Файл: Одноралов Н.В. Гальванотехника в декоративном искусстве [учеб. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

52. Прием удаления облоя с медали

ли. Он изготовляется обточкой на токарном станке из бука или другого дерева твердой породы. При серийном производстве ме­ далей патроны изготовляют из алюминия или алюминиевого сплава. Готовые гальванопластические заготовки-—аверсы и ревер­ сы — предварительно вырезают по намеченной окружности на да­ вильном станке с применением резинового прижима, надеваемого на центр бабки (рис. 52). Прижим удерживает заготовку медали на плоском патроне (рис. 53). С обратной стороны заготовку пред­ варительно заливают твердым воском или смолой, чтобы не прида­ вить прижимом рельефа.(сила давления на прижим должна быть незначительной).

Давильная работа заключается в закатке бортов корпуса ме­ дали.

Корпус изготовляют на давильном станке, а при серийном вы­ пуске-— штамповкой на прессе.

Корпус односторонней медали (обычно увеличенную модель) изготовляют из листовой меди толщиной 0,5—0,8 мм. Форма тако­ го корпуса показана на рис. 54, а; на дне его накатывают ободок, который по форме и высоте должен соответствовать ободку на лицевой стороне медали. Затем вытачивают чугунный вкладыш, вес которого должен быть близок к весу отштампованной ме­ дали.

Вкладыш плотно вставляют в корпус медали.

Корпус с вкладышем (рис. 54, б) центрируют в гнезде патрона давильного станка и закрепляют в нем прижимом. Затем торец корпуса медали подрезают так, чтобы стенки выступали над вкла­ дышем на величину, равную толщине вкладываемой заготовки со скульптурным изображением, и чтобы оставался еще край для за­ катки ободка медали.

Внутри корпуса медали стенки несколько подрезают для облег­ чения закатки ободка.

117

53. Схема прижима медали при обработке на давильном станке:

1 — патрон, 2 — медаль, 3 — резиновый прижим, 4 — центр станка

Наконец, в корпус на вкладыш вставляют скульптурное изобра­ жение медали и закатывают (рис. 54,в).

Возможен и другой способ монтировки, при котором корпус из­ готовляют на давильном станке.

При изготовлении двусторонней медали на давильном станке из­ готовляют ее корпус в виде кольца с ободком с одной стороны.

L----—— J

54. Схема монтировки

медали

(разрез):

 

а — корпус, б — корпус с

вкладышем,

в— готовая медаль

Спротивоположной стороны в кольцо закладывают гальвано­ скульптурную заготовку реверса и плотно прижимают вкладышем, затем вставляют гальваноскульптуру аверса медали и закатывают второй корпус в виде ободка.

Медальоны обычно снабжают профильными художественными рамками, которые изготовляют на давильном станке; художествен­

на.


ные рамки отливают из бронзы или легкоплавкого металла. В го­ товую рамку вставляют скульптурное изображение и припаивают его; такая модель служит для серийного гальванопластического ре­ продуцирования.

С медальонов, подготовленных указанным способом или чекан­ кой, делают формы, применяя для отливки восковую композицию

(рис. 55).

Пример специальной монтировки художественных изделий

При изготовлении художественных изделий гальванопластическим путем монтировочные работы имеют большое значение.

В качестве примера таких изделий может служить декоративное блюдо, показанное на рис. 56. На нем изображены знаки Зодиака. Блюдо состоит из отдельных медальерных скульптур и орнаментов.

На внешней части блюда расположено шесть медальонов, вмон­ тированных между пальметками (рис. 57). Пальметки изготовляют отдельно и впаивают в борт блюда. ,

Внутреннее кольцо с изображением грифонов вставное, как и центральная скульптурная деталь с изображением амуров. Край представляет собой овальный орнамент, обрамляющий блюдо по кругу.

Техника изготовления и монтировки декоративных блюд такого типа заключается в следующем. Вставки с изображением знаков Зодиака изготовляют гальванопластически каждую в отдельности и монтируют впаиванием между пальметками.

119


56. Общий вид блюда со знаками Зодиака

Гальванопластикой изготовляются также скульптурные детали, расположенные внутри блюда,— дно его с изображением грифонов и амуров в центральной части.

