Файл: Одноралов Н.В. Гальванотехника в декоративном искусстве [учеб. пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.06.2024
Просмотров: 143
Скачиваний: 3
тественный цвет. Аналогичное просвечивание подслоя темного или коричневого цвета обычно наблюдается у естественной патины.
Для получения подслоя обработку поверхности рекомендуется производить 20-процентным раствором азотнокислой меди, после чего поверхность приобретает темный цвет. Скульптуру следует сильно прогреть. Прогрев обычно производят над жаровней с дре весным углем, коксом и пр.
Исследования показали, что наиболее пригодными слоями для создания «античной патины» на бронзе, латуни и меди являются хлористый аммоний, азотнокислая медь (при работе с которой обя зательно требуется подогрев), среднеуксуснокислая соль меди, уксусная кислота и аммиак.
Хорошие результаты дает применение солей аммония, которые обладают способностью хорошо смачивать поверхность металла, в особенности при добавлении аммиака. Азотнокислый аммоний мож но наносить как первый слой, на нем хорошо держатся последую щие слои патины.
Лучше всего использовать азотнокислую медь с добавлением ' спирта (для улучшения смачиваемости металла), раствор аммиака с азотнокислой медью или уксусной кислотой, а также хлористый и углекислый аммоний.
Для получения патины основным компонентом является азотно кислая медь. Для получения хлоридно-карбонатной патины раство ры должны содержать 50—250 а хлористого аммония и 100—250 г углекислого аммония на 1 л воды; для получения сульфатной па тины применяется раствор сернокислой или азотнокислой меди с добавлением незначительного количества аммиака; для получения патины, состоящей из хлористо-уксуснокислых солей, пригоден рас твор следующего состава:
Хлористый аммоний .................64 г |
г |
|
Среднеуксуснокислая соль меди |
132 |
|
Уксусная кислота (5%-ная) . . |
1 |
л |
Применяются также растворы, содержащие олеиновую кислоту; они дают стойкие и красивые патины. В этом случае скульптуру предварительно покрывают слоем хлористого аммония, затем нано сят на ее поверхность ледяную уксусную кислоту и раствор азотно кислой меди с олеиновой кислотой, повторяя это несколько раз.
Для масляного патинирования применяют состав:
Олеиновая кислота...................... |
20 г/л |
|
Хлористый н а т р и й ................... |
17г/л |
г/л |
Едкий н а т р и й ............................. |
7 |
|
Сульфат натрия ........................ |
5 |
л |
По другому способу для получения прочного слоя патины брон зу рекомендуется покрывать в течение двух-трех недель смесью из 5 частей костного жира и 1 части ледяной уксусной кислоты. Обра зующийся слой снимается ватным тампоном, затем пульверизато ром или щеткой наносится раствор уксусной кислоты или углекис лого аммония.
130
При двухслойном способе патинирования бронзовую скульпту ру покрывают в два приема растворами № 1 и № 2.
Раствор м / |
|
Азотнокислая м е д ь ................. |
60 г/л |
Хлористый н а т р и й ................. |
20 г/л |
После того как скульптура просохнет, наносят раствор № 2.
Раствор № 2 |
|
Хлористый аммоний................. |
50 г/л |
Кислый щавелевокислый |
ка |
лий ............................................. |
10 г/л |
Раствор № 2 наносят несколько раз. Убедившись в том, что на несенный слой просох, поверхность металла очищают щеткой и вновь покрывают раствором.
Для получения серо-зеленой патины применяют раствор следую щего состава:
Серная печень 1 .......................................................... |
50 |
г/ л |
Хлористый аммоний................................................. |
74 |
г/л |
Уксуснокислая соль ж е л е з а ................................. |
50 |
г/л |
Углекислый аммоний................................................. |
60 |
г/л |
Уксусная кислота (5 % -н ая )................................. |
35 |
г/л |
При замене в этом рецепте уксуснокислой соли железа уксусно кислой солью меди получается черно-зеленая патина. При добавле нии к раствору мышьяковистой меди (очень ядовитой) можно полу чить темно-серый оттенок патины.
Для нанесения на патинированную скульптуру отдельных зеле ных пятен, что бывает иногда необходимо (например, в углубле ниях поверхности скульптуры), применяют быстродействующий раствор:
Углекислый аммоний.................................................. |
250 г/л |
Хлористый аммоний.................................................. |
250 л |
Этот раствор не снимает основного слоя тонировки и не оказы вает на него отрицательного влияния.
Тон зеленых пятен зависит от изменения количественных соотно шений между составными частями раствора; они могут быть синезелеными (влияние углекислого аммония) или желто-зелеными (влияние хлористого аммония).
Сине-зеленый цвет, подобный цвету малахита, получается в ре зультате применения раствора следующего состава:
Хлористый аммоний.................................................. |
40 г/л |
|
Виннокислый к а л и й .................................................... |
120г/л |
|
Хлористый натрий...................................................... |
160 г/л |
г/л |
Азотнокислая медь ........................................................ |
200 |
|
1 О приготовлении серной печени см. стр. |
109 и 173. |
|
5* |
|
131 |
Зеленый цвет патины с желтовато-коричневым оттенком дает раствор:
Виннокислая м е д ь ...................................................... |
10 |
г |
Хлористый ам м оний................................................. |
10 |
г |
Уксусная кислота (5%-ная) ................................. |
1 л |
Этот раствор наносится с некоторыми затруднениями, так как второй слой раствора разрушает первый слой.
