Файл: Одноралов Н.В. Гальванотехника в декоративном искусстве [учеб. пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.06.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
52. Прием удаления облоя с медали
ли. Он изготовляется обточкой на токарном станке из бука или другого дерева твердой породы. При серийном производстве ме далей патроны изготовляют из алюминия или алюминиевого сплава. Готовые гальванопластические заготовки-—аверсы и ревер сы — предварительно вырезают по намеченной окружности на да вильном станке с применением резинового прижима, надеваемого на центр бабки (рис. 52). Прижим удерживает заготовку медали на плоском патроне (рис. 53). С обратной стороны заготовку пред варительно заливают твердым воском или смолой, чтобы не прида вить прижимом рельефа.(сила давления на прижим должна быть незначительной).
Давильная работа заключается в закатке бортов корпуса ме дали.
Корпус изготовляют на давильном станке, а при серийном вы пуске-— штамповкой на прессе.
Корпус односторонней медали (обычно увеличенную модель) изготовляют из листовой меди толщиной 0,5—0,8 мм. Форма тако го корпуса показана на рис. 54, а; на дне его накатывают ободок, который по форме и высоте должен соответствовать ободку на лицевой стороне медали. Затем вытачивают чугунный вкладыш, вес которого должен быть близок к весу отштампованной ме дали.
Вкладыш плотно вставляют в корпус медали.
Корпус с вкладышем (рис. 54, б) центрируют в гнезде патрона давильного станка и закрепляют в нем прижимом. Затем торец корпуса медали подрезают так, чтобы стенки выступали над вкла дышем на величину, равную толщине вкладываемой заготовки со скульптурным изображением, и чтобы оставался еще край для за катки ободка медали.
Внутри корпуса медали стенки несколько подрезают для облег чения закатки ободка.
117
53. Схема прижима медали при обработке на давильном станке:
1 — патрон, 2 — медаль, 3 — резиновый прижим, 4 — центр станка
Наконец, в корпус на вкладыш вставляют скульптурное изобра жение медали и закатывают (рис. 54,в).
Возможен и другой способ монтировки, при котором корпус из готовляют на давильном станке.
При изготовлении двусторонней медали на давильном станке из готовляют ее корпус в виде кольца с ободком с одной стороны.
L----—— J
54. Схема монтировки |
медали |
(разрез): |
|
а — корпус, б — корпус с |
вкладышем, |
в— готовая медаль
Спротивоположной стороны в кольцо закладывают гальвано скульптурную заготовку реверса и плотно прижимают вкладышем, затем вставляют гальваноскульптуру аверса медали и закатывают второй корпус в виде ободка.
Медальоны обычно снабжают профильными художественными рамками, которые изготовляют на давильном станке; художествен
на.
ные рамки отливают из бронзы или легкоплавкого металла. В го товую рамку вставляют скульптурное изображение и припаивают его; такая модель служит для серийного гальванопластического ре продуцирования.
С медальонов, подготовленных указанным способом или чекан кой, делают формы, применяя для отливки восковую композицию
(рис. 55).
Пример специальной монтировки художественных изделий
При изготовлении художественных изделий гальванопластическим путем монтировочные работы имеют большое значение.
В качестве примера таких изделий может служить декоративное блюдо, показанное на рис. 56. На нем изображены знаки Зодиака. Блюдо состоит из отдельных медальерных скульптур и орнаментов.
На внешней части блюда расположено шесть медальонов, вмон тированных между пальметками (рис. 57). Пальметки изготовляют отдельно и впаивают в борт блюда. ,
Внутреннее кольцо с изображением грифонов вставное, как и центральная скульптурная деталь с изображением амуров. Край представляет собой овальный орнамент, обрамляющий блюдо по кругу.
Техника изготовления и монтировки декоративных блюд такого типа заключается в следующем. Вставки с изображением знаков Зодиака изготовляют гальванопластически каждую в отдельности и монтируют впаиванием между пальметками.
119
56. Общий вид блюда со знаками Зодиака
Гальванопластикой изготовляются также скульптурные детали, расположенные внутри блюда,— дно его с изображением грифонов и амуров в центральной части.