Монтировка центральной скульптурной части и дна блюда с гри­ фонами осуществляется закаткой через соединительное медное про­ фильное кольцо, выдавленное на станке.

Детали, расположенные внутри блюда, соединяют закаткой в фальц на давильном станке.

Таким же способом скрепляют борт блюда со всей его внутрен­ ней частью.

ЛШІІИ/Пі’И //Ш Ш ^П 7ГВ\ _

57. Схема монтирования блюда

Г Л А В А I X

ДЕКОРАТИВНАЯ ОТДЕЛКА СКУЛЬПТУРЫ

Значение отделки

Декоративная отделка производится тонированием или гальва­ нопокрытием, иногда гальванопокрытием с последующим тониро­ ванием.

Тонирование — завершающий процесс отделки гальваноскульп­ туры, усиливающий ее выразительность. Оно уменьшает первона­ чальный блеск чистого металла, смягчает переходы от выпуклостей к углублениям, но одновременно может подчеркнуто выделять пластические формы.

Естественное тонирование получается при длительном пребыва­ нии медной или бронзовой скульптуры в атмосфере, содержащей га­ зообразные сернистые и другие соединения; происходит образова­ ние так называемой «патины». Естественная «античная» патина от­ личается малахитовым, зеленовато-синеватым, тоном.

Коричнево-черную патину обычно наносят искусственно. Искус­ ственное создание патины на произведениях скульптуры имеет осо­ бо важное значение для их окончательной отделки и требует вкуса, умения и опыта.

Диапазон темных и коричневых цветов, получаемых химическим тонированием медной скульптуры, довольно ограничен и не всегда может удовлетворять требованиям, предъявляемым к декоративной отделке скульптур. Поэтому часто применяют гальваническую де­ коративную отделку в цвет бронзы, серебра или других металлов с последующим химическим оксидированием.

Предварительное гальваностегическое нанесение на медную скульптуру других металлов значительно расширяет возможности придания скульптуре желательного цвета и одновременно химиче­ ского тонирования. Таким образом, в сочетании разных способов имеется полная возможность в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отделке скульптуры, создавать декоративный эффект, усиливающий светотени и подчеркивающий общий колорит скульптуры.

Обычно медную гальваноскульптуру обрабатывают в цвета бронзы или латуни. Бронзовый цвет придает гальваноскульптуре весомость и монументальность: она воспринимается как литая.

121


Гальваническое покрытие бронзой-— процесс, требующий очень тщательного наблюдения и контроля за электролитом, поэтому его заменяют гальваническим латунированием; отложение получается близкое по цвету к бронзе.

Латунирование служит не только для отделки всей скульптуры, но и специально для покрытия швов от пайки или сварки. Скульп­ туры, пропаянные свинцово-оловянным припоем, нужно обязатель­ но покрывать металлом в цианистых (латунных или медных) элек­ тролитах.

Покрытия других видов, как никелевое, цинковое, кадмиевое и пр., применяются значительно реже, чем латунные, и только в спе­ циальных целях — для защиты от коррозии или для отделки, приб­ лижающейся к цвету нержавеющей стали (достигается пескоструй­ ным матированием этих покрытий).

Декоративную отделку благородными металлами — серебром и золотом — применяют главным образом для отделки медалей, ме­ дальонов, различной медальерной скульптуры и ювелирных гальванопластических изделий.

Заменителем серебра может служить покрытие так называемым «спекуломом» — бронзой, состоящей из 55% олова и 45% меди; по­ крытие ведут в цианистом электролите.

При гальваностегическом способе отделки скульптур, подлежа­ щих установке на открытом воздухе, следует наносить более тол­ стые слои металла с подслоем цинка, кадмия и т. п. для получения плотных и беспористых покрытий.

Кроме того, все скульптуры, подвергающиеся химическому тони- . рованию или гальваностегическому нанесению металла с последую­ щим тонированием, необходимо покрывать защитным прозрачным лаком, например нитролаком, или, лучше, более стойким лаком — глифталевым или пентафталевым, предохраняющим от быстрого дальнейшего окисления. Применяется также натирание скульптуры раствором воска в горячем скипидаре.