Очень хорошие результаты дают следующие растворы:
1. |
Хлористый кальций.............................................. |
34 |
г/л |
|
Азотнокислая м е д ь ............................................. |
120 |
г/л |
2. |
Сернокислая м едь.................................................. |
60 |
г/л |
|
Хлористый аммоний............................................. |
20 |
г/д |
3. |
Азотнокислая м е д ь ............................................. |
25 |
г/л |
|
Аммиак (25% -ны й)............................................. |
50 |
г/л |
|
Уксусная кислота (5% -ная).................... .... |
. 10 г/л |
|
|
Хлористый аммоний .............................................. |
25 г/л |
Последний раствор готовят следующим образом: азотнокислую медь растворяют в 25 г воды, затем добавляют аммиак, пока обра зующийся осадок вновь не растворится, после чего вводят уксусную кислоту и хлористый аммоний.
Раствор наносят на патинируемую поверхность несколько раз. Для обработки больших скульптур, а также для реставрации па тины на их отдельных участках рекомендуется паста, которая после
нанесения на скульптуру подвергается прогреву.
|
Состав 1-й |
Состав 2-й |
|
(в |
г) |
Хромовый ангидрид.............................................. |
188 |
188 |
Аммиак концентрированный............................. |
200 |
260 |
Уксуснокислый св и н е ц ..................................... |
260 |
260 |
Уксусная кислота (90%-ная) |
100 |
100 |
Окись хр ом а ................................ |
— |
100 |
Графит (вводится для уменьшения |
комкова |
200 |
ния пасты) .......................................................... |
100 |
|
Вода |
1092 |
1092 |
Патинирование бронзовых скульптур способом погружения в ванну менее удобно, так как бронзовые скульптуры обычно имеют большой вес и значительные размеры. Обработку приходится про изводить в громоздких ваннах, при этом требуются специальные транспортные средства и подъемные приспособления.
Только небольшую настольную скульптуру удобно патинировать погружением.
Для нанесения этим способом патины на бронзовые, латунные или латунированные художественные изделия применяют следую щий раствор:
Хлористый аммоний . . . |
10 |
г/л |
Медный купорос................. |
10 |
г/л |
132
На первый слой наносят второй раствор, который дает окраши вание:
Перекись водорода (30% -ная)............................. |
0,5 |
г/л |
Поваренная соль . . . .......................................... |
5,0 |
г/л |
Уксусная кислота (90%-ная) ............................. |
5,0 |
г/л |
Растворы применяют нагретыми до температуры 60—70°. По грузив изделие в первый раствор, выдерживают его там некоторое время, затем промывают изделие водой и погружают во вторую ванну. Окрашенные изделия крацуют и затем снова погружают в раствор.
По другому способу зеленую патину на бронзе и латуни полу чают погружением изделий в следующий раствор:
Серноватистокислый натрий..................................... |
50 |
г/л |
Азотнокислое железо ............................................. |
12,5 |
г/л |
Раствор нагревают до 80—90°.
Патина может быть получена также в том случае, если бронзо вые или латунные изделия засыпать опилками, смоченными одним из следующих растворов:
1. |
Сернокислая м едь.................................................. |
20 |
г/л |
|
Хлористый кальций............................................. |
100 |
г/л |
2. |
Хлористый аммоний............................................. |
880 |
г |
|
Хлористый натрий.................................................. |
320 |
г |
|
Кислый виннокислый к а л и й ............................. |
320 г |
|
|
Уксуснокислая м едь............................................. |
320 г |
|
|
Уксусная кислота (5%-ная) . .....................■. |
1 |
л |
|
В о д а .......................................................................... |
3 |
л |
Изделия выдерживают в опилках от 3 до 5 час при температу ре 25°.
Кроме приведенных выше рецептов для патинирования приме няют ряд других рецептов.
Патинирование углекислым газом. Подготовленную скульптуру помещают в камеру, которую наполняют углекислым газом. Темпе ратура камеры поддерживается в пределах 35—40°. При этом скульптура несколько раз в день смачивается раствором уксусной кислоты (уд. вес 1,04) в 330 г/л воды.
Через несколько дней на поверхности скульптуры образуется слой основной уксусной меди, которая под действием углекислоты постепенно переходит в прочно держащуюся основную углекислую медь. Чем слабее раствор уксусной кислоты, тем медленнее обра зуется патина. Лучшие результаты получаются через 8—10 дней.
Патинирование в автоклаве. Оригинальным способом декоратив ной отделки скульптур и художественных изделий из бронзы, ла туни и меди является патинирование и оксидирование их в автокла ве в присутствии веществ, выделяющих аммиак или аммиак и угле кислоту (66).
Этот способ дает возможность получать прочные патины, более стойкие в атмосферных условиях, чем патины, нанесенные обычным методом.
133