Файл: Макаров Г.В. Уплотнительные устройства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2024

Просмотров: 233

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

кольце, так как при этом облегчаются условия заполнения их смазкой.

Рассмотрим зависимости, определяющие распределение давле­

ния в уплотнении и наличие жидкостного трения.

 

Избыточное давление

dp" в клиновом зазоре при отсутствии

утечки в

с т о р о н ы — п о

торцам зазора (рис. 102) определяется

уравнение

Рейнольдса

123]

 

 

%

= 6 4 v « ^ .

(135)

В

виду малости

угла

сс, примем tg а

а,

тогда

 

 

 

 

 

hm

=

ахт,

 

h =

ах.

 

 

 

Здесь

г) — динамический

коэффициент

вязкости;

v — скорость

относительного

перемещения

поверхностей;

hm

абсцисса, соот­

ветствующая

р

=

ртах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С

учетом

сделанных

допущений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

dp"

_

6Т)06т|о

/

х —• хт

 

\

 

 

 

 

 

 

 

dx

 

а2

\

х*

 

J "

 

 

 

Давление

в

сечении

зазора,

определяемом

координатой х

при т] = const,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г dx

 

Г d)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

bx

 

 

 

 

 

 

6r|t>

\(

1

 

 

 

Хт

1 1

 

1

 

 

 

 

a2

 

h)

 

2

1

*2

 

 

 

 

 

 

\

x

 

 

 

 

 

175



При х — b2

имеем

р"

0.

Тогда

 

 

 

 

 

 

 

 

26, Ь,

 

 

 

 

 

 

 

1и2

 

 

Подставляя

значение

хт,

получим

 

 

 

 

 

\ ( х

 

,ьх I)

Ьф2

 

 

р ' ~ "2

 

«г

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

Наибольшее

избыточное

давление

будет

 

 

 

 

-

 

_

3 -по

( 6 2 - 6 х ) 2

(136)

 

 

 

 

 

2 a*

х + 6

2 ) •

 

 

 

 

 

 

Подъемная сила, возникающая в уплотнении за счет протекания

жидкости в клиновом зазоре, будет

равна

 

 

 

F" =

65г Jf р" dx =

бВЯг, ^

( ^

- ^

)

,

Г(137)

где В — длина подводящей

канавки

в радиальном

направлении;

z—число канавок (сегментов); L =

Ь2

Ьх — длина масляного

клина одного

сегмента, замеренная

по среднему

диаметру; В —

поправочный

коэффициент,

учитывающий

утечки

через

торцы;

vc — скорость, соответствующая среднему радиусу опорной поверхности клиновой части уплотнения у R c = —if"~M'> у о —

Rc

=v где г — радиус вала.

Среднее избыточное давление по всей контактной поверхности,

соответствующее подъемной силе,

F"

6 P B W

Р с р ~ S k

Ш

где

SK = - f

(D*-dl).

Уравнение (137) имеет важное значение для проектирования гидродинамических торцовых уплотнений, так как показывает, что с увеличением скорости вала условия работы уплотнения улуч­ шаются. Допускаемое давление жидкости зависит от конструктив-

ных размеров, отношения площадей вязкости масла и ско-

рости вала.

Аналогичное выражение подъемной силы, возникающей в уплотнении за счет протекания жидкости в клиновом или ступенча-

176


том зазоре, можно написать, используя исследования, проведен­ ные в области ступенчатых упорных подшипников скольжения [92 ]

 

 

mm

где 5 =

zL0B0;

Сх — постоянная величина для данной конструк­

ции уплотнения, взятая с графика (рис. 103).

Приняты размерности для величин В0 и h в м, F в кгс, S в м2 ,

v в м/с;

т] в

кгс-с/м2 .

С,

Рис. 103. Изменение коэффициента Clt характеризующего подъем­ ную силу, в зависимости от конструктивных параметров

кривой

и

^паэа

В паза

Во

Ьо

Во

 

/

0,25

0,727

0,966

2

0,50

0,734

0,853

3

0,75

0,746

0,799

N 4

1,00

0,759

0,759

5

1,50

0,787

0,708

6

2,00

0,813 -

0,680

7

3,00

0,850

0,653

Можно принимать следующие ориентировочные соотношения конструктивных величин:

' ^ _ ^ 0 , 4 ч - 1 ;

А ^ 1 ^ _ 2 .

х

а0

177


Значительное увеличение отношения - ~ - увеличивает нагрев

уплотнения. Уплотнение может выполняться с клиновыми ка­ навками и ступенчатыми (см. рис. 101).

 

 

Согласно

исследованиям

[92], подъемная

сила

при наличии

ступенчатых канавок выше, чем для клиновых (примерно, до

7%).

Величину утечки, а также нагрева жидкости можно

регулировать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р'хгт/см2

за счет подбора отношения

площа-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

деи в уплотнении

 

 

 

где

<->ж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ISO

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/

/

 

площадь

 

гидравлического

поджа-

 

 

 

 

 

 

 

 

/

 

 

тия; S K — контактная

рабочая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

площадь

 

уплотнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

120

 

Для

обычных

торцовых

уплот­

 

 

 

 

 

 

А// wo

нений, если исходить из допусти­

 

 

 

 

 

 

мой температуры местного нагрева

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

и отсутствия задиров рабочих по­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

80

 

верхностей,

допустимая

нагрузка

 

 

 

 

 

 

Л

 

 

 

резко падает с увеличением ско­

 

 

 

 

 

 

 

60

 

рости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для

торцовых

 

же

гидродина­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

h0

 

мических

уплотнений

в силу

на­

 

 

/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

личия

жидкостного

трения

и

не­

 

 

///

 

 

 

 

3

 

 

20

 

прерывного

возобновления

 

сма­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зочного

 

слоя

 

жидкости

можно

 

 

 

 

 

 

А-

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

с

увеличением

скорости допускать

 

20

«?

 

ВО

 

80

vc,n/c

 

 

 

 

 

 

большее

 

рабочее

 

давление,

что

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.

104.

Зависимость

подъемной

является их положительным свой­

силы F"

и

избыточного

давления

ством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р"

(

 

)

от средней

скорости

 

Работа гидродинамических тор­

 

диска при температуре 50° С:

 

 

/

— масло

АМГ-10;

2 — масло

вере­

цовых

уплотнений в сильной

сте­

 

 

тенное АУ;

3 — вода

 

 

 

пени зависит от вязкости жидко­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сти и требует точного обеспече­

ния заданного клинового зазора. Торцовое

 

гидродинамическое

уплотнение

является

сравнительно

малогабаритным

и простым

по

конструкции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и м е р . Определить подъемную силу в гидродинамическом

торцовом,

уплотнении.

 

Дано:

Dx

=

94

 

мм,

dt

=

80

мм,

d2 =

=

74 мм,

d =

70

мм.

D

=

100 мм (см. рис.

101).

 

 

 

 

 

 

 

Принимаем: - у - =

0,6;

h0

=

0,01

мм;

t =

0,016

мм.

 

 

 

 

Число

сегментов

z =

12. При

этих

данных

имеем:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в0

= D-

 

 

100 — 74

= 1 3

мм;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ь0

= яДср

 

j c - 8 7

 

23 мм;

£ = 1 , 7 8 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

178