Подготовка скульптуры к отделке

Все виды декоративной отделки скульптуры (как химической, так и гальванической) требуют тщательной предварительной подго­ товки, не отличающейся от обычной подготовки в гальваностегии.

Скульптура должна быть очищена от следов гипса и воска, остающихся от форм, затем обезжирена и обработана латунной щеткой.

В зависимости от размеров скульптуры обезжиривание можно производить погружением в горячие щелочи или обливанием ими. При обезжиривании скульптуры больших размеров, обработка кото­ рой щелочами затруднительна, применяют пескоструйную очистку мелким песком, подаваемым сжатым воздухом под давлением 2— 3 ат, с последующей обработкой венской известью и промывкой содой.

122


Перед пескоструйной обработкой удаляют растворителями во­ сковой слой, остающийся на скульптуре в виде тонкой пленки после удаления восковых или гипсовых форм, обычно;, как мы знаем, про­ питанных восковой композицией.

Для этой цели можно применять различные растворители, как, например, уайт-спирт, перхлорэтилен, бензин и т. п. Приводим примерный состав раствора для химического обезжиривания медной скульптуры:

Едкий натрий твердый . . . .

25

г

Углекислый натрий . . . . .

25

г

Тринатрийфодфат .....................

25 г

 

Вода .............................................

1 л

 

Температура раствора 80—90“ .

При наличии швов или каких-либо деталей скульптуры, пропа­ янных свинцово-оловянным припоем, обезжиривание погружением должно быть кратковременным (не более 3—5 мин) во избежание растворения олова в щелочах.

Скульптуру можно обезжиривать также протиркой венской из­ вестью с последующей промывкой горячим раствором едкого кали.

При наличии темных пятен в виде окислов скульптуру после обезжиривания можно протравить, пользуясь, например, таким со­ ставом (в вес. частях):

Азотная кислота (уд. вес

1,33—1,38) . . .

750—800

Серная кислота (уд. вес

1,80—1,84) . . .

900

Поваренная с о л ь ..................................................

 

10—15

Скульптуру обливают этим составом и немедленно тщательно и многократно промывают водой. Затем обрабатывают латунной щет­ кой, протирают мелким мокрым песком, опять промывают водой и погружают в ванну для нанесения требуемого декоративного по­ крытия.

Г Л А В А X

ДЕКОРАТИВНАЯ ОТДЕЛКА МЕДИ И МЕДНЫХ СПЛАВОВ

Декоративная отделка художественных металлических изделий и скульптуры способом оксидирования является неотъемлемой частью художественной обработки металла. Декоративная отделка металлических художественных изделий, скульптуры и некоторых деталей архитектуры производится тонированием, то есть оксиди­ рованием в заданный цвет путем нанесения соответствующих ре­ агентов на металл и образования на нем оксидных пленок, полу­ ченных химическим или электрохимическим способом. Как указы­ валось, применяется также комбинированная декоративная отделка металла способом нанесения на него металлических пленок с по­ следующим их оксидированием.

Еще в середине прошлого века был известен гальванический способ отделки металла (работы академика Б. С. Якоби), а также техника цветной декоративной отделки, получаемой химическим и электрохимическим оксидированием (63). .

В 60-х гг. прошлого столетия известный гальванотехник И. М. Федоровский описал гальваническую оксидировочную ванну, состоящую из «уксуснокислой окиси свинца, смешанной с едким кали» (63). Он указывал, что если «соединить медную пластинку

'с цинком батареи и платиновую проволоку с ее медью, употребляя разведенный раствор уксуснокислой окиси меди и селитры, то пла­ стинка покрывается цветом, который касательно отлива и блеска походит на крылья разных насекомых; здесь преобладает светло- желто-золотистый цвет».

Далее И. М. Федоровский сообщал, что в тех случаях, когда применяют «раствор свинцовой окиси и кали и при этом употреб­ ляют платиновую проволоку или пластинку, то на аноде (то есть оксидируемой поверхности. — Н. О.) тотчас же осаждается слой безводной окиси, которая постепенно утолщается и принимает последовательно несколько различных оттенков, и как скоро жела­ емый цвет показался, вынимают окрашенный предмет из свинцового раствора...». И далее: «Цвет, полученный электрохимическим пу­ тем, зависит не только от толщины осадка, но и от металлической поверхности...» (63).

124