Файл: Одноралов Н.В. Гальванотехника в декоративном искусстве [учеб. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2024

Просмотров: 143

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тественный цвет. Аналогичное просвечивание подслоя темного или коричневого цвета обычно наблюдается у естественной патины.

Для получения подслоя обработку поверхности рекомендуется производить 20-процентным раствором азотнокислой меди, после чего поверхность приобретает темный цвет. Скульптуру следует сильно прогреть. Прогрев обычно производят над жаровней с дре­ весным углем, коксом и пр.

Исследования показали, что наиболее пригодными слоями для создания «античной патины» на бронзе, латуни и меди являются хлористый аммоний, азотнокислая медь (при работе с которой обя­ зательно требуется подогрев), среднеуксуснокислая соль меди, уксусная кислота и аммиак.

Хорошие результаты дает применение солей аммония, которые обладают способностью хорошо смачивать поверхность металла, в особенности при добавлении аммиака. Азотнокислый аммоний мож­ но наносить как первый слой, на нем хорошо держатся последую­ щие слои патины.

Лучше всего использовать азотнокислую медь с добавлением ' спирта (для улучшения смачиваемости металла), раствор аммиака с азотнокислой медью или уксусной кислотой, а также хлористый и углекислый аммоний.

Для получения патины основным компонентом является азотно­ кислая медь. Для получения хлоридно-карбонатной патины раство­ ры должны содержать 50—250 а хлористого аммония и 100—250 г углекислого аммония на 1 л воды; для получения сульфатной па­ тины применяется раствор сернокислой или азотнокислой меди с добавлением незначительного количества аммиака; для получения патины, состоящей из хлористо-уксуснокислых солей, пригоден рас­ твор следующего состава:

Хлористый аммоний .................64 г

г

Среднеуксуснокислая соль меди

132

Уксусная кислота (5%-ная) . .

1

л

Применяются также растворы, содержащие олеиновую кислоту; они дают стойкие и красивые патины. В этом случае скульптуру предварительно покрывают слоем хлористого аммония, затем нано­ сят на ее поверхность ледяную уксусную кислоту и раствор азотно­ кислой меди с олеиновой кислотой, повторяя это несколько раз.

Для масляного патинирования применяют состав:

Олеиновая кислота......................

20 г/л

 

Хлористый н а т р и й ...................

17г/л

г/л

Едкий н а т р и й .............................

7

Сульфат натрия ........................

5

л

По другому способу для получения прочного слоя патины брон­ зу рекомендуется покрывать в течение двух-трех недель смесью из 5 частей костного жира и 1 части ледяной уксусной кислоты. Обра­ зующийся слой снимается ватным тампоном, затем пульверизато­ ром или щеткой наносится раствор уксусной кислоты или углекис­ лого аммония.

130


При двухслойном способе патинирования бронзовую скульпту­ ру покрывают в два приема растворами № 1 и № 2.

Раствор м /

 

Азотнокислая м е д ь .................

60 г/л

Хлористый н а т р и й .................

20 г/л

После того как скульптура просохнет, наносят раствор № 2.

Раствор № 2

 

Хлористый аммоний.................

50 г/л

Кислый щавелевокислый

ка­

лий .............................................

10 г/л

Раствор № 2 наносят несколько раз. Убедившись в том, что на­ несенный слой просох, поверхность металла очищают щеткой и вновь покрывают раствором.

Для получения серо-зеленой патины применяют раствор следую­ щего состава:

Серная печень 1 ..........................................................

50

г/ л

Хлористый аммоний.................................................

74

г/л

Уксуснокислая соль ж е л е з а .................................

50

г/л

Углекислый аммоний.................................................

60

г/л

Уксусная кислота (5 % -н ая ).................................

35

г/л

При замене в этом рецепте уксуснокислой соли железа уксусно­ кислой солью меди получается черно-зеленая патина. При добавле­ нии к раствору мышьяковистой меди (очень ядовитой) можно полу­ чить темно-серый оттенок патины.

Для нанесения на патинированную скульптуру отдельных зеле­ ных пятен, что бывает иногда необходимо (например, в углубле­ ниях поверхности скульптуры), применяют быстродействующий раствор:

Углекислый аммоний..................................................

250 г/л

Хлористый аммоний..................................................

250 л

Этот раствор не снимает основного слоя тонировки и не оказы­ вает на него отрицательного влияния.

Тон зеленых пятен зависит от изменения количественных соотно­ шений между составными частями раствора; они могут быть синезелеными (влияние углекислого аммония) или желто-зелеными (влияние хлористого аммония).

Сине-зеленый цвет, подобный цвету малахита, получается в ре­ зультате применения раствора следующего состава:

Хлористый аммоний..................................................

40 г/л

 

Виннокислый к а л и й ....................................................

120г/л

 

Хлористый натрий......................................................

160 г/л

г/л

Азотнокислая медь ........................................................

