь,

готовят чеканкой модели

(рис. 47), на которой фон служит местом

для

текста. С модели

гальванопластически

снимают форму

(рис.

48), на которой затем вытравляют текст.

При наращивании

металла на такую форму получаются одновременно текст и требуе­ мые художественные детали скульптуры (рис. 49).

Если в композицию входят тонкие линейные элементы, располо­ женные непосредственно на фоне, их выполняют гравированием на медной форме.

Текст наиболее удобно выполнять методом фототравления на металле. Для медных гальванопластических форм применяют опи­ санный ниже электрохимический способ фототравления

Предварительно медную форму тщательно обезжиривают вен­ ской известью, промывают водой и протирают мелким абразивным1

1 Способ электродного травления впервые был освоен типографией «Крас­ ный пролетарий» в Москве. Технология электродного травления была разработа­ на А. И. Невзоровым, а также в Научно-исследовательском институте звукоза­ писи.

103


46. Рисунок, выполненный худож-

47: Чеканка по латуни, выполненная

ником-графиком для медали

скульптором для медали

48. Медная форма

с выворотным

49. Реверс медали с прямым текстом

текстом, полученным

фототравлением

 

104

порошком (особенно тщательно края формы). По окончании про­ тирки форму снова промывают водой, после чего протравливают 3—5 мин в растворе азотной кислоты (150 мл азотной кислоты на

100 мл воды).

Протравленную форму тщательно промывают водой и немедлен­ но наносят на нее светочувствительный состав.

Светочувствительный состав готовят смешением двух растворов. Первый раствор имеет следующий состав:

Аммиак 22° B e ..............................................

200 мл

Шеллак светло-желтый (в порошке) . .

140 г

В ода...................................................................

1000 мл

Раствор размешивают и выдерживают сутки до полного раст­ ворения шеллака, затем нагревают в колбе на водяной бане в тече­ ние 10 мин до 20°.

Полученную массу выдерживают двое-трое суток для выделения шеллачного воска, после чего сливают с осадка чистый раствор.

Второй светочувствительный раствор имеет состав:

Аммиак 22° B e .................

• .

25

мл

Спирт 9 5 ° .................................

 

25

мл

Аммоний двухромовокислый .

12

г

В ода.............................................

 

200

мл

Растворы смешивают, медленно приливая второй к первому при непрерывном размешивании до полного осветления. При смешива­ нии растворов жидкость сперва принимает вишневый цвет, затем становится совершенно бесцветной. Готовую светочувствительную жидкость можно хранить в закрытом сосуде не более 15—20 суток.

Обезжиренную форму кладут на край стола несколько наклон­ но, обливают водой и тут же через воронку с ватой наливают на верхний край формы приготовленный светочувствительный раствор так, чтобы вода скатывалась впереди раствора. Когда раствор стечет, вторично наливают его тем же способом и снова дают из­ бытку раствора стечь в течение 2—3 сек.

Форму, облитую светочувствительным раствором, устанавлива­ ют вертикально, чтобы’ раствор ровным слоем стекал по ней.

Для создания тонкого и ровного светочувствительного слоя на форме ее помещают горизонтально в центрифугу и вращают ручку со скоростью 2—3 об/мин в течение 2—3 мин. После центрифугиро­ вания светочувствительный слой должен подсохнуть по всей площа­ ди формы, включая края. Поверхность формы должна быть целиком покрыта светочувствительным слоем, не быть липкой, иметь светло-желтую окраску.

Затем производят экспонирование наложением на форму приго­ товленного негатива в виде обычной фотопленки с текстом, умень­ шенным соответственно размерам медали. Экспонирование произ­ водят засвечиванием вольтовой дугой или электролампой в 500 вт на расстоянии 0,5 м в течение 10—20 мин.

105