Монтировка центральной скульптурной части и дна блюда с гри фонами осуществляется закаткой через соединительное медное про фильное кольцо, выдавленное на станке.
Детали, расположенные внутри блюда, соединяют закаткой в фальц на давильном станке.
Таким же способом скрепляют борт блюда со всей его внутрен ней частью.
ЛШІІИ/Пі’И //Ш Ш ^П 7ГВ\ _
57. Схема монтирования блюда
Г Л А В А I X
ДЕКОРАТИВНАЯ ОТДЕЛКА СКУЛЬПТУРЫ
Значение отделки
Декоративная отделка производится тонированием или гальва нопокрытием, иногда гальванопокрытием с последующим тониро ванием.
Тонирование — завершающий процесс отделки гальваноскульп туры, усиливающий ее выразительность. Оно уменьшает первона чальный блеск чистого металла, смягчает переходы от выпуклостей к углублениям, но одновременно может подчеркнуто выделять пластические формы.
Естественное тонирование получается при длительном пребыва нии медной или бронзовой скульптуры в атмосфере, содержащей га зообразные сернистые и другие соединения; происходит образова ние так называемой «патины». Естественная «античная» патина от личается малахитовым, зеленовато-синеватым, тоном.
Коричнево-черную патину обычно наносят искусственно. Искус ственное создание патины на произведениях скульптуры имеет осо бо важное значение для их окончательной отделки и требует вкуса, умения и опыта.
Диапазон темных и коричневых цветов, получаемых химическим тонированием медной скульптуры, довольно ограничен и не всегда может удовлетворять требованиям, предъявляемым к декоративной отделке скульптур. Поэтому часто применяют гальваническую де коративную отделку в цвет бронзы, серебра или других металлов с последующим химическим оксидированием.
Предварительное гальваностегическое нанесение на медную скульптуру других металлов значительно расширяет возможности придания скульптуре желательного цвета и одновременно химиче ского тонирования. Таким образом, в сочетании разных способов имеется полная возможность в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отделке скульптуры, создавать декоративный эффект, усиливающий светотени и подчеркивающий общий колорит скульптуры.
Обычно медную гальваноскульптуру обрабатывают в цвета бронзы или латуни. Бронзовый цвет придает гальваноскульптуре весомость и монументальность: она воспринимается как литая.
121
Гальваническое покрытие бронзой-— процесс, требующий очень тщательного наблюдения и контроля за электролитом, поэтому его заменяют гальваническим латунированием; отложение получается близкое по цвету к бронзе.
Латунирование служит не только для отделки всей скульптуры, но и специально для покрытия швов от пайки или сварки. Скульп туры, пропаянные свинцово-оловянным припоем, нужно обязатель но покрывать металлом в цианистых (латунных или медных) элек тролитах.
Покрытия других видов, как никелевое, цинковое, кадмиевое и пр., применяются значительно реже, чем латунные, и только в спе циальных целях — для защиты от коррозии или для отделки, приб лижающейся к цвету нержавеющей стали (достигается пескоструй ным матированием этих покрытий).
Декоративную отделку благородными металлами — серебром и золотом — применяют главным образом для отделки медалей, ме дальонов, различной медальерной скульптуры и ювелирных гальванопластических изделий.
Заменителем серебра может служить покрытие так называемым «спекуломом» — бронзой, состоящей из 55% олова и 45% меди; по крытие ведут в цианистом электролите.
При гальваностегическом способе отделки скульптур, подлежа щих установке на открытом воздухе, следует наносить более тол стые слои металла с подслоем цинка, кадмия и т. п. для получения плотных и беспористых покрытий.
Кроме того, все скульптуры, подвергающиеся химическому тони- . рованию или гальваностегическому нанесению металла с последую щим тонированием, необходимо покрывать защитным прозрачным лаком, например нитролаком, или, лучше, более стойким лаком — глифталевым или пентафталевым, предохраняющим от быстрого дальнейшего окисления. Применяется также натирание скульптуры раствором воска в горячем скипидаре.
Подготовка скульптуры к отделке
Все виды декоративной отделки скульптуры (как химической, так и гальванической) требуют тщательной предварительной подго товки, не отличающейся от обычной подготовки в гальваностегии.