200

1 О приготовлении серной печени см. стр.

109 и 173.

 

5*

 

131


Зеленый цвет патины с желтовато-коричневым оттенком дает раствор:

Виннокислая м е д ь ......................................................

10

г

Хлористый ам м оний.................................................

10

г

Уксусная кислота (5%-ная) .................................

1 л

Этот раствор наносится с некоторыми затруднениями, так как второй слой раствора разрушает первый слой.

Очень хорошие результаты дают следующие растворы:

1.

Хлористый кальций..............................................

34

г/л

 

Азотнокислая м е д ь .............................................

120

г

2.

Сернокислая м едь..................................................

60

г/л

 

Хлористый аммоний.............................................

20

г/д

3.

Азотнокислая м е д ь .............................................

25

г/л

 

Аммиак (25% -ны й).............................................

50

г/л

 

Уксусная кислота (5% -ная).................... ....

. 10 г/л

 

Хлористый аммоний ..............................................

25 г/л

Последний раствор готовят следующим образом: азотнокислую медь растворяют в 25 г воды, затем добавляют аммиак, пока обра­ зующийся осадок вновь не растворится, после чего вводят уксусную кислоту и хлористый аммоний.

Раствор наносят на патинируемую поверхность несколько раз. Для обработки больших скульптур, а также для реставрации па­ тины на их отдельных участках рекомендуется паста, которая после

нанесения на скульптуру подвергается прогреву.

 

Состав 1-й

Состав 2-й

 

г)

Хромовый ангидрид..............................................

188

188

Аммиак концентрированный.............................

200

260

Уксуснокислый св и н е ц .....................................

260

260

Уксусная кислота (90%-ная)

100

100

Окись хр ом а ................................

100

Графит (вводится для уменьшения

комкова­

200

ния пасты) ..........................................................

100

Вода

1092

1092

Патинирование бронзовых скульптур способом погружения в ванну менее удобно, так как бронзовые скульптуры обычно имеют большой вес и значительные размеры. Обработку приходится про­ изводить в громоздких ваннах, при этом требуются специальные транспортные средства и подъемные приспособления.

Только небольшую настольную скульптуру удобно патинировать погружением.

Для нанесения этим способом патины на бронзовые, латунные или латунированные художественные изделия применяют следую­ щий раствор:

Хлористый аммоний . . .

10

г/л

Медный купорос.................

10

г/л

132


На первый слой наносят второй раствор, который дает окраши­ вание:

Перекись водорода (30% -ная).............................

0,5

г/л

Поваренная соль . . . ..........................................

5,0

г/л

Уксусная кислота (90%-ная) .............................

5,0

г/л

Растворы применяют нагретыми до температуры 60—70°. По­ грузив изделие в первый раствор, выдерживают его там некоторое время, затем промывают изделие водой и погружают во вторую ванну. Окрашенные изделия крацуют и затем снова погружают в раствор.

По другому способу зеленую патину на бронзе и латуни полу­ чают погружением изделий в следующий раствор:

Серноватистокислый натрий.....................................

50

г/л

Азотнокислое железо .............................................

12,5

г/л

Раствор нагревают до 80—90°.

Патина может быть получена также в том случае, если бронзо­ вые или латунные изделия засыпать опилками, смоченными одним из следующих растворов:

1.

Сернокислая м едь..................................................

20

г/л

 

Хлористый кальций.............................................

100

г/л

2.

Хлористый аммоний.............................................

880

г

 

Хлористый натрий..................................................

320

г

 

Кислый виннокислый к а л и й .............................

320 г

 

Уксуснокислая м едь.............................................

320 г

 

Уксусная кислота (5%-ная) . .....................■.

1

л

 

В о д а ..........................................................................

3

л

Изделия выдерживают в опилках от 3 до 5 час при температу­ ре 25°.

Кроме приведенных выше рецептов для патинирования приме­ няют ряд других рецептов.

Патинирование углекислым газом. Подготовленную скульптуру помещают в камеру, которую наполняют углекислым газом. Темпе­ ратура камеры поддерживается в пределах 35—40°. При этом скульптура несколько раз в день смачивается раствором уксусной кислоты (уд. вес 1,04) в 330 г/л воды.

Через несколько дней на поверхности скульптуры образуется слой основной уксусной меди, которая под действием углекислоты постепенно переходит в прочно держащуюся основную углекислую медь. Чем слабее раствор уксусной кислоты, тем медленнее обра­ зуется патина. Лучшие результаты получаются через 8—10 дней.

Патинирование в автоклаве. Оригинальным способом декоратив­ ной отделки скульптур и художественных изделий из бронзы, ла­ туни и меди является патинирование и оксидирование их в автокла­ ве в присутствии веществ, выделяющих аммиак или аммиак и угле­ кислоту (66).

Этот способ дает возможность получать прочные патины, более стойкие в атмосферных условиях, чем патины, нанесенные обычным методом.

133