Скульптура должна быть очищена от следов гипса и воска, остающихся от форм, затем обезжирена и обработана латунной щеткой.
В зависимости от размеров скульптуры обезжиривание можно производить погружением в горячие щелочи или обливанием ими. При обезжиривании скульптуры больших размеров, обработка кото рой щелочами затруднительна, применяют пескоструйную очистку мелким песком, подаваемым сжатым воздухом под давлением 2— 3 ат, с последующей обработкой венской известью и промывкой содой.
122
Перед пескоструйной обработкой удаляют растворителями во сковой слой, остающийся на скульптуре в виде тонкой пленки после удаления восковых или гипсовых форм, обычно;, как мы знаем, про питанных восковой композицией.
Для этой цели можно применять различные растворители, как, например, уайт-спирт, перхлорэтилен, бензин и т. п. Приводим примерный состав раствора для химического обезжиривания медной скульптуры:
Едкий натрий твердый . . . . |
25 |
г |
Углекислый натрий . . . . . |
25 |
г |
Тринатрийфодфат ..................... |
25 г |
|
Вода ............................................. |
1 л |
|
Температура раствора 80—90“ .
При наличии швов или каких-либо деталей скульптуры, пропа янных свинцово-оловянным припоем, обезжиривание погружением должно быть кратковременным (не более 3—5 мин) во избежание растворения олова в щелочах.
Скульптуру можно обезжиривать также протиркой венской из вестью с последующей промывкой горячим раствором едкого кали.
При наличии темных пятен в виде окислов скульптуру после обезжиривания можно протравить, пользуясь, например, таким со ставом (в вес. частях):
Азотная кислота (уд. вес |
1,33—1,38) . . . |
750—800 |
Серная кислота (уд. вес |
1,80—1,84) . . . |
900 |
Поваренная с о л ь .................................................. |
|
10—15 |
Скульптуру обливают этим составом и немедленно тщательно и многократно промывают водой. Затем обрабатывают латунной щет кой, протирают мелким мокрым песком, опять промывают водой и погружают в ванну для нанесения требуемого декоративного по крытия.
Г Л А В А X
ДЕКОРАТИВНАЯ ОТДЕЛКА МЕДИ И МЕДНЫХ СПЛАВОВ
Декоративная отделка художественных металлических изделий и скульптуры способом оксидирования является неотъемлемой частью художественной обработки металла. Декоративная отделка металлических художественных изделий, скульптуры и некоторых деталей архитектуры производится тонированием, то есть оксиди рованием в заданный цвет путем нанесения соответствующих ре агентов на металл и образования на нем оксидных пленок, полу ченных химическим или электрохимическим способом. Как указы валось, применяется также комбинированная декоративная отделка металла способом нанесения на него металлических пленок с по следующим их оксидированием.
Еще в середине прошлого века был известен гальванический способ отделки металла (работы академика Б. С. Якоби), а также техника цветной декоративной отделки, получаемой химическим и электрохимическим оксидированием (63). .
В 60-х гг. прошлого столетия известный гальванотехник И. М. Федоровский описал гальваническую оксидировочную ванну, состоящую из «уксуснокислой окиси свинца, смешанной с едким кали» (63). Он указывал, что если «соединить медную пластинку
'с цинком батареи и платиновую проволоку с ее медью, употребляя разведенный раствор уксуснокислой окиси меди и селитры, то пла стинка покрывается цветом, который касательно отлива и блеска походит на крылья разных насекомых; здесь преобладает светло- желто-золотистый цвет».
Далее И. М. Федоровский сообщал, что в тех случаях, когда применяют «раствор свинцовой окиси и кали и при этом употреб ляют платиновую проволоку или пластинку, то на аноде (то есть оксидируемой поверхности. — Н. О.) тотчас же осаждается слой безводной окиси, которая постепенно утолщается и принимает последовательно несколько различных оттенков, и как скоро жела емый цвет показался, вынимают окрашенный предмет из свинцового раствора...». И далее: «Цвет, полученный электрохимическим пу тем, зависит не только от толщины осадка, но и от металлической поверхности...» (63